Автор: Чернолихова Светлана Николаевна Должность: учитель географии Учебное заведение: МКОУ ООШ №20 Населённый пункт: станица Суворовская Наименование материала: Методическая разработка урока географии в 9 классе Тема: Национальный и религиозный состав России Раздел: среднее образование
Национальный и религиозный состав населения России.
Цели урока:
обучающая – познакомить с особенностями национального и религиозного состава
населения России, Северного Кавказа, станицы Суворовской;
развивающая – развивать самостоятельность в формулировании социальных и
экономических проблем на основе географических знаний и статистических
данных о национальном составе России, продолжить развитие умений работы с
географическими картами, таблицами для анализа, конкретизации отдельных
положений темы, производить необходимые сравнения.
воспитывающая – воспитывать толерантное отношение к окружающему миру,
чувство гражданства и патриотизма, уважение к культуре и истории своей страны и
населяющих ее народов.
Оборудование: Физическая карта России; карта атласа: “Народы России”, наглядный,
картографический и статистический материал.
Категориальный аппарат усвоения: национальный состав, религии России;
народы России, их традиции и обычаи, толерантность в межличностных отношениях.
Способы действия учащихся: анализ статистического и картографического
материала; исследовательская деятельность.
Эпиграф: “Многонациональность – как феномен культуры России, религия – как
часть культуры”
Ход урока
I. Организационный момент
(Слайд – 1)
- Начать наш урок я хочу со стихотворения:
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд
Один черкеску носит
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод,
Один кумыс готовит
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех одна.
(Стихотворение В. Степанова)
О чем это стихотворение? (Ответы детей.)
Какие особенности имеет национальный состав населения России, какие религии
представлены на территории нашей страны - на эти вопросы поможет нам ответить
изучение темы: Национальный и религиозный состав населения России (тема урока
открывается на доске).
(Слайд-2)
II. Изучение нового материала
Учитель: Россия – многонациональное государство, по переписи 2002 года в нем
проживает около160 народов. Почему это неточная цифра? Дело в том, что при переписи
населения опрашиваемые определяют свою национальность по самосознанию.
Учитель: Чем отличаются люди разных национальностей? Перечислите признаки.
Ответ: Каждый народ отличается по языку, укладу жизни, обычаям, историческим
традициям, культуре и трудовым навыкам.
- Правильно, одним из важнейших признаков этноса является язык. По сходности
языков народы России относятся к 4 языковым семьям (на доске иллюстрация: «Дерево
языков»).
(Слайд-3)
1. Исследовательская деятельность учащихся
Работа с картой атласа (стр.8-9) и таблицей 7 учебника (стр30): “Народы России”
Вопрос: К каким языковым семьям относятся народы России?
Ответ: Индоевропейской, алтайской, кавказкой и уральской.
– Языковые семьи делятся на группы, группы на народы.
(Слайд-4)
Вопрос: Назовите самую многочисленную языковую семью?
Ответ: Индоевропейская семья.
Вопрос: Какая самая многочисленная группа в этой семье?
Ответ: Многочисленная – славянская группа.
Вопрос: Назовите самый многочисленный народ России?
Ответ: Русский – 116 миллионов человек.
(Слайд -5)
Задание:
Найдите в таблице 7 крупнейших народов России по численности
населения
Ответ:
1.
Русские – 116 млн. человек.(индоевропейская)
2.
Татары – 5,6 млн. человек.(алтайская)
3.
Украинцы – 2,9 млн. человек.(индоевропейская)
4.
Башкиры – 1,7млн. человек.(алтайская)
5.
Чуваши – 1.6 млн. человек. (алтайская)
6.
Чеченцы – 1,3 млн. человек.(кавказская)
7.
Армяне – 1,1 млн. человек.(индоевропейская)
(Слайд-6)
Задание. Распределите крупнейшие народы России по языковым семьям на
«древе языков»)
Вывод . Мы видим, что в России проживают люди разных национальностей, общее
число народов составляет около 160. Среди них выделяются крупные народы: русские,
татары, украинцы… и 26 малых народов.
Учитель. Как общаются между собой люди разных национальностей?
Ответ. Русский язык является государственным и языком межнационального
общения.
(Слайд-7)
Учитель. Вторым признаком этноса является территория. В пределах России принято
выделять территории с исконно русским населением и области с пестрым национальным
составом. Многие народы рассредоточены по всей территории России и практически
невозможно выделить « чистые» в этническом отношении. В то же время в республиках,
автономных округах велика доля коренного населения. Народ, давший название
республике или автономному округу называется титульным. Лишь в 7 республиках
титульный народ составляет более половины всех жителей. Выясним по карте, какие же
это территории?
2. Работа с учебником и картой ( таблица 8, стр. 31)
Ответ. Это большинство северо – кавказских республик. Дагестан (80%), Чечня и
Ингушетия (71%), Чувашия (68%), Тыва (64%), Кабардино – Балкария (58%) и Северная
Осетия (53%). Минимальное значения – в Карелии (10%) и Хакасии (11%). Такое же
состояние характерно для Ханты – Мансийского округа (1.5%) и Ямало – Ненецкого
округа (6%).
(Слайд-8)
(Учащиеся прикрепляют к карте фигурки людей в национальных костюмах,
учитель показывает слайды)
лайд-9)
Задание. Определите республики с равенством коренного и русского населения.
Ответ.
Татарстан, Калмыкия, Марий Эл, Карачаево- Черкессия
(Слайд-10)
(Учащиеся прикрепляют к карте фигурки людей в национальных костюмах,
учитель показывает слайды)
(Слайд-11)
Задание. Определите республики с преобладанием русского населения.
Ответ.
Карелия, Хакасия, Башкирия, Адыгея, Коми, Бурятия, Удмуртия, Алтай,
Мордовия, Якутия (Саха)
(Слайд-12)
(Учащиеся прикрепляют к карте фигурки людей в национальных костюмах,
учитель показывает слайды)
-Каков национальный состав нашего класса? Приведите примеры. (Ответы детей)
- Как вы думаете, люди разных национальностей живут обособленно или
взаимодействуют друг с другом? (Ответы детей)
(Слайд-13)
- Правильно, процесс слияния одного народа с другим путем усвоения его языка,
культуры называется ассимиляцией.
- Приведите примеры ассимиляции в классе.
- Итак, мы с вами выяснили, что Россия – многонациональная страна. Какая
проблема стоит перед людьми наиболее остро?
Ответ: Проблема межнациональных отношений.
- После распада СССР обострились многие межэтнические конфликты, особенно в
нашем регионе – на Северном Кавказе.
Почему именно в этом регионе проблема межнациональных отношений стоит
очень остро?
Ответ. Кавказ находится на стыке двух культур, очень много народностей
проживает в этом регионе и каждый из них имеет свои обычаи и традиции (Примеры).
-Другая проблема региона- экономическая и финансовая нестабильность и рост
безработицы.Что необходимо делать, чтобы избежать национальных конфликтов?
Ответ. Необходима политическая стабильность, экономическое благополучие,
соблюдение законов РФ, уважение традиций и обычаев каждого народа.
- Итак, мы с вами выяснили, что каждый народ имеет свой язык, традиции, обычаи,
а важнейшими признаками этноса являются язык и территория.
Основу духовной культуры и его важнейшим признаком является религия. Что
такое религия? (Особое мировоззрение, основанное на вере во всемогущие силы.)
ее – проранжируйте по значимости и числу верующих различных конфессий.
1. Назовите основные религии Росси.
- На территории России верующие исповедуют православие, ислам и буддизм, а
также иудаизм .
2. Верующие какой конфессии самые многочисленные?
– исповедующие православие.
3. Какие народы исповедуют ислам?
- Ислам исповедуют народы Поволжья (татары, башкиры… ), Центральной Азии ,
Северного Кавказа – все, кроме осетин
4. Какие народы исповедуют буддизм?
- Буддизм исповедуют: калмыки, тувинцы, буряты.
5. Какой народ исповедует иудаизм?
- Иудаизм исповедуют евреи.
Учитель . Кроме этого народы Севера, Сибири исповедуют местные верования
(шаманизм).
Учитель. Итак, на территории России верующие исповедуют православие, ислам
и буддизм, а также иудаизм . Религия влияет на культуру и быт народов, на различные
стороны их жизни, иногда даже служит причиной вражды между народами, приводит к
войнам, переселению части верующих в другие страны.
- Духовная культура народов выражается в соблюдении религиозных праздников,
обрядов и законов, в создании величественных храмов.
(Слайд-15, 16, 17, 18)
(Слайд 19)
Учитель. А знаете ли вы:
1.
Кто является Патриархом всея Руси?
2.
Кто является главным Муфтием в России?
3.
Кто является Верховным Ламой в России?
4.
Кто является главным Равином в России?
Учитель. Основными религиями Северного Кавказа являются: ислам и
православие. Каждая из них проповедует только добро.
(Слайд 20, 21)
(Просмотр основных заповедей Корана и Библии, сравнение, выводы)
(Слайд 22)
(М.Ю.Лермонтов)
МОЛИТВА
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко...
III. Итог урока
Рефлексия
Что нового узнали на уроке?
Что было для вас непонятным?
Что особенно запомнилось?
Заключительное слово учителя: В России проживают люди разных
национальностей, разных религиозных верований. Но где бы мы ни жили с вами, какой
национальности не были, все мы граждане одной великой страны – мы россияне. У нас
одна общая история: героическая и трагическая. У нас огромные природные богатства, у
нас трудолюбивый и талантливый народ, у нас разнообразие национальных культур. Если
мы будем едины, то нам по плечу любые задачи.
(Слайд 23)
Народностей много живет
В стране под названьем Россия
Но вместе мы – русские, русский народ
И в этом наша главная сила.
Но кто-то не верит, и пусть
Мы за руки крепко возьмемся
Поверь в наши силы Великая Русь
И мы к лучшей жизни вернемся!
(Стихотворение Л. Рубальской)
(Слайд 24)