Автор: Дзягунова Светлана Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДСКВ №36
Населённый пункт: пос.Октябрьский, Ейский район, Краснодарский край
Наименование материала: Семинар-практикум
Тема: "Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №36
пос. Октябрьский МО Ейский район
Тема: «Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС ДО»
Подготовила: Воспитатель Дзягунова С.Б.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий момент
являются неотъемлемой часть. Современного дошкольного образования.
Информатизация системы образования предъявляет новые требования к
педагогу и его профессиональной компетентности. Это особенно актуально в
условиях ФГОС. Мы видим, какие значительные перемены происходят
сейчас в системе дошкольного образования. И во многом это связано с
обновлением научной, методической и материальной базы обучения и
воспитания.
Одним из важных условий обновления является использование новых
информационных технологий. На сегодняшний день воспитателю доступен
довольно обширный выбор ИКТ в своей практике. Это компьютер,
использование сети интернет, различного рода мультимедиа- и аудио-
визуальное оборудование. Воспитатели стали для ребенка проводником в
мир новых технологий.
Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно
ФГОС ДО, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего,
улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых
знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных
направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии.
Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном
образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствам
мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме
развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую
учебного процесса.
Вопрос организации предметно-пространственной развивающей среды
(ППРС) ДОУ на сегодняшний день наиболее актуален, так как важным
критерием оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС является
созданная предметно-пространственная среда. ППРС должна быть
вариативной и содержательно насыщенной, т.е. оснащена средствами
обучения и воспитания – техническим, спортивным, игровым
оборудованием. Поэтому основная задача ДОУ: совместить в едином
развивающем пространстве традиционные игры, игрушки с ярким и
наглядным материалом и современные технологии. Это должно стать
отправной точкой для работы над целым направлением — создание
интерактивной образовательной среды.
Значимым аспектом интерактивной образовательной среды ДОУ является
использование педагогами ИКТ, в виде инструмента развития мотивации
образовательного процесса. ИКТ, тем самым, помогает перенести тяжесть с
вербальных методов образования на методы поисковой и творческой
деятельности воспитателей и воспитанников. В связи с этим воспитатель, в
большей степени, становится соучастником, помощником. Использование
компьютерных технологий помогает:
- привлекать пассивных детей к активной деятельности;
- делать ОД более наглядной, интенсивной;
- активизировать познавательный интерес;
- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);
- реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в
образовательной деятельности.
Основными формами использования ИКТ являются:
- оформление групповой документации (списки детей, диагностика развития,
планирование, мониторинг выполнения программ, составление отчетов).
- подбор познавательного и иллюстративного материала к занятиям, к
совместной образовательной деятельности, оформление стендов, групп,
кабинетов.
- создание презентаций в программе Microsoft Рower Рoint в различных
образовательных областях: «Социально-коммуникативное развитие»,
«Речевое развитие», «Познавательное развитие» и др. Презентация помогает
объединить огромное количество демонстрационного материала, освобождая
от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций,
аудио и видео аппаратуры.
- использование видеокамеры и программ для редактирования видеофайлов:
просмотр информационного материала с наложением хорошо известным им
аудиорядом, создание простеньких клипов, наложение голоса на видео и т.п.
- использование интерактивной доски. Интерактивная доска позволяет
ребенку как бы увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров
по игре. Дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в
виртуальный мир один на один с компьютером.
- обучающие программы. Выполняя задания, ребенок учится планировать,
выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него
развивается способность к прогнозированию результата действий. Он
начинает думать прежде, чем делать. Это означает начало овладения
основами теоретического мышления.
- создание медиатек, которые представляют интерес, как для педагогов, так и
для родителей.
- создание электронной почты, ведение сайта ДОУ с ссылками на группы.
- использование сети интернет в педагогической деятельности, с целью
информационного и научно-методического сопровождения образовательного
процесса.
Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального
развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-
воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной
организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с
возрастом детей и требованиями Санитарных правил. Обычное занятие
длится от 20 до 30 минут. При этом использование экрана должно быть не
более 7-10 минут. После окончания работы за компьютером для
профилактики нарушений зрения и снятия напряжения с глаз необходимо
выполнить несложную гимнастику для глаз.
Использование компьютерных технологий в деятельности воспитателя
позволяет внедрять инновационные процессы в дошкольное образование.
Информационные технологии значительно расширяют возможности
воспитателей и специалистов в сфере обучения детей дошкольного возраста.
Использование ИКТ в ДОУ вполне оправдывает и приносит большую пользу
в развитии всех сфер личности дошкольника, взаимодействии с родителями
воспитанников, организации деятельности воспитателя, значительно
способствует повышению качества образовательного процесса.
Преимущества использования ИКТ в дошкольном образовании:
1. Инновационные технологии вовлекают воспитанников в учебный процесс,
способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации
умственной деятельности, а также раскрытию их творческого потенциала.
2. ИКТ дают возможность воспитанникам наглядно представить результат
своих действий, выявить достижения в процессе работы, зафиксировать
моменты, на которых были допущены ошибки, для их исправления.
3. Наличие современных информационно-технических средств и навыков
работы с ними позволяет педагогу намного эффективнее выполнять
поставленные задачи.
4. Использование ИКТ значительно повысило культуру труда педагога;
способствовало изменению имиджа как педагогов, так и ДОУ в целом;
повысило качество проводимых организационно-методических мероприятий,
а также качество предоставляемых сопроводительных материалов;
мотивировало и стимулировало познавательную и творческую активность
педагогов и детей; расширило возможности для самореализации.
Таким образом, использование ИКТ в работе с детьми открывает новые
дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его
«оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы,
которые невозможно продемонстрировать иными способами. Повышается и
собственно качество наглядности, и ее содержательное наполнение. В
частности, прекрасные возможности создает систематизация и
структурирование учебного материала. Появляется возможность для
концентрации больших объемов демонстрационного материала из разных
источников, представленных в разных формах, оптимально выбранных и
скомпонованных педагогом в зависимости от потребностей детей и
особенностей программы.