Напоминание

" Экологические игры"


Автор: Анастасия Валерьевна Шныптева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №18
Населённый пункт: Ленинск–Кузнецкий г
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: " Экологические игры"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер – класс для родителей

«Экологические игры»

Мир, окружающий ребенка- это, прежде всего

мир природы с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,

вечный источник детского разума.

В. Сухомлинский.

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту

красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев.

Способность «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой,

не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Научиться жить в согласии с

природой, с окружающей средой следует начинать в дошкольном возрасте. Развитие и

воспитание ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.

Дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и

успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Я предлагаю несколько игр, которые использую в своей работе.

«Играя, познаем природу»

Игра-первая ступень бесконечной лестницы жизни. Она обучает, воспитывает, выступает

надежным средством социализации и саморазвития личности- именно поэтому она так

важна для ребенка.

Разнообразные игры с экологическим содержанием не только знакомят ребенка с

окружающим вокруг миром, но и помогают сформировать систему социальных

ценностей, ориентированных на бережное отношение к природе.

Хотелось бы немного остановиться на значении экологических игр:

Большое влияние оказывают экологические игры на умственное развитие. Дети учатся

рассуждать, делать выводы, обобщать, при этом тренируется их внимание, память;

-В процессе экологических игр обогащается словарный запас: дети узнают названия

животных, птиц, растений, насекомых, учатся описывать их внешний вид, характерные

особенности,

-Экологические игры способствуют и развитию математического мышления-ребенок

отсчитывает необходимое количество предметов (например игра собери шишки в

корзину), сравнивает их по величине и форме, в игре «Что сначала, что потом?»

совершенствуется ориентировка во времени

-Игра ставит взрослого и ребенка в партнерские отношения,

-Экологические игры позволяют развивать у ребят коммуникативные качества:

воспитываются дружеские взаимоотношения между детьми, развивается чувство

товарищества, взаимопомощи, воспитывается культура поведения и общения.

Игра для детей-не только прекрасный способ времяпровождения, но и, как я уже

говорила, средство обучения и развития, как физического, так и умственного. Поэтому у

родителей всегда должен быть на вооружении список игр, в которые можно поиграть с

детьми.

В домашнем уголке ребенка рекомендую иметь дидактические настольные игры

природоведческого содержания,

Они учат классифицировать растения и животные; запоминать новые названия,

обогащают и развивают речь дошкольника. Главное, чтобы ребенку и взрослому

было интересно вместе.

Сегодня мне хотелось бы Вас, уважаемые родители, познакомить поближе с различными

экологическими играми, для того, чтобы вы использовали их в жизни-играли со своими

детьми-дома, на прогулке, на отдыхе, в лесу.

«Экологическая разминка»

Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (одинаковая)

У кого язык длиннее тела? (у хамелеона)

Чем лягушка отличается от жабы? (лягушка – дневное животное, а жаба - ночное)

Почему красную книгу называют красной, а не зеленой? (потому что красный цвет –

сигнал опасности)

Почему листья зеленые? (потому что в них содержится хлорофилл)

Кого называют листопадничками? (зайчат, родившихся осенью)

Что ест зимой жаба? (ничего, зимой она спит)

Какая нить в природе самая тонкая? (паутина)

Какое дерево является лучшим пылесосом? (тополь)

У кого уши на ногах? (у кузнечика)

Какую траву любят кошки? (валериану)

Самая высокая трава? (бамбук)

Опасен ли укус гадюки летом? (Нет, только болезнен, ядовит укус только что

проснувшейся после зимней спячки змеи)

Какая птица не строит гнезда? (кукушка)

Проверить, правильно ли справились с заданием.

В игре Экологическое пятиборье участвуют две команды. Команда «Елочка» и команда

«Бабочка»

Что же такое экологическое пятиборье?

Всем известно что пятиборье это вид спорта из класса спортивных многоборий, в котором

участники соревнуются в пяти дисциплинах, а в нашем случае это экологические

соревнования, состоящие из пяти видов различных заданий.

Девизом наших соревнований станут слова Вадима Шефнера

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда её жалей!

В увеселительных походах

Не растопчи её полей!

Не жги её напропалую

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую:

Нас много, а она одна!

1 ЭТАП «Зашифрованное письмо»

Воспитатель: Уважаемые родители, вам предстоит составить пословицы из слов, лежащих

в конвертах(каждой команде предлагаются по два конверта, в которых лежат слова, из

которых и нужно составить пословицу). Мороз не велик, да стоять не велит. Готовь

сани летом, а телегу зимой. Лес рубят — щепки летят. Цыплят по осени считают.

Победит та команда, которая справится с этим заданием быстрее.

Подвести итог.

Уважаемые родители в такую игру можно поиграть с ребенком старшего дошкольного

возраста, который знает буквы и умеет читать, это прекрасная тренировка навыков чтения.

А младшим дошкольникам можно предложить сложить кубики с изображением природы ,

зверей, а так же им будут интересны пазлы и разрезные картинки. Эти игры развивают

внимание, логическое мышление, воображение, целостность восприятия. А пословицы

помогают воспитывать и направляют на правильные поступки.

2 этап «Загадалки»

Первый вопрос для команды…….Все внимание на экран.

1. Ни кто не ругает, а она дрожит. Кто и почему?

Осина. Еще по другому осину люди называют «дрожащим тополем» и конечно ее

характерная особенность подвижные листья. А дрожат они потому, что черенок к

которому крепится листовая пластинка длинный и тонкий, и форма у него не как у других

цилиндрическая, а плоская и приплюснутая с боков. Поэтому даже слабый ветерок крутит

лист. И создается впечатление, что осина дрожит.

2. Почему листья на верхушках деревьев опадают последними?

Потому, что наверху самые молодые, а следовательно, самые крепкие листья.

3. Цветок с отличной памятью.

Незабудка.

4. Назовите дикие съедобные растения.

Мята. Душица. Зверобой. Лебеда, и многие другие.

5. У кого уши на ногах?

У кузнечика. У экологов существует такое мнение, что расположение ушей на ногах у

кузнечика не случайно. В сидячем положении ноги у кузнечика расположены выше

самого тела, следовательно, охватывается большая часть пространства слышать, что

происходит за пределами видимости.

6. где раки зимуют?

Раки зимуют на месте своего обитания, на дне водоемов в своих норках под корягами.

Зимой раки не впадают в спячку, они 20 часов спят, а лишь 4 часа бодрствуют.

3 . Игра «Найди лишнее»

Цель: развитие мышления, зрительного внимания, развивать умение классифицировать

предметы по существенному признаку, обобщать.

Воспитатель: Я называю 4 объекта природы, а вам нужно найти лишний объект и

обосновать свой выбор.

заяц, ёж, шмель, лиса;

дождь, снег, облако, роса;

роза, одуванчик, тюльпан, лилия;

корова, волк, овца, кролик;

голубь, паук, скворец, сорока;

бабочка, стрекоза, енот, пчела;

ель, берёза, яблоня, осина;

лиса, свинья, лось, кабан

кузнечик, божья коровка,

воробей, майский жук;

лес, парк, роща, тайга.

4. «Вопрос – ответ»

Цель: Развивать умения отвечать на поставленные вопросы, проявлять находчивость,

сообразительность.

Воспитатель: Я вам буду задавать вопросы, а вы должны на них ответить

Вопросы:

1. Почему человек назад оглядывается? (потому что у него на затылке глаз нет).

2. От чего кошка бегает? (не умеет летать).

3. Каким гребнем голову не причешешь? (петушиным).

4. Сколько яиц можно съесть натощак? (одно: после первого уже не будет натощак).

5. От чего гусь плавает? (от берега).

6. Чем до неба докинешь? (взглядом).

7. По чему собака бегает? (по земле).

8. Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон).

9. Без чего хлеб не испечёшь? (без корки).

10. За чем во рту язык? (за зубами)

11. У кого есть шапка без головы, нога без сапога? (у гриба)

Дети часто задают вопросы, на которые мы, взрослые не всегда сразу можем ответить. Не

оставляйте вопрос ребенка без внимания. Объясните ему. Что в данный момент вы не

сможете ответить, но дома вы обязательно вместе с ребенком поищите ответ в книгах

энциклопедиях или в интернете.

Предлагаю вам небольшой блиц - конкурс «Как растения и животные предсказывают

погоду». Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и

животных, а вы заканчиваете строчку.

- Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).

- Уж на дороге греется – (перед дождем).

- Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).

- Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).

- Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).

- Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).

- Кошка свернулась клубочком – (к похолоданию).

- Ворона кричит зимой – (к метели).

- Лягушки квакают – (к дождю).

- Воробьи в пыли купаются – (к дождю).

- Около луны звезда народилась – (к потеплению).

Вот мы и приближаемся к финишной прямой и 5 этап наши соревнований «Экологические

ситуации»

Каждой команде предлагаются экологическая ситуация, нужно оценить эти

ситуацию, и предложить несколько вариантов ответов и альтернативный выход из

данной ситуации.

1. Однажды Сережа с родителями пришли к речке. Близко к берегу плавало много

маленьких рыбок.

-Дайте мне баночку, я наловлю рыбок - попросил Сережа родителей.

-Нельзя их ловить, - сказал отец и объяснил почему.

Задание: Какими могут быть объяснения папы? Дать несколько вариантов ответов.

Маленькие рыбки – это мальки больших рыб. Им нужен простор для роста и развития, а в

банке они быстро погибнут. А если каждый будет вылавливать мальков, в реке будет мало

рыбы, будет нарушена экосистема пруда. И даже можно такими необдуманными

действиями подвергнуть опасности существование всей популяции рыб.

Альтернатива (аквариум)

2. . В воскресенье Катя с мамой вышли на прогулку в лес. На лужайках цвели красивые

цветы, пели птицы. Катя захотела нарвать букет, но мама ей не разрешила. Почему?

(Цветы - краса леса. Много людей приходит в лес и все любуются ими. К тому же, в

чашечках некоторых цветов например мак. Колокольчик, вьюн прячутся на ночь и в

непогоду маленькие насекомые, если срывать цветы, насекомые останутся без домиков.

Так же в природе они предназначены для размножения растений (самоопыляющие

растения) и пищи травоядным животным. А еще цветы бывают ядовитыми, в некоторых

видах цветов содержится млечный сок, который может вызвать ожоги на теле.

Альтернатива Можно собрать небольшую часть семян осенью и вырастить понравившееся

растение

Итог. Обе команды отлично справились с заданием, педагогически грамотно обосновали

свои ответы, предложили альтернативные решения. Поэтому в этом этапе победила

дружба. Обе команды получают атрибуты.

Мы с вами пересекли финишную линию. Вы показали отличные знания, но в каждых

соревнованиях есть свои победители. Сегодня победителем стала команда…..(ДРУЖБА)

Всем участникам наших соревнований посвящается экологический салют. Салют состоит

из высказываний великих людей о природе. Предлагаю озвучить этот салют. (ЧИТАЮТ)

Охранять природу — значит охранять Родину.

(Пришвин М. М.)

Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин.

(Достоевский Ф. М.)

Все лучшее в природе принадлежит всем вместе.

(Петроний)

В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и

в этой мудрости — высшая справедливость жизни.

(Леонардо да Винчи)

В природе нет ничего бесполезного.

(Мишель Монтень)

Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться.

(Леонардо да Винчи)

Природа никогда не заблуждается... Ненавистна природе всякая подделка, и всего

лучше бывает то, что не искажено ни наукой, ни искусством.)

(Эразм Роттердамский)

Потому мы радуемся, попадая в природу, что тут мы приходим в себя.

(Пришвин М. М.)

Кажется, что, по мере того как человечество подчиняет себе природу, человек

становится рабом других людей либо же рабом своей собственной подлости.

(Маркс К.)

Природа не признаёт шуток; она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга; она

всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей.

Небо и земля - долговечны. Небо и земля долговечны потому, что они существуют

не для себя. Вот почему они могут быть долговечны.

(Лао-Цзы, Дао Дэ Цзин)

Небо и Земля разделены, но они делают одно дело. (Конфуций)

- Что даром-то так сидеть? Даром никто не накормит.

Под лежачий камень и вода не течет.

(Г.П.Данилевский «Девятый вал»)

- Читатель, истину любя,

Примолвлю к басне я, и то не от себя –

Не попусту в народе говорится:

Не плюй в колодец, пригодится

Воды напиться.

(И.А.Крылов. «Лев и мышь»)

(Гёте И.)

Хочу Вам подарить в вашу родительскую копилку памятку с экологическими играми.

(РАЗДАТЬ ПАМЯТКИ)

Хочется еще раз отметить, что воспитание и образование ребенка это самое главное

занятие родителей, а природа нам в этом поможет.

Я желаю вам успехов и предлагаю завершить наш мастер класс флешмобом(все участники

танцуют Флешмоб «Калинка»)

М о р о з

не ве ли

к, да ст

оя ть не

в ел и

т.

Г о т о вь

са ни ле

то м, а т

ел егу з и

м ой.

Л ес р

у б я т —

ще п к

и л ет

я т.

Ц ы пл ят

по о с е

н и сч

и

т а ю т



В раздел образования