Автор: Бабкина Лариса Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Малыш"
Населённый пункт: сКрасное Липецкой области Краснинского района
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Консультация для педагогов "" Формирование представлений о нормах морали детей старшего дошкольного возраста" м
Раздел: дошкольное образование
Консультация для
педагогов
Тема: « Формирование представлений о нормах морали у
детей дошкольного возраста».
Далеко не всегда поступки ребёнка, внешне соответствующие моральным
нормам, являются таковыми, поскольку основываются не на осознании этих
норм, не на убеждённости в их справедливости, а на подчинении взрослому,
на боязни наказания. Например, отвечая на вопрос « Почему надо наводить
порядок?», дети отвечают, что им так велят. Нравственный смыл правила
остаётся непонятным.
Обращая внимание на роль чувств в нравственном воспитании необходимо
подчеркнуть, что дети дошкольного возраста не следуют правилам морали,
не потому, что не знают их, а потому, что не вникают в эмоциональное
состояние сверстника, находящегося в состоянии дискомфорта, или не
испытывают соответствующих эмоций (стыда, раскаяния, недовольства
собой) при совершении неблаговидного поступка.
Например, на вопрос: « Почему ребёнок, нарисованный на картине, не
играет вместе со всеми?», дети могут сказать, что его наказали, не хочет
играть со всеми детьми, мешал остальным , он плохо чувствует себя, и лишь
несколько детей ответили правильно: «Потому, что детям на качелях надо
подвинуться, и тогда мальчик сядет». Действенным средством для
формирования у дошкольников осознанного отношения является
художественная литература. Цель художественных произведений - не
формальное усвоение сообщаемых моральных правил, которые остаются
лишь «знаемыми», но не, «действенными», а воздействие на чувства детей
(жалость, сопереживание, негодование, радость), побуждение к
нравственным поступкам. Эмоционально воспринимая поступки
литературных героев, дети приобретают своеобразный набор эталонов,
позволяющих оценивать эти поступки, добрые, злые, справедливые, честные
или нечестные. Большое значение имеет форма передачи нравственного
содержания художественного произведения. Самая доступная форма
пониманию дошкольников форма преподнесения норм морали - описание
конкретных положительных поступков: «Почему вам нравится Золушка?»,
приводятся примеры её доброты, заботы, любви. Доступна восприятию
форма преподнесения норм морали - описание конкретных положительных
поступков. Например, после прочтения произведения «Айболита»
К.И.Чуковского, дети, отвечая на вопрос: «Почему вам нравится доктор
Айболит?», приводят примеры его заботы, любви к зверям, говорят о том,
что хотят быть похожим на него. Доступна восприятию детей и такая форма,
как сопоставление действий положительного и отрицательного героя с
последующей оценкой их писателем.
Этот чистит валенки, моет сам калоши,
Он хотя и маленький, но вполне хороший.
Этот в грязь полез и рад, что грязна рубаха,
Про такого говорят: «Он плохой, неряха».
(В.Маяковский)
В некоторых произведениях нет прямой оценки автором действий
персонажей. Дошкольникам предоставляется возможность самим обсудить
их поведение и оценить его с точки зрения норм морали (Например,
стихотворение С.Маршака «Два барана»). В ходе беседы педагог подводит
детей к выводу: надо уметь уступать друг другу, договариваться, не
ссориться. Более сложными для восприятия дошкольников являются
литературные произведения, в которых суть нравственных ситуаций даётся
коственно. Например, в рассказе В.Пермяка «Бумажный змей» показаны
дети, грустно наблюдающие за игрой сверстников, хотя у них были детали
бумажного змея. Особой формой преподнесения нравственного
содержания литературного произведения является использования юмора,
который доступен пониманию старших дошкольников ( А. Л.Барто
«Помощница»). Подобные обсуждения вызывают активное обсуждение. В
этом случае педагог не должен задавать вопрос: «Как Таня помогала?». В
голосе должен звучать юмор, а не осуждение. Художественные
произведения дают возможность представить нормы морали в разных
формах, что помогает дошкольникам глубже осознать их смысл и научиться
применять в конкретных ситуациях реальной жизни.
Эмоциональное развитие дошкольника тесно связано с познавательным
Если хорошо развиты эмоции у ребёнка, то он лучше понимает взрослых,
ему легче общаться с детьми. Детям не всегда удаётся понять и правильно
определить испытываемое чувство, поскольку способность к произвольной
регуляции эмоций развита недостаточно. Научиться полноценно выражать
свои чувства ребёнок может через овладение умением различать и
сравнивать эмоциональные ощущения : определять их характер, например,
приятно-неприятно, спокойно-беспокойно и т.д. С этой целью в работе
используются различные формы работы: игры-драматизации, беседы и ещё
обозначать характер эмоциональных отношений через выбор цвета.
Например, ребёнок подбирает подходящий цвет к изображению грустного
человека, весёлого, спокойного и т.д.(В качестве раздаточного материала
использована «Азбука настроений»)