Автор: Юшта Анна Вячеславовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад комбинированного вида №65"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: конспект-занятие по окружающему миру
Тема: "Как готовятся к зиме дикие животные Саратовской области"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по окружающему миру
Тема: Как готовятся к зиме дикие животные Саратовской
области. (Белка, заяц, лиса, лось)
Юшта А,В., воспитатель
Агаханова Г.Э.
воспитатель
«Детский сад комбинированного
вида №65»
Возрастная группа : подготовительная
Образовательная область : познавательное развитие
Цель: Формирование представлений детей о сезонных изменениях в природе
и поведении животных, приспособлении к зимним условиям жизни.
Задачи:
1.
Образовательное: Закреплять обобщающее понятие «дикие животные»;
познакомить с условиями жизни зверей зимой.
2.
Развивающая: развивать любознательность, желание помогать
«братьями нашим меньшим».
3.
Воспитательная: Воспитывать любовь к животным.
Виды деятельности: игровая, исследовательско-познавательная.
Форма реализации детских видов деятельности: экспериментирование
и исследование; проектная деятельность.
Форма организации: групповая.
Материалы и оборудование: проектор, бумага, ножницы, клей-
карандаш.
Предварительная работа: чтение литературы о диких животных
Саратовской области
Ход НОД:
Деятельность педагога
Деятельность детей
Дети стоят полукругом
Вводная часть
Мотивация детей на изучение нового материала
Ребята, давайте возьмемся за руки и улыбнемся
друг другу, поделимся с друзьями своим
хорошим настроением.
Стук в дверь.
Появляется сорока с письмом .
Ребята, звери прислали в детский сад
письмо, где они просят нас о помощи.
Письмо:
Здравствуйте, ребята! Злой Волшебник
заколдовал всех зверей в лесу. Скоро наступит зима, а они
забыли как готовится к ней и какие делать
Дети берутся за
руки.
Садятся на
стульчики
запасы. Если им не помочь, то все звери в лесу могут
погибнуть от холода и голода.
-Ребята, что же нам делать? Оставлять животных в
опасности? Чем мы можем им помочь?
- Тогда я предлагаю сейчас же отправляться в лес на нашем
волшебном поезде. И давайте возьмем угощение для зверей.
Занимайте свои места. И так, наше путешествие начинается!
Ответы детей
Имитационная игра «Поезд»
Основная часть
Дети проходят на ковер и садятся на стулья. Беседа сопровождается презентацией
Вот мы и приехали.
Слайд 1
Ребятки, сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте её
разгадать.
Пришла девица красная
И листья обсыпает.
А как она зовется,
Кто, дети, угадает?
Правильно это осень . А после осени , какая пора наступит?
-Осенью все животные готовятся к зиме .
Игра «Один – много»
К зиме готовится не один волк , а много…
Не один заяц, а много… (зайцев)
Не один ёж, а много… (ежей)
Не один медведь, а много… (медведей)
Не одна белка, а много… (белок)
Не один лось, а много… (лосей)
Не один кабан, а много… (кабанов)
Не одна лиса, а много… (лис)
Слайд 2
Осень
Зима
Волков
Зайцев
Ежей
Медведей
Белок
Лосей
Кабанов
Лис
Ребята ,кто же нам попадется первый в лесу. Отгадайте загадку и
вы сразу узнаете кто это?
Прыгун-трусишка
:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета –
На зиму, на лето.
Как заяц готовится к зиме ?
Осенью зайчик начинает менять цвет шубки и линять. Но линяет
зайчик не сразу. И поэтому зайцы любят тереться о кусты, чтобы
побыстрее избавиться от летней шерстки. Поменял зайка шубку –
значит, к зиме готов ! Зимняя шубка его спрячет и от лисы, и от
волка!
Опыт 1. Почему заяц зимой белый?
«Летом – серый, зимой – белый» , Ответ на этот вопрос на
поможет найти интересный опыт. Вырежем из белой бумаги
силуэт зайчика. Положим силуэт зайчика на лист белой бумаги.
Прикрепим. Можно чуть приклеить клеящим карандашом. Белый
силуэт зайчика прикреплен на белый фон. Теперь всё готово .
Если мы посмотрим из далека на эту картинку, то мы не сможем
разглядеть, кто у нас нарисован. А затем прикрепим силуэт зайца
на зеленый, то сразу видно кто это.
Слайд 3
Смотрите, а по веточки кто- то прыгает. Кто это?
Слайд 4.
Как белка готовится к зиме ?
Заяц
Предполагаемые
ответы детей
Белка
Как готовит себе корм на зиму белка, знают почти все знаете,
ведь во всех мультфильмах показано, как она развешивает на
ветках деревьев грибы, сушит их на пнях. А еще она собирает
орехи, желуди, шишки. Куда же белочка их прячет? Под пни, под
корни деревьев, в дупла, в мох. К зиме белки готовят и свои
дома . Дом у белок называется «дупло» Слайд 5 .
Но если дупла нет, то белка строит себе гнездо. Это шар из
веточек и кусочков коры с одним входом. Внутри гнезда белочка
кладет мох, птичьи перья, чтобы было теплее. Она затыкает мхом
и травой щели. Гнездо белка строит очень высоко на дереве,
чтобы никто в него не забрался.
Белка очень запасливый зверек. В дупле она устраивает много
кладовых. Там хранятся орехи, шишки, желуди, грибы…
- Дети, вы знаете, чем служит хвост у белки?
Когда белка прыгает с дерева на дерево, то она расправляет
свой пушистый хвост и он, как парашют, поддерживает ее в
воздухе. А в зимнюю стужу, белка прикрывается хвостом, как
одеялом.
Зимняя шубка у белки серебристая, похожая на снег. А летом –
рыжая.
_________________________________________________________
Физ минутка.
«Весело в лесу»
Зайцы утром рано встали, (Ходьба на месте)
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг! (Прыжки на месте)
Кто к зарядке не привык?
Вот лиса идёт по лесу. (Имитировать движения лисы)
Кто там скачет, интересно? (Пожимание плечами)
Чтоб ответить на вопрос, (Повороты головы вправо – влево,
Тянет лисонька свой нос. руки на поясе)
Но зайчата быстро скачут. (Прыжки на месте)
Как же может быть иначе? (Рывки руками перед грудью)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают. (Бег на месте)
Вот голодная лиса (Поднять голову, посмотреть вверх)
Грустно смотрит в небеса. (Потягивания — руки вверх)
Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох)
Садится, отдыхает. (Сесть на корточки)
Слайд 6
Предполагаемые
ответы детей
Рулем
Предполагаемые
ответы детей
Ребята, посмотрите, а чьи это следы?
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост - ее краса.
Этот зверь лесной - ….
Слайд 7 Как лиса готовится к зиме ?
Лиса к осени уже вырастила своих лисят, поэтому она не сидит в
норе. Но если опасность угрожает, то лиса бежит в свой дом и
прячется. Нора у лисы на опушке леса на холме, чтобы лиса могла
видеть лес со всех сторон. Лиса очень умная, она никогда не
бежит сразу к норе, сначала делает петлю, чтобы запутать свои
следы, а потом уже прячется в норе. Лиса – хищник, она зимой не
спит и запасов на зиму не делает, как и волк. Но вот шубку к зиме
лиса готовит . Шерсть у неё, как и у всех зверей, отрастает и
становится очень теплой и пушистой, чтобы зимой не было
холодно.
Ребята, я собрала осенние листочки. Но листочки эти не
простые: здесь есть задание. Если вы соедините их, то узнаете, с
кем мы ещё встретимся в осеннем лесу. Слайд 8
Лося народ называет лесным великаном. Медленно бродит он
зимой среди кустарников и молодых деревьев, объедая их ветви.
Если встретит поваленную осину, обгладывает кору. На ночь и в
непогоду лось прячется в углубления в снегу. У отдыхающего
лося из укрытия видны только голова и спина, покрытая особенно
густой шерстью. Ноги он прячет под теплое брюхо.
В первую очередь к зимовке двигаются самки с детенышами, а за
ними взрослые лоси. В период морозов лоси прячутся по холки в
толще рыхлого снега, а в период сильных ветров или во время
бурана животные скрываются в чаще хвойного молодняка.
Ложатся лоси под ветер полукругом и замирают в направлении
следа.
- А сейчас нам нужно возвращаться в детский сад. Листочки
возьмём с собой, сделаем в группе красивый осенний букет, а вот
Лиса
Лось
нашим лесным жителям я захватила подарки (корзина с шишками,
желудями, орехами)
-Говорим волшебные слова:
Вокруг себя повернись, в детском саду окажись.
Заключительная часть.
-Дети, где мы с вами побывали?
Для чего мы с вами отправлялись в лес?
-Что нового узнали о животных?
Сама природа приспособила животных к зиме, но и человек
должен заботиться о животных.
Предполагаемые
ответы детей