Автор: Михайлова Юлия Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №80"
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Коррекционная работа с детьми в школе с диагнозом ОВЗ
Раздел: полное образование
Коррекционная работа с детьми в школе с диагнозом ОВЗ.
Независимо от социального положения, физических и умственных
способностей
инклюзивное
образование
предоставляет
возможность
каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные
права в получении адекватного его уровню развития образования.
Эффективная реализация включения особого ребенка в среду
образовательного учреждения представляется практически невозможной без
специального психолого-педагогического сопровождения как инклюзивного
процесса в целом, так и его отдельных структурных компонентов.
Целью сопровождения является обеспечение оптимального развития
ребенка
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
получения
качественного
образования
детьми
в
условиях
общеобразовательного
учреждения. Реализация цели включает в себя выполнение следующих задач:
1. Координация деятельности педагогов и специалистов образовательного
учреждения при организации образовательного процесса детей с ОВЗ;
2. Психолого-педагогическая поддержка всех участников инклюзивного
обучения (детей с ОВЗ и их сверстников, родителей и педагогов);
3.
Создание
оптимального
уровня
психологического
комфорта
в
образовательном учреждении через развитие толерантности детей, педагогов,
родителей.
обязательным
условием
освоения
стандарта
является
систематическая
специальная
психолого-педагогическая
поддержка
-
создание адекватных условий для реализации особых образовательных
потребностей, включая помощь в формировании полноценной жизненной
компетенции.
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья
требует от педагогов прямого включения в коррекционный процесс. Пришло
время каждому педагогу разобраться, к чему новому он должен быть открыт,
что ему необходимо делать по-новому.
В вопросе коррекции обучающихся с ОВЗ большую роль играют вопросы
отработки, закрепления и повторения универсальных учебных действий.
Обучение детей с ОВЗ должно иметь коррекционную направленность.
Коррекционная работа достигается использованием специальных приёмов
обучения и организацией процесса обучения.
Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение
следующих условий:
- формирование УУД на всех этапах учебного процесса;
- обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению
характерных, существенных признаков предметов, развитие умений
сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы и
т.д.;
- побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой
деятельностью детей;
-
установление
взаимосвязи
между
воспринимаемым
предметом,
его
словесным обозначением и практическим действием;
-
использование
более
медленного
темпа
обучения,
многократного
возвращения к изученному материалу;
- разделение деятельность на отдельные составные части, элементы,
операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к
другу;
- использование упражнений, направленных на развитие восприятия,
внимания, памяти.
Содержание коррекционной работы – это фактический материал, который
должны усвоить дети, на базе которого они могут адекватно ориентироваться
в окружающей действительности и успешно войти в общеобразовательный
процесс. Элементы содержания коррекционной работы направлены на
формирование
социально-адаптивных
знаний,
получаемых
детьми
в
результате непосредственного контакта с предметом и явлениями реального
мира.
При проведении коррекционной работы следует применять следующие
требования:
а) по возможности, исключая методы принуждения, использовать приёмы
активизации работы учащихся, такие как свободный выбор количества и
сложности выполнения заданий, различные творческие работы и т.д.;
б) обеспечить возможность последовательного продвижения от лёгкого к
трудному с помощью разноуровневых и самостоятельных работ;
в) дать возможность обучающимся достигать более высоких целей обучения,
помогая раскрыть потенциальные возможности ребёнка с помощью заданий
на
смекалку,
сообразительность,
заданий,
требующих
творческого
мышления; сравнивать успехи с прошлыми достижениями, а не ученика с
учеником;
г) создавать необходимый психологический микроклимат на уроках, т.е.
доброжелательное отношение к детям, положительные эмоции, состояние
успеха.
При организации коррекционной работы следует исходить из возможностей
ребенка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть
доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо
обеспечить
ученику
субъективное
переживание
успеха
на
фоне
определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует
увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.
Вывод: Для успешности коррекционной работы и повышения качества
знаний обучающихся необходимо соблюдать следующие принципы:
принцип развития динамичности – построение обучения таким образом,
чтобы оно осуществлялось на достаточно высоком уровне подачи учебной
информации,
с
определенным
уровнем
трудности,
проблемности.
Обучающиеся, преодолевая такие трудности, решая проблемную ситуацию в
учебной ситуации, раскрывают свои возможности и способности.
принцип продуктивной обработки информации – педагог так организовывает
обучение, чтобы у обучающихся развивался так называемый механизм
самостоятельного поиска, выбора и принятия решения, таким образом,
формируются не только знания, но и навыки.
принцип развития и коррекции высших психических функций, предполагает
организацию обучения таким образом, чтобы в ходе каждого занятия
упражнялись и развивались различные психические процессы обучающихся:
мышление, внимание, память и речь.
принцип мотивации к учению — задания для самостоятельной работы
должны быть творческими, проблемными.
Важно, чтобы коррекционное обучение достигало следующих целей:
образовательной, коррекционной, воспитательной. Образовательная цель
определяет, чему педагог учит на данном уроке. Коррекционная цель
помогает решить, какими методами на данном уроке корригировать
психические
процессы
личности
обучающихся.
Воспитательная
цель
позволяет выстраивать линию позитивного психологического и социального
влияния на личность обучаемых. Все эти три цели обучения осуществляться
должны одновременно.
2. «Планирование и разработка урока (занятия) с обучающимися с ОВЗ в
условиях введения ФГОС ОВЗ».
Обучающиеся с ОВЗ, как правило, не могут самостоятельно добывать знания
и активно участвовать в их совершенствовании. При умственном напряжении
они просто сразу отказываются работать: "Я не могу. Я не знаю". Из-за
низкого
уровня
протекания
мыслительных
процессов
и
навыков
коммуникации не могут найти границы между знанием и незнанием. Не в
состоянии поставить цель. На этапе самоконтроля чаще всего паникуют.
Также затрудняются подвести итог - забыли, какие задачи ставили в начале
урока (понимание приходит в 3-4 классе). Для детей с ОВЗ школа должна
стать
не
источником
информации,
а
учить
ориентироваться
в
информационном
пространстве
и
добывать
нужную
информацию
самостоятельно. Учитель играет направляющую роль.
Признанным
подходом
в
обучении
детей
выступает
системно-
деятельностный, т.е. учение в форме проектной деятельности, которая
предполагает:
- применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог
и др.;
- соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё
знание и незнание и др.;
- создание условий для развития рефлексии – способности осознавать и
оценивать свои мысли и действия как бы со стороны.
В соответствии с новыми стандартами, прежде всего, необходимо усилить
мотивацию
наших
детей
к
познанию
окружающего
мира,
продемонстрировать им, что школьные занятия – это не получение
отвлеченных от жизни знаний, а наоборот - необходимая подготовка к жизни,
её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в
реальной жизни.
Большая часть времени на уроке (20-30 минут) должна быть посвящена
изучению нового материала ("учить на уроке"). Чтобы новое прочно
усвоилось, надо определить его в зону ближайшего развития, привязать к
старому,
знакомому,
которое
вспоминается
(актуализируется)
перед
объяснением. Контрольная функция в уроке - это постоянная обратная связь
"ученик - учитель". Закрепление проводится в форме повторения и
применения знаний. Все это, вместе взятое, и образует оптимальную систему
урока, наиболее коротким путем ведущую учащихся к цели.
Качество любого урока в значительной мере определяется тщательностью
подготовки к нему учителя.
Результативность урока во многом зависит от постановки конкретных целей
и задач. Учителя коррекционной школы также, как и общеобразовательной
школы ставят триединую задачу: образовательную, воспитательную и
коррекционно-развивающую. Отличие заключается в том, что коррекционно-
развивающей задаче уделяется больше внимания.
Образовательная задача должна определять задачи усвоения учебного
программного материала, овладения детьми определенными учебными
знаниями, умениями и навыками. Формулировка отражает содержание
занятия.
Образовательная:
1.
формировать (формирование) у учащихся представления о;
2.
выявить (выявлять);
3.
знакомить, познакомить, продолжать знакомить;
4.
уточнить;
5.
расширить;
6.
обобщить;
7.
систематизировать;
8.
дифференцировать;
9.
учить применять на практике;
10.учить пользоваться;
11.тренировать;
12.проверить
Воспитательная задача должна определять задачи формирования высших
ценностей,
совершенствования
моделей
поведения,
овладения
детьми
коммуникативными умениями, развития социальной активности и т.д.
Воспитательная:
воспитывать наблюдательность;
воспитывать самостоятельность;
воспитывать настойчивость и терпение;
воспитывать
нравственные
качества
(любовь,
бережное
отношение,
трудолюбие, умение сопереживать и т.п.)
Коррекционно - развивающая задача должна четко ориентировать педагога
на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка,
на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными
педагогическими и психологическими приемами. Эта задача должна быть
предельно конкретной и направленной на активизацию тех психических
функций, которые будут максимально задействованы на уроке. Реализация
коррекционно-развивающей
задачи
предполагает
включение
в
урок
специальных
коррекционно-развивающих
упражнений
для
совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой,
познавательной сфер и пр., включение заданий с опорой на несколько
анализаторов и пр.
Коррекционно-развивающая:
1.
корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое,
переключение
внимания,
увеличение
объема
внимания)
путем
выполнения;
2.
коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция,
планирующая
функция,
анализирующая
функция,
орфоэпически
правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и
активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через
выполнение;
3.
коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над
деформированными
текстами,
сочинением,
изложением,
творческим
диктантом);
4.
коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) ;
5.
коррекция и развитие зрительных восприятий;
6.
развитие слухового восприятия;
7.
коррекция и развитие тактильного восприятия;
8.
коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной
умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности
движений);
9.
коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и
синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-
следственных связей, планирующая функция мышления);
10.коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-
волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение
выражать свои чувства).
Как определить коррекционно-развивающую задачу? Педагог, планируя
урок, должен задуматься: «По каким направлениям будет проходить
коррекционная работа на уроке в связи с изучаемым материалом?». В
помощь учителям рекомендуются основные направления коррекционной
работы.
Как определить коррекционно-развивающую задачу (цель) урока?
1.Совершенствование
движений и
сенсомоторного
развития
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие артикуляционной моторики.
2. Коррекция
отдельных сторон
психической
деятельности
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие тзрительной памяти и внимания;
- формирование обобщённых представлений о свойствах
предметов (цвет, форма, величина).
- развитие пространственных представлений ориентации;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти;
развитие фонетико-фонематических представлений,
формирование звукового анализа.
3. Развитие основных
мыслительных
операций
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации.
- умения работать по словесной и письменной инструкции,
алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие
различных видов
мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления
(умение видеть и устанавливать логические связи между
предметами, явлениями и событиями).
5. Коррекция
нарушений в
развитии
эмоционально-
личностной сферы
релаксационные упражнения для мимики лица,
драматизация,
чтение по ролям и т.д.
6. Развитие речи,
овладение техникой
речи.
- чистоговорки, скороговорки;
- составление рассказа по картинке (серии картинок)
7. Расширение
представлений об
окружающем мире и
обогащение словаря.
- презентации, видеофильмы;
- дидактические игры со словами (анаграммы,
загадки и т.д)
8. Коррекция
индивидуальных
пробелов в знаниях.
Задания с использованием игровых элементов.
У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень
познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности,
сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск
и использование активных форм, методов и приёмов обучения является
одним
из
необходимых
средств
повышения
эффективности,
как
образовательного, так и коррекционно-развивающего процесса.
Активные методы обучения – это методы, побуждающие учащихся к
активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения
учебным материалом.
Так в начале урока активные методы позволяют создать психологический
настрой обучающихся на занятие, способствует формированию исходной
мотивации, вовлечению всех обучающихся в учебный процесс, созданию
ситуации успеха. С этой целью в начале урока могут использоваться
различные приветствия:
Когда встречаем мы рассвет,
Мы говорим ему… (дети хором) ПРИВЕТ!
С улыбкой солнце дарит свет,
Нам посылая свой… (дети хором) ПРИВЕТ!
При встрече, через много лет
Вы крикните друзьям… (дети хором) ПРИВЕТ!
И улыбнуться вам в ответ
От слова доброго… (дети хором) ПРИВЕТ!
И вы запомните совет:
Дарите всем друзьям… (дети хором) ПРИВЕТ!
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать
следующие активные методы и приёмы обучения:
- использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной
стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по
звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его
правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с
целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном
материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна
работа каждого ребёнка.
- использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания,
разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный
момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить
свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или
выполнить предложенное задание лучше других.
- использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе
урока, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации
словарного запаса, развития связной речи.
- активные методы рефлексии.
В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают
самоанализ деятельности и её результатов. Активные методы позволяют
эффективно, грамотно и интересно в форме игры подвести итоги урока и
завершить работу.
Пример рефлексивного приема «Солнышко и туча».
Цель: выявить уровень удовлетворенности своей работы на уроке
учащимися.
Проведение: каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает
сверху тучу, если у него опасения были напрасны.
Оценка результата: преобладание солнышек над тучами позволяет сделать
вывод о том, что урок был плодотворным, интересным и цели были
достигнуты.
Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все
каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и
эмоциональный. Доказано, что человек запоминает 20% услышанного и 30%
увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно.
Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации
с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.
Использование
мультимедийной
презентации
открывает
большие
перспектива для:
- повышения интереса учащихся к учению, воспитания потребности
приобретать новые знания;
- создание доброжелательной атмосферы, активного творческого труда;
-смены форм деятельности, учета психолого-педагогических особенностей
младших школьников;
- стимулирования познавательного мышления учеников;
-
наглядных методов обучения,
использование игровых моментов в
обучении.
Мультимедийная
презентация помогает учителю в реализации учебной
задачи. Так, например, при написании изложения младший школьник часто
испытывает
затруднения:
запомнить
последовательность
событий,
воспроизвести письменный пересказ. И совсем другое дело, когда учитель
знакомит с изложением, проводит предварительную подготовку к нему через
мультимедийную презентацию.
В
компетенции
учителя,
работающего
с
детьми
с
ограниченными
возможностями, входит знание психологических и возрастных особенностей
обучающихся. Игра является ведущей деятельностью дошкольника, и значит,
младшего школьника легче включить в учебную деятельность через игровые
методы и приемы. Одним из ведущих инструментариев учителя начальных
классов является дидактическая игра.
Дидактическая игра отличается от обыкновенной игры тем, что участие в ней
обязательно
для
всех
учащихся.
Её
правила,
содержание,
методика
проведения
разработаны
так,
что
для
некоторых
учащихся,
не
испытывающих интереса к предмету, дидактические игры могут послужить
отправной точкой в возникновении этого интереса. Игровые действия, при
помощи которых решаются те или иные умственные задачи, поддерживают и
усиливают
интерес
к
изучаемому
предмету,
помогают
преодолевать
трудности в овладении данного предмета. Разнообразие дидактических игр
позволяет их использовать на всех этапах урока в рамках любого
преподаваемого урока. Приложение 2.
Такая работа должна рассматриваться как могущественный, незаменимый
рычаг умственного развития ребенка, как вид деятельности, организуемый в
процессе обучения с целью развития памяти и других познавательных
процессов.
Сочетая
предметное,
метапредметное,
личностное,
коррекционное
и
развивающее
направления,
опираясь
педагогические
методы и приемы, учитель организует коррекционно-образовательный
процесс и управление познавательной деятельностью. Используя простые
игровые приемы в работе с обучающимся с ограниченными возможностями,
мы даем максимально возможную работу по «добыванию» знаний.
Дидактические игры на уроках:
- Игра «Покупка слова». У учителя должны быть готовые, красиво
оформленные пустые карточки, куда он будет вписывать новое словарное
слово. «Платежом» могут быть разнообразные задания: например, подбери
пять прилагательных или глаголов к этому существительному; укажи у этого
существительного склонение, род….; разбери это слово по составу,
используя буквы этого слова, придумай новые и др. Например, словарное
слово:
кабинет.
Кто
больше
произвел
операций
со
словом,
тот
и
«покупатель» слова. («Я могу у этого слова указать род: м.р.», «я к м.р. могу
добавить число: ед. ч», «Я к ед.ч. могу добавить…», «Я к этому
существительному могу подобрать два/три прилагательных/глагола», «Я
могу по составу разобрать это слово….»). Игру ограничиваем временем,
которое учитель обычно использует для словарно-орфографической работы
на уроке.
- Синтаксическая игра.
В задуманном предложении сказуемое такое же, как в
предложении: Наступила на камень.
Подлежащее такое же, как в предложении: Осень - прекрасная пора.
(Ответ: Наступила осень.)
Дидактические игры на уроках литературного чтения:
- Игра «Остатки – сладки» (чтение текста с неполными словами).
В старом заброшенном доме жила Мышка-буквоедка Фрося. Она очень
любила…
Грызть книжки, которые лежали на полке… Как-то мышка нашла вкусную
книжку, но так как она уже была сыта, то, подобно малышу, который из
булочки выковыривает и ест только изюминки, выгрызла не всё, а то, что она
посчитала вкусным. Потом Фрося бросила книжку и убежала в норку.
Давайте посмотрим, что за текст нам оставила мышка-буквоедка.
(Ёжик пошёл тём. ночью серый ёжик по ле. гулять. Уви. красную клюквин. и
наколол на серую иголоч. Уви. жёлтые лис. и тоже нако). Дети исправляют
ошибки.
- Чтение с наращиванием. «Лесенка»
Для расширения поля зрения подбираются столбики слов с наращиванием
букв слева или справа: он мо, сон мор, слон море, склон моряк, поклон
морячка, ход хитрость, поход схитрить, восход исхитриться, переход
перехитрить.
- Ребусы: по2л, ви3на, с3ж, 7я. - Составь слова из букв:
Т О П. ИСР. (сор, пот, спорт, тир, порт, ропот, рис, пир).
- Найди начало и конец слова: РУ ДЫ ШИ ШИ.
Вывод: Коррекционно- развивающая задача должна четко ориентировать
педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы
ребенка,
на
исправление
и
компенсацию
имеющихся
недостатков
специальными педагогическими и психологическими приемами. Эта задача
должна быть предельно конкретной и направленной на активизацию тех
психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке.
Реализация коррекционно-развивающей задачи предполагает включение в
урок
специальных
коррекционно-развивающих
упражнений
для
совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой,
познавательной сфер и пр., включение заданий с опорой на несколько
анализаторов и пр.