Напоминание

Коррекционная работа с детьми в школе с диагнозом ОВЗ


Автор: Михайлова Юлия Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №80"
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Коррекционная работа с детьми в школе с диагнозом ОВЗ
Раздел: полное образование





Назад




Коррекционная работа с детьми в школе с диагнозом ОВЗ.

Независимо от социального положения, физических и умственных

способностей

инклюзивное

образование

предоставляет

возможность

каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные

права в получении адекватного его уровню развития образования.

Эффективная реализация включения особого ребенка в среду

образовательного учреждения представляется практически невозможной без

специального психолого-педагогического сопровождения как инклюзивного

процесса в целом, так и его отдельных структурных компонентов.

Целью сопровождения является обеспечение оптимального развития

ребенка

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

получения

качественного

образования

детьми

в

условиях

общеобразовательного

учреждения. Реализация цели включает в себя выполнение следующих задач:

1. Координация деятельности педагогов и специалистов образовательного

учреждения при организации образовательного процесса детей с ОВЗ;

2. Психолого-педагогическая поддержка всех участников инклюзивного

обучения (детей с ОВЗ и их сверстников, родителей и педагогов);

3.

Создание

оптимального

уровня

психологического

комфорта

в

образовательном учреждении через развитие толерантности детей, педагогов,

родителей.

обязательным

условием

освоения

стандарта

является

систематическая

специальная

психолого-педагогическая

поддержка

-

создание адекватных условий для реализации особых образовательных

потребностей, включая помощь в формировании полноценной жизненной

компетенции.

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья

требует от педагогов прямого включения в коррекционный процесс. Пришло

время каждому педагогу разобраться, к чему новому он должен быть открыт,

что ему необходимо делать по-новому.

В вопросе коррекции обучающихся с ОВЗ большую роль играют вопросы

отработки, закрепления и повторения универсальных учебных действий.

Обучение детей с ОВЗ должно иметь коррекционную направленность.

Коррекционная работа достигается использованием специальных приёмов

обучения и организацией процесса обучения.

Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение

следующих условий:

- формирование УУД на всех этапах учебного процесса;

- обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению

характерных, существенных признаков предметов, развитие умений

сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы и

т.д.;

- побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой

деятельностью детей;

-

установление

взаимосвязи

между

воспринимаемым

предметом,

его

словесным обозначением и практическим действием;

-

использование

более

медленного

темпа

обучения,

многократного

возвращения к изученному материалу;

- разделение деятельность на отдельные составные части, элементы,

операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к

другу;

- использование упражнений, направленных на развитие восприятия,

внимания, памяти.

Содержание коррекционной работы – это фактический материал, который

должны усвоить дети, на базе которого они могут адекватно ориентироваться

в окружающей действительности и успешно войти в общеобразовательный

процесс. Элементы содержания коррекционной работы направлены на

формирование

социально-адаптивных

знаний,

получаемых

детьми

в

результате непосредственного контакта с предметом и явлениями реального

мира.

При проведении коррекционной работы следует применять следующие

требования:

а) по возможности, исключая методы принуждения, использовать приёмы

активизации работы учащихся, такие как свободный выбор количества и

сложности выполнения заданий, различные творческие работы и т.д.;

б) обеспечить возможность последовательного продвижения от лёгкого к

трудному с помощью разноуровневых и самостоятельных работ;

в) дать возможность обучающимся достигать более высоких целей обучения,

помогая раскрыть потенциальные возможности ребёнка с помощью заданий

на

смекалку,

сообразительность,

заданий,

требующих

творческого

мышления; сравнивать успехи с прошлыми достижениями, а не ученика с

учеником;

г) создавать необходимый психологический микроклимат на уроках, т.е.

доброжелательное отношение к детям, положительные эмоции, состояние

успеха.

При организации коррекционной работы следует исходить из возможностей

ребенка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть

доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо

обеспечить

ученику

субъективное

переживание

успеха

на

фоне

определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует

увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.

Вывод: Для успешности коррекционной работы и повышения качества

знаний обучающихся необходимо соблюдать следующие принципы:

принцип развития динамичности – построение обучения таким образом,

чтобы оно осуществлялось на достаточно высоком уровне подачи учебной

информации,

с

определенным

уровнем

трудности,

проблемности.

Обучающиеся, преодолевая такие трудности, решая проблемную ситуацию в

учебной ситуации, раскрывают свои возможности и способности.

принцип продуктивной обработки информации – педагог так организовывает

обучение, чтобы у обучающихся развивался так называемый механизм

самостоятельного поиска, выбора и принятия решения, таким образом,

формируются не только знания, но и навыки.

принцип развития и коррекции высших психических функций, предполагает

организацию обучения таким образом, чтобы в ходе каждого занятия

упражнялись и развивались различные психические процессы обучающихся:

мышление, внимание, память и речь.

принцип мотивации к учению — задания для самостоятельной работы

должны быть творческими, проблемными.

Важно, чтобы коррекционное обучение достигало следующих целей:

образовательной, коррекционной, воспитательной. Образовательная цель

определяет, чему педагог учит на данном уроке. Коррекционная цель

помогает решить, какими методами на данном уроке корригировать

психические

процессы

личности

обучающихся.

Воспитательная

цель

позволяет выстраивать линию позитивного психологического и социального

влияния на личность обучаемых. Все эти три цели обучения осуществляться

должны одновременно.

2. «Планирование и разработка урока (занятия) с обучающимися с ОВЗ в

условиях введения ФГОС ОВЗ».

Обучающиеся с ОВЗ, как правило, не могут самостоятельно добывать знания

и активно участвовать в их совершенствовании. При умственном напряжении

они просто сразу отказываются работать: "Я не могу. Я не знаю". Из-за

низкого

уровня

протекания

мыслительных

процессов

и

навыков

коммуникации не могут найти границы между знанием и незнанием. Не в

состоянии поставить цель. На этапе самоконтроля чаще всего паникуют.

Также затрудняются подвести итог - забыли, какие задачи ставили в начале

урока (понимание приходит в 3-4 классе). Для детей с ОВЗ школа должна

стать

не

источником

информации,

а

учить

ориентироваться

в

информационном

пространстве

и

добывать

нужную

информацию

самостоятельно. Учитель играет направляющую роль.

Признанным

подходом

в

обучении

детей

выступает

системно-

деятельностный, т.е. учение в форме проектной деятельности, которая

предполагает:

- применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог

и др.;

- соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё

знание и незнание и др.;

- создание условий для развития рефлексии – способности осознавать и

оценивать свои мысли и действия как бы со стороны.

В соответствии с новыми стандартами, прежде всего, необходимо усилить

мотивацию

наших

детей

к

познанию

окружающего

мира,

продемонстрировать им, что школьные занятия – это не получение

отвлеченных от жизни знаний, а наоборот - необходимая подготовка к жизни,

её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в

реальной жизни.

Большая часть времени на уроке (20-30 минут) должна быть посвящена

изучению нового материала ("учить на уроке"). Чтобы новое прочно

усвоилось, надо определить его в зону ближайшего развития, привязать к

старому,

знакомому,

которое

вспоминается

(актуализируется)

перед

объяснением. Контрольная функция в уроке - это постоянная обратная связь

"ученик - учитель". Закрепление проводится в форме повторения и

применения знаний. Все это, вместе взятое, и образует оптимальную систему

урока, наиболее коротким путем ведущую учащихся к цели.

Качество любого урока в значительной мере определяется тщательностью

подготовки к нему учителя.

Результативность урока во многом зависит от постановки конкретных целей

и задач. Учителя коррекционной школы также, как и общеобразовательной

школы ставят триединую задачу: образовательную, воспитательную и

коррекционно-развивающую. Отличие заключается в том, что коррекционно-

развивающей задаче уделяется больше внимания.

Образовательная задача должна определять задачи усвоения учебного

программного материала, овладения детьми определенными учебными

знаниями, умениями и навыками. Формулировка отражает содержание

занятия.

Образовательная:

1.

формировать (формирование) у учащихся представления о;

2.

выявить (выявлять);

3.

знакомить, познакомить, продолжать знакомить;

4.

уточнить;

5.

расширить;

6.

обобщить;

7.

систематизировать;

8.

дифференцировать;

9.

учить применять на практике;

10.учить пользоваться;

11.тренировать;

12.проверить

Воспитательная задача должна определять задачи формирования высших

ценностей,

совершенствования

моделей

поведения,

овладения

детьми

коммуникативными умениями, развития социальной активности и т.д.

Воспитательная:

воспитывать наблюдательность;

воспитывать самостоятельность;

воспитывать настойчивость и терпение;

воспитывать

нравственные

качества

(любовь,

бережное

отношение,

трудолюбие, умение сопереживать и т.п.)

Коррекционно - развивающая задача должна четко ориентировать педагога

на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка,

на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными

педагогическими и психологическими приемами. Эта задача должна быть

предельно конкретной и направленной на активизацию тех психических

функций, которые будут максимально задействованы на уроке. Реализация

коррекционно-развивающей

задачи

предполагает

включение

в

урок

специальных

коррекционно-развивающих

упражнений

для

совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой,

познавательной сфер и пр., включение заданий с опорой на несколько

анализаторов и пр.

Коррекционно-развивающая:

1.

корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое,

переключение

внимания,

увеличение

объема

внимания)

путем

выполнения;

2.

коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция,

планирующая

функция,

анализирующая

функция,

орфоэпически

правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и

активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через

выполнение;

3.

коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над

деформированными

текстами,

сочинением,

изложением,

творческим

диктантом);

4.

коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) ;

5.

коррекция и развитие зрительных восприятий;

6.

развитие слухового восприятия;

7.

коррекция и развитие тактильного восприятия;

8.

коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной

умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности

движений);

9.

коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и

синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-

следственных связей, планирующая функция мышления);

10.коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-

волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение

выражать свои чувства).

Как определить коррекционно-развивающую задачу? Педагог, планируя

урок, должен задуматься: «По каким направлениям будет проходить

коррекционная работа на уроке в связи с изучаемым материалом?». В

помощь учителям рекомендуются основные направления коррекционной

работы.

Как определить коррекционно-развивающую задачу (цель) урока?

1.Совершенствование

движений и

сенсомоторного

развития

- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

- развитие навыков каллиграфии;

- развитие артикуляционной моторики.

2. Коррекция

отдельных сторон

психической

деятельности

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

развитие тзрительной памяти и внимания;

- формирование обобщённых представлений о свойствах

предметов (цвет, форма, величина).

- развитие пространственных представлений ориентации;

- развитие представлений о времени;

- развитие слухового внимания и памяти;

развитие фонетико-фонематических представлений,

формирование звукового анализа.

3. Развитие основных

мыслительных

операций

- навыков соотносительного анализа;

- навыков группировки и классификации.

- умения работать по словесной и письменной инструкции,

алгоритму;

- умения планировать деятельность;

- развитие комбинаторных способностей.

4. Развитие

различных видов

мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления

(умение видеть и устанавливать логические связи между

предметами, явлениями и событиями).

5. Коррекция

нарушений в

развитии

эмоционально-

личностной сферы

релаксационные упражнения для мимики лица,

драматизация,

чтение по ролям и т.д.

6. Развитие речи,

овладение техникой

речи.

- чистоговорки, скороговорки;

- составление рассказа по картинке (серии картинок)

7. Расширение

представлений об

окружающем мире и

обогащение словаря.

- презентации, видеофильмы;

- дидактические игры со словами (анаграммы,

загадки и т.д)

8. Коррекция

индивидуальных

пробелов в знаниях.

Задания с использованием игровых элементов.

У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень

познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности,

сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск

и использование активных форм, методов и приёмов обучения является

одним

из

необходимых

средств

повышения

эффективности,

как

образовательного, так и коррекционно-развивающего процесса.

Активные методы обучения – это методы, побуждающие учащихся к

активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения

учебным материалом.

Так в начале урока активные методы позволяют создать психологический

настрой обучающихся на занятие, способствует формированию исходной

мотивации, вовлечению всех обучающихся в учебный процесс, созданию

ситуации успеха. С этой целью в начале урока могут использоваться

различные приветствия:

Когда встречаем мы рассвет,

Мы говорим ему… (дети хором) ПРИВЕТ!

С улыбкой солнце дарит свет,

Нам посылая свой… (дети хором) ПРИВЕТ!

При встрече, через много лет

Вы крикните друзьям… (дети хором) ПРИВЕТ!

И улыбнуться вам в ответ

От слова доброго… (дети хором) ПРИВЕТ!

И вы запомните совет:

Дарите всем друзьям… (дети хором) ПРИВЕТ!

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать

следующие активные методы и приёмы обучения:

- использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной

стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по

звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его

правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с

целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном

материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна

работа каждого ребёнка.

- использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания,

разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный

момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить

свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или

выполнить предложенное задание лучше других.

- использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе

урока, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации

словарного запаса, развития связной речи.

- активные методы рефлексии.

В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают

самоанализ деятельности и её результатов. Активные методы позволяют

эффективно, грамотно и интересно в форме игры подвести итоги урока и

завершить работу.

Пример рефлексивного приема «Солнышко и туча».

Цель: выявить уровень удовлетворенности своей работы на уроке

учащимися.

Проведение: каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает

сверху тучу, если у него опасения были напрасны.

Оценка результата: преобладание солнышек над тучами позволяет сделать

вывод о том, что урок был плодотворным, интересным и цели были

достигнуты.

Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все

каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и

эмоциональный. Доказано, что человек запоминает 20% услышанного и 30%

увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно.

Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации

с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.

Использование

мультимедийной

презентации

открывает

большие

перспектива для:

- повышения интереса учащихся к учению, воспитания потребности

приобретать новые знания;

- создание доброжелательной атмосферы, активного творческого труда;

-смены форм деятельности, учета психолого-педагогических особенностей

младших школьников;

- стимулирования познавательного мышления учеников;

-

наглядных методов обучения,

использование игровых моментов в

обучении.

Мультимедийная

презентация помогает учителю в реализации учебной

задачи. Так, например, при написании изложения младший школьник часто

испытывает

затруднения:

запомнить

последовательность

событий,

воспроизвести письменный пересказ. И совсем другое дело, когда учитель

знакомит с изложением, проводит предварительную подготовку к нему через

мультимедийную презентацию.

В

компетенции

учителя,

работающего

с

детьми

с

ограниченными

возможностями, входит знание психологических и возрастных особенностей

обучающихся. Игра является ведущей деятельностью дошкольника, и значит,

младшего школьника легче включить в учебную деятельность через игровые

методы и приемы. Одним из ведущих инструментариев учителя начальных

классов является дидактическая игра.

Дидактическая игра отличается от обыкновенной игры тем, что участие в ней

обязательно

для

всех

учащихся.

Её

правила,

содержание,

методика

проведения

разработаны

так,

что

для

некоторых

учащихся,

не

испытывающих интереса к предмету, дидактические игры могут послужить

отправной точкой в возникновении этого интереса. Игровые действия, при

помощи которых решаются те или иные умственные задачи, поддерживают и

усиливают

интерес

к

изучаемому

предмету,

помогают

преодолевать

трудности в овладении данного предмета. Разнообразие дидактических игр

позволяет их использовать на всех этапах урока в рамках любого

преподаваемого урока. Приложение 2.

Такая работа должна рассматриваться как могущественный, незаменимый

рычаг умственного развития ребенка, как вид деятельности, организуемый в

процессе обучения с целью развития памяти и других познавательных

процессов.

Сочетая

предметное,

метапредметное,

личностное,

коррекционное

и

развивающее

направления,

опираясь

педагогические

методы и приемы, учитель организует коррекционно-образовательный

процесс и управление познавательной деятельностью. Используя простые

игровые приемы в работе с обучающимся с ограниченными возможностями,

мы даем максимально возможную работу по «добыванию» знаний.

Дидактические игры на уроках:

- Игра «Покупка слова». У учителя должны быть готовые, красиво

оформленные пустые карточки, куда он будет вписывать новое словарное

слово. «Платежом» могут быть разнообразные задания: например, подбери

пять прилагательных или глаголов к этому существительному; укажи у этого

существительного склонение, род….; разбери это слово по составу,

используя буквы этого слова, придумай новые и др. Например, словарное

слово:

кабинет.

Кто

больше

произвел

операций

со

словом,

тот

и

«покупатель» слова. («Я могу у этого слова указать род: м.р.», «я к м.р. могу

добавить число: ед. ч», «Я к ед.ч. могу добавить…», «Я к этому

существительному могу подобрать два/три прилагательных/глагола», «Я

могу по составу разобрать это слово….»). Игру ограничиваем временем,

которое учитель обычно использует для словарно-орфографической работы

на уроке.

- Синтаксическая игра.

В задуманном предложении сказуемое такое же, как в

предложении: Наступила на камень.

Подлежащее такое же, как в предложении: Осень - прекрасная пора.

(Ответ: Наступила осень.)

Дидактические игры на уроках литературного чтения:

- Игра «Остатки – сладки» (чтение текста с неполными словами).

В старом заброшенном доме жила Мышка-буквоедка Фрося. Она очень

любила…

Грызть книжки, которые лежали на полке… Как-то мышка нашла вкусную

книжку, но так как она уже была сыта, то, подобно малышу, который из

булочки выковыривает и ест только изюминки, выгрызла не всё, а то, что она

посчитала вкусным. Потом Фрося бросила книжку и убежала в норку.

Давайте посмотрим, что за текст нам оставила мышка-буквоедка.

(Ёжик пошёл тём. ночью серый ёжик по ле. гулять. Уви. красную клюквин. и

наколол на серую иголоч. Уви. жёлтые лис. и тоже нако). Дети исправляют

ошибки.

- Чтение с наращиванием. «Лесенка»

Для расширения поля зрения подбираются столбики слов с наращиванием

букв слева или справа: он мо, сон мор, слон море, склон моряк, поклон

морячка, ход хитрость, поход схитрить, восход исхитриться, переход

перехитрить.

- Ребусы: по2л, ви3на, с3ж, 7я. - Составь слова из букв:

Т О П. ИСР. (сор, пот, спорт, тир, порт, ропот, рис, пир).

- Найди начало и конец слова: РУ ДЫ ШИ ШИ.

Вывод: Коррекционно- развивающая задача должна четко ориентировать

педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы

ребенка,

на

исправление

и

компенсацию

имеющихся

недостатков

специальными педагогическими и психологическими приемами. Эта задача

должна быть предельно конкретной и направленной на активизацию тех

психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке.

Реализация коррекционно-развивающей задачи предполагает включение в

урок

специальных

коррекционно-развивающих

упражнений

для

совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой,

познавательной сфер и пр., включение заданий с опорой на несколько

анализаторов и пр.



В раздел образования