Автор: Воробьева Марина Николаевна
Должность: учитель математики, классный руководитель, зам.директора по УВР
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 102"
Населённый пункт: г.Новокузнецк, Кемеровская область-Кузбасс
Наименование материала: Родительское собрание
Тема: "Наши трудные дети"
Раздел: среднее образование
Собрание подготовила
классный руководитель 9 Б класса
Воробьева Марина Николаевна
МБОУ «СОШ №102»
г.Новокузнецк, 2022 уч.год
Родительское собрание на тему «Наши трудные дети».
Цель собрания: Обсуждение проблемы воспитания в семье трудного
ребёнка или поиск решения.
Задачи собрания:
1.
Познакомить родителей с причинами, которые приводят к плохому
поведению детей.
2.
Развивать умения поиска выхода в трудных ситуациях общения с
такими детьми.
Подготовительная работа к собранию:
1)
Учащимся класса предлагается заполнить таблицу следующего содержания:
Всё, что я делаю
по собственному
желанию и
усмотрению.
Всё, что я делаю
по собственному
выбору, но в
определённых
границах.
Всё, что
допускается мне
в особых
обстоятельствах.
Всё, что
запрещено всегда.
Таблица состоит из 4 колонок.
В первой колонке ребята должны перечислить действия, которые они
могут делать по собственному желанию и усмотрению. Например,
покупать интересующие их диски, смотреть телепередачи и т.д.
Во второй колонке они перечисляют действия, которое они делают по
собственному выбору, но в определённых границах дозволенного. Ты
можешь пойти погулять, но вернуться не позднее 22 часов, ты можешь
надеть куртку только с шапкой и т.д.
В третью колонку помещаются лишь те действия, которые возможны
лишь в особых случаях. Например, только потому, что Новый год сегодня,
ты ляжешь спать позже и т.д.
В четвёртую колонку помещают ребята те действия, которые
запрещены всегда, при любых обстоятельствах. Например, меняться
одеждой с подружкой, красить ногти и т.д.
Затем ребятам предлагается отметить те запреты родителей, которыми
они особенно не довольны и которые приводят к конфликтам и
непослушанию.
2)
Подготовка проблемных вопросов для обсуждения в ходе собрания.
Вопросы могут быть такими:
1.
Что стоит за словом «Трудный ребёнок» (портрет трудности).
2.
Какие причины приводят к тому, что ребёнок становится «трудным»?
3.
Как решать проблемы взросления без конфликтов?
Ход родительского собрания.
На доске – тема собрания, большой лист ватмана, фломастеры, маркеры,
крылатые фразы и афоризмы.
Измени своё мнение о вещах, которые тебя огорчают, и ты будешь в
полной безопасности от них.
Марк Аврелий.
Семья – это место приземления для старших, стартовая площадка для
младших и маячок взаимоотношений для каждого.
I.Вступительное слово классного руководителя.
Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы,
чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше,
но так не происходит. Почему? Почему, встречаясь с друзьями, коллегами по
работе, родителями класса, учителями мы испытываем тревогу и
беспокойство, волнение и страх? Нас волнует поведение подросших детей и
трудности, связанные с этой проблемой. Сегодня мы попытаемся вместе
искать причины трудностей в поведении учащихся.
II. Трудный ребёнок… Что за этими словами, какой он?
Родителям предлагается нарисовать словесный портрет трудного
ребёнка. Пока родители говорят, кл. руководитель помечает характерные
слова на лист ватмана.
III. Вопрос родителям: Что может стать причиной проблем в
поведении ребёнка?
Родители приводят аргументы и ситуации, связанные с данным
вопросом.
IV. Классный руководитель знакомит родителей с таблицей,
которую заполняли дети.
Родители обсуждают получившиеся результаты и высказывают своё
мнение по таблице.
V. Классный руководитель просит родителей объединиться в
группы и составить список нарушения поведения детьми.
Родители работают в группах в течении 5 минут, а затем происходит
обсуждение получившихся результатов.
VI. «Узелки на память».
Классный руководитель знакомит родителей с четырьмя основными
причинами нарушений в поведении, которые приводят к тому, что ребёнок
становится трудным, а порой и неуправляемым.
Причина первая – борьба за внимание.
Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание.
Внимание необходимо для эмоционального благополучия.
Причина вторая – борьба за самоутверждение. Ребёнок объявляет
войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых.
Возможность иметь своё мнение, принимать собственное решение – это
возможность приобретать свой опыт, пусть даже ошибочный.
Причина третья – желание мщения. Ребёнок может мстить за:
сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями
или сёстрами;
унижение друг друга членами семьи;
разводы и появление в доме нового члена семьи;
несправедливость и невыполненные обещания;
чрезмерное проявление любви взрослых друг другу.
Причина четвёртая – неверие в собственный успех.
Причинами неверия в собственный успех могут стать учебные неуспехи,
взаимоотношения в классе и с учителем, низкая самооценка.
VII. Родители получают напечатанный свод законов, с помощью
которых можно преодолеть трудности в поведении ребёнка.
Закон 1.
Поздно предъявлять требования и налагать запреты в осознанном
возрасте. Этому нужно учить терпеливо и постепенно.
Закон 2.
Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много.
Закон 3.
Требования и запреты не должны вступать в противоречие с
важнейшими потребностями ребёнка.
Закон 4.
Запреты и требования, предъявляемые родителями, должны быть
едиными.
Закон 5.
Запреты и требования должны ребёнку разъясняться.
Закон 6.
Запреты и требования должны предъявляться спокойным и
доброжелательным тоном.
Закон 7.
Помните ваш ребёнок – личность!
VIII. Родители анализируют полученные педагогические рецепты,
обсуждают их совместно.
IX. Подведение итогов. Обсуждение с родителями притчи о
перевёрнутом камне.
Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на
котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и
прочёл на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не
обращаешь внимание на то, что уже знаешь?» Эта притча как нельзя лучше
подтверждает наш сегодняшний разговор о наших детях. Истина – на
поверхности. Зачастую проблемы в поведении наших детей, их трудности – в
нас самих. В нашем диктате и попустительстве, в нашей лжи и
двурушничестве, в нашем эгоизме и себялюбии. Необходимо посмотреть на
проблему глазами истины и тогда военные действия, которые вы ведёте с
ребёнком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцарится мир и
душевный комфорт. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать
своему ребёнку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, и мы всё
преодолеем».