Напоминание

Консультация для родителей


Автор: Корзон Елена Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №7"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Ознакомление с историей Кузбасса, как средство патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста
Тема: Консультация для родителей
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация «Ознакомление дошкольников

с историей Кузбасса»

«Любовь к родному краю, родной культуре,

родному речи начинается с малого –

любви к своей семье, к своему жилищу,

к своему детскому саду.

Постепенно расширяясь, эта любовь

переходит в любовь к родной стране,

к ее истории, прошлому и настоящему,

ко всему человечеству».

Д.С. Лихачев

«Формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного

образовательного учреждения.

Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс воздействия на личность с

целью формирования патриотизма, как качества проявляющегося в любви к своему

Отечеству, служению ему.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников, процесс сложный и длительный,

требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Это весьма

кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных

группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к

близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.

Таким образом, чтобы воспитать чувство патриотизма у дошкольников, педагоги

должны использовать различные формы и методы организации деятельности детей. В

своей работе педагоги могут использовать следующие методы:

1.Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь горожан, изменения в

облике города, района, улицы, воздвигаемых новостройках и т.п.)

2. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и

непосредственными наблюдениями детей;

3.Беседы с детьми о стране, родном городе;

4. Использование детских художественных произведений, репродукций картин (их

рассматривание и обсуждение);

5. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок,

прослушивание музыкальных произведений;

6. Знакомство детей с народной декоративной росписью;

7. Привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для

детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по

благоустройству территории детского сада и т.п.);

8. Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок

в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за

добросовестность выполнения поручения, за хорошее поведение в общественных местах;

9. Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город и

принимающего активное участие в общественной жизни (важно помнить, что

мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый

сильнодействующий фактор воспитания).

Большое значение, в патриотическом воспитании, имеет активная разнообразная

деятельность дошкольников, так как быть патриотом – это не только знать и любить

свою страну, но и активно работать на её благо. Для этого используют различные формы

работы:

целевые

прогулки,

экскурсии,

беседы,

дидактические

игры,

чтение

художественной литературы, праздники, развлечения, вечера досуга, викторины и,

конечно же, основная форма работы – занятие.

Занятия проводится один - два раза в месяц, в зависимости от возрастной группы.

Знания, полученные во время образовательной деятельности, закрепляются в различных

формах вне ОД. И в течении всего года воспитатель несколько раз возвращается к тому,

что дети узнали ранее. Некоторые темы повторяются в каждой возрастной группе, но с

определённым

усложнением

(например:

«День

защитника

Отечества»,

«День

космонавтики», «День Победы»). Образовательная деятельность должна проводиться с

использованием наглядного материала.

При знакомстве дошкольников с историей родного города и родной страны,

воспитателю приходится многое им рассказывать, поэтому при составлении рассказа

воспитатель должен помнить следующее:

По ходу рассказа необходимо обязательно использовать наглядный материал. Это

могут быть фотографии, репродукции картин, слайды, различные схемы, рисунки

мелом на доске и др.

Составлять рассказ, воспитатель должен включить в него вопросы к детям. Это

необходимо, чтобы активизировать познавательную деятельность, внимание,

вызвать интерес детей, учить их предполагать, рассуждать. В этом случае рассказ

воспитателя превращается из монолога в своеобразную беседу с детьми, что

способствует более успешному усвоению знаний.

Рассказывая о каких-то исторических событиях, воспитателю не следует часто

употреблять даты, так как в дошкольном возрасте детям не доступна хронология.

Но чтобы дети поняли, что излагаемые события происходили давно, следует

употреблять такие выражения: «Это было очень-очень давно», «Это было тогда,

когда ваши папы и мамы были маленькими», и т.п. Некоторые даты детям следует

сообщать, не добиваясь их обязательного запоминания (например, 1941г.,1945г., 12

апреля 1961г., т.п.)

Язык рассказа должен быть очень простым. Если в рассказе встречаются незнакомые

детям слова, например, «князь», «полководец», следует объяснить их значение. Не

стоит перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями.

В процессе знакомства детей с достопримечательностями родного города, воспитатель

часто рассказывает им о различных архитектурных сооружениях, храмах, соборах. В

этом случае не следует подробно рассматривать их архитектуру, использовать

специальную терминологию. Достаточно выделить что-то главное, что отличает то или

иное здание от других.

В работе с детьми по знакомству с родным городом необходимо использовать такую

форму работы, как целевые прогулки и экскурсии, так как, узнать и полюбить город

только по иллюстрациям невозможно. Дети должны знать тот район, в котором они

живут, видеть красоту улиц, по которым проходят каждый день. Но следует помнить, что

на целевые прогулки и экскурсии за пределы дошкольного учреждения следует выходить

с разрешения администрации и в сопровождении 2-3 взрослых.

Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, вы

добьётесь успеха. Вы покажете детям красоту своего родного города, познакомите их с

талантом русского народа, некоторыми героическими страницами истории, научите

детей любить свой город и свою страну, и гордиться тем, что они живут в такой

прекрасной стране как Россия.

Предлагаю некоторые варианты игр по ознакомлению детей с историей Кузбасса:

Дидактическая игра «Передай сердечко и скажи словечко» - подобрать прилагательные

к слову Родина, Новокузнецк, город.

Дидактическая игра «Узнай по описанию»

Детям предлагается послушать короткие рассказы о достопримечательностях города,

отгадать, назвать их и найти фотографию этого места.

Дидактическая игра «Растительный и животный мир края»

Выбрать из всех картинок растения и животных только нашего края и положить их на карту-

схему Кемеровской области.

Дидактическая игра «Кто больше назовет городов Кемеровской области»(по мере

называния детьми городов, воспитатель приклеивает флажки красного цвета на карте

Кемеровской области).

Дидактическая игра «Как зовут жителей» - предлагается детям место проживания и они

должны назвать жителей этого места. Например: на Луне – лунатики, на Земле – земляне, в

России – россияне, в Кемерово – кемеровчане, в Новокузнецке – новокузнечане, в Белово –

беловчане и т.д

Дидактическая игра «Новокузнецк- какой город»

- Город Новокузнецк спортивный, потому что в нём много стадионов, бассейнов, катков.

- Город Новокузнецк культурный, потому что в нём много театров, музеев.

- Город Новокузнецк промышленный, потому что в нём много заводов.

1 блок «Я и моя семья»

(периодичность 1 занятие в неделю)

Тема: «Моя семья»

Тема: «Наши имена и фамилии»

Тема: «Дерево моей семьи»

Тема: «Наши семейные традиции»

Тема: «Моя мама – лучшая на свете»

Тема: «Мой папа Защитник Отечества»

Тема: «Что я знаю о Великой Отечественной Войне»

2 блок «Город, в котором я живу»

Тема: «Мой родной Новокузнецк»

Тема: «Районы нашего города»

Тема: «Улицы, здания»

Тема: «Природа моего города»

Тема: «Зимующие и перелетные птицы»

Тема: «Деревья и кустарники, произрастающие в городской зоне»

Тема: «Откуда в дом пришла вода»

Тема: «Дары леса» (грибы, ягоды, орехи)

Тема: «Труд взрослых в городе»

3 блок «Гордое имя Кузбасс»

Тема: «Наш край на карте России»

Тема: «История родного края»

Тема: «Природные богатства земли Кузнецкой»

Тема: «Природа Кузбасса»

Тема: «Водоемы нашей области»

Тема: «Растительный мир и животный мир Кузбасса»

Тема: «Люди земли Кузнецкой»

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

1 блок «Я и моя семья»

Тема: «Летопись моей семьи»

Тема: «Тайна моего имени»

Тема: «Моя родословная»

Тема: «Герб нашей семьи»

Тема: «Родительский дом - начало начал» (семейные праздники и традиции)

Тема: «Я - будущий Защитник Отечества»

Тема: «Профессии моих родителей»

Тема: «Знаю. Помню. Горжусь.»

Тема: «Они защищали нашу Родину в годы ВОВ»

2 блок «Город, в котором я живу»

Тема: «Мой родной Новокузнецк»

Тема: «Улицы моего города»

Тема: «Памятные места родного города»

Тема: «Природа моего города»

Тема: «Деревья и кустарники, произрастающие в городской зоне»

Тема: «Город шахтеров и металлургов»

Тема: «Люди, прославившие наш город»

Тема: «Новокузнецк –вчера, сегодня, завтра»

3 блок «Гордое имя Кузбасс»

Тема: «Наш край на карте России»

Тема: «Карта Кемеровской области»

Тема: «История нашего края»

Тема:«Природные богатства земли Кузнецкой»

Тема: «Природа нашего края»

Тема: «Водоемы нашей области»

Тема: «Растительный и животный мир Кузбасса»

Тема: «Люди земли Кузнецкой»

Тема: «Семь чудес Кузбасса»



В раздел образования