Автор: Корзон Елена Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №7"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Ознакомление с историей Кузбасса, как средство патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста
Тема: Консультация для родителей
Раздел: дошкольное образование
Консультация «Ознакомление дошкольников
с историей Кузбасса»
«Любовь к родному краю, родной культуре,
родному речи начинается с малого –
любви к своей семье, к своему жилищу,
к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь
переходит в любовь к родной стране,
к ее истории, прошлому и настоящему,
ко всему человечеству».
Д.С. Лихачев
«Формы и методы патриотического воспитания дошкольников»
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного
образовательного учреждения.
Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс воздействия на личность с
целью формирования патриотизма, как качества проявляющегося в любви к своему
Отечеству, служению ему.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников, процесс сложный и длительный,
требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Это весьма
кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных
группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к
близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.
Таким образом, чтобы воспитать чувство патриотизма у дошкольников, педагоги
должны использовать различные формы и методы организации деятельности детей. В
своей работе педагоги могут использовать следующие методы:
1.Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь горожан, изменения в
облике города, района, улицы, воздвигаемых новостройках и т.п.)
2. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и
непосредственными наблюдениями детей;
3.Беседы с детьми о стране, родном городе;
4. Использование детских художественных произведений, репродукций картин (их
рассматривание и обсуждение);
5. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок,
прослушивание музыкальных произведений;
6. Знакомство детей с народной декоративной росписью;
7. Привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для
детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по
благоустройству территории детского сада и т.п.);
8. Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок
в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за
добросовестность выполнения поручения, за хорошее поведение в общественных местах;
9. Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город и
принимающего активное участие в общественной жизни (важно помнить, что
мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый
сильнодействующий фактор воспитания).
Большое значение, в патриотическом воспитании, имеет активная разнообразная
деятельность дошкольников, так как быть патриотом – это не только знать и любить
свою страну, но и активно работать на её благо. Для этого используют различные формы
работы:
целевые
прогулки,
экскурсии,
беседы,
дидактические
игры,
чтение
художественной литературы, праздники, развлечения, вечера досуга, викторины и,
конечно же, основная форма работы – занятие.
Занятия проводится один - два раза в месяц, в зависимости от возрастной группы.
Знания, полученные во время образовательной деятельности, закрепляются в различных
формах вне ОД. И в течении всего года воспитатель несколько раз возвращается к тому,
что дети узнали ранее. Некоторые темы повторяются в каждой возрастной группе, но с
определённым
усложнением
(например:
«День
защитника
Отечества»,
«День
космонавтики», «День Победы»). Образовательная деятельность должна проводиться с
использованием наглядного материала.
При знакомстве дошкольников с историей родного города и родной страны,
воспитателю приходится многое им рассказывать, поэтому при составлении рассказа
воспитатель должен помнить следующее:
По ходу рассказа необходимо обязательно использовать наглядный материал. Это
могут быть фотографии, репродукции картин, слайды, различные схемы, рисунки
мелом на доске и др.
Составлять рассказ, воспитатель должен включить в него вопросы к детям. Это
необходимо, чтобы активизировать познавательную деятельность, внимание,
вызвать интерес детей, учить их предполагать, рассуждать. В этом случае рассказ
воспитателя превращается из монолога в своеобразную беседу с детьми, что
способствует более успешному усвоению знаний.
Рассказывая о каких-то исторических событиях, воспитателю не следует часто
употреблять даты, так как в дошкольном возрасте детям не доступна хронология.
Но чтобы дети поняли, что излагаемые события происходили давно, следует
употреблять такие выражения: «Это было очень-очень давно», «Это было тогда,
когда ваши папы и мамы были маленькими», и т.п. Некоторые даты детям следует
сообщать, не добиваясь их обязательного запоминания (например, 1941г.,1945г., 12
апреля 1961г., т.п.)
Язык рассказа должен быть очень простым. Если в рассказе встречаются незнакомые
детям слова, например, «князь», «полководец», следует объяснить их значение. Не
стоит перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями.
В процессе знакомства детей с достопримечательностями родного города, воспитатель
часто рассказывает им о различных архитектурных сооружениях, храмах, соборах. В
этом случае не следует подробно рассматривать их архитектуру, использовать
специальную терминологию. Достаточно выделить что-то главное, что отличает то или
иное здание от других.
В работе с детьми по знакомству с родным городом необходимо использовать такую
форму работы, как целевые прогулки и экскурсии, так как, узнать и полюбить город
только по иллюстрациям невозможно. Дети должны знать тот район, в котором они
живут, видеть красоту улиц, по которым проходят каждый день. Но следует помнить, что
на целевые прогулки и экскурсии за пределы дошкольного учреждения следует выходить
с разрешения администрации и в сопровождении 2-3 взрослых.
Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, вы
добьётесь успеха. Вы покажете детям красоту своего родного города, познакомите их с
талантом русского народа, некоторыми героическими страницами истории, научите
детей любить свой город и свою страну, и гордиться тем, что они живут в такой
прекрасной стране как Россия.
Предлагаю некоторые варианты игр по ознакомлению детей с историей Кузбасса:
Дидактическая игра «Передай сердечко и скажи словечко» - подобрать прилагательные
к слову Родина, Новокузнецк, город.
Дидактическая игра «Узнай по описанию»
Детям предлагается послушать короткие рассказы о достопримечательностях города,
отгадать, назвать их и найти фотографию этого места.
Дидактическая игра «Растительный и животный мир края»
Выбрать из всех картинок растения и животных только нашего края и положить их на карту-
схему Кемеровской области.
Дидактическая игра «Кто больше назовет городов Кемеровской области»(по мере
называния детьми городов, воспитатель приклеивает флажки красного цвета на карте
Кемеровской области).
Дидактическая игра «Как зовут жителей» - предлагается детям место проживания и они
должны назвать жителей этого места. Например: на Луне – лунатики, на Земле – земляне, в
России – россияне, в Кемерово – кемеровчане, в Новокузнецке – новокузнечане, в Белово –
беловчане и т.д
Дидактическая игра «Новокузнецк- какой город»
- Город Новокузнецк спортивный, потому что в нём много стадионов, бассейнов, катков.
- Город Новокузнецк культурный, потому что в нём много театров, музеев.
- Город Новокузнецк промышленный, потому что в нём много заводов.
1 блок «Я и моя семья»
(периодичность 1 занятие в неделю)
Тема: «Моя семья»
Тема: «Наши имена и фамилии»
Тема: «Дерево моей семьи»
Тема: «Наши семейные традиции»
Тема: «Моя мама – лучшая на свете»
Тема: «Мой папа Защитник Отечества»
Тема: «Что я знаю о Великой Отечественной Войне»
2 блок «Город, в котором я живу»
Тема: «Мой родной Новокузнецк»
Тема: «Районы нашего города»
Тема: «Улицы, здания»
Тема: «Природа моего города»
Тема: «Зимующие и перелетные птицы»
Тема: «Деревья и кустарники, произрастающие в городской зоне»
Тема: «Откуда в дом пришла вода»
Тема: «Дары леса» (грибы, ягоды, орехи)
Тема: «Труд взрослых в городе»
3 блок «Гордое имя Кузбасс»
Тема: «Наш край на карте России»
Тема: «История родного края»
Тема: «Природные богатства земли Кузнецкой»
Тема: «Природа Кузбасса»
Тема: «Водоемы нашей области»
Тема: «Растительный мир и животный мир Кузбасса»
Тема: «Люди земли Кузнецкой»
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
1 блок «Я и моя семья»
Тема: «Летопись моей семьи»
Тема: «Тайна моего имени»
Тема: «Моя родословная»
Тема: «Герб нашей семьи»
Тема: «Родительский дом - начало начал» (семейные праздники и традиции)
Тема: «Я - будущий Защитник Отечества»
Тема: «Профессии моих родителей»
Тема: «Знаю. Помню. Горжусь.»
Тема: «Они защищали нашу Родину в годы ВОВ»
2 блок «Город, в котором я живу»
Тема: «Мой родной Новокузнецк»
Тема: «Улицы моего города»
Тема: «Памятные места родного города»
Тема: «Природа моего города»
Тема: «Деревья и кустарники, произрастающие в городской зоне»
Тема: «Город шахтеров и металлургов»
Тема: «Люди, прославившие наш город»
Тема: «Новокузнецк –вчера, сегодня, завтра»
3 блок «Гордое имя Кузбасс»
Тема: «Наш край на карте России»
Тема: «Карта Кемеровской области»
Тема: «История нашего края»
Тема:«Природные богатства земли Кузнецкой»
Тема: «Природа нашего края»
Тема: «Водоемы нашей области»
Тема: «Растительный и животный мир Кузбасса»
Тема: «Люди земли Кузнецкой»
Тема: «Семь чудес Кузбасса»