Напоминание

Конспект ОД по речевому развитию для детей старшего возраста. Составление рассказа с опорой на мнемотаблицу. Тема: «Весна"


Автор: Елфимова Кристина Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 48
Населённый пункт: Город Апатиты Мурманская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект ОД по речевому развитию для детей старшего возраста. Составление рассказа с опорой на мнемотаблицу. Тема: «Весна"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект образовательной деятельности в старшей группе.

Речевое развитие. Тема: Составление рассказа по сюжетной картине

«Весенний день» с использованием мнемотехники.

Цель: Составление рассказа по сюжетной картине с использованием мнемотаблицы.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать формировать умение составлять рассказ по сюжетной картине с

использованием мнемотаблицы;

Формировать умение внимательно рассматривать картину, выделять в ней главную

мысль при помощи вопросов воспитателя;

Закрепление представлений о весне, ее характерных признаках;

Уточнение и активизация пассивного словаря по теме «Весна» (капель, проталинки,

ручьи)

Совершенствование

грамматического

строя,

умения

правильно

строить

предложения;

Развивающие:

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи в неживой природе;

Развитие произвольного внимания, зрительной и словесно-логической памяти,

логического мышления;

Воспитательные:

Воспитывать культуру речевого общения;

Воспитывать чувство взаимопомощи.

Коррекционная

задача:

развивать

умение

согласовывать

глаголы

с

существительными по смыслу; развивать умение согласовывать прилагательные,

наречия к существительному по смыслу.

Оборудование и материалы: сюжетная картина «Весенний день»; мнемотаблица к

картине; магнитная доска; экран.

Предварительная работа: дидактические игры на тему «Весна»; наблюдения на

прогулках за живой и неживой природой весной; знакомство с мнемотехникой,

составление рассказов по сюжетным картинкам, с использованием мнемотаблиц;

беседы о весне и ее признаках; рассматривание сюжетных весенних картинок;

чтение художественной литературы.

Ход занятия.

Вводная часть (5 мин)

Воспитатель: Здравствуйте уважаемые гости.

Воспитатель: Ребята, проходите на коврик, вставайте в круг, беритесь за руки.

Дети с воспитателем стоят в кругу.

Воспитатель:

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся! (беремся за руки, улыбаемся друг другу)

Воспитатель: Ребята! Прислушайтесь. Вы ничего не слышали? (звучит аудиозапись

«Капель»)

Воспитатель: Ребята, что-то капает, что это может быть? (это капель)

Воспитатель: В какое время года мы можем ее услышать? (весной)

Воспитатель: Вспомним какие еще признаки весны мы знаем, давайте перечислим?

(солнце светит ярче, теплее, прилетают птицы, снег становится грязным, рыхлым,

начинает таять, бегут ручьи, просыпается медведь в лесу…)

Воспитатель:

Ребята, давайте поиграем в игру «Подскажи словечко», я буду

начинать, а вы подсказывать.

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

Наступила весна и солнце (что делает?) (греет, светит, пригревает)

Наступила весна и снег (что делает?) (тает)

Наступила весна и ручьи (что делают?) (бегут, журчат)

Наступила весна и птицы (что делают?) (прилетают)

Наступила весна и почки (что делают?) (набухают, распускаются)

Воспитатель: Молодцы ребята, мы так много знаем о весне.

(на экране появляется девушка Весна и обращается к детям)

Весна: Здравствуйте ребята! Я Весна! Пришла к вам сегодня в гости посмотреть, что

вы обо мне знаете. Я для вас приготовила картину и хочу, чтобы вы рассмотрели ее

и рассказали обо мне.

Воспитатель: Ребята, к нам Весна пришла и принесла с собой картину. Давайте

рассмотрим ее. Проходите на стульчики. (воспитатель дает время рассмотреть

картину, затем задает вопросы)

Вопросы к картине:

Воспитатель:

Какое время года изображено на картине? (весна)

Как вы это поняли? (светит солнце, тает снег, бежит ручей, прилетели птицы,

появились проталины) Наступила весна… (воспитатель вывешивает на магнитной

доске соответствующую картинку)

Давайте рассмотрим повнимательней. Я буду задавать вам вопросы, а вы поднимать

руку и отвечать полным предложением.

Посмотрите на солнце как оно светит? (тепло, ярко, ласково) Скажи полным

предложением? (солнце светит тепло, ярко) (воспитатель на магнитной доске

вывешивает карточку с соответствующей картинкой)

С крыш домов свисают сосульки. Солнышко пригревает, сосульки начинают таять, с

них капает вода, как мы называем это явление? (капель) Скажи полным

предложением? (с крыш домов свисают сосульки, начинают таять и звенит капель)

(воспитатель вывешивает соответствующую картинку)

Посмотрите, сколько птиц. (показывает на птиц) Откуда они прилетели? (они

прилетели с теплых краев) Что они делают? (строят гнезда) Скажи полным

предложением? (прилетели птицы с теплых краев и строят себе гнезда) (воспитатель

вывешивает соответствующую картинку)

Появились проталинки ручьи, как они появились? (тает снег и появляются ручьи,

проталинки) Скажи полным предложением? (снег начал таять, появились ручьи и

проталинки) (воспитатель вывешивает соответствующую картинку)

Кого еще вы видите на картине? (детей) Что они делают? (запускаю кораблики,

играют, гуляют) Скажи полным предложением? (дети запускают кораблики по воде)

(воспитатель вывешивает соответствующую картинку)

Воспитатель: И все вокруг радуется весне…

Воспитатель:

Как мы можем назвать эту картину? (дети предлагают свои

варианты)

Воспитатель: Молодцы, ребята, какие прекрасные названия мы придумали!

Воспитатель: Посмотрите, что у нас получилось? У нас получился рассказ. Сейчас

по нему мы будем рассказывать, чтобы наша Весна обрадовалась и еще больше

пригрела нас своим ласковым солнышком. Только для начала отдохнем. Выходите,

вставайте в круг.

Физкультминутка «Весенняя капель».

Солнце стало пригревать, (руки вверх, потянулись)

Стали капельки стучать. (ладонями стучат по коленям)

Капля – раз, капля – два, (руки поочерёдно вперёд и вверх)

Капли медленно сперва, (хлопают в ладошки)

А потом быстрей, быстрей (хлопают быстрее)

Побежали ручейки. (поочередно выставить пятку вперед)

Их попробуй, догони! (бег на месте)

Воспитатель: Молодцы, ребята, давайте начнем.

Воспитатель: (воспитатель незаметно меняет очередность картинок, перепутывает

их) Ребята, посмотрите, что случилось! Ветерок подул и все наши картинки

перепутались и картину сдуло! Как мы теперь будем рассказывать? Вы помните в

каком порядке были картинки? (да) Выходите втроем ко мне, составьте первые 3

картинки. (ребята составляют) Молодцы! Осталось собрать еще 3 картинки.

Выходите три ребенка и составьте остальные картинки.

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы составили замечательную схему. Я буду первой

кто расскажет по ней. Послушайте.

Наступила весна!

Солнце стало светить ярче, теплее.

С крыш свисают сосульки и радуют всех звонкой капелью.

Прилетели птицы с теплых краев и строят себе гнезда.

Снег начал таять, побежали первые ручьи, появились проталинки.

Ребята обрадовались весне, и пошли пускать кораблики в первых весенних

ручейках.

Воспитатель: Это был мой рассказ.

Воспитатель:

А, сейчас попробуем составить рассказ по цепочке. Кто хочет

рассказать по 1 картинке? (воспитатель выбирает ребенка, слушает рассказ и

опирает его на картинку) Молодец, умница!

Воспитатель: Кто продолжит рассказ? (воспитатель выбирает ребенка, слушает

рассказ и опирает его на картинку) Молодец, очень хорошо! (так воспитатель

спрашивает по каждой картинке детей, выбирает ребенка, слушает рассказ и

опирает ребенка на картинку в мнемотаблице)

Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь кто хочет сам составить рассказ по всем

картинкам? (воспитатель выбирает ребенка, слушает рассказ и опирает его на

мнемотаблицу)

Воспитатель:

Молодец, очень красочный рассказ получился! Ребята, очень

замечательно сегодня потрудились, вы молодцы! А сейчас, мы не только расскажем

про весну, но и покажем. Вставайте около своих стульчиков.

Игра пантомима «Весна».

Воспитатель: Покажи, как

Ярко светит солнце. (ребенок показывает)

Сосулька испугалась и начала таять. (ребенок показывает)

Птицы летят с теплых краев. (ребенок показывает)

Плывет кораблик по волнам ручейка. (ребенок показывает)

Воспитатель: Молодцы ребята! Весело вышло. Садитесь на свои стульчики.

(ребята садятся на места, на экране появляется девушка Весна)

Весна: Ребята, какие же вы молодцы! Мне очень понравились ваши рассказы! Вы

очень старались! Я для вас приготовила подарок! Посмотрите на экран.

Воспитатель:

Посмотрите какое замечательный подарок подарила вам Весна.

Скажем ей спасибо? Давайте вместе. Спасибо! И вам спасибо, ребята!



В раздел образования