Автор: Кичигина Людмила Назиржоновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад 125"
Населённый пункт: Кузбасс, Кемеровская область, г. Новокузнецк
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
МБ ДОУ «Детский сад №125»
Формирование
финансовой
грамотности у детей
дошкольного возраста
Подготовил:
Воспитатель: Кичигина
Людмила Назиржоновна
«Деньги, которыми обладаешь
– орудие свободы;
те, за которыми гонишься
— орудие рабства»
Жан-Жак Руссо
Финансовая
грамотность
–
это
особое
качество
человека,
которое
формируется
с
самого малого возраста и показывает умение
самостоятельно
зарабатывать
деньги
и
грамотно ими управлять.
Актуальность
Современная жизнь диктует свои стандарты: в
условиях рыночной экономики человеку в любом
возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть
финансово грамотным. Поэтому обучение основам
экономических знаний необходимо начинать уже в
детском саду, ведь представления о деньгах и их
применении начинают формироваться в дошкольном
возрасте.
Федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования ставит задачу
формирования общей культуры личности детей.
Экономическая культура личности дошкольника
характеризуется наличием первичных представлений об
экономических категориях, интеллектуальных и
нравственных качествах (бережливость, смекалка,
трудолюбие, умение планировать дела, осуждение
жадности и расточительности). Без сформированных
первичных экономических представлений невозможно
формирование финансовой грамотности.
Методы и формы работы с детьми по
финансовой грамотности
интеллектуальные
игры и
развлечения
сюжетно-ролевые,
дидактические,
настольные игры
тематические
занятия
беседы
чтение стихов,
сказок, пословиц,
поговорок
Примерной парциальной образовательной программы дошкольного
образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование
представлений о финансовой грамотности для детей 5-7 лет» под редакцией
А. Д. Шатовой, Ю.А. Аксеновой, И.А. Кириловой.
Труд и профессии. Дети узнают о том, что люди трудятся,
чтобы прокормить себя и свою семью, чтобы сделать запасы на
будущее, приносить пользу другим. В процессе труда люди
создают, производят различные предметы, продукты труда.
Производство невозможно без средств производства, с
помощью которых осуществляется процесс производства
продуктов труда. Для того чтобы что-то изготовить,
необходимо знать способ изготовления, который называют
технологией.
Товар, товарообмен. Обмен товарами и услугами – путь
удовлетворения экономических потребностей. Для продажи и
покупки в игровой форме дети изучают спрос и предложение,
принимают «заказы» на товары и услуги. Привлечение детей к
производству рекламы, прослеживание вместе с ними
действенности рекламы. Происходит развитие представлений:
о спросе и предложении и их влиянии на величину цены; об
установлении цены; об обмене товарами и услугами.
Работа с дошкольниками по формированию
финансовой грамотности планируется по
следующим разделам:
Выгода и убыток.
Формировать положительное
отношение
к
труду
людей,
умеющих хорошо трудиться, честно зарабатывать деньги,
признавать
авторитетными
качества
хозяина,
бережливость, рациональность, экономичность, щедрость,
благородство, честность, отзывчивость.
Деньги и бюджет семьи.
Дети
знакомятся
с
понятием «деньги» как
общим
эквивалентом,
а
также
с
тем,
что
они
являются
тоже
товаром,
но
необычным,
т.
к.
количество
его
всегда
оказывается равноценным другому товару, который может
быть на них обменен. Кроме того, деньги это средство
платежа при купле-продаже. Необходимо подвести детей к
тому, что любой товар имеет свою цену. Одни товары –
дорогие, другие стоят меньше (дешевле).
Первые металлические деньги
Реклама. Реклама – это определенная информация, которая
упакована в оригинальную форму.
Кроме информации реклама несет в себе определенный
эмоциональный настрой. Именно поэтому дети так любят
рекламу, играют в нее. Дать максимум информации при
минимуме слов, выделить основные, характерные черты
рекламируемого объекта, выгодно подчеркнуть его отличие от
других и доказать преимущества.
Бизнес и капитал. Продолжать знакомить детей с понятиями
экономической категории «Бизнес», «Капитал», «Купля-
продажа», как вид бизнеса, выделяя составные части
капитала. Воспитывать отрицательное отношение к жадности
и корысти; деловые качества личности, чувство восхищения
смекалкой, добротой.
Экономика. Это, прежде всего, решение двух ключевых
вопросов: откуда берутся средства (не обязательно деньги, и
как ими распорядиться. Научить выделять в окружающем мире
экономические характеристики. Развивать умение выделять
экономическое содержание из сказочного произведения.
Потребность. Дети получают знания и представления о том,
что человек, как живое существо, подобно животным и
растениям нуждается в воде, воздухе, тепле, свете, пище,
одежде, жилье, т. е., потребности, без удовлетворения которых
человек не может существовать. Однако дети должны знать,
что кроме этих существуют и другие, не менее важные, так
называемые социальные потребности: потребность в
безопасности, любви, дружбе, защите, общении и т. д.
История российских денег
Варианты создания условий по развитию
финансовой грамотности по возрастам
Старшая группа
«Банк», «Аптека», «Семья», «Ветеринарная лечебница»
- Медиатека из презентаций
- Медиатека интерактивных игр
- Ребусы
- Лабиринты тематические
- Игры-путешествия
- Банковские карты
- Ненастоящие деньги
- Банкомат
-
Дидактические игры «Какой товар лишний?», «Что угодно для души», «Деньги» и др.
Подготовительная группа
«Фабрика изготовления денег», «Школа», «Салон красоты», «Супермаркет», «Мебельная
фабрика», «Банк».
- Лэпбук «Поговорим о деньгах»
- Металлические устаревшие деньги
- Альбом «Эволюция денег»
- Кроссворд
-Дидактические игры «Дорого – дешево», «Потребность – возможность», «Бюджет» и
другие.
Планируемые результаты-дети должны
понять, что…
1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
2.
Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем
больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь
купить.
3.
Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от
того, насколько сложно его произвести .
4.
Деньги
любят
счет
(дети
должны
уметь
считать
деньги,
например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить
в магазине).
5.
Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и
расходов в краткосрочном периоде).
6.
Твои
деньги
бывают
объектом
чужого
интереса
(дети
должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
7.
Не все продается и покупается (дети должны понимать, что
главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей –
за деньги не купишь).
8.
Финансы – это интересно и увлекательно.
Введение в науку Экономику
Накопления, сбережения, финансы
Профессии и заработная плата
Где можно заработать?
Семейный бюджет и потребности
Взаимодействие с семьей
анкетирование
консультации
родительские
собрания
создание и
обогащенние
развивающей
среды
Возьми с собой!
Папки передвижки
Консультации
Полезные советы
Предметно – развивающая среда
Начинайте учить своих
детей финансовой
грамотности как можно
раньше, в каком бы
возрасте они сейчас не
были. Чем раньше они
узнают эту науку, тем
проще им будет принять
эти знания в своей голове и
использовать их в своей
будущей жизни.