Напоминание

"Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста"


Автор: Кичигина Людмила Назиржоновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад 125"
Населённый пункт: Кузбасс, Кемеровская область, г. Новокузнецк
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБ ДОУ «Детский сад №125»

Формирование

финансовой

грамотности у детей

дошкольного возраста

Подготовил:

Воспитатель: Кичигина

Людмила Назиржоновна

«Деньги, которыми обладаешь

– орудие свободы;

те, за которыми гонишься

— орудие рабства»

Жан-Жак Руссо

Финансовая

грамотность

это

особое

качество

человека,

которое

формируется

с

самого малого возраста и показывает умение

самостоятельно

зарабатывать

деньги

и

грамотно ими управлять.

Актуальность

Современная жизнь диктует свои стандарты: в

условиях рыночной экономики человеку в любом

возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть

финансово грамотным. Поэтому обучение основам

экономических знаний необходимо начинать уже в

детском саду, ведь представления о деньгах и их

применении начинают формироваться в дошкольном

возрасте.

Федеральный государственный образовательный

стандарт дошкольного образования ставит задачу

формирования общей культуры личности детей.

Экономическая культура личности дошкольника

характеризуется наличием первичных представлений об

экономических категориях, интеллектуальных и

нравственных качествах (бережливость, смекалка,

трудолюбие, умение планировать дела, осуждение

жадности и расточительности). Без сформированных

первичных экономических представлений невозможно

формирование финансовой грамотности.

Методы и формы работы с детьми по

финансовой грамотности

интеллектуальные

игры и

развлечения

сюжетно-ролевые,

дидактические,

настольные игры

тематические

занятия

беседы

чтение стихов,

сказок, пословиц,

поговорок

Примерной парциальной образовательной программы дошкольного

образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование

представлений о финансовой грамотности для детей 5-7 лет» под редакцией

А. Д. Шатовой, Ю.А. Аксеновой, И.А. Кириловой.

Труд и профессии. Дети узнают о том, что люди трудятся,

чтобы прокормить себя и свою семью, чтобы сделать запасы на

будущее, приносить пользу другим. В процессе труда люди

создают, производят различные предметы, продукты труда.

Производство невозможно без средств производства, с

помощью которых осуществляется процесс производства

продуктов труда. Для того чтобы что-то изготовить,

необходимо знать способ изготовления, который называют

технологией.

Товар, товарообмен. Обмен товарами и услугами – путь

удовлетворения экономических потребностей. Для продажи и

покупки в игровой форме дети изучают спрос и предложение,

принимают «заказы» на товары и услуги. Привлечение детей к

производству рекламы, прослеживание вместе с ними

действенности рекламы. Происходит развитие представлений:

о спросе и предложении и их влиянии на величину цены; об

установлении цены; об обмене товарами и услугами.

Работа с дошкольниками по формированию

финансовой грамотности планируется по

следующим разделам:

Выгода и убыток.

Формировать положительное

отношение

к

труду

людей,

умеющих хорошо трудиться, честно зарабатывать деньги,

признавать

авторитетными

качества

хозяина,

бережливость, рациональность, экономичность, щедрость,

благородство, честность, отзывчивость.

Деньги и бюджет семьи.

Дети

знакомятся

с

понятием «деньги» как

общим

эквивалентом,

а

также

с

тем,

что

они

являются

тоже

товаром,

но

необычным,

т.

к.

количество

его

всегда

оказывается равноценным другому товару, который может

быть на них обменен. Кроме того, деньги это средство

платежа при купле-продаже. Необходимо подвести детей к

тому, что любой товар имеет свою цену. Одни товары –

дорогие, другие стоят меньше (дешевле).

Первые металлические деньги

Реклама. Реклама – это определенная информация, которая

упакована в оригинальную форму.

Кроме информации реклама несет в себе определенный

эмоциональный настрой. Именно поэтому дети так любят

рекламу, играют в нее. Дать максимум информации при

минимуме слов, выделить основные, характерные черты

рекламируемого объекта, выгодно подчеркнуть его отличие от

других и доказать преимущества.

Бизнес и капитал. Продолжать знакомить детей с понятиями

экономической категории «Бизнес», «Капитал», «Купля-

продажа», как вид бизнеса, выделяя составные части

капитала. Воспитывать отрицательное отношение к жадности

и корысти; деловые качества личности, чувство восхищения

смекалкой, добротой.

Экономика. Это, прежде всего, решение двух ключевых

вопросов: откуда берутся средства (не обязательно деньги, и

как ими распорядиться. Научить выделять в окружающем мире

экономические характеристики. Развивать умение выделять

экономическое содержание из сказочного произведения.

Потребность. Дети получают знания и представления о том,

что человек, как живое существо, подобно животным и

растениям нуждается в воде, воздухе, тепле, свете, пище,

одежде, жилье, т. е., потребности, без удовлетворения которых

человек не может существовать. Однако дети должны знать,

что кроме этих существуют и другие, не менее важные, так

называемые социальные потребности: потребность в

безопасности, любви, дружбе, защите, общении и т. д.

История российских денег

Варианты создания условий по развитию

финансовой грамотности по возрастам

Старшая группа

«Банк», «Аптека», «Семья», «Ветеринарная лечебница»

- Медиатека из презентаций

- Медиатека интерактивных игр

- Ребусы

- Лабиринты тематические

- Игры-путешествия

- Банковские карты

- Ненастоящие деньги

- Банкомат

-

Дидактические игры «Какой товар лишний?», «Что угодно для души», «Деньги» и др.

Подготовительная группа

«Фабрика изготовления денег», «Школа», «Салон красоты», «Супермаркет», «Мебельная

фабрика», «Банк».

- Лэпбук «Поговорим о деньгах»

- Металлические устаревшие деньги

- Альбом «Эволюция денег»

- Кроссворд

-Дидактические игры «Дорого – дешево», «Потребность – возможность», «Бюджет» и

другие.

Планируемые результаты-дети должны

понять, что…

1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.

2.

Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем

больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь

купить.

3.

Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от

того, насколько сложно его произвести .

4.

Деньги

любят

счет

(дети

должны

уметь

считать

деньги,

например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить

в магазине).

5.

Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и

расходов в краткосрочном периоде).

6.

Твои

деньги

бывают

объектом

чужого

интереса

(дети

должны знать элементарные правила финансовой безопасности).

7.

Не все продается и покупается (дети должны понимать, что

главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей –

за деньги не купишь).

8.

Финансы – это интересно и увлекательно.

Введение в науку Экономику

Накопления, сбережения, финансы

Профессии и заработная плата

Где можно заработать?

Семейный бюджет и потребности

Взаимодействие с семьей

анкетирование

консультации

родительские

собрания

создание и

обогащенние

развивающей

среды

Возьми с собой!

Папки передвижки

Консультации

Полезные советы

Предметно – развивающая среда

Начинайте учить своих

детей финансовой

грамотности как можно

раньше, в каком бы

возрасте они сейчас не

были. Чем раньше они

узнают эту науку, тем

проще им будет принять

эти знания в своей голове и

использовать их в своей

будущей жизни.



В раздел образования