Автор: Сокова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель (дошкольное отделение)
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 8
Населённый пункт: город Уссурийск, Приморский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Безопасное движение"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа № 8» г. Уссурийска УГО
(дошкольное отделение)
Методическая разработка
«Безопасное поведение на улицах и дорогах»
разработала воспитатель
Сокова Т.В.
г. Уссурийск, 2022 г.
Аннотация
Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых
болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России
совершаются
десятки
тысяч
дорожно-транспортных
происшествий
с
участием детей и подростков. Знание и соблюдение правил дорожного
движения поможет сформировать безопасное поведение детей на дорогах.
Данное занятие ориентировано на детей дошкольного возраста.
Дошкольники знакомятся с основными правилами дорожного движения,
через игровые проблемные ситуации и приходят к выводу, что знание правил
необходимо в жизни каждого человека. Работа организована таким образом,
чтобы каждый ребёнок хотел участвовать в заданиях, проявляя инициативу.
Данный материал может быть полезен для воспитателей ДОУ,
педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками, а
также родителям, для ознакомления детей с правилами дорожного движения
и профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма.
Пояснительная записка
«Ребенок воспитывается разными случайностями, его
окружающими. Педагоги должны дать направление этим
случайностям».
В.Д.Одоевский.
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и
правила
поведения
в
дорожно-транспортной
обстановке.
Зачастую
виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети,
которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах,
неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Приводят к
этому элементарное незнание правил дорожного движения и безучастное
отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. У детей
отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку,
которая свойственна взрослым. Они еще не умеют в должной степени
управлять своим поведением. Желание постоянно открывать что-то новое,
непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями в быстро
меняющейся дорожной обстановке.
Чтобы оградить детей от опасности, надо как можно раньше начать
готовить их, к встрече с улицей, движением, приучать обращаться к старшим
за помощью, а также и самим правильно и своевременно реагировать на
сложившуюся ситуацию. Чем раньше удастся познакомить ребенка с
правилами дорожного движения, сформировать у него навыки культуры
поведения в транспорте, на улице, тем меньше вероятности нежелательных
происшествий с ним на дороге.
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К
сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей.
Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему
должен
стать родитель,
но,
как правило,
родители
имеют смутное
представление о том, как научить ребенка безопасному поведению на
дорогах. Поэтому важная роль в предупреждении детского дорожно-
транспортного травматизма принадлежит детским дошкольным учреждениям
и учреждениям дополнительного образования. Именно педагоги должны
стать
первыми
учителями
ребенка
в
воспитании
его,
как
дисциплинированного пешехода.
Главная задача – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе
формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил,
при этом, не исказив их содержания.
Методическая разработка НОД
«Безопасное поведение детей на улицах и дорогах»
для детей дошкольного возраста.
Продолжительность: 30 минут.
Участники: дошкольники возраста 4 – 6 лет.
Используемые материалы и оборудование: компьютер, мультимедийный
проектор, аудиозаписи, картинки с изображением автомобиля, дорожных
знаков; макет светофора, 3 круга – красный, желтый, зеленый.
Тип занятия: сообщение и усвоение новых знаний.
Вид занятия: комбинированное занятие.
Используемые
методы:
словесный,
наглядный,
игровой,
практико
–
ориентированный.
Образовательная
область:
формирование
представления
о
правилах
дорожного движения.
Интеграция образовательных областей:
«Коммуникация», «Социализация»,
«Познание».
Актуальность: детский дорожно-транспортный травматизм является одной
из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на
дорогах
России
совершаются
десятки
тысяч
дорожно-транспортных
происшествий с участием детей и подростков. Знание и соблюдение Правил
дорожного движения поможет сформировать безопасное поведение детей на
улицах и дорогах.
Методические
рекомендации
по
использованию
мультимедийного
материала:
групповое
занятие.
Использование
мультимедийной
презентации позволяет задействовать весь наглядный информационный
канал, способствование лучшему усвоению информации и экономии времени
на внедрении знании дошкольникам. Презентация является дополнением к
конспекту. Ее эффективность характеризуется уровнем усвоения знаний по
теме.
Цель: Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного
поведения на дороге и улице. Обобщить знания детей о правилах дорожного
движения у детей дошкольного возраста посредством игровых ситуаций.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить дошкольников с правилами поведения на дороге, улице, с
сигналами светофора и пешеходным переходом;
Создать условия для сознательного изучения детьми правил дорожного
движения;
Формировать здоровый образ жизни, профилактику дорожно-транспортного
травматизма.
Развивающие:
Развивать
способность
практически
применять
полученные
знания
в
дорожно-транспортной среде;
Развивать
память,
внимание,
любознательность,
сосредоточенность,
смекалку, логическое мышление;
Активизировать словарный запас дошкольников.
Воспитательные:
Вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах;
Воспитывать грамотных пешеходов.
Предполагаемый результат:
- осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности
окружающих;
- проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в
соблюдении правил поведения;
- умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;
- знание правил безопасного поведения на дорогах и улицах города.
Рекомендации по организации и проведению занятия:
1. Подготовка к любому занятию обязательно должна начинаться с
продумывания конспекта. Интересный и содержательный конспект сделает
занятие незабываемым. Содержание должно включать элементы новизны,
занимательности, необычности.
2. Задания и игры должны отвечать интересам дошкольников, учитывать их
возрастные и индивидуальные особенности.
3. Эффективность педагогической работы во многом зависит от анализа
качества проведенного занятия. Необходимо выяснить причины негативных
моментов и отметить удачные игровые находки.
План занятия:
1.
Организационный момент – 2 мин.
2.
Практическая часть – 10 мин.
Беседа «Для чего нужно знать ПДД» - 2 мин
Обсуждение рассказа «Летние каникулы» - 5мин
Игра «Доскажи словечко» – 3 мин.
Игра «Светофор» - 3 мин.
Игра на внимание - «Загадка» - 2 мин
Игра «Собери машину из разрезанной картинки»- 3 мин.
3.
Подведение итогов занятия – 2 мин.
Рефлексия – 1 мин.
Ход занятия:
1.
Организационный момент – 2 мин.
(Дети входят в группу. Воспитатель обращает внимание детей на гостей,
предлагает поздороваться с ними).
Воспитатель:
Здравствуйте
уважаемые
гости,
здравствуйте
ребята!
Рассаживайтесь поудобнее
Места занимайте скорей.
На наше мероприятие
Я пригласила гостей!
- Ребята, посмотрите, кто к нам пришел в гости!
Воспитатель:
Три глаза есть у (него) светофора
Подчиняйся им без спора.
Красный свет (показывает)- прохода нет,
Желтый – будь готов к пути,
А зеленый свет – иди.
Воспитатель: Сегодня мы вспомним о светофоре и о дорожных знаках.
Его имя Светофорчик,
На дороге служит он.
И о правилах дорожных
Вам сейчас расскажет он.
В наше время невозможно
Жить без азбуки дорожной.
Правила дорожные – всем друзья надежные.
Всегда готовы нам помочь
Путь пройти опасный
Три ясных огонька его
Зеленый,…Желтый,…Красный.
2. Практическая часть – 10 мин
Воспитатель рассказывает о том, что происходит при нарушении правил
дорожного движения на дорогах.
Беседа «Для чего нужно знать ПДД» 2- мин
Ребята, что такое ПДД и для чего нужно знать ПДД?
Ответы детей.
Воспитатель сообщает:
На улицах и дорогах нашего города все чаще происходит много дорожных
происшествий, в которых гибнут и страдают люди, в том числе и дети. Одна
из причин происшествий – не знание и несоблюдение ПДД. Скоро наступит
лето и многие из вас, не будут посещать детский сад, вы будете гулять на
свежем воздухе и наверняка, будете ходить по улицам, ездить на
общественном транспорте,
переходить дорогу.
Сегодня мы еще раз
поговорим об этих правилах.
Обсуждение
рассказа.
Воспитатель
читает
рассказ
«Летние
каникулы»- 5 мин
Быстро пролетел учебный год, начались летние каникулы. В яркий погожий
день все ребята вышли на улицу. Кто-то взял с собой новенький футбольный
мяч. Юные спортсмены решили сыграть в футбол. Коля встал на ворота.
Леня стал главным нападающим, а остальные ребята были в защите.
Игра началась. Мяч скакал и подпрыгивал, как акробат. Все очень увлеклись
игрой. Вдруг Гриша посла сильный пас Лене. Мяч взмыл в воздух и
прокатился прямо по дороге. Автобусы и машины мчались по шоссе. Со всех
сторон слышны были сигналы. Водители стали жать на тормоза, а мяч все
скакал и скакал, катился то под машинами, то под автобусами. Каким то
чудом он остановился прямо посредине дороги. Ребята подумали: «Как же
достать
мяч?»
Пришлось
обратиться
за
помощью
к
регулировщику
движения. Он поднял жезл, остановил поток машин, поднял мяч и строго
сказал: «вы выбрали неудачное место для игры в футбол. Здесь играть
нельзя. Может случиться беда».
- Где можно играть, не нарушая правил дорожного движения? (дети
отвечают)
- Как вы думаете, для движения по тротуару есть какие-то правила? (ответы
детей).
Игра: Доскажи словечко» - 3 мин
Воспитатель: Подберите нужную рифму к стихотворению
Заучи закон простой,
Красный свет зажегся - …(стой)
Желтый скажет пешеходу
Приготовиться к …(переходу)
А зеленый впереди
Говорит он всем -…(иди)
Воспитатель:
Молодцы, и сигналы светофора вы знаете. А сейчас
посмотрим, какие вы внимательные.
Подвижная игра: «Светофор» - 3 мин.
Цель игры:
обобщение знаний о назначении светофора и его сигналов.
Задачи:
- развивать внимание, ловкость, сообразительность, зрительное восприятие;
- воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.
Игровые атрибуты: 3 круга - красный, зеленый, желтый.
Условия игры:
Воспитатель: Будьте внимательны. Показываю:
Зеленый кружок – топайте ногами,
Желтый кружок – хлопайте руками,
Красный кружок – тишина!
Воспитатель:
Молодцы! Вы очень хорошо знаете сигналы светофора.
Пришло время и отдохнуть. Воспитатель показывает дорожные знаки и
читает стихи, дети их называют.
Знак «Въезд запрещен»:
Знак водителей стращает,
Въезд машинам запрещает!
Не пытайтесь сгоряча
Ехать мимо кирпича!
Знак «Пешеходный переход»
Здесь наземный переход,
Ходит целый день народ.
Ты водитель, не грусти,
Пешехода пропусти!
Знак «Подземный пешеходный переход»
Знает каждый пешеход
Про подземный переход.
Город он не украшает,
Но машинам не мешает!
Знак «Железнодорожный переезд»
Не один здесь знак, а много:
Здесь железная дорога!
Рельсы, шпалы и пути –
С электричкой не шути.
Знак «Дети»
Посреди дороги дети,
Мы всегда за них в ответе.
Чтоб не плакал их родитель,
Будь внимательней, водитель!
Знак «Дорожные работы»
Знак «дорожные работы»,
Чинит здесь дорогу кто-то.
Скорость сбавить нужно будет,
Там ведь на дороге люди.
Знак «Пункт первой медицинской помощи»
Если кто сломает ногу,
Здесь врачи всегда помогут,
Помощь первую окажут,
Где лечиться дальше скажут.
Знак «Телефон»
Если нужно дозвониться
Хоть домой, хоть за границу.
Знак поможет, скажет он,
Где искать вам телефон!
Знак «Пункт питания»
Коли вам нужна еда,
То пожалуйста сюда.
Эй, шофер, внимание!
Скоро пункт питания!
Игра на внимание – «Загадка» - 2 мин
Воспитатель: Я задаю вопросы, а вы дружно отвечаете: «Это я, это я, это
все мои друзья!» однако в вопросах может содержаться подвох. В этом
случае правильным ответом будет молчание.
Вопросы:
- Кто из вас в вагоне тесном уступает старшим место (это я, это я, это все мои
друзья).
- Кто из вас идет на свет, говорящий: «хода нет!»? (молчание)
- Кто из вас идет вперед только там, где есть переход? (это я, это я, это все
мои друзья)
- Кто из вас, идя домой, держит путь по мостовой? (молчание)
- Кто на скользкую дорогу выбегает в не погоду? (молчание)
- Если желтый свет горит, кто идет? (молчание)
- А кто стоит? (это я, это я, это все мои друзья).
Игра: «Собери машину из разрезанной картинки» - 3 мин
3. Подведение итогов занятия – 2 мин.
-Для чего служит светофор?
-Каковы правила перехода нерегулируемого перекрестка?
-Можно ли играть в мяч на дороге?
- Каковы причины детского дорожно-транспортного травматизма?
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы отлично усвоили Правила дорожного
движения. И в заключении хочу спросить:
(Воспитатель задает вопросы, а дети отвечают «Разрешается» или
«Запрещается»)
Идти толпой по тротуару…
Перебегать улицу на красный свет…
Переходить улицу нас зеленый свет…
Играть возле проезжей части…
Уважать Правила дорожного движения…
Рефлексия – 1 мин
Воспитатель:
Молодцы, вы все хорошо потрудились.
Ребята, вы все
запомнили как вести себя на улице и дороге? На какой свет переходить
дорогу? (Ответы детей). Об этом расскажите своим родителям и друзьям.
Будьте внимательны на дорогах и улицах города. И чтобы в жизни для вас
всегда горел зеленый свет. Спасибо, вам, ребята, спасибо всем гостям! До
свидания!