Автор: Гаврилова Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №204"
Населённый пункт: город Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Познавательно-творческий проект "Посуда разная нужна! Посуда всякая важна!"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №204»
(МБДОУ «Детский сад №204»)
Проект «Посуда разная нужна! Посуда всякая важна!»
Барнаул, 2022
Паспорт проекта
Учреждение
муниципальное
бюджетное
дошкольное
образовательное
учреждение
«Детский
сад
№204»
Автор
проекта
(с
указанием должности)
Гаврилова Елена Викторовна, воспитатель.
Карацуба
Татьяна
Сергеевна,
учитель-
дефектолог
Название проекта
Посуда разная нужна! Посуда всякая важна!
Вид проекта
познавательно-творческий
Сроки реализации
24.10.2022 – 03.11.2022
Цель
систематизация представлений у детей старшего
дошкольного
возраста
с
задержкой
психического
развития
о
посуде,
её
классификации, особенностях использования в
быту.
Задачи
- расширение представлений детей о кухонной,
столовой,
чайной
посуде,
её
отличиях
и
особенностях;
-
расширение
активного
и
пассивного
(у
«неговорящих» детей) словаря по лексической
теме;
- совершенствование грамматического строя
речи детей на речевом материале лексической
темы;
-
совершенствование
системы
сенсорных
эталонов у воспитанников;
-
развитие
восприятия,
памяти,
внимания,
мыслительных операций, наглядно-образного и
словесно-логического мышления в целом;
-
привлечение
родителей
(законных
представителей)
воспитанников
к
коррекционно-развивающей работе;
-
создание
условий
для
самостоятельной
познавательной
деятельности
воспитанников
посредством
эффективного
использования
РППС.
Участники
-
воспитанники
старшей
группы
компенсирующей направленности;
- учитель-дефектолог;
- воспитатели;
- учитель-логопед;
-
родители
(законные
представители)
воспитанников
Актуальность
представления детей с ЗПР о предметном мире в
целом
отличаются
своеобразием,
которое
заключается
во
фрагментарности
этих
представлений, низком уровне дифференциации
и
обобщенности.
В
силу
особенностей
восприятия, внимания, памяти дети с трудом
различают
предметы
быта
во
всем
его
многообразии, в том числе посуду, не знают их
характерных
признаков,
путают
функциональное
назначение.
Посуда
–
это
предметы быта, которые окружают ребенка
постоянно,
в
течение
всего
периода
его
бодрствования,
это та часть материального
мира, с помощью которой удовлетворяются
самые важные физиологические потребности
ребенка, следовательно, справедливым будет
предположить,
что
именно
с
её
помощью
возможно
эффективно
решить
задачи
коррекционно-развивающего обучения: с одной
стороны
расширить
и
систематизировать
представления детей с ЗПР о посуде и её видах,
с
другой
стороны
–
на
основе
этих
представлений и в процессе их формирования
развивать познавательную деятельность детей в
целом,
т.е.
преодолевать
задержку
в
психическом развитии.
Предполагаемые
результаты
-
воспитанники
безошибочно
называют
предметы посуды, знают её функциональное
назначение;
- имеют четкие представления о том, чем
отличается столовая, кухонная, чайная посуда;
-
активно
используют
в
речи
названия
предметов посуды;
- самостоятельно могут рассказать о том или
ином предмете посуды, о его вешних признаках,
назначении;
- умеют дифференцировать предметы посуды по
заданным признакам;
-
имеют
элементарные
представления
о
материалах, из которых изготавливается посуда;
-
владеют
некоторыми
элементами
художественной росписи посуды
Риски
-
низкий
процент
вовлеченных
в
проект
воспитанников по причине пропусков;
- низкая активность родителей (воспитанников).
Планирование мероприятий
Форма и тема
мероприятия, дата
проведения
Краткое содержание
Участники
Мини-музей «Такая
разная посуда»
(с 24.10.2022 по
03.11.2022)
В
групповом
помещении
оформляется
дополнительное
образовательное пространство –
мини-музей. Цель мини-музея –
знакомство
воспитанников
с
некоторыми
предметами
посуды,
изготовленной
из
разных
материалов
(металл,
дерево,
стекло,
керамика,
пластик). Паспортизация мини-
музея
предполагает
опись
экспонатов, краткое описание
совместной
деятельности
педагога
с
воспитанниками
(возможные варианты игр, бесед
и т.д.).
Учитель-
дефектолог,
воспитатели
Чтение «Федорино
горе» (автор К.И.
Чуковский), беседа с
воспитанниками о
содержании
прочитанного
произведения
(24.10.2022)
Примерные вопросы для
беседы:
- Кто главный герой сказки?
- Почему посуда убежала от
хозяйки?
- Какая посуда убежала от
Федоры? (перечислить)
- Как Федоре удалось вернуть
посуду домой?
- Какие чувства вы испытывали,
когда слушали сказку?
- Жалко было посуду или
Федору?
Воспитатель,
воспитанники
старшей группы
№5
Организованная
образовательная
деятельность по
познавательному
развитию (ознакомление
с окружающим миром)
(24.10.2022)
Авторский конспект «Письмо от
бабушки Федоры» (см.
Приложение 1)
Учитель-
дефектолог,
воспитанники
старшей группы
№5
Организованная
образовательная
деятельность по
развитию речи
Авторский конспект «Мир
посуды»:
- игра «Один - много»
- игра «Подбери слово-признак»
Учитель-
логопед,
воспитанники
старшей группы
- игра «Вредный официант»
- игра «Волшебный мешочек»
№5
Организация
сюжетно-
ролевой игры «Званый
ужин»
(28.10.2022)
Конспект
сюжетно-ролевой
игры
«Званый
ужин»
(Приложение 1)
Воспитатель,
воспитанники
старшей группы
№5
Индивидуальные
коррекционно-
развивающие занятия в
рамках темы проекта
(ежедневно с 24.10.2022
по 03.11.2022)
Игры,
дидактические
упражнения,
задания
(см.
Приложение 1)
Учитель-
дефектолог,
воспитанники
старшей группы
№5
«Развивающий час» по
темам
«Столовая,
кухонная,
чайная
посуда»
(ежедневно
с
24.10.2022
по
03.11.2022)
Содержание
«Развивающего
часа»
представлено
в
Приложении 1.
Воспитатель,
учитель-
дефектолог,
воспитанники
старшей группы
№5
Детско-родительские
презентации «Посуда –
это интересно»
(31.10.2022-03.11.2022)
В презентации воспитанники с
помощью
родителей
представляют в группе один
какой-либо интересный предмет
посуды
(менажница,
фруктовница,
подставка
для
яйца
и
др.):
кратко
рассказывают
о
нем,
о
его
назначении,
предлагают
фото
этого
предмета
или
натуральный предмет, который
может стать экспонатом мини-
музея
Воспитанники
старшей группы
№5, родители
(законные
представители)
Выставка
рисунков
«Иллюстрации к сказке
«Федорино горе»
(27.10.2022)
Воспитанники
изображают
в
разной
технике,
с
помощью
различных
средств
изобразительной
деятельности
предметы
посуды,
которые
упоминаются
в
сказке
К.И.
Чуковского,
оформляется
выставка
в
приемной
группового помещения
Воспитатель,
учитель-
дефектолог,
воспитанники
старшей группы
№5
Конкурс
чтецов
«Федорино
горе»
(отрывок)
(03.11.2022)
Воспитанники
рассказывают
наизусть
отрывок
из
произведения «Федорино горе».
Критерии для оценивания:
Воспитанники
старшей группы
№5, учитель-
логопед,
- объем отрывка;
- самостоятельность чтения;
-интонационная
выразительность;
- эмоциональность.
воспитатели,
учитель-
дефектолог
Выставка
поделок
(нетрадиционные
техники
изобразительной
деятельности)
«Чайные пары»
(02.11.2022)
Воспитанников
знакомят
с
некоторыми
приемами
художественной
росписи
посуды, предлагают с помощью
техники
пластилинографии
украсить чайные пары, можно
использовать
природный
материал
качестве
декоративных элементов.
Воспитатели,
воспитанники
старшей группы
№5
Подведение итогов, подготовка фотоотчета, материалов для сайта
Приложение 1
«Развивающий час»
Содержание работы
1.
Пальчиковая гимнастика к теме «Посуда» (ежедневно)
Посуду моет наш Антошка. Потирают ладошки друг о друга
Моет вилку, чашку, ложку.
Вымыл блюдце и стакан, Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.
И закрыл покрепче кран. Выполняют имитирующее движение.
2.
Отгадывание загадок «Посуда»
Без меня хозяйка в доме
Никого и не накормит.
И на кухне я повсюду,
А зовут меня… (посуда)
Она бывает глубока.
Она бывает и мелка.
Но только это не река
(тарелка)
На одной широкой ножке
У неё 4 рожка,
Но она совсем не пилка,
Для котлет нужна нам …
(вилка)
По моей тарелке
Лодочка плывёт.
Лодочку с едою
Отправляю в рот (ложка)
Он пыхтит, как паровоз,
Важно кверху держит нос.
Пошумит, остепенится —
Пригласит чайку напиться
(чайник)
В этой кухонной посуде
Суп и кашу варят люди.
Ну, а мама для сынули
Варит щи в большой…
(кастрюле)
В ней пожарю я котлету
И картошку без труда,
Испеку блины к обеду,
Ведь она…(сковорода)
Я ковшик дырявый,
Но я не плохой.
Я был от рожденья
Дырявый такой (дуршлаг)
Он на кухне – лучший
друг.
Без него мы – как без рук.
Потому что без него
Не отрезать ничего! (нож)
3.
Формирование графомоторных навыков «Обведи по точкам и раскрась» (посуда)
4.
Игра «Разбери посуду на кухонную и столовую» (предметные картинки)
5.
Игра «Назови ласково»
Тарелка – тарелочка
Стакан – стаканчик и т.п.
6.
Чтение художественной литературы «Федорино горе» (К. Чуковский).
7.
Игра «Что изменилось?» (картинки с изображением посуды). Перед детьми
выкладываются
3-4
картинки,
дети
называют
их,
запоминают,
как
они
расположены, закрывают глаза, педагог меняет местами две картинки (посуду),
дети называют, что изменилось.
8.
Штриховки «Посуда»
9.
Игра «Самый внимательный». Педагог перечисляет названия посуды, дети
должны хлопнуть в ладоши в тот момент, когда прозвучит заранее обговоренное
слово (любой предмет посуды).
10.Игра
«Четвертый
лишний»
(на
материале
пройденных
лексических
тем
«Игрушки», «Посуда», «Фрукты», «Ягоды», «Овощи»), с опорой на наглядность
(картинки).
11.Игра «Один – два » (формирование навыка словоизменения) можно с опорой на
наглядность
Одна тарелка – две…тарелки
Один стакан – два …стакана и т.д.
12.Дидактические игры «Посуда» (разрезные картинки, домино, пазлы и т.п.)
13.Игра «Чего не стало?» (картинки посуды или игрушки «посуда»). Из 4-5 картинок
(предметов) убирается одна, дети должны назвать, какая именно посуда исчезла.
14.Раскраски «Посуда».
15.Выкладывание из счетных палочек предметов посуды по образцу (образец
воспитатель изображает на доске).
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе
компенсирующей направленности
«Письмо от бабушки Федоры»
Лексическая тема «Кухонная и столовая посуда»
Образовательная область: Познавательное развитие
Цель: систематизация представлений у детей старшего дошкольного возраста
с
задержкой
психического
развития
о
посуде,
её
классификации,
особенностях использования в быту
Задачи:
- расширение представлений детей о кухонной, столовой посуде её отличиях
и особенностях;
- расширение активного и пассивного (у «неговорящих» детей) словаря по
лексической теме;
- совершенствование грамматического строя речи детей на речевом
материале лексической темы;
- совершенствование системы сенсорных эталонов у воспитанников;
- развитие восприятия, памяти, внимания, мыслительных операций;
-
воспитание
положительных
личностных
качеств
(эмпатии,
чувства
сплоченности, уважения и т.п.).
Оборудование:
предметные
картинки
«Столовая
посуда»,
«Кухонная
посуда», «плита», «обеденный стол»; «чудесный мешочек» с набором
игровой посуды; конверт с письмом; картинки-половинки «Кастрюли»; набор
картинок для игры «Большой – маленький»; заготовки для задания
«Наложенные
изображения»
(по
количеству
воспитанников);
наборы
цветных карандашей; предметные картинки для игры «Закончи ряд», мяч.
Предварительная работа: чтение «Федорино горе» (автор К.И. Чуковский),
рассматривание иллюстраций к произведению
Ход:
Организационный момент:
Упражнение «Блиц-игра»
Воспитанники стоят в кругу, педагог задает вопрос каждому ребенку, при
этом бросает ему мяч, ребенок отвечает, бросая мяч обратно педагогу. При
правильном ответе ребенок занимает место за столом (названия дней недели,
времена года, названия месяцев, частей суток и т.д.).
Основная часть:
1.
Игровая ситуация. Педагог с детьми находит конверт с письмом.
Педагог читает текст:
Здравствуйте, ребята! Пишет Вам бабашка Федора! Я теперь со своей
посудой живу в мире и в ладу, мы больше не ссоримся. Я каждый день мою
посуду, берегу её. А еще я столько много узнала о посуде и готова
поделиться с вами знаниями. Я приготовила вам интересные задания, если вы
с ними справитесь, получите от меня сюрприз.
2.
Задание 1 «Раздели посуду» (столовая и кухонная)
Кухонная посуда – та, которая нужная для приготовления пищи
Столовая посуда – та, которую ставим на стол, принимаем пищу с её
помощью
Дети по очереди берут по одной картинке, называют, что на ней изображено
и определяют, столовая это посуда или кухонная.
3.Игра «Чудесный мешочек». Каждый ребенок на ощупь находит тот предмет
посуды, который просит педагог.
4. Игра «Большой – маленький» (формирование навыка словообразования)
(тарелка – тарелочка, ложка – ложечка и т.д.) с опорой на наглядность
5. Физминутка «Я посуду мою»
Вот большой стеклянный чайник.
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки,
Очень крупные, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни — разобьются.
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос.
Он посуду нам принес.
6. Игра «Закончи ряд» (у доски)
Образец
?
7. Игра «Половинки»
Найди к кастрюле её половинку (образец)
8. Пальчиковая гимнастика
Посуду моет наш Антошка. Потирают ладошки друг о друга
Моет вилку, чашку, ложку.
Вымыл блюдце и стакан, Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.
И закрыл покрепче кран. Выполняют имитирующее движение.
9. Упражнение «Наложенные изображения». Дети ищут на картинке все
предметы посуды и обводят разными цветным карандашами.
Заключительная часть:
Дети справились со всеми заданиям Федоры, называют, какие задания для
них были самыми сложными, а какие – легкими. Педагог спрашивает, в какие
игры они хотели бы еще поиграть.
Сюрприз от Федоры – набор новой игрушечной посуды.