Напоминание

Нарушение письма у младших школьников с умственной отсталостью (симптоматика дисграфии)


Авторы: Гасанова Саният Шамильевна, Магомедова Разият Магомедовна
Должность: магистр 3 года обучения, кандидат педагогических наук. доцент
Учебное заведение: Дагестанский государственный педагогический университет
Населённый пункт: г. Махачкала
Наименование материала: научная статья
Тема: Нарушение письма у младших школьников с умственной отсталостью (симптоматика дисграфии)
Раздел: высшее образование





Назад




Коррекционная работа по устранению дислалии у

дошкольников с ОНР при реализации интеграционного

подхода.

Магистр 2 года обучения Гасанова С.Ш.

Есть все фактические и теоретические основания утверждать,

что не только интеллектуальное развитие ребенка,

но и формирование его характера,

эмоций и личности в целом находится

в непосредственной зависимости от речи.

Л.С.Выготский

Речь является первостепенным фактором успешного существования

человека в обществе. Речь - это не только способ общения и коммуникации,

но и средство освоения человеком многообразия психической и социальной

жизни с самого рождения.

В этой связи крайне важно наличие у человека способности к правильной

речи, полноценному использованию своих речевых способностей в обществе.

Этому могут помешать распространенные в последнее время нарушения и

отклонения в речевом развитии, в частности в звукопроизношении.

Дислалия является одним из видов нарушений звукопроизношения. Впервые

этот термин был введен еще в 1827 году.

На сегодняшний день различные формы дислалии выявляются у большого

числа, как детей, так и взрослых. В особенности это нарушение развития

затрагивает дошкольников. Статистические данные отечественных и

зарубежных исследователей указывают, что недостатки произношения

имеются у 25-30% детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Исследованием проблемы органической дислалии в разное время занимались

Е.Ф. Рау, О.В. Правдина, М.Е. Хватцев, А.М. Смирнова, Р.Е. Левина и др.

Отдельным направлением в исследовании проблемы дислалии, как

органической, так и функциональной, является поиск эффективных

инструментов ликвидации неблагоприятных сторон заболевания, развития

фонематического слуха, усиления ресурсов к развитию человека.

Выбор наиболее эффективного инструмента должен быть обусловлен

особенностями развития человека в конкретный период его жизни с учетом

психофизиологических особенностей развития на той или иной возрастной

стадии

.

Современная коррекционная программа должна строиться с учетом

принципа интеграции видов деятельности в соответствии с возрастными

возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и

возможностями различных направлений.

Весь процесс коррекционного обучения имеет четкую коммуникативную

направленность. Важно научить детей применять отработанные речевые

операции в аналогичных или новых ситуациях, творчески использовать

полученные навыки в различных видах деятельности.

Разработка новых технологий интегрированного подхода к содержанию

занятий весьма актуальна. Интеграция в логопедической практике

соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики:

образование должно быть небольшим по объему, но емким. Она является

новой немного забытой моделью, направленной на развитие творческих и

речевых способностей детей, которая позволяет увидеть и понять любое

явление целостно.

Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам

общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого

потенциала каждого ребенка, возможностей и способностей, заложенных в

детях природой, и предусматривает совместную работу учителя-логопеда,

педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по

физическому воспитанию, инструктора по лечебной физкультуре,

воспитателей и родителей дошкольников.

Общее недоразвитие речи (ОНР) рассматривается как системное

нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при

которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой

системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном

слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.).

Характеристика степеней

Каждая степень ОНР имеет определенное соотношение между первичными и

вторичными речевыми дефектами, которые тормозят формирование ее

компонентов. Переход с одного уровня на другой определяется наличием

новых речевых возможностей, изменениями ее активности. Самые стойкие

проявления ОНР наблюдаются при моторной алалии, и реже – при заикании

или ринолалии. Существует всего четыре степени ОНР.

ОНР первой степени

Такое нарушение характеризуется полным отсутствием речи, и такая степень

обнаруживается сразу. Проявляется она в следующем:

1.

Словарный запас крайне ограничен. Для общения используются

простейшие лепетные слова, отрывки слов, слоги либо

звукоподражания. Малыш при этом любит общаться, но разговаривает

с окружающими людьми на «своем» языке. То есть ребенок имеет в

своей речи такие слова, как «гав-гав», «мяу-мяу», «ту-ту» и подобные.

2.

Дошкольник с первой степенью ОНР активно использует уместную

мимику и жесты и несут в себе смысловую нагрузку. Ребенок

использует эти приемы чтобы выразиться, а взрослый предпринимает

все усилия чтобы их понять.

3.

В речи нет предложений или фраз, состоящих из нескольких слов.

Наблюдаются только отдельные аморфные слова с общим смыслом,

например, фраза «гав-гав ту-ту» означает что собачка поехала на

поезде.

4.

Пассивный словарь значительно превышает активный. Малыш

понимает речь, обращенную к нему, но не в состоянии что-либо

сказать.

5.

Слова со сложным составом и структурой сведены к минимуму,

длинные сложные слова им просто сокращаются, но понять их смысл

можно. Например слово автобус может звучать как абус, или тубус.

ОНР второй степени

ОНР 2 типа отличается от первой степени наличием в речи ребенка малого

количества общеупотребительных слов, произноситься они могут не вполне

правильно. Также может быть заметно начало формирования связей между

словами, но это еще имеет непостоянную основу. Для ОНР 2 степени

характерны следующие симптомы:

1.

Ребенок употребляет одно слово, которым обозначает предмет или

какое-либо действие, но в измененном виде. Например, слово

«автобус» будет звучать как «абоус» в любом варианте контекста.

2.

Активный словарь весьма ограничен, при ОНР 2 не знают всех слов,

обозначающие некоторые признаки предмета, например, описание его

формы, цвета и других характеристик.

3.

Ребенок не имеет навыка объединять предметы в определенные

смысловые группы, например столовые предметы – ложка, вилка,

тарелка.

4.

Нарушено произношение многих звук, слов, фраз.

Также, характерными признаками ОНР 2 типа является наличие зачатков

грамматических изменений в зависимости от сложности самого слова. Чем

больше в слове букв, тем больше ребенок допускает в нем ошибок и

нарушений. Он активно использует в своей речи слова, но не согласует их

друг с другом. Так появляются фразы «мама купа» — «мама купается. Таким

образом предлоги просто пропускаются или используются не совсем

правильно. Пациент может составить небольшой рассказ по показанной

картинке и активной помощи родителя. Однако этот рассказ получается

крайне скромным. Обычно используются двух-трехсложные предложения.

Сами слова при ОНР 2 сильно коверкаются, нарушена произношение слов с

многосложной структурой.

ОНР третьей степени

Эта степень характеризуется задержкой грамматической и фонетической

речевой составляющей. Ребенок обладает активной экспрессивной речью и в

состоянии строить отдельные фразы и имеет достаточно большой запас слов.

Проблемными точками речи являются:

общается только с родителями, с другими людьми только с

«переводчиком»;

звукопроизношение сформировано не полным образом;

в самостоятельной речи, звуки могут звучать неправильно;

более сложные звуки заменяются простыми;

испытывает затруднения с шипящими, свистящими и сонорными

звуками;

один и тот же звук может заменять несколько;

словарный запас расширяется, но используется лишь его

незначительная часть.

Грамматика также при ОНР 3 степени имеет нарушения, но малыш пытается

выстраивать сложносочиненные предложения, но и с их произношением

возникают сложности. Ребенок может не правильно оформлять предложения,

но может создать небольшой рассказ. Еще одной отличительной чертой

является непостоянные грамматические ошибки, то есть в одном

предложении одинаковая ошибка допускается, а другой фразе уже нет.

Малыш может отставать в своих фонетических способностях,

проявляющиеся в так называемых трудных словах. Все эти факторы

задерживают процесс подготовку ребенка к школе.

ОНР четвертой степени

Для этой степени характерно наличие лишь некоторых сложностей и

ошибками в речи. Так создается общая картина, мешающая в полной степени

овладеть речью, звукопониманием и произношением. Главное для родителей

в этом случае, обратиться к специалистам логопедии, чтобы максимально

быстро скорректировать все имеющиеся недостатки. Характерными

признаками ОНР 4 типа являются:

нет явных нарушений звукопроизношения, сами звуки поставлены

правильным образом;

речь невнятна с нечетким смазанным звукопроизношением;

присутствуют нарушения структуры слогов, выражающиеся в замене

звуков на похожие;

неправильное использование некоторых слов, обозначающие признаки

того или иного предмета;

ребенок может не понимать или путать фразы «длинный стол» и

«высоки стол»;

трудности с подбором правильных суффиксов;

могут встречаться аграмматизмы, но их число минимально.

Нарушения, характерные для 4 уровня ОНР встречаются не столь часто. Для

речи характерно наличие критичности, а сам грамматический строй

приближен к своей норме.

Интегрированные занятия с детьми, имеющими речевые нарушения в

системе работы образовательного учреждения.

Интеграция (лат. – объединение частей в целое) – это двусторонний процесс,

который предусматривает совместные усилия как со стороны ребенка, так и

со стороны среды, в которую он входит, что является характерным для

эволюционного пути развития интеграции в отличие от революционного.

Л.С. Выготский считал, что задачами воспитания ребенка с нарушением

развития являются его интеграция в жизнь и осуществление компенсации его

недостатка каким-либо другим путем. Компенсацию он понимал не в

биологическом, а в социальном аспекте.

Разработка новых технологий интегрированного подхода к содержанию

логопедических занятий весьма актуальна.

Интеграция в логопедической практике соответствует одному из основных

требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по

объему, но емким. Она является новой немного забытой моделью,

направленной на развитие творческих и речевых способностей детей, которая

позволяет увидеть и понять любое явление целостно.

Создавая развивающую речевую среду, мы активно используем

интегрированные занятия, способствующие не только расширению и

закреплению речевых навыков, но и стимулирующие творческое развитие

детей, создающие условия для повышения компетентностного потенциала

воспитанников.

Интегрированные занятия разрабатываются группой специалистов:

учителем-логопедом, воспитателем, педагогом – психологом, музыкальным

руководителем, физ. инструктором.

Эти занятия представляют собой объединение нескольких видов

деятельности: речевой, театральной, музыкально-ритмической,

физкультурной, изобразительной. Интегрированное построение занятий дает

ребенку возможность реализовать свои творческие способности, развивает

коммуникативные умения.

На каждом занятии мы побуждаем детей свободно высказываться, делиться

впечатлениями, стимулируем познавательный интерес и активность,

поскольку в ситуации интегрированного занятия любая тема требует от детей

активизации опыта реальной жизни. На интегрированных занятиях

обогащается словарный запас и уточняются навыки грамматического

структурирования высказывания.

Интегрированные занятия позволяют гибко сочетать традиционные и

нетрадиционные методы. Включение детей с ОНР в разные виды

деятельности на занятии позволяет повысить эффективность в работе и

стабильность полученных результатов. Эти занятия можно представить как

способ организации педагогического процесса, основанный на

взаимодействии логопеда, воспитателей логопедической группы, педагога –

психолога, музыкального руководителя, физкультурного работника и

ребенка.

Вся деятельность педагогического коллектива в логопедической группе

строится на интегративной основе и дает почву для плодотворной,

творческо-поисковой деятельности коллектива.

В логопедической группе детского сада интегрированные занятия

планируются по тематике, связанной с прохождением лексических тем,

рекомендованных программой по коррекции речи. В рамках

интегрированного подхода то или иное явление, событие дети рассматривают

с разных сторон, выделяя и изучая разные аспекты: социальные, в том числе

нравственно-этические; эмоционально-чувственные, включая музыкальные,

художественно-эстетические; логико-математические; естественно-научные.

Цель интегрированных занятий – систематизировать, углублять, обобщать

личный опыт ребенка с тем, чтобы он освоил новые способы действий, мог

использовать свои знания, умения и навыки в практической деятельности, то

есть мог поступать компетентно, решая те или иные задачи.

На интегрированных занятиях решаются следующие задачи:

1.Дидактические: обогащать, уточнять и активизировать языковые навыки

воспитанников с ОНР; закреплять, уточнять и обогащать знания по теме (в

соответствии с календарно-тематическим планированием интегрированного

занятия); учить ребенка применять языковые средства (вербальные и

невербальные) в различных видах деятельности; учить развивать отношения,

построенные на способности решать проблемы.

2.Коррекционные: закреплять навыки правильного звукопроизношения;

грамматического структурирования высказывания; преодолевать нарушения

темпо-ритмической стороны речи и движений; преодолевать нарушения

просодической стороны речи; преодолевать нарушения эмоционально-

волевой сферы и поведения; развивать высшие психические функции.

3.Воспитательные: вызывать желание вступать в контакт с окружающими;

воспитывать умение организовать общение, включающее умение слушать

собеседника; воспитывать гуманистическое, толерантное отношение к

сверстникам, товарищам; воспитывать умения взаимодействовать в команде.

Связующим звеном выступает тема, рассматриваемая на логопедическом

занятии. Занятия, построенные на основе тематического принципа, более

результативны, так как у детей отмечается повышенный интерес к

содержанию тех задач, которые решаются на этих занятиях; у детей

проявляется особая широта интересов – что в последующем может стать

основой многообразного опыта.

На таких занятиях происходит взаимопроникновение материала из

разных разделов воспитания и обучения через разные виды деятельности:

речевую, логико-математическую, театральную, музыкально-ритмическую,

физкультурную, изобразительную. Каждый вид деятельности имеет свои

особенности и свое влияние на развитие способностей ребенка, его

физических и умственных сил, волевых и нравственных качеств. Можно

также выделить самостоятельную и совместную деятельность. Все виды

деятельности в процессе занятий взаимосвязаны.

Интегрированное построение занятий дает ребенку возможность

реализовать свои творческие способности, развивает коммуникативные

умения. На каждом занятии мы побуждаем детей свободно высказываться,

делиться впечатлениями, стимулируем познавательный интерес и

активность, поскольку в ситуации интегрированного занятия любая тема

требует от детей активизации опыта реальной жизни.

Количество интегрированных занятий определяет каждый учитель – логопед

сам. Важнейшее условие интеграции – близость содержания ведущих тем

разных занятий, их взаимосвязь. Интегрирование занятий строится таким

образом, чтобы возникло взаимопроникновение элементов разных знаний на

каждом его этапе.

Интегрированные занятия не имеют четкой структуры, но имеют

отличительные особенности: необходима предельная четкость,

компактность, большая информативность учебного материала; логическая

взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов;

свободное размещение наглядного материала, смена динамических поз и

привлечение к проведению занятий узких специалистов и родителей. Занятия

интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию

перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счет переключения их на

разнообразные виды деятельности.

Такие занятия способствуют более тесному контакту всех специалистов и

сотрудничеству с родителями, в результате образуется взросло-детское

сообщество. Работая по данной теме, мы уже можем сделать некоторые

выводы: занятия интегрированного характера способствуют формированию

целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с

нескольких сторон (теоретической, практической, прикладной); у детей

формируется познавательный интерес и занятия дают высокую

результативность; переход от одного вида деятельности на другой позволяет

вовлечь каждого ребенка в активный процесс; интегрированные занятия

объединяют общими впечатлениями и переживаниями, способствуют

формированию коллективных взаимоотношений; совершенствованию

грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи.

Таким образом, логопедические фронтальные занятия по развитию речи в

специализированном детском саду, являются основной формой

коррекционного обучения, на которых осуществляется развитие всех

компонентов речи и подготовка к школе.

Фронтальные занятия проводятся на протяжении всего времени обучения

в определенной системе, по единому для всех детей плану с учетом

индивидуальных особенностей. Весь процесс коррекционного обучения

имеет четкую коммуникативную направленность. Важно научить детей

применять отработанные речевые операции аналогичных или новых

ситуациях, творчески использовать полученные навыки в различных видах

деятельности. Взаимодействие между специалистами ДОУ осуществляется в

таких формах работы, как консультации, семинары-практикумы, совместные

беседы по подведению итогов коррекционно-развивающей работы и

определению перспектив дальнейшей деятельности.

Воспитание и обучение детей с речевыми нарушениями в дошкольных

учреждениях во многом зависит от того, как организовано взаимодействие с

родителями. Необходимо

использовать как в обучении, так и воспитании детей с ОНР всего

многообразия методов, приемов, средств. Игровые приемы отвечают

возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на

занятиях по родному языку в детском саду. Разработка новых технологий

интегрированного подхода к содержанию логопедических занятий весьма

актуальна. Интеграция в логопедической практике соответствует одному из

основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть

небольшим по объему, но емким.

Интегрированные занятия позволяют гибко сочетать традиционные и

нетрадиционные методы. Включение детей с ОНР в разные виды

деятельности на занятии позволяет повысить эффективность в работе и

стабильность полученных результатов.

Таким образом, можно сделать вывод, интегрированные фронтальные

занятия по развитию речи детей с общем недоразвитием речи объединяют

общими впечатлениями и переживаниями, способствуют формированию

коллективных взаимоотношений; совершенствованию грамматического

строя речи, монологической и диалогической формы речи. Только тесная

взаимосвязь в работе позволяет добиваться положительных результатов в

коррекции речи дошкольников.

Список используемой литературы.

Рыжова Н.А. «Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной

речи в подготовительной к школе логогруппе» (Учебно-методический

комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»). М.,

Изд. «Учитель», 2006г.;

Коноваленко, В.В. Коноваленко , С.В. "Фронтальные логопедические занятия

в подготовительной к школе групп для детей с ОНР". М., Издательство

"Гном и Д", 2004 г.;

Инклюзивное образование. Выпуск 2. Технология определения

образовательного.;

Гонеев, А.Д. «Основы коррекционной педагогики». – М.: Академия, 2004г.;

Н. В. Нищева «Программа коррекционно-развивающей работы в

логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи

(с 4 до 7 лет)». Санкт-Петербург, Изд. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012г.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники