Напоминание

Проблемы изучения и обобщения при изучении дисциплины "Иностранный язык" с профессионально-ориентированным содержанием в системе профессионального образования


Автор: Безбородова Ольга Ивановна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ РО "САТТ"
Населённый пункт: г.Семикаракорск
Наименование материала: Статья
Тема: Проблемы изучения и обобщения при изучении дисциплины "Иностранный язык" с профессионально-ориентированным содержанием в системе профессионального образования
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Проблемы изучения и обобщения при изучении дисциплины

"Иностранный язык" с профессионально-ориентированным содержанием в

системе профессионального образования

Проблема: Фундаментальные изменения в политической, социально-

экономической и культурной сферах деятельности в нашем обществе также

изменили роль иностранного языка. Из академической дисциплины она

перешла в разряд базового компонента современной системы образования, став

средством достижения профессиональной реализации выпускников.

Цель: Использование различных подходов к преподаванию иностранного

языка в профессиональном образовании для формирования у студентов в

соответствии с требованиями Федерального государственного

образовательного стандарта третьего поколения навыков делового и

профессионального общения как качественной характеристики современного

специалиста.

Реализация цели обеспечивается решением следующих задач: - создание

оптимальных условий для развития лексических и грамматических

конструкций, связанных с будущей профессиональной деятельностью, для

овладения основными грамматическими категориями и базовыми

грамматическими структурами английского языка; - совершенствование

приемов и методов работы с литературой и периодическими изданиями на

английском языке, навыки чтения и перевода профессиональных текстов с

использованием справочной литературы; - формирование у студентов навыков

поиска и использования информации, необходимой для эффективного

выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного

развития формирование у студентов навыков элементарного общения на

иностранном языке, овладение лексическим минимумом изучаемой

специальности, умение применять полученные знания во всех видах речевой

деятельности - развитие логического мышления, логической памяти и языковых

догадок, критический анализ возникающих проблем и ситуаций делового

взаимодействия; - воспитание культуры речи на родном и иностранных языках,

формирование межкультурной грамотности будущих специалистов: -

содействие пониманию сущности и социальной значимости выбранной

профессии.

Актуальность концепции: Новая социально-экономическая и

политическая ситуация требует внедрения новых подходов в изучении

иностранных языков. Сейчас существует гибкая система выбора условий при

их изучении, и учителю иностранного языка важно уметь действовать не по

строго предписанным правилам, а в соответствии со своим собственным

выбором из числа возможных методических систем, которые он предпочитает и

которые адекватны условиям преподавания.

Сущность и содержание концепции: Сутью концепции является принцип

интеграции дисциплины "Иностранный язык" в общий курс профессиональной

подготовки студента, предполагающий отбор лексического материала, лексико-

синтаксических и грамматических структур, аутентичных текстов. Основным

требованием профессионально-ориентированного преподавания иностранного

языка является приближение содержания и методов преподавания к

практическим потребностям будущих специалистов.

В нашем колледже в 2021 году было проведено лицензирование новой

специальности Гостиничный бизнес. В этом учебном году учебным планом

предусмотрено изучение дисциплины "Иностранный язык в профессиональной

деятельности" в рамках дисциплин общегуманитарного и социально-

экономического цикла и дисциплины "Иностранный язык для службы

бронирования", которая является частью междисциплинарного курса

профессионального модуля. Для будущих специалистов в сфере

гостеприимства знание иностранных языков является необходимой

профессиональной компетенцией. Им нужно будет общаться с гостями, чтобы

выполнять свои профессиональные обязанности, если они связаны с общением;

уметь поддержать "светскую беседу" по инициативе гостя; отвечать на

различные вопросы гостя; помогать в решении проблем, которые могут

возникнуть во время пребывания гостя в отеле. Таким образом,

коммуникативная деятельность составляет основу профессиональной

компетентности. По словам основателя коммуникативного метода в обучении

иностранному языку Е.И. Пассова, "конечной целью обучения говорению

является речевое умение как способность управлять речевой деятельностью". В

своей преподавательской деятельности я стремлюсь сделать изучение

иностранного языка осмысленным, мотивированным и продуктивным для

студентов. Учебный материал отражает суть специальности, специфику и

логику профессиональной дисциплины, способствует созданию ситуаций для

обсуждения профессиональных проблем. Поэтому дискуссия как способ

обучения решению профессиональных проблем является необходимым

условием развития коммуникативных навыков.

Для формирования профессиональных компетенций у студентов я

применяю релевантные обучающие технологии: обучение в сотрудничестве (с

использованием ролевых игр), метод проектов (групповых и индивидуальных),

case study (решение бизнес-проблем), интернет-технологии. Из своего опыта

работы я могу сделать вывод, что игра есть самый эффективный метод

обучения иностранному языку. В игре студенту легче проявить себя и усвоить

учебный материал. Игра предусматривает взаимодействие всех участников

учебного процесса, что способствует взаимному обогащению. В игре студенту

легче реагировать на нестандартные ситуации, проявляя при этом логику,

интуицию и скорость реакции. Играя, студенты быстрее запоминают слова и

выражения, связанные с выполнением персоналом своих должностных

обязанностей при заселении гостя в отель, при его отъезде, при

информировании гостя об услугах отеля, при объяснении меню, при

резервировании столика в ресторане, при разъяснении каких-либо особых

требований и т.д. Все вышеперечисленные ситуации как нельзя лучше

подходят для использования их в ролевой игре. Игра также дает возможность

студентам применять на практике клише, которые широко распространены в

сфере гостеприимства. Следует отметить, что несомненным преимуществом

ролевой игры является тот факт, что она может быть адаптирована к различным

уровням владения иностранным языком; то, как игра разрабатывается и

используется, зависит от уровня подготовки студентов группы и от их

количества. Использование ролевой игры позволяет увеличить время говорения

студентов в больших группах. Благодаря ролевой игре используется широкое

разнообразие речевых структур, используемых в начале высказывания, в

соединении реплик, в предзавершающих и завершающих фразах, которые

будущие специалисты должны будут включать в свою речь при

взаимодействии с гостями непосредственно на рабочем месте. К тому же,

участвуя в игре , студенты практикуются в использовании определенных

речевых моделей в тех ситуациях, участниками которых они будут в

ближайшем будущем. В этом и заключается ценность ролевой игры,

моделирующей поведение студентов в условиях, приближенных к реальным.

Таким образом, студенты получают возможность быть готовыми иметь дело с

подобными ситуациями за пределами учебной аудитории. Ролевые игры,

используемые на занятиях по английскому языку делятся на три категории : 1)

с полным сценарием ролевой игры, 2) с частичным сценарием и 3) ролевая игра

без сценария. В ролевой игре с полным сценарием все участники запоминают

свою роль дословно. Этот тип включает воспроизведение диалога по образцу из

учебника, и основная задача студента в данном случае заключается в

воспроизведении диалога как можно точнее к оригиналу. Второй тип ролевой

игры включает в себя модель диалога с несколькими пропусками, и студентам

приходится заполнить пропуски соответствующими словами, подходящими к

конкретной ситуации. Третий тип ролевой игры обеспечивает студентов

ключевыми диалогами, ключами и информацией или ситуациями и целями,

менее структурированными и контролируемыми. Студенты составляют свои

диалоги на основе образцов, используя при этом собственные идеи или навыки

в контексте предлагаемой им теме. Они импровизируют, придумывают своих

героев ролевой игры, выстраивают отношения между ними, разыгрывают

ситуации без заранее подготовленного плана.

Обучение с использованием ролевых игр проходит эффективнее, учебный

процесс становится интересным и запоминающимся. Позитивный настрой на

занятие приводит к тому, что студент видит себя таким, каким другие видят

его. Участвуя в ролевой игре, студенты испытывают как эмоциональную, так и

интеллектуальную привязанность к теме игры. В процессе игры иногда

возникают определенные проблемы, которые вносят коррективы, влияющие на

дальнейший ход события. Стремлюсь создать благоприятную атмосферу, в

которой застенчивые студенты вносят свой вклад в общее дело.

В проектной обучающей технологии мною тоже используется метод

обучения в сотрудничестве. На сегодняшний день студенты работают над

созданием проекта новой гостиницы в Семикаракорске. Уже завершился

подготовительный этап и идет отбор наиболее актуальных идей. Проектная

деятельность

позволяет

студентам

раскрыть

свои

индивидуальные

способности, учит их умению отстаивать свою точку зрения, участвовать в

обсуждении и оппонировать.

Применяемая мною технология case study открывает для студентов новые

возможности

формирования

профессиональной

компетентности,

так

как

решение практических ситуаций на английском языке связано с предметами

профессионального цикла. Отбор кейсов, их компонентный состав, анализ,

прогнозирование вариантов решения проблемы и их обоснованный выбор

осуществимы

при

соблюдении

важного

условия

сотрудничества

с

преподавателем

профессиональных

модулей.

Решая

профессиональную

проблему кейса на занятиях по английскому языку, студенты пользуются

элементами вышеупомянутых технологий – сотрудничество при обсуждении

проблемы, создание проекта при прогнозировании решения, использование

информации из Интернет источников и т.д. Таким образом, технология case

study

включает

в

себя

компоненты,

присущие

многим

современным

образовательным технологиям.

Несомненно, что новые образовательные технологии коренным образом

изменяют

содержание

деятельности

преподавателя

иностранного

языка,

который, с одной стороны осуществляет организацию внешнего и внутреннего

взаимодействия, с другой стороны является партнером, советчиком и коллегой

будущего специалиста в сфере гостеприимства.

Литература

1. Молоткова Н. В., Свиряева М. А., Хабарова Л. П. Методика реализации

компетентностного подхода в инновационно ориентированной подготовке в

СУЗЕ. - Вопросы современной науки и практики. УНИВЕРСИТЕТ им. В.И.

ВЕРНАДСКОГО. №4(42). 2012. - с. 121

2. Компетентностный подход в педагогическом образовании : коллек-

тивная монография / под ред. проф. В.А. Козырева, проф. Н.Ф. Радионовой

и проф. А.П. Тряпициной. – СПб. : Изд-во Рос. гос. пед. ун-та

им. А.И. Герцена, 2005. – 392 с.

3. Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов

на основе метода Case Study / О.Г. Смолянинова // Инновации в россий-

ском образовании : сборник / М-во образования и науки Рос. Федерации. –

М., 2000. – С. 34–38.

4. Змиевская Е. В. Учебная деловая игра в организации самостоятельной

работы студентов педагогических вузов: дис. на соис. учен. степ. канд. пед.

наук. М., 2003. 169 с.

5. Кротовская М. А. Роль и значение ролевых игр в формировании

социокультурной

компетенции

студентовэкономистов

//

Материалы

межвузовской научнопрактической конференции «Key skills and knowledge

students need to participate successfully in the 21st century society». – М.: Изд.

Академии бюджета и казначейства, 2009. – С. 158–159.

6. Игровое моделирование в деятельности педагога: Учебное пособие для

студентов высших учебных заведений / Под ред. В. А. Сластенина, И. А.

Колесниковой. – М.: Академия, 2006. – с. 255



В раздел образования