Автор: Безбородова Ольга Ивановна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ РО "САТТ"
Населённый пункт: г.Семикаракорск
Наименование материала: Статья
Тема: Проблемы изучения и обобщения при изучении дисциплины "Иностранный язык" с профессионально-ориентированным содержанием в системе профессионального образования
Раздел: среднее профессиональное
Проблемы изучения и обобщения при изучении дисциплины
"Иностранный язык" с профессионально-ориентированным содержанием в
системе профессионального образования
Проблема: Фундаментальные изменения в политической, социально-
экономической и культурной сферах деятельности в нашем обществе также
изменили роль иностранного языка. Из академической дисциплины она
перешла в разряд базового компонента современной системы образования, став
средством достижения профессиональной реализации выпускников.
Цель: Использование различных подходов к преподаванию иностранного
языка в профессиональном образовании для формирования у студентов в
соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта третьего поколения навыков делового и
профессионального общения как качественной характеристики современного
специалиста.
Реализация цели обеспечивается решением следующих задач: - создание
оптимальных условий для развития лексических и грамматических
конструкций, связанных с будущей профессиональной деятельностью, для
овладения основными грамматическими категориями и базовыми
грамматическими структурами английского языка; - совершенствование
приемов и методов работы с литературой и периодическими изданиями на
английском языке, навыки чтения и перевода профессиональных текстов с
использованием справочной литературы; - формирование у студентов навыков
поиска и использования информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития формирование у студентов навыков элементарного общения на
иностранном языке, овладение лексическим минимумом изучаемой
специальности, умение применять полученные знания во всех видах речевой
деятельности - развитие логического мышления, логической памяти и языковых
догадок, критический анализ возникающих проблем и ситуаций делового
взаимодействия; - воспитание культуры речи на родном и иностранных языках,
формирование межкультурной грамотности будущих специалистов: -
содействие пониманию сущности и социальной значимости выбранной
профессии.
Актуальность концепции: Новая социально-экономическая и
политическая ситуация требует внедрения новых подходов в изучении
иностранных языков. Сейчас существует гибкая система выбора условий при
их изучении, и учителю иностранного языка важно уметь действовать не по
строго предписанным правилам, а в соответствии со своим собственным
выбором из числа возможных методических систем, которые он предпочитает и
которые адекватны условиям преподавания.
Сущность и содержание концепции: Сутью концепции является принцип
интеграции дисциплины "Иностранный язык" в общий курс профессиональной
подготовки студента, предполагающий отбор лексического материала, лексико-
синтаксических и грамматических структур, аутентичных текстов. Основным
требованием профессионально-ориентированного преподавания иностранного
языка является приближение содержания и методов преподавания к
практическим потребностям будущих специалистов.
В нашем колледже в 2021 году было проведено лицензирование новой
специальности Гостиничный бизнес. В этом учебном году учебным планом
предусмотрено изучение дисциплины "Иностранный язык в профессиональной
деятельности" в рамках дисциплин общегуманитарного и социально-
экономического цикла и дисциплины "Иностранный язык для службы
бронирования", которая является частью междисциплинарного курса
профессионального модуля. Для будущих специалистов в сфере
гостеприимства знание иностранных языков является необходимой
профессиональной компетенцией. Им нужно будет общаться с гостями, чтобы
выполнять свои профессиональные обязанности, если они связаны с общением;
уметь поддержать "светскую беседу" по инициативе гостя; отвечать на
различные вопросы гостя; помогать в решении проблем, которые могут
возникнуть во время пребывания гостя в отеле. Таким образом,
коммуникативная деятельность составляет основу профессиональной
компетентности. По словам основателя коммуникативного метода в обучении
иностранному языку Е.И. Пассова, "конечной целью обучения говорению
является речевое умение как способность управлять речевой деятельностью". В
своей преподавательской деятельности я стремлюсь сделать изучение
иностранного языка осмысленным, мотивированным и продуктивным для
студентов. Учебный материал отражает суть специальности, специфику и
логику профессиональной дисциплины, способствует созданию ситуаций для
обсуждения профессиональных проблем. Поэтому дискуссия как способ
обучения решению профессиональных проблем является необходимым
условием развития коммуникативных навыков.
Для формирования профессиональных компетенций у студентов я
применяю релевантные обучающие технологии: обучение в сотрудничестве (с
использованием ролевых игр), метод проектов (групповых и индивидуальных),
case study (решение бизнес-проблем), интернет-технологии. Из своего опыта
работы я могу сделать вывод, что игра есть самый эффективный метод
обучения иностранному языку. В игре студенту легче проявить себя и усвоить
учебный материал. Игра предусматривает взаимодействие всех участников
учебного процесса, что способствует взаимному обогащению. В игре студенту
легче реагировать на нестандартные ситуации, проявляя при этом логику,
интуицию и скорость реакции. Играя, студенты быстрее запоминают слова и
выражения, связанные с выполнением персоналом своих должностных
обязанностей при заселении гостя в отель, при его отъезде, при
информировании гостя об услугах отеля, при объяснении меню, при
резервировании столика в ресторане, при разъяснении каких-либо особых
требований и т.д. Все вышеперечисленные ситуации как нельзя лучше
подходят для использования их в ролевой игре. Игра также дает возможность
студентам применять на практике клише, которые широко распространены в
сфере гостеприимства. Следует отметить, что несомненным преимуществом
ролевой игры является тот факт, что она может быть адаптирована к различным
уровням владения иностранным языком; то, как игра разрабатывается и
используется, зависит от уровня подготовки студентов группы и от их
количества. Использование ролевой игры позволяет увеличить время говорения
студентов в больших группах. Благодаря ролевой игре используется широкое
разнообразие речевых структур, используемых в начале высказывания, в
соединении реплик, в предзавершающих и завершающих фразах, которые
будущие специалисты должны будут включать в свою речь при
взаимодействии с гостями непосредственно на рабочем месте. К тому же,
участвуя в игре , студенты практикуются в использовании определенных
речевых моделей в тех ситуациях, участниками которых они будут в
ближайшем будущем. В этом и заключается ценность ролевой игры,
моделирующей поведение студентов в условиях, приближенных к реальным.
Таким образом, студенты получают возможность быть готовыми иметь дело с
подобными ситуациями за пределами учебной аудитории. Ролевые игры,
используемые на занятиях по английскому языку делятся на три категории : 1)
с полным сценарием ролевой игры, 2) с частичным сценарием и 3) ролевая игра
без сценария. В ролевой игре с полным сценарием все участники запоминают
свою роль дословно. Этот тип включает воспроизведение диалога по образцу из
учебника, и основная задача студента в данном случае заключается в
воспроизведении диалога как можно точнее к оригиналу. Второй тип ролевой
игры включает в себя модель диалога с несколькими пропусками, и студентам
приходится заполнить пропуски соответствующими словами, подходящими к
конкретной ситуации. Третий тип ролевой игры обеспечивает студентов
ключевыми диалогами, ключами и информацией или ситуациями и целями,
менее структурированными и контролируемыми. Студенты составляют свои
диалоги на основе образцов, используя при этом собственные идеи или навыки
в контексте предлагаемой им теме. Они импровизируют, придумывают своих
героев ролевой игры, выстраивают отношения между ними, разыгрывают
ситуации без заранее подготовленного плана.
Обучение с использованием ролевых игр проходит эффективнее, учебный
процесс становится интересным и запоминающимся. Позитивный настрой на
занятие приводит к тому, что студент видит себя таким, каким другие видят
его. Участвуя в ролевой игре, студенты испытывают как эмоциональную, так и
интеллектуальную привязанность к теме игры. В процессе игры иногда
возникают определенные проблемы, которые вносят коррективы, влияющие на
дальнейший ход события. Стремлюсь создать благоприятную атмосферу, в
которой застенчивые студенты вносят свой вклад в общее дело.
В проектной обучающей технологии мною тоже используется метод
обучения в сотрудничестве. На сегодняшний день студенты работают над
созданием проекта новой гостиницы в Семикаракорске. Уже завершился
подготовительный этап и идет отбор наиболее актуальных идей. Проектная
деятельность
позволяет
студентам
раскрыть
свои
индивидуальные
способности, учит их умению отстаивать свою точку зрения, участвовать в
обсуждении и оппонировать.
Применяемая мною технология case study открывает для студентов новые
возможности
формирования
профессиональной
компетентности,
так
как
решение практических ситуаций на английском языке связано с предметами
профессионального цикла. Отбор кейсов, их компонентный состав, анализ,
прогнозирование вариантов решения проблемы и их обоснованный выбор
осуществимы
при
соблюдении
важного
условия
сотрудничества
с
преподавателем
профессиональных
модулей.
Решая
профессиональную
проблему кейса на занятиях по английскому языку, студенты пользуются
элементами вышеупомянутых технологий – сотрудничество при обсуждении
проблемы, создание проекта при прогнозировании решения, использование
информации из Интернет источников и т.д. Таким образом, технология case
study
включает
в
себя
компоненты,
присущие
многим
современным
образовательным технологиям.
Несомненно, что новые образовательные технологии коренным образом
изменяют
содержание
деятельности
преподавателя
иностранного
языка,
который, с одной стороны осуществляет организацию внешнего и внутреннего
взаимодействия, с другой стороны является партнером, советчиком и коллегой
будущего специалиста в сфере гостеприимства.
Литература
1. Молоткова Н. В., Свиряева М. А., Хабарова Л. П. Методика реализации
компетентностного подхода в инновационно ориентированной подготовке в
СУЗЕ. - Вопросы современной науки и практики. УНИВЕРСИТЕТ им. В.И.
ВЕРНАДСКОГО. №4(42). 2012. - с. 121
2. Компетентностный подход в педагогическом образовании : коллек-
тивная монография / под ред. проф. В.А. Козырева, проф. Н.Ф. Радионовой
и проф. А.П. Тряпициной. – СПб. : Изд-во Рос. гос. пед. ун-та
им. А.И. Герцена, 2005. – 392 с.
3. Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов
на основе метода Case Study / О.Г. Смолянинова // Инновации в россий-
ском образовании : сборник / М-во образования и науки Рос. Федерации. –
М., 2000. – С. 34–38.
4. Змиевская Е. В. Учебная деловая игра в организации самостоятельной
работы студентов педагогических вузов: дис. на соис. учен. степ. канд. пед.
наук. М., 2003. 169 с.
5. Кротовская М. А. Роль и значение ролевых игр в формировании
социокультурной
компетенции
студентовэкономистов
//
Материалы
межвузовской научнопрактической конференции «Key skills and knowledge
students need to participate successfully in the 21st century society». – М.: Изд.
Академии бюджета и казначейства, 2009. – С. 158–159.
6. Игровое моделирование в деятельности педагога: Учебное пособие для
студентов высших учебных заведений / Под ред. В. А. Сластенина, И. А.
Колесниковой. – М.: Академия, 2006. – с. 255