Напоминание

"Формы и методы речевого развития детей"


Автор: Бутузова Лия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 10
Населённый пункт: Краснодарский край, город Новороссийск
Наименование материала: статья
Тема: "Формы и методы речевого развития детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

общеразвивающего вида детский сад №10 «Вишенка»

муниципального образования город Новороссийск

Статья на тему:

«Формы и методы речевого

развития детей.»

Подготовила:

Бутузова Лия Сергеевна

2022г.

Речь – это сложная форма общения коммуникативной деятельности

людей, способность формулирования и формирования мысли посредством

языка. Речь – это индивидуальный психический процесс, поэтому темп

освоения

языка,

качество

речи

будет

зависеть

от

состояния

и

индивидуальных особенностей речевого аппарата ребенка, особенностей

развития всех его психических функций.

Развитие речи – это творческий процесс овладения речью: средствами

языка (фонетикой, лексикой, грамматикой, культурой речи, стилями) и

механизмами речи – её восприятия и выражения своих мыслей.

Актуальность исследования развития речи в дошкольном возрасте

обусловлена

постоянно

меняющимися

характеристиками

современного

общества, его культуры и владением речи в целом. Современный ритм жизни

практически каждого человека, уход от реальных проблем в виртуальные

социальные сети, сводят к минимуму установление полноценного общения с

детьми. Дети же в свою очередь, подражая значимым для него взрослым, уже

в раннем возрасте тянутся к компьютерам, гаджетам и телевизорам.

Всё это негативно сказывается на развитии речи уже в дошкольном

возрасте и становится причинами возникновения различных проблем, среди

которых

наиболее

распространёнными

становятся

следующие:

малочисленный словарный запас, не соответствующий возрастному этапу

развития;

искажение

большинства

употребляемых

слов;

неумение

высказывать свои мысли, нежелание занимать активную позицию в процессе

общения. Также результатами нарушения речевого развития дошкольников

становятся: фонетической, лексической и грамматической сторон речи,

темпов ее формирования.

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают

важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач

2

воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение

родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.

В настоящее время, в соответствии с Федеральными Государственными

Стандартами к структуре общеобразовательной программы дошкольного

воспитания образовательная область «Речевое развитие» предполагает:

-владение речью как средством общения и культуры;

-обогащение активного словаря;

-развитие

связной,

грамматически

правильной

диалогической

и

монологической речи;

-развитие речевого творчества;

-развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического

слуха;

-знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на

слух текстов различных жанров детской литературы;

Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе

над развитием связной речи детей.

Наиболее

актуальными

технологиями

в

условиях

реализации

требований по развитию речи ФГОС ДО

работе с дошкольниками

становятся следующие:

Здоровье сберегающие (пальчиковая гимнастика, артикуляционная,

зрительная, физ.минутки, самомассаж ит.д.)

Игровые

технологии

(настольно-печатные

игры,

сюжетно-

дидактические игры,

игры с дидактическими игрушками (вкладыши,

башенки), словесные игры и т.д.)

Метод наглядного моделирования (мнемотехника)

3

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих

успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об

окружающем

мире,

эффективное

запоминание

структуры

рассказа,

сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Технологии мнемотехники позволяют решать задачи развития всех

видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно-логической);

развитие образного и логического мышления (умение анализировать,

систематизировать); развитие смекалки, тренировка внимания, развитие

умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, рассказах.

• технология обучения детей составлению сравнений;

• технология обучения образной речи;

• технология обучения составлению загадок;

• сказкотерапия (сочинение детьми сказок);

• творческие рассказы;

• игры-драматизации, инсценировки;

• рассказы детей из опыта;

• творческое рассказывание.

Огромное место в ДОУ уделяется игровым технологиям,

куда

относятся настольно-печатные игры, сюжетные, игры-инсценировки, игры с

дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами,

разборными шарами, башенками). Сюда же относятся дидактические игры с

предметами,

словесные

игры,

театрально-игровая

деятельность,

пальчиковый театр. В современном ДОУ педагог обязан определить верное

направление и создать такие условия, в которых речь детей не только бы

развивалась, но и была бы правильной и грамотной

.

4



В раздел образования