Автор: Бутузова Лия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 10
Населённый пункт: Краснодарский край, город Новороссийск
Наименование материала: статья
Тема: "Формы и методы речевого развития детей"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
общеразвивающего вида детский сад №10 «Вишенка»
муниципального образования город Новороссийск
Статья на тему:
«Формы и методы речевого
развития детей.»
Подготовила:
Бутузова Лия Сергеевна
2022г.
Речь – это сложная форма общения коммуникативной деятельности
людей, способность формулирования и формирования мысли посредством
языка. Речь – это индивидуальный психический процесс, поэтому темп
освоения
языка,
качество
речи
будет
зависеть
от
состояния
и
индивидуальных особенностей речевого аппарата ребенка, особенностей
развития всех его психических функций.
Развитие речи – это творческий процесс овладения речью: средствами
языка (фонетикой, лексикой, грамматикой, культурой речи, стилями) и
механизмами речи – её восприятия и выражения своих мыслей.
Актуальность исследования развития речи в дошкольном возрасте
обусловлена
постоянно
меняющимися
характеристиками
современного
общества, его культуры и владением речи в целом. Современный ритм жизни
практически каждого человека, уход от реальных проблем в виртуальные
социальные сети, сводят к минимуму установление полноценного общения с
детьми. Дети же в свою очередь, подражая значимым для него взрослым, уже
в раннем возрасте тянутся к компьютерам, гаджетам и телевизорам.
Всё это негативно сказывается на развитии речи уже в дошкольном
возрасте и становится причинами возникновения различных проблем, среди
которых
наиболее
распространёнными
становятся
следующие:
малочисленный словарный запас, не соответствующий возрастному этапу
развития;
искажение
большинства
употребляемых
слов;
неумение
высказывать свои мысли, нежелание занимать активную позицию в процессе
общения. Также результатами нарушения речевого развития дошкольников
становятся: фонетической, лексической и грамматической сторон речи,
темпов ее формирования.
В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают
важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач
2
воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение
родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.
В настоящее время, в соответствии с Федеральными Государственными
Стандартами к структуре общеобразовательной программы дошкольного
воспитания образовательная область «Речевое развитие» предполагает:
-владение речью как средством общения и культуры;
-обогащение активного словаря;
-развитие
связной,
грамматически
правильной
диалогической
и
монологической речи;
-развитие речевого творчества;
-развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического
слуха;
-знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на
слух текстов различных жанров детской литературы;
Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе
над развитием связной речи детей.
Наиболее
актуальными
технологиями
в
условиях
реализации
требований по развитию речи ФГОС ДО
работе с дошкольниками
становятся следующие:
Здоровье сберегающие (пальчиковая гимнастика, артикуляционная,
зрительная, физ.минутки, самомассаж ит.д.)
Игровые
технологии
(настольно-печатные
игры,
сюжетно-
дидактические игры,
игры с дидактическими игрушками (вкладыши,
башенки), словесные игры и т.д.)
Метод наглядного моделирования (мнемотехника)
3
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих
успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об
окружающем
мире,
эффективное
запоминание
структуры
рассказа,
сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Технологии мнемотехники позволяют решать задачи развития всех
видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно-логической);
развитие образного и логического мышления (умение анализировать,
систематизировать); развитие смекалки, тренировка внимания, развитие
умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, рассказах.
• технология обучения детей составлению сравнений;
• технология обучения образной речи;
• технология обучения составлению загадок;
• сказкотерапия (сочинение детьми сказок);
• творческие рассказы;
• игры-драматизации, инсценировки;
• рассказы детей из опыта;
• творческое рассказывание.
Огромное место в ДОУ уделяется игровым технологиям,
куда
относятся настольно-печатные игры, сюжетные, игры-инсценировки, игры с
дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами,
разборными шарами, башенками). Сюда же относятся дидактические игры с
предметами,
словесные
игры,
театрально-игровая
деятельность,
пальчиковый театр. В современном ДОУ педагог обязан определить верное
направление и создать такие условия, в которых речь детей не только бы
развивалась, но и была бы правильной и грамотной
.
4