Напоминание

Интегрированный урок 8 класс по "Повести временных лет"


Автор: Федорова Лидия Ильинична
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СШ №78
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: Урок
Тема: Интегрированный урок 8 класс по "Повести временных лет"
Раздел: среднее образование





Назад




Интегрированный урок

« Откуда Русская земля стала есть» 8 класс

Выполнила: Федорова Лидия Ильинична. Красноярск МБОУ СШ 78

ТЕМА : «Повесть временных лет» как энциклопедия жизни древних славян.

Многожанровость литературного памятника.

Цель:

- определить роль «Повести временных лет» в литературе и истории; расширить представление о

жанровом своеобразии древнерусской литературы;

- развивать умение логически мыслить, чётко и кратко формулировать основную мысль;

- воспитывать любовь к историческому наследию, культуру чтения литературы прошлого

Задачи урока:

обучающие: дать учащимся представление о древнерусских летописях; отрабатывать умение

пересказывать текст;

развивающие: развитие умений сопоставления текстов; развитие критической мысли учащихся;

воспитывающие: на примере летописей показать патриотизм русского народа, такие его

духовные качества, как: самоотверженность, внутренняя доброта.

Метод обучения: проблемная ситуация.

Обучающиеся делятся на группы:

1-

информационное поле (историк, биолог, географ, социолог)

2-

лингвистическое поле (литераторы, языковеды)

3-

аналитическое поле ( обучающиеся в группах по 4 человека )

І. Вступление: ( В углу сидит монах Нестор, он склонился над столом и пишет….)

Литератор – чтец: В монастырской келье узкой

В четырех глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом…

Он писал из года в год

Про великий наш народ

Информационное поле. Историк- рассказчик: «Откуда Русская земля стала есть» узнаем из

«Повести временных лет» Слайд -2

Итак, вы должны быть предельно внимательными, запомнить информацию, осмыслить,

ответить на поставленные в слайде вопросы и не только…

До 862 года христианского летосчисления в отечестве нашем, России, не было таких

прекрасных городов, как Петербург и Москва. На тех местах некогда были непроходимые леса,

топкие болота и дымные избушки; местами были и города, но вовсе не такие обширные, как в

наше время. В них жили люди, красивые лицом и станом, гордые славными делами предков,

честные, добрые и ласковые дома, но страшные и непримиримые на войне. Их называли

славянами. Они были так честны, что в обещаниях своих вместо клятв говорили только: «Если я

не сдержу моего слова, да будет мне стыдно!» — и всегда исполняли обещанное; так храбры, что

и отдаленные народы боялись их; так ласковы и гостеприимны, что наказывали того хозяина, у

которого гость был чем-нибудь оскорблен. Жаль только, что они не знали истинного Бога и

молились не ему, а разным идолам.

-А что означает слово идол?

Языковед: Идол — значит статуя, сделанная из дерева или какого-нибудь металла и

представляющая человека или зверя. Слайд-3

Социолог: Чем занимались древние славяне в период до формирования Древнерусского

государства?

-4

Слайд

Большинство племен древних славян вело оседлый образ жизни. Это условие определило их

главные занятия – земледелие и скотоводство. Кроме того, многие из них успешно осваивали

рыболовство, охоту, укрепляли свое положение развитием ремесленного производства.

.

-5

Земледелие Слайд

Заниматься земледелием было экономически выгодно, так как славяне селились в лесных и

лесостепных зонах. В зависимости от расположения племени в той или иной зоне, выбирался вид

возделывания почвы:

1.

Подсечно-огневой, предполагающий вырубку делянок на лесных участках, сожжение деревьев,

использование золы в качестве эффективного удобрения.

2.

Переложный, когда в течение 2-5 лет засеивали один участок, а после истощения почвы

переходили на другой.

Такими способами выращивали зерновые и бобовые культуры, пшеницу, рожь, лен, коноплю.

Скотоводство. Слайд -6

Скотоводство славян имело тесную связь с земледелием. Проживающие в лесах разводили

незаменимых в хозяйстве лошадей, мулов. Для жителей степей было свойственно разведение

свиней, мелкого рогатого скота.

Занятие скотоводством позволяло обеспечивать жителей мясом и молоком. Сильных животных

использовали в качестве мощной рабочей силы: для вспахивания земли, транспортировки

древесины.

Бортничество

Языковед. Слайд-7

Бортничество – это исторически сложившийся вид пчеловодства, при котором мед собирают не в

ульях и колодах, а в дуплах деревьев.

Термин происходит от слова «борть». Им называли дупло, где проживала семья диких пчел. Дупла

могли быть специально созданными или сформировавшимися естественным путем. Если дупло

делали специально, то выдалбливали его на высоте от 4 до 15 метров, а внутрь помещали

специальные укрепления для сот. Бортничеством занимались, в основном, мужчины. А

назывались они бортниками.

.

-8.9

Охота и рыболовство Слайд

Занятость населения всегда определяется местом жительства. В древности эта тенденция

прослеживалась особенно четко. Так, проживавшие вблизи лесных участков занимались охотой,

добычей дичи. Обосновавшиеся у водоемов отдавали предпочтение рыболовству.

В качестве орудий охоты использовались рогатины, копья с обоюдоострыми наконечниками,

колья. Рыболовы стремились обзавестись самодельными удочками из длинных веток и свитой из

конского волоса лески, сетями, неводами.

:

Языковед

-10

О слове бредень Слайд

Социолог:

.

-11.12

Ремесло Слайд

Предпосылкой к развитию ремесленничества у древних славян было стремление наладить быт. В

хозяйстве требовались топоры, серпы, мотыги, плуги. Для приготовления еды необходима была

посуда, для рыбной ловли – лодки, ладьи, плоты.

Известно, что мужчины в славянских племенах занимались: ковкой; гончарным делом; обработкой

древесины; резьбой по камню; выделкой кожи, мехов для обмена, прядение.

-13

Торговля Слайд

Основной характеристикой торговли у восточных славян являлся прямой обмен между

племенами. В ход шли выделанные кожа и меха, пушнина, мед, воск, гончарные изделия.

В 7-8 веках славяне приблизились к налаживанию внешних экономических связей. Наметилось

образование торговых отношений с государствами Востока, Прибалтики, Византией. Обмен начал

расширяться: взамен произведенных собственными силами товаров славяне получали вино,

плоды, янтарь, соль, золото, которое можно было характеризовать как драгоценность.

.

-14

Географ Слайд

Славяне разделялись на разные племена. У северных, или новгородских, славян не было и

государя, что бывает у многих необразованных народов: они почитали начальником своим того,

кто более всех отличался на войне.

Историк:

Согласно "Повести временных лет", русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде.

В 859 г. северные славянские племена, платившие тогда дань варягам, или норманнам (по мнению

большинства историков, выходцам из Скандинавии), изгнали их за море. Однако вскоре после

этих событий в Новгороде началась междоусобная борьба. Чтобы прекратить столкновения,

новгородцы решили пригласить варяжских князей как силу, стоящую над противоборствующими

группировками. В 862 г. князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новгородцами,

положив начало русской княжеской династии.

Литератор. Вот как об этом пишет летописец Нестор. Слайд-15

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О ПРИЗВАНИИ ВАРЯГОВ

И изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них

правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали:

«Поищем сами себе князя, который бы владел нами и рядил по ряду и по закону». Пошли за море

к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные - норманны

и англы, а еще иные готы - вот так и эти. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша

велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое

братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам. И

поставили город Ладогу. И сел старший, Рюрик, в Ладоге, а другой - Синеус, - на Белом озере, а

третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Через два года умерли

Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик и пришел к Ильменю, и поставил

город над Волховом, и назвал его Новгород, и сел тут княжить, и стал раздавать мужам своим

волости и города ставить - тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах

- находники, а коренные жители в Новгороде - славяне, в Полоцке - кривичи, в Ростове - меря, в

Белоозере - весь, в Муроме - мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.

Литератор. О крещении Руси. 980−988 гг. из «Повести временных лет»

Владимир был сыном Святослава и всего лишь Ольгиной ключницы. Однако после гибели его

более знатных братьев Владимир начинает княжить в Киеве один. На холме около княжеского

дворца он ставит языческие идолы: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами,

Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симарьгла и Мокошь

Приходят к Владимиру волжские булгары-магометане и предлагают:

-«Ты, о князь, мудр и разумен, но неведомо тебе цельное вероучение. Прими нашу веру и почитай

Магомета».

-«А каковы обычаи вашей веры?»

- «Веруем в одного бога. Магомет же нас учит свинину не есть, вино не пить.

Потом приходят из Рима посланники папы римского

- «Поклоняемся одному Богу, который сотворил небо, землю, звезды, месяц и все живое, а ваши

боги — просто деревяшки».

- «А у вас какие запреты?

- «Кто что ест или пьет — все во славу Божию».

- «Пошли вон, ибо наши отцы такого не признавали».

Приходят хазары иудейской веры

- Веруем в единого бога Авраамова, Исаакова, Иаковлева».

-Где ж это ваша главная земля?»

-Разгневался бог на наших отцов и рассеял нас по разным странам.

Владимир возмущается: «Что же вы других учите, а сами отвергнуты богом и рассеяны? Может

быть, и нам предлагаете такую судьбу?»

После этого греки присылают некоего философа, который долго пересказывает Владимиру Ветхий

и Новый завет, показывает Владимиру занавес, на котором нарисован Страшный суд, справа

праведники радостно восходят в рай, слева грешники бредут к адским мукам. Жизнелюбивый

Владимир вздыхает:

-Хорошо тем, кто справа; горько тем, кто слева.

Бояре говорят: «Будь плохой греческая вера, то ее бы не приняла твоя бабушка Ольга, а она была

мудрее всех наших людей

В это время у Владимира заболевают глаза, он ничего не видит, очень переживает, но не знает, что

делать. Тогда царица понуждает Владимира: «Если хочешь избавиться от этой болезни,

то немедленно крестись. Если нет, то не отделаешься от болезни». Владимир восклицает: «Ну,

если это будет правдой, то христианскому Богу поистине быть самым великим». И велит себя

крестить. Многие из дружины Владимира тоже крестятся.

Затем Владимир рассылает по всему Киеву объявляющих от его имени: «Богатого или бедного,

даже нищего или невольника, — того, кто с утра не окажется на реке, буду считать своим врагом».

Владимир велит по городам строить церкви на тех местах, где раньше стояли идолы,

и на крещение приводить людей по всем городам и селам Слайд -16

Литератор.Слайд 17 «СКАЗАНИЕ О Никите Кожемяке»

Это было в 992 году. Пошел князь Владимир на хорватов. А когда вернулся — на берегу Днепра

стояли полчища печенегов.

Князь Владимир со своею дружиною тут же выступил против врагов. Так печенеги стояли на

одном берегу Днепра, а русичи — на другом, и никто не начинал битвы первым.

И подъехал печенежский князь к реке, вызвал Владимира и предложил, чтобы самые сильные

мужи померились силою: победит русич — три года печенеги не будут нападать, победит печенег

— три года они будут разорять Русскую землю.

Согласился Владимир. Печенеги тут же выставили богатыря. Кликнул клич князь Владимир — и

вот один воин предложил привести своего младшего, пятого сына, который славился силою

великою.

Пришел юноша и попросил испытать его перед боем. Для этого привели большого и сильного

быка, разъярили его и пустили на Кожемяку. Схватил тот быка за бок — и вырвал кожу с мясом.

В ту же ночь надели на юношу вооружение, и начался бой с печенегом.

Долго бойцы бились-сражались. Наконец, Кожемяка бросил печенега оземь.

Раздался клич — и побежали печенеги. И гнали их русские, пока не прогнали совсем

Литератор.Слайд 18

«СКАЗАНИЕ О БЕЛГОРОДСКОМ КИСЕЛЕ»

Печенеги пришли и стали под Белгородом. В осажденном городе начался сильный голод. Жители

города собрали вече и решили умертвить друг друга, чтобы живыми не сдаться врагам. Но один из

старцев попросил подождать три дня. Он велел женщинам собрать остатки овса и сделать из него

болтушку, из которой варят кисель. Потом сказал им найти немного меда и сварить сыту (сладкий

медовый сироп).

Мужчинам же повелел выкопать два колодца. В один вставить кадь с болтушкой, а во второй — с

медовой сытой. На следующий день старик повелел послать за печенегами, чтобы начать

переговоры. Те обрадовались, решили, что город хочет сдаться, и прислали своих представителей.

Белгородцы привели их в город и сказали: «Зачем губите себя? Разве можно победить нас? Если

будете стоять и десять лет, то что сделаете нам? Ибо мы имеем пищу от земли»

И повели к колодцу, в котором была болтушка. Достали ее и наварили киселя. А из другого

колодца достали сладкую сыту. Отведали удивленные печенеги киселя с сытой, и поняли, что не

победить им людей, которых кормит земля. Поднялись и пошли от города восвояси.

Литератор.Слайд 19

Сказание о князе Олеге из «Повести временных лет»

Сказание о князе Олеге ...И жил Олег, княжа в Киеве, мир храня со всеми странами. И пришла

осень, и вспомнил Олег коня своего, которого когда-то поставил кормить и уже не садился на

него. Ибо когда-то спрашивал он волхвов* и кудесников**: — От чего мне умереть? И сказал ему

кудесник один: — Княже! Коня любишь и ездишь на нём, — от него тебе и умереть! Олегу запали

слова эти в душу, и сказал он: — Никогда не сяду на него и не увижу его больше. И повелел

кормить коня и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока не пошёл на

греков. Когда вернулся Олег от Царьграда в Киев и прошло четыре года, на пятый год вспомнил

он своего коня, от которого когда-то волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старшего

конюха и сказал: — Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь? Тот же ответил: —

Умер! Олег тогда засмеялся и укорил того кудесника, сказав: — Не правду говорят волхвы, но

только ложь: конь умер, а я жив. И повелел оседлать себе коня: — Да увижу кости его. И приехал

на место, где лежали его кости голые и череп голый, слез с коня и, посмеявшись, сказал: — От

сего ли черепа смерть мне принять? И ступил ногою на череп. И выползла змея из черепа и

ужалила его в ногу. И с того разболелся и умер. И оплакивали его все люди плачем великим и

понесли его и похоронили его на горе, называемой Щековица. Есть же могила его и до сего дня,

слывёт могила Олеговой. И было всех лет княжение его тридцать и три.

*Волхвы — языческие жрецы. Считалось, что они обладают даром предвидения и колдовства. **

Кудесники — колдуны.

Литератор. Обратите внимание на жанры , указанные в слайдах. Слайд 20,21,22

Историк :Апостол Андрей и его путешествие Андрей Первозванный, проповедуя ученье

Божье, является в Крым, затем перебирается вверх по Днепру. Расположившись на ночевку на

берегу реки, святой, на утро, предвещает своим воспитанникам рождение великолепного города

Киева на этом самом месте. Впоследствии, так и вышло, предсказание Андрея Первозванного

сбылось, Киев был построен именно там.

Литератор. Слайд 23,24 Получение Владимира Мономаха

Послушайте меня: если не все примете, то хоть половину. [Я] c коня много падал, голову себе

дважды разбивал и руки и ноги свои повреждал — в юности своей повреждал, не дорожа жизнью

своею, не щадя головы своей. На посадников не полагаясь, ни на биричей, сам делал, что было

надо; весь распорядок и в доме у себя также сам устанавливал. Не осуждайте меня, дети мои или

другой, кто прочтет: не хвалю ведь я ни себя, ни смелости своей, но хвалю Бога и прославляю

милость его. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не

научится. Мы, люди, грешны и смертны, и если кто нам сотворит зло, то мы хотим его поглотить и

поскорее пролить его кровь. Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, так же

и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и

побеждать их: покаянием, слезами и милостынею. Ни затворничеством, ни монашеством, ни

голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить

милость Божию. Посмотри, брат, на отцов наших: что они скопили и на что им одежды? Только и

есть у них, что сделали душе своей. А мы что такое, люди грешные и худые? — сегодня живы, а

завтра мертвы, сегодня в славе и чести, а завтра в гробу и забыты, — другие собранное нами

разделят. Паче же всего гордости не имейте в сердце и в уме, но скажем: смертны мы, сегодня

живы, а завтра в гробу; все это, что ты нам дал, не наше, но твое, поручил нам это на немного

дней. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Дивно ли, если муж пал на

войне? Умирали так лучшие из предков наших. Не из-за пролития крови, а свершив

прелюбодеяние, помазанник Божий Давид посыпал главу свою и плакал горько, — в тот час

отпустил ему согрешенья его Бог. Не давайте сильным губить человека. Старых чтите, как отца, а

молодых, как братьев. Не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие

к вам, ни над домом вашим, ни над обедом вашим. И в земле ничего не сохраняйте, это нам

великий грех. Если не будете помнить это, то чаще перечитывайте: и мне не будет стыдно, и вам

будет хорошо. Если же кому не люба грамотка эта, то пусть не посмеются, а так скажут:

на дальнем пути, да на санях сидя, безлепицу молвил.

Языковед: О возникновении письменности на Руси. Слайд 25,26,27

Практическая работа: выполняют обучающиеся аналитического поля. Слайд-28

Вопросы и задания.

1.

Какие 3 вопроса рассматривает летописец Нестор в «Повести временных лет»?

2.

Чем занимались древние славяне?

3.

Какая религия была у древних славян?

4.

Когда принято христианство на Руси?

5.

Какие новые слова узнали на уроке?

6.

Какие черты характера русского человека можно отметить из произведений «Повести временных

лет»?

7.

Кто главные герои «Повести…»,

8.

Определите тему «Повести…»

9.

Можно ли «Повесть временных лет» назвать историческим документом или художественным

произведением?

10. Какие жанры литературы использует автор в «Повести…»? Докажите.

11. Без чего Нестор не смог бы создать « Повесть временных лет»?

12. Каково значение «Повести временных лет» в литературе и истории?

Определение победителей.

Заключение : ( В углу сидит монах Нестор, он склонился над столом и пишет….)

Литератор – чтец: В монастырской келье узкой

В четырех глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом…

Он писал из года в год

Про великий наш народ



В раздел образования