Автор: Мохначёва Надежда Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ ДС № 366 Населённый пункт: Челябинск Наименование материала: конспект Тема: Азбука безопасности Раздел: дошкольное образование
«Азбука безопасности». Конспект занятия по развитию речи в
старшей группе
Тема: «Азбука безопасности»
Предварительная работа: экскурсии по улицам города, с целью знакомства и закрепления
правил дорожного движения с последующими зарисовками, чтение книг на данную тему,
развивающие игры.
Цель: формирование у детей знаний о правилах дорожного движения.
Задачи:
организовать
детей
на
занятие;
познакомить
детей
с
различными
дорожными
знаками; закрепить представление детей о назначении светофора, его сигналах, правилах
поведения пешеходов на улице;
развивать внимание, память, логическое мышление;
прививать
умение
самостоятельно
пользоваться
полученными
знаниями
в
повседневной
жизни;
воспитывать любознательность, дисциплину;
активизировать активный и пассивный словарь детей;
корректировать речь.
Оборудование: картинки, таблички, мультфильм «Азбука безопасности», Словарь:
1) Пешеход – человек, идущий пешком.
2) Пассажир – человек, совершающий поездку на машине, автобусе, поезде и т. д.
3) Проезжая часть – дорога, где идет транспорт.
4) Тротуар – пешеходная дорожка, идущая сбоку от проезжей части; по ней идут пешеходы.
I Организационный момент.
- Ребята, сели все хорошо, оперлись о спинку стула и красиво поставили ноги, а руки
положили на колени.
II Сюрпризный момент
(Раздается стук в дверь. Входит медвежонок с книгой в руках.)
- Ребята, здравствуйте! Я нашел интересную книгу, а прочитать ее не могу, поэтому и пришел к
вам пришел за помощью. (Передает книгу воспитателю)
-
Миша,
твоя
книга
называется
«Азбука
безопасности»
и
в
ней
говорится
о
правилах
дорожного движения. Наши ребята их знают, поэтому они и тебе расскажут о них.
- Ребята, поможем медвежонку?
- Садись, Миша, на стульчик и внимательно слушай, о чем наши ребята тебе расскажут.
III Основная часть
- Ребята, мы с вами живем в большом красивом городе с широкими зелеными улицами и
переулками. По ним движется много транспорта – едут грузовые и легковые автомобили,
автобусы. И никто никому не мешает. Как вы думаете, почему? Потому что есть строгие и
четкие
правила
для
пешеходов
и
водителей.
Сегодня
на
нашем
занятии
мы
с
вами
познакомимся
с
различными
дорожными
знаками,
повторим,
для
чего
нужен
светофор,
отгадаем загадки и поиграем, то есть повторим правила нашей безопасности на улице. Наше
занятие так и называется «Азбука безопасности». (Хоровое и индивидуальное произнесение) .
1) Опрос детей по знаниям правил дорожного движения:
- Что такое улица?
- Для чего нужна улица?
- Как называют людей, идущих по улице?
- Кто такие пассажиры?
- Где едут машины?
- Где должны ходить пешеходы?
- Какой транспорт вы знаете? Что к нему относится?
- Для чего нужен транспорт?
- Для чего нужен светофор?
- Где и как нужно переходить дорогу?
- А сейчас послушайте загадку:
Кто шоферам помогает
Безопасный выбрать путь,
От беды оберегает
И по-дружески мигает:
«Повнимательнее будь! »
- О чем говорится в загадке? (Ответы детей)
- Правильно, это светофор. А для чего он нужен? Правильно, чтобы водители знали, когда
можно ехать, а пешеходы знали, когда можно переходить дорогу. Чтобы водители и пешеходы
не мешали друг другу.
- Давайте вспомним, сколько цветов у светофора и какие это цвета? Я вам буду читать начало
стихотворения, а вы будете договаривать конец.
- Выполняй закон простой:
Красный свет зажегся –
Стой! (проговаривают дети)
Желтый вспыхнул –
Подожди! (дети)
А зеленый свет –
Иди! (дети)
- Молодцы, ребята! А сейчас давайте послушаем стихотворение про светофор.
(Читают дети)
Стоп, машина!
Стоп, мотор!
Тормози скорей, шофер!
Красный глаз
Глядит в упор –
Это строгий светофор!
Вид он грозный напускает,
Дальше ехать не пускает…
Обождал шофер немножко,
Снова выглянул в окошко.
Светофор на этот раз
Показал зеленый глаз,
Подмигнул и говорит:
«Ехать можно, путь открыт! »
- Молодцы, ребята, интересное стихотворение прочитали. А сейчас мы с вами проведем
физкультминутку и закрепим ваши знания о светофоре. Я показываю вам красный цвет – вы
молчите, приложив пальчик к губам. Показываю желтый – вы хлопаете в ладоши. Показываю
зеленый – вы топаете ногами, идете по улице.
(Проведение физкультминутки)
- Молодцы, ребята! Хорошо знаете для чего нужен каждый цвет светофора. Но не во всех
городах
есть
светофоры.
Поэтому
для
безопасности
движения
на
дорогах
существуют
дорожные знаки. С некоторыми из них мы с вами сегодня познакомимся.
(Выходят дети, читают стихи о знаках. Изображения знаков проецируются на экран.)
1) Знак «Пешеходный переход»
Здесь наземный переход,
Ходит целый день народ.
Ты, водитель, не грусти,
Пешехода пропусти!
2) Знак «Движение пешеходов запрещено»
В дождь и в ясную погоду
Здесь не ходят пешеходы.
Говорит им знак одно:
«Здесь ходить запрещено! »
3) Знак «Подземный переход»
Знает каждый пешеход
Про подземный этот ход.
Город он не украшает,
Но машинам не мешает!
4) Знак «Дети»
Посреди дороги дети,
Мы всегда за них в ответе.
Чтоб не плакал их родитель,
Будь внимательней водитель!
Рассматривание знаков. Помочь детям вспомнить, где они могли видеть эти знаки.
- А сейчас, чтобы вы лучше запомнили эти знаки, отгадайте загадки. Я загадываю вам загадку,
а вы должны показать карточку с названием знака. (Работа с карточками) .
1) Я хочу спросить про знак,
Нарисован знак вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда-то! («Дети»)
1) Полосатая дорожка,
Ее зеброю зовут.
Но не та, что в зоопарке,
По ней люди все идут! («Пешеходный переход»)
- Молодцы, ребята! Правильно ответили на загадки. Сейчас я задам вам вопросы, но отвечать
на них мы буде после того, как посмотрим мультфильм. Потому что все ответы есть там.
- Где можно ездить на велосипеде?
- Можно и выезжать на велосипеде на проезжую часть?
- Где можно играть детям?
(Просмотр мультфильма «Азбука безопасности»)
- Вы правильно ответили на вопросы. А сейчас послушайте стихотворение.
(Читают дети)
Там где транспорт и дорога,
Знать порядок все должны.
На проезжей части строго
Игры все запрещены.
Чтоб мостовую перейти,
Взгляни налево, нет машины,
Тогда шагай до середины,
Потом направо погляди,
Машины нет – переходи.
VI Итог.
- Как называлось наше занятие?
- Для чего нужно знать правила дорожного движения?
- Как нужно переходить дорогу?
- Где можно играть детям?
- Можно ли играть на тротуаре, проезжей части?
- С какими знаками мы познакомились?
- Что мы делали на занятии?
- Миша, понравилось тебе занятие? Понятно тебе рассказали ребята о том, какие существуют
правила дорожного движения?
- А вы, ребята, были молодцы, на занятии хорошо работали, правильно отвечали на вопросы,
были активны. Наше занятие окончено. (Обращаю внимание детей на выставку их рисунков
по правилам дорожного движения)
(Во время занятия оказываю индивидуальную помощь, слежу за их осанкой.)
К о н с п е к т
н е п о с р е дс т в е н н о й
о б р а з о в а т е л ь н о й
деятельности
по
ПДД
в
старшей
группе
«Дорожная
азбука».
Описание:
Предлагаю конспект непосредственной образовательной деятельности для детей
средней группы по теме «Дорожная азбука». Данный материал будет полезен
воспитателям детских садов. Данный конспект интегрированного НОД направлен на
формирование знаний у детей ПДД, развития речи и двигательной активности,
воспитание потребности у детей соблюдать правила на дорогах.
Интеграция образовательных областей:
«Безопасность», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Познание»,
«Коммуникация», «Социализация».
Цель:
Формирование у детей среднего дошкольного возраста основ безопасного поведения
на улице.
Задачи:
• Расширять знания детей о правилах дорожного движения, познакомить с понятиями
«пешеход», «переход», «светофор», «проезжая часть дороги», «тротуар»;
• Закреплять знания детей о зданиях города (жилые, общественные);
• Расширять представления детей об улице;
• Упражнять детей в переходе через проезжую часть (с помощью макета).
Предварительная работа:
• Рассматривание иллюстраций;
• Рассматривание карточек с изображением дорожных знаков;
• Изготовление макета «Городской перекресток»;
• Чтение литературных произведений по теме;
• Беседы по теме;
• Сюжетно-ролевые игры: «Шофер», «Мы едем в гости к бабушке» и т.д.
Материалы и оборудование:
• Макет «Городской перекресток»;
• Иллюстрации нашего города;
• Карточки «Дорожная безопасность»;
• Карточки «Дорожные знаки»;
• Макет светофора (с мигающими огоньками), макеты переходов: подземный и
наземный;
• Альбом, карандаши, восковые мелки, пастель.
Оформление группы:
На магнитной доске – «Дорожные знаки»; карточки «Дорожная безопасность».
Методические приемы:
Беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, создание
воображаемой ситуации на дороге, физкультминутка, составление небольших
рассказов, продуктивная деятельность, анализ.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, послушайте загадки и попробуйте их отгадать!
1.В два ряда дома стоят,
Десять, сорок, сто подряд.
И квадратными глазами
Друг на друга глядят. (Улица)
2.Хоть имеет он три глаза,
Но не смотрит всеми сразу,
А глядит всегда одним,
Ну а мы — следим за ним. (Светофор)
3.Чудо-дворник перед нами
Загребущими руками
За одну минуту сгреб
Преогромнейший сугроб. (Снегоочистительная машина)
4.Здесь не катится автобус.
Здесь трамваи не пройдут.
Здесь спокойно пешеходы
Вдоль по улице идут.
Для машин и для трамвая
Путь-дорога есть другая. (Тротуар)
5.Полосатая лошадка,
Ее «зеброю» зовут.
Но не та, что в зоопарке,
По ней люди все идут. (Пешеходный переход)
6.Я по городу иду,
Я в беду не попаду.
Потому что твердо знаю -
Правила я выполняю. (Пешеход)
Воспитатель: Ребята, мы живем в большом красивом городе с широкими улицами и
проспектами. По ним движутся легковые и грузовые машины, едут троллейбусы,
автобусы и никто никому не мешает. Это потому, что есть четкие и строгие правила
для водителей машин и пешеходов. Чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, мы
должны строго соблюдать установленные правила дорожного движения. А соблюдать
эти правила нам помогут знания!
(Воспитатель предлагает детям подойти к столу на котором стоит макет перекрестка).
Воспитатель: Дети, мы с вами рассматривали иллюстрации нашего города. А теперь,
давайте подойдем к макету и рассмотрим его. Вы видите, что дома стоят вдоль дорог.
Посмотрите, здания в городе бывают разные: жилые, где живут люди, и нежилые
(общественные), например: поликлиника, детский сад, аптека, школа, магазин.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно и покажите мне, где ходят люди?
(Дети показывают, где ходят люди, опросить 4-5 детей).
Воспитатель: Дети, скажите, а как называется эта часть улицы? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно! От здания к зданию можно пройти по тротуару – это
дорожки для людей, которые проложены вдоль улиц (показать детям тротуар). Ребята,
а покажите мне на нашем макете, в каких домах вы живете? В высоких,
низких? (ответы детей).
Воспитатель: Итак, мы узнали с вами, что люди ходят по тротуарам. А скажите мне,
ребята, как перемещаются машины, автобусы, троллейбусы? (ответы
детей). Правильно, они едут по дороге. И та часть дороги, по которой едут машины,
называется проезжей частью улицы. Давайте посмотрим на макете на проезжую
часть. Мы видим, что посередине дороги проведена белая полоса, она разделяет
потоки машин и называется разделительной. Одни машины едут в центр города, а
другие едут из центра.
Воспитатель: Ребята, скажите, вы когда-нибудь переходили дорогу с
родителями?
(Ответы детей). Тогда покажите мне, как вы с родителями это делали.
(Дети «переходят дорогу», согласно сигналам светофора 3 -4 раза).
Воспитатель: Молодцы! А теперь, ребята, давайте немного отдохнем.
Физкультминутка «Дорожная».
(Дети читают стихотворение и выполняют соответствующие движения)
- Дорога не тропинка, дорога не канава…(шагают),
- Сперва смотри налево, потом смотри на право (повороты головой),
- Ты налево повернись, другу рядом улыбнись,(повороты головы с улыбкой),
- Топни правою ногой: раз - два - три, (топают ногами),
- Покачай головой: раз - два - три (покачивание головой),
- Руки вверх ты подними и похлопай: раз - два - три(хлопки над головой).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что светофоры не везде стоят, где надо перейти
дорогу? Что же делать людям?(Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, полицейские придумали правила, как переходить
проезжую часть дороги. Люди, которые ходят пешком называются – пешеходами, а
место, где пешеходам разрешается переходить дорогу, называется «пешеходный
переход». «Пешеходный переход» обозначается «зеброй» и специальным дорожным
знаком.(Воспитатель показывает детям «зебру» и знак «пешеходный переход»).
Воспитатель: И если около пешеходного перехода нет светофора, не беда. Для того,
чтобы перейти улицу, надо посмотреть налево, если нет машин дойти до
разделительной полосы, а затем посмотреть направо, и если нет машин перейти
улицу до конца. Давайте с вами попробуем перейти нашу улицу! (3 -4 раза).
Воспитатель: А теперь, давайте изготовим дорожные знаки для пешеходных
переходов. (Дети рассаживаются за столы и приступают к разукрашиванию заготовок
дорожного знака).
Конспект игрового занятия по математике в старшей группе
«Письма Королевы Математики»
Цели:
1. Продолжать знакомить с целым и частями, учить делить предмет на две,
четыре части; уточнить знания о прямом и обратном счете; знания о
геометрических фигурах, продолжать учить решать примеры на сложение и
вычитание.
2. Стимулировать развитие мыслительных способностей, любознательность,
познавательность. Развивать умение четко, быстро отвечать на поставленные
вопросы. Развивать умение ориентироваться в пространстве.
3 . Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, стремление
радовать старших своими достижениями, воспитывать интерес к занятиям
математики.
Словарная работа : целое, части, половинка, четвертинка, прямой и обратный
счет, наука, почтальон, план.
Предварительная рабо та: решение примеров на сложение и вычитание;
дидактические игры с цифрами, числами, геометрическими фигурами,
индивидуальная работа.
Материал к занятию:
Воспитатель: Ребята подойдите ко мне, встаньте в круг. Сегодня утром к нам
приходил почтальон и оставил письмо от Королевы всех наук - Математики.
Наверное, она хочет пригласить нас в свое королевство. Но, прежде чем туда
отправиться, я хочу проверить ваши знания. Я буду задавать вопросы, а вы
быстро отвечайте.
1 РАЗМИНКА
Воспитатель :Какое сейчас время года?
Дети :зима
Воспитатель: Перечислите все зимние месяцы.
Дети : декабрь, январь, февраль.
Воспитатель: Сейчас утро или вечер?
Дети: Утро
Воспитатель: Сколько пальцев на одной руке?
Дети: Пять
Воспитатель: Сколько углов у треугольника?
Дети: Пять
Воспитатель: Сколько раз в году бывает день рождения?
Дети: Один
Воспитатель : Сколько носов у трех котов?
Воспитатель: Сколько ушей у двух мышей?
Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательны, правильно ответили на все
вопросы. А сейчас садитесь за стол, и посмотрим на письма, которые
прислала Королева Математики.
(Положить перед детьми конверты.)
Воспитатель: Сколько писем принесла Королева Математики?
Дети : 5
Воспитатель : Правильно – 5.
Воспитатель: Давайте откроем первый конверт. Какого он цвета?
Дети :красный.
Давайте откроем его.
Воспитатель: Кого вы здесь видите?
Дети: Прямоугольник
Воспитатель: Как вы думаете, какое у него настроение?
Дети: грустное , невеселое
Воспитатель: А почему он загрустил?
Дети: потому, что он один, рядом нет его друзей
Воспитатель: А с кем у нас дружит прямоугольник?
Дети: с кругом, квадратам, овалом, треугольником
Воспитатель: А давайте мы найдем его друзей, в предметах, которые нас
окружают. Я вам буду называть предмет, а вы должны изобразить его
геометрической фигурой.
ТАРЕЛКА, ДВЕРЬ, КРЫША ДОМА, ОГУРЕЦ, ГРАНЬ КУБИКА.
Работаем на полоске с красным значком простым карандашом.
Воспитатель: Какие фигуры у вас получились? Назовите их.
Дети: треугольник, квадрат, прямоугольник, овал, круг
Воспитатель: Как их можно назвать одним словом?
Дети: Геометрические фигуры .
Воспитатель: Сколько всего фигур?
Дети: 5
Воспитатель: Молодцы и с этим заданием вы справились без проблем.
Гимнастика для глаз. Дети сидят.
Воспитатель: Спинки выпрямили, руки опустили, быстро поморгали глазами,
закрыли глаза, открыли, посмотрели вдаль. Вытянули правую руку вперед,
следим за медленными движениями указательного пальца: вправо-влево,
вверх-вниз.
Воспитатель : А сейчас я предлагаю поселить все геометрические фигуры в
один дом, тогда они будут соседями и никогда друг друга не потеряют.
Прямоугольник будет жить в центре листа, круг – над прямоугольником, овал
– под прямоугольником, справа от прямоугольника поселится квадрат, слева
– треугольник. Чтоб дом стал уютным, светлым, нарядным нужно его
украсить. В левый верхний угол поместим солнышко, в правый верхний угол
– облако, левый нижний угол украсим бабочкой, а правый нижний –
цветочком. Мне кажется, у прямоугольника изменилось настроение. И вы я
смотрю, заулыбались. Ребята, у меня появилась идея, назвать этот дом «Дом
дружбы».
Воспитатель: А ваш дом, ваш детский сад, можно назвать «домом дружбы»?
Я очень этому рада. Надо дружить друг с другом, уважать, любить друг друга.
Воспитатель: А фантазировать вы любите?
Дети: Да
Воспитатель: Где, по-вашему, живет прямоугольник?
- Откуда он появился?
- Что он будет делать в будущем? (ответы детей)
Воспитатель : А вам интересно, что в других конвертах?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда откроем конверт, расположенный между синим и белым.
Какого он цвета?
Дети: желтый .
Воспитатель: А здесь цифры. Вы знаете, что такое цифры? Это знаки,
которыми мы обозначаем числа. Цифр всего 10, а чисел, очень много. Сейчас
с этими цифрами поиграем.
Игра «По порядку становись». Правила игры: пока играет музыка, дети берут
по одной цифре. По команде «по порядку становись», дети должны
построиться по порядку.
Воспитатель: Число 3, назови свих соседей.
Дети: 2,4…
Воспитатель: А теперь я вам предлагаю игру «Наоборот». Для этого нам
надо повторить обратный счет. Вам надо соединить цифры в обратном
направлении от10 до 1 и вы что-то интересное увидите.
Дети: Считают
Воспитатель: Молодцы, вы очень хорошо справились с цифрами.
(Собрать выполненные задания, сложить в конверт).
Воспитатель: А тепе рь я вам предлагаю отдохнуть.
ФИЗМИНУТКА.
В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник – рисовал. (изображаем рисование)
В среду долго умывался, («умываемся»)
А в четверг в футбол играл. (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)
Очень долго танцевал. (кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал.
(дети садятся на корточки, руки под щеку—засыпают)
Воспитатель: Сколько у нас осталось конвертов?
Дети: 3
Воспитатель : Откроем не синий и не зеленый конверт. Какой?
Дети: белый
Воспитатель : Если я разделю печенье пополам, сколько детей я смогу
угостить?
Дети: 2 . –
Воспитатель: Как называются эти части?
Дети: Половинки.
Воспитатель: А сколько гостей я могу угостить, если разделю пополам 2
яблока?
Дети : 4 ( Если дети затрудняются я помогаю)
Воспитатель: А теперь послушайте задание, а ответ зарисуйте на полоске
бумаги. Сядьте за стол.
СКОЛЬКО ГОСТЕЙ МОЖНО УГОСТИТЬ, ЕСЛИ ОДНУ ГРУШУ РАЗДЕЛИТЬ НА 4
ЧАСТИ?
Дети: 4
Воспитатель: КАК НАЗЫВАЮТСЯ ЭТИ ЧАСТИ?
Дети: Доли
Воспитатель: Надо нарисовать столько кружочков, сколько гостей вы можете
угостить.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Сколько конвертов еще осталось?
Дети: 2
Воспитатель: Сейчас откроем белый конверт. Я вчера была в гостях в другом
детском саду, там тоже такие хорошие, прекрасные детишки, они также как и
вы занимались, решали примеры и я прошу вас помочь мне проверить,
правильно ли они решили примеры. Поможете мне?
Дети: Да
(Раздать красные ручки, для проверки примеров).
Воспитатель: У нас осталось одно письмо. Как про него можно сказать, какое
оно? (пятое, последнее). В этом письме я спрятала для вас сюрприз.
Воспитатель: А теперь подведем итог нашего занятия. Что мы с вами сегодня
делали? (говорили о геометрических фигурах, о цифрах, решали примеры,
делили целое на части)
Воспитатель : Сейчас каждый спросите у себя: «Справился ли я сегодня с
заданиями, или я испытал какие-то трудности? » (ответы детей)