Напоминание

Возрастные кризисы дошкольного детства: симптомы, индивидуальные особенности проявлений


Автор: Бимеева Марина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ №101
Населённый пункт: город Новокузнецк Кемеровской области
Наименование материала: реферат
Тема: Возрастные кризисы дошкольного детства: симптомы, индивидуальные особенности проявлений
Раздел: дошкольное образование





Назад




Министерство образования Кузбасса

Государственная образовательная организация

«Кузбасский региональный центр

Психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

«Здоровье и развитие личности»

Отделение ранней помощи «Семья»

РЕФЕРАТ

Тема: «Возрастные кризисы дошкольного детства: симптомы,

индивидуальные особенности проявлений

»

по курсу: «Современные методы и технологии логопедической

помощи детям дошкольного возраста»

Выполнил: Бимеева Марина Владимировна,

воспитатель МБ ДОУ «Детский сад №101»

Проверил: Чертенкова Г.И., к.п.н., доцент кафедры

дошкольной и коррекционной

педагогики и психологии КГПИ КемГУ,

методист отделения ранней помощи «Семья»

г. Новокузнецк

2022

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

1. Значение возрастных кризисов в формировании личности ребенка-

дошкольника. Классификация кризисов…………………………………….4

2. Практические рекомендации для воспитания и развития детей-

дошкольников, находящихся в возрастных кризисах…………………….12

Заключение…………………………………………………………………..15

Список литературы………………………………………………………….17

2

Введение

Родители детей дошкольного возраста часто задаются вопросами о

том, почему ребенок в три года меняется: становится капризным, проявляет

чувство негативизма, упрямство, хочет все делать сам, даже если у него

ничего не получается. В семь лет взрослые видят, что ребенок вдруг

начинает без всякой причины гримасничать, манерничать, капризничать. В

его поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное.

Родителям необходимо понять, что их ребенок проходит кризис

дошкольного возраста.

Проблемы кризисов широко разрабатывались российскими и

отечественными психологами: Л.С. Выготский, Л.И. Божович, П.Я.

Гальперин, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, Бенедиктов Б.А. и др.; а также

зарубежными авторами: Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Л. Колберг и др.

Несмотря на многочисленные исследования, проблема возрастных

кризисов дошкольного возраста является актуальной до сих пор, т.к.

сталкиваясь с ребенком, переживающим кризис, родители и воспитатели

зачастую оказываются беспомощными, не могут найти подход к данному

ребенку, считают его «ненормальным». В связи с этим, предлагаю

рассмотреть эту тему подробнее.

Цель выполнения данной работы: изучение теоретических и

методических вопросов, касающихся возрастных кризисов дошкольного

детства, а также изучение симптомов и индивидуальных особенностей их

проявлений.

3

1.

Значение возрастных кризисов в формировании личности

ребенка -- дошкольника. Классификация кризисов

Возрастные кризисы детей (от греч. krisis -- переломный момент,

исход) - проблемный период в развитии ребенка, переход от одного

возрастного этапа к другому. Возрастные кризисы -- особые, относительно

непродолжительные по времени периоды, характеризующиеся резкими

психическими

изменениями.

Относятся

к

нормативным

процессам,

необходимым для нормального поступательного хода личностного развития.

Кризис -- это закономерный этап в жизни каждого человека, переход

на качественно новый уровень развития. Кризис возникает там, где

появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения

перестают выполнять свои функции и уже не помогают, а чаще даже мешают

развитию.

Кризисы у детей отличаются:

- от типа нервной системы;

- поведения мамы;

- по гендерному признаку. Девочки более ярко проходят кризисы;

- дети, рожденные путем Кесарева сечения (в основном из-за

внутричерепного давления).

Возраст -- относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий

свою структуру и динамику. В психологии возраст подразделяют на

психологический и физический. Часто бывает, что возраст не совпадает, это

4

говорит о неравномерности развития. Структура возраста динамична, она

постоянно изменяется.

Новообразования психики -- это качественно новый тип личности и

взаимоотношения

человека

с

действительностью.

Центральное

новообразование -- главное во всем процессе развития, определяющее

перестройку всей личности.

Возраст -- категория, включающая в себя три характеристики:

- хронологические рамки;

- специфическая социальная ситуация развития, складывающаяся на

конкретном этапе развития;

- качественные новообразования, возникающие под ее влиянием.

В развитии дошкольника психологи выделяют три периода:

- младенческий -- с рождения до одного года;

- раннее детство -- от года до трёх;

- дошкольное детство -- от трёх лет до семи.

Соответственно вышеописанным периодам в жизни ребёнка, Л.С.

Выготский выделил следующие возрастные кризисы детей:

-кризис новорожденности -- отделяет эмбриональный период развития

от младенческого возраста;

-кризис одного года -- отделяет младенчество от раннего детства;

-кризис трёх лет -- переход к дошкольному возрасту;

-кризис семи лет -- соединительное звено между дошкольным и

школьным возрастом.

5

Каждый из этих кризисов проявляется появлением упрямства,

непослушания, капризов, которые малыш чрезвычайно ярко выражает.

Переход к каждому из этих периодов сопровождается кризисом

развития.

Критериями

возрастных

кризисов

являются:

«острый»

период,

трудновоспитуемость, впечатление регресса.

Кризис новорожденности

-- непосредственно процесс рождения.

Связан с резким изменением условий жизни. Ребенок из комфортных

привычных условий жизни попадает в тяжелые. Адаптация ребенка к новым

условиям жизни. Причины кризиса физиологические и психологические.

Важнейшим

центральным

новообразованием

данного

кризиса

является появление своей «собственной» жизни.

Кризис

первого

года

жизни.

К

концу

первого

года

жизни

самостоятельность ребенка резко возрастает. К этому возрасту он уже встает

на ноги и учится самостоятельно ходить. Свобода передвижения приносит

ему чувство независимости от взрослого, с которым он был неразрывно

связан раньше. Он бегает по квартире, залезает во все углы, хватает, бросает

и тянет все, что попадается ему на глаза. Он опрокидывает банки с вареньем,

разливает мамины духи, грызет обувь своими молочными зубами, пробует на

вкус

бабушкины

лекарства.

Стремление

к

независимости

нередко

выражается в негативном поведении ребенка. Он резко протестует против

управления собой и сам пытается управлять близкими взрослыми. Он сам

хочет решать, когда и куда пойдет, когда и что будет надевать или во что

играть. Если ему отказывают или его не понимают, он может неистово

кричать и закатывать настоящие истерики. Это и есть кризис первого года

жизни -- главное событие, которым отмечен переход от младенчества к

раннему возрасту.

6

Круг показателей кризисного периода охватывает все сферы жизни

ребенка. Главная из них -- сфера предметной деятельности. Здесь резко

возрастает самостоятельность, активность игровых и предметных действий,

их разнообразие и овладение новыми способами, и основное -- стремление

все делать самому, даже при отсутствии соответствующих умений. Другой

сферой

проявления

кризисных

симптомов

являются

отношения

со

взрослыми. В этой сфере явно нарастает избирательность в отношениях с

разными

взрослыми;

наблюдаются

неприязнь

и

недоверчивость

к

посторонним

взрослым,

повышенная

требовательность

и

порой

агрессивность в отношениях с близкими. И, наконец, существенные

изменения происходят в отношении ребенка к самому себе. Его явное

стремление отстоять свою независимость и утвердить свое право на

самостоятельность проявляется и в повышенной обидчивости ребенка, и в

протестах против взрослых, и в настойчивых требованиях выполнения его

желаний.

Расширение

объективных

возможностей

ребенка

провоцируют

запреты со стороны взрослого. Далеко не все желания ребенка могут быть

удовлетворены.

Запрет

со

стороны

взрослого

делит

окружающее

пространство на доступное и недоступное.

Таким образом, в этот период разрывается первичная связь со

взрослым

и

возникает

автономность

ребенка

от

взрослого,

резко

повышающая его собственную активность. Но эта автономность мнимая.

Малыш еще ничего не умеет делать сам. Он постоянно нуждается в помощи

взрослого. Противоречие между стремлением к самостоятельности и

зависимостью от взрослого составляет суть этого возрастного кризиса.

Благодаря общению со взрослыми и овладению речи, ребенок

переходит в предметно -- манипулятивную деятельность, ребенок в этот

период понимает, что он может инициировать общение.

7

Возрастные границы -- от момента становления независимости

моторики

и

до

конца

периода

автономной

речи.

Важнейшим

новообразованием кризиса первого года жизни является самосознание,

овладение речью. Конец автономной речи, начало речи (примерно год и 6

месяцев) -- конец периода кризиса года. Автономная речь -- это речь,

связанная с эмоциональным впечатлением (ав-ав, му-му).

Кризис трех лет. Кризис трех лет -- один из самых известных и

изученных кризисов развития маленького человечка. Особенность этого

кризиса -- ещё более, по сравнению с предыдущими годами, возросшая

самостоятельность. Теперь малыш не просто изучает мир, он хочет

взаимодействовать с ним. И хочет взаимодействовать самостоятельно,

совершенно не соизмеряя собственные желания и возможности. Здесь он

требует права на собственное решение, как бы изучая и определяясь, «что я

значу в этом мире, и что значат в этом мире другие». Ведущий вид

деятельности -- игра. Возрастные границы -- с 2.2 до 2.4 года.

Граница между ранним и дошкольным возрастом -- один из наиболее

трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой

системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Д.Б.

Эльконину. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними

новые, более глубокие отношения. Появление феномена «Я сам», по

Выготскому это новообразование «внешнее Я сам». «Ребенок пытается

установить новые формы отношения с окружающими -- кризис социальных

отношений».

Л.С. Выготский описал следующие семь симптомов кризиса трех лет:

1.

Негативизм.

Это

не

просто

непослушание

или

нежелание

выполнять указания взрослого, а стремление все делать наоборот, вопреки

просьбам или требования старших. При негативизме ребенок не делает чего-

то только потому, что его об этом попросили. Причем такое стремление

часто наносит ущерб собственным интересам ребенка. Например, ребенок,

8

который очень любит гулять, отказывается идти на прогулку, потому что ему

предлагает это мама.

2. Упрямство. Его стоит отличать от настойчивости. Например, если

ребенок хочет какой-нибудь предмет и настойчиво его добивается, это не

упрямство. Но когда ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого

сильно хочется, а потому, что он этого потребовал, это уже проявления

упрямства.

3. Строптивость. Протест ребенка направлен против образа жизни.

Ребенок начинает отрицать все, что он спокойно делал раньше. Он как бы

бунтует против всего, с чем имел дело раньше.

4. Своеволие. Ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи

взрослых и добивается самостоятельности там, где еще мало что умеет.

5. Бунт против окружающих. Ребенок как будто находится в

состоянии жесткого конфликта с окружающими людьми, постоянно ссорится

с ними, ведет себя очень агрессивно.

6. Обесценивание ребенком личности близких. Так, малыш может

начать обзывать мать или отца. Может менять отношения к своим игрушкам,

замахиваться на них, отказываться играть с ними.

7. Стремление к деспотическому подавлению окружающих: вся семья

должна удовлетворять любое желание ребенка, в противном случае взрослых

ждут истерические приступы со слезами и криками. Если в семье несколько

детей, этот симптом проявляется в ревности или в агрессии к другим детям, в

требовании постоянного внимания к себе.

Центральным новообразованием кризиса трех лет является сознание

«Я сам», появление новых форм самосознания и зачатков самооценки,

чувство гордости за свои достижения.

Кризис семи лет. Причиной кризиса семи лет является становление

социального Я, зарождение новых социальных отношений с окружающими

людьми, где он выступает уже не как дошкольник, а как взрослый человек.

9

Возрастные границы -- 5,5-7 лет. Причина кризиса -- новая позиция ребенка в

мире

социальных

отношений.

Становится

членом

чего-то

большего.

Начинает воспринимать себя как равноправный член жизни. Кризис связан с

потерей непосредственности. Появляется интеллектуальная деятельность.

Кризис семи лет основывается на переходе с одной ведущей деятельности на

другую: от игровой к учебной. При переходе от дошкольного к школьному

возрасту, ребенок очень резко меняется и становится более трудным в

воспитательном отношении, чем прежде. Это какая-то переходная ступень --

уже не дошкольник и еще не школьник. Ребенок начинает безо всяких

причин манерничать, капризничать. В его поведении появляется что-то

нелепое и искусственное. Ребенок может говорить писклявым голосом,

ходить изломанной походкой.

Это бросается в глаза и производит

впечатление какого-то странного, немотивированного поведения.

Как

отмечал

Выготский,

главная

причина

детской

непосредственности -- недостаточная дифференцированность внешней и

внутренней жизни, то есть ребенок внешне такой же, как внутри. Потеря

непосредственности свидетельствует о том, что между переживанием и

поступком вклинивается интеллектуальный момент -- ребенок хочет что-то

показать своим поведением, придумывает для себя новый образ, хочет

изобразить то, чего нет на самом деле.

В этот период возникают новые трудности в отношениях ребенка с

близкими взрослыми. Эти трудности были специально исследованы в работе

К.Н.Поливановой (1994). По ее данным, на седьмом году жизни возникает

новая реакция на указания взрослых: в привычных ситуациях ребенок никак

не реагирует на простые просьбы или замечания родителей, делает вид, что

не слышит их. Проявляется непослушание, споры со взрослым, возражения

по всяким поводам. Например, ребенок может отказываться мыть руки перед

едой, и доказывать, что это делать совсем не обязательно. Он может

демонстративно делать то, что является неприятным и нежелательным для

10

родителей. Прошлый, детский образ жизни обесценивается, отрицается,

отвергается. Ребенок пробует взять на себя новые обязанности и занять

новую позицию -- позицию взрослого. Он опробует себя в привычных

ситуациях через нарушения обыденных правил.

Потеря

непосредственности

является

для

ребенка

величайшим

приобретением на пути его человеческого развития. Если раньше, в

дошкольном возрасте, ребенок мог вести себя более или менее произвольно

только в игре, то в период кризиса семи лет эта способность становится его

внутренним

достоянием

и

распространяется

на

разные

сферы

жизнедеятельности. Выготский подчеркивал существенную разницу между

переживанием тех или иных чувств (радости, обиды, огорчение и пр.) и

знанием, что я их проживаю («я радуюсь», «я огорчен», «я сердит»). В 7 лет

возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях: ребенок

открывает сам факт их существования.

Требовательность к себе, самолюбие, самооценка, уровень запросов к

своему успеху возникают именно в этом возрасте и являются следствием

осознания и обобщения своих переживаний.

В этом возрасте значительно расширяется жизненный мир ребенка. В

его общении со взрослыми возникают новые темы, не связанные с

сиюминутными семейными бытовыми событиями.

Важнейшим новообразованием является готовность к школьному

образованию.

11

2. Практические рекомендации для воспитания и развития детей-

дошкольников, находящихся в возрастных кризисах

В первой главе мы рассмотрели классификацию возрастных кризисов

по Л.С. Выготскому. В данной главе приведем практические рекомендации

для воспитания и развития детей -- дошкольников, находящихся в

возрастных кризисах

Рекомендации по преодолению кризиса новорожденности могут

быть следующие:

- кормить новорожденного до состояния сытости;

- не допускать переохлаждения и перегрева тела новорожденного;

- часто разговаривать с новорожденным ласковым тоном;

-

каждый

день

делать

массаж

туловища

и

конечностей

новорожденного;

- при купании соблюдать температуру воды, погружать малыша в нее

постепенно и желательно укладывать новорожденного на какую-либо

основу, чтобы он ее чувствовал и не испытывал чувство незащищенности,

опасности, тревоги;

- выстроить режим дня и соблюдать его.

Рекомендации по преодолению кризиса одного года:

Необходимо дать ребенку больший простор для игр -- не вырывайте

из рук крохи все то, что конкретно для игр не предназначено. Все хрупкие,

острые и дорогие вещи просто уберите повыше, а с остальным ребенку

можно вполне позволить поиграть. Особенно много интересного хранится у

мамы на кухне -- крышки от банок, небьющиеся тарелки, ложечки, воронка

для жидкостей и т.д.

12

В год можно приступать к занятиям, которые ребенок не оценил бы до

этого. Можно купить малышу пальчиковые краски, детскую дудочку,

металлофон и т.д.

Нельзя потакать всем капризам ребенка, баловать его. Поэтому для

родителей годовалого малыша действуют следующие правила:

- запретов должно быть как можно меньше;

- лучше не запрещать, а отвлекать;

- отвлекайте не предметом, а действием: если ребенка не привлекла

желтая пластиковая баночка вместо вазы, которую он хотел схватить --

покажите действие, которое можно осуществить с этой банкой.

Рекомендации по преодолению кризиса трех лет:

- позвольте ребенку иметь свое пространство, которым он будет

распоряжаться сам;

- уважайте его решения, даже если они неправильные: иногда метод

естественных последствий -- лучший учитель, чем предостережения;

- подключайте ребенка к обсуждению, спрашивайте совета: что

приготовить на ужин, какой дорогой пойти, в какой пакет положить вещи и

т.д.;

- притворитесь незнайкой, пусть ребенок научит вас, как чистить

зубы, как одеваться, как играть и т.д.;

- самое главное, примите тот факт, что ребенок действительно

взрослеет и заслуживает не только любви, но и настоящего уважения, потому

что он уже личность;

- на ребенка не нужно и бесполезно влиять, с ним нужно

договариваться, т.е. учиться обсуждать ваши конфликты и находить

компромиссы;

13

- иногда, когда это возможно, можно и нужно идти на уступки, тем

самым вы учите ребенка своим примером быть гибким и не упрямиться до

последнего.

Рекомендации по преодолению кризиса семи лет:

- будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте» к

себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения. Будьте готовы

поддержать

ребенка,

выслушать

и

ободрить

его.

Залог

успеха

--

доброжелательные и открытые отношения в семье. Справиться с проблемой

легче, когда она только возникла и не привела еще к негативным

последствиям;

- заранее проверьте у ребенка уровень школьной зрелости;

- создайте условия для развития интеллекта, речи;

- поощряйте общение со сверстниками;

- учите ребенка управлять эмоциями;

- следите за состоянием здоровья;

- психологически готовьте к школе: расскажите, что ему предстоит,

какие могут быть сложности и как можно с ними справиться, проведите

экскурсию по школе;

- реально оцените возможности ребенка. При среднем уровне

интеллекта, при наличии тяжелых родовых травм, ослабленности, не стоит

записывать малыша в специализированный класс с повышенной нагрузкой,

параллельно со школой водить в секции.

14

Заключение

В данной работе изучили теоретические и методические вопросы,

касающиеся возрастных кризисов дошкольного детства, а также симптомы и

индивидуальные особенности их проявлений.

Непростые периоды с резкими переменами в ребенке зачастую

доставляют столько беспокойства родителям, что они сомневаются в

положительном значении кризиса. Причина заключается в том, что

положительные приобретения детей становятся очевидными для

окружающих не сразу.

Сущность процесса развития состоит в том, что переход с одной

ступени на следующую происходит через кризис. После него не работают

прежние правила. Не может ребенок на каждом возрастном этапе делать

только то, чему он научился раньше. В его опыте и сознании идет

постепенное накопление, на смену которому приходит рывок.

Количественные накопления переходят в качественные.

Достижением кризисных периодов дошкольного возраста является

становление самосознания, появление у ребенка волевых качеств с их

дальнейшим укреплением, обретение своего представления, что он может.

По сути, происходит рождение личности, свободы воли.

Личностные приобретения 3 и 7 лет несколько отличаются, но имеют

сходство в том, что они обеспечивают автономизацию ребенка от взрослого.

Такой рывок в развитии требует пересмотра правил и отношений,

которые организовывали жизнедеятельность дошкольника прежде. Но и в тех

прежних отношениях было много полезного. Поэтому в условиях кризиса

перед ребенком стоит задача научиться отстаивать свои интересы, сохраняя

15

отношения с окружающими. А взрослые должны принять потребность в

изменении и обеспечить определенную свободу действий ребенку, не

разрушая доверительных взаимоотношений с ним.

16

Список литературы

1. Выготский Л. С. В 92 Психология развития ребенка. — Москва: Изд-во

Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. — 512С.

2.Лисина М. И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей первых

семи лет жизни // Вопросы психологии. — 1978. — № 5.73 – 78 С.

3. Маклаков А.Г. Общая психология. -- Санкт- Петербург: Питер, 2009. - 480

С.

4. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. — Москва., 2000 – 81

С.

5. Смирнова Е.О. Детская психология. М.: Кнорус, 2013 – 304 С.

6. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. Москва, 1989 – 560 С.

17



В раздел образования