Напоминание

Формирование иноязычной профессионально-коммуникативной компетентности студентов-программистов в цифровой среде.


Автор: Николаева Елена Александровна
Должность: доцент
Учебное заведение: СПбГУПТД ВШПМ
Населённый пункт: Санкт-Петербург г, РОССИЯ
Наименование материала: Научный труд
Тема: Формирование иноязычной профессионально-коммуникативной компетентности студентов-программистов в цифровой среде.
Раздел: высшее образование





Назад




Формирование иноязычной профессионально-коммуникативной

компетентности студентов-программистов в цифровой среде.

Николаева Е.А.

Развитие цифровых технологий в сфере образования диктуется

актуальностью и поддерживается на государственном уровне и широкой

общественностью.

Цифровизация

это

новая

социальная

ситуация

«цифрового разрыва», «цифрового гражданства», «цифровой социализации».

Основные изменения в образовании связаны с цифровизацией образования. В

процессе цифровизации фундаментально меняются сама структура обучения

и

организация

образовательного

процесса.

Использование

новых

информационно-коммуникационных

технологий

является

начальным

условием для дальнейшего развития цифровой педагогики. Методически

цифровизация системы лингвистического образования опирается на новые

образовательные стандарты, используя новый компетентностный подход.

Необходим

инструмент

создания

учебных

материалов,

инструмент

эффективной доставки контента и иноязычных знаний студентов для

эффективного

преподавания.

Российские

вузы

используют

двухкомпонентную

информационно-образовательную

среду,

в

которой

совмещаются

ресурсы

международных

образовательных

платформ

с

контентом собственных разработок, что способствует развитию собственного

IT-потенциала.

Необходимо

внедрение

современной

цифровой

базы

образовательного

процесса,

а

именно

иноязычной

информационно-

образовательной

среды.

Цифровизация

высшего

образования

внесет

изменения

в

квалификационные

требования

к

профессорско-

преподавательскому составу. Преподаватели иностранных языков начинают

применять цифровые технологии, облегчающие им работу. Вузы стали

осваивать новые форматы передачи знаний, в первую очередь, онлайн-курсы.

Изменения

в

образовании,

связанные

с

цифровизацией

образования,

приведут к глубоким изменениям на рынке труда. Это является поводом для

дальнейшей реорганизации иноязычного образовательного процесса.

Роль образования на современном этапе развития России определяется

мировыми тенденциями экономического и общественного развития. В

демократическом

и

правовом

государстве

важным

фактором

совершенствования

экономики

и

общества

выступает

образование,

формирующее человеческий капитал. Последний предполагает современно

образованных,

нравственных,

предприимчивых

людей,

способных

самостоятельно принимать ответственные решения в ситуациях выбора,

готовых к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом и

конструктивностью. Требования информационного общества, проходящие

рефреном

сквозь

динамичное

развитие

экономики,

обусловливают

постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и

росте профессиональной мобильности.

Образовательная цель направления Информатики и вычислительной техники

и Информационных систем и технологий - в дальнейшем по тексту ИТ -

ориентирована как на усвоение обучающимися определенной суммы знаний,

так и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей.

Формированию целостной системы универсальных знаний, навыков и

умений, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности

будущих инженеров – программистов способствует иностранный язык,

который, как общеобразовательный предмет, обладает воспитательным,

образовательным и развивающим потенциалом и вносит свой вклад в

решение поставленных задач по подготовке профессиональных кадров

инженеров–программистов.

Изучение иностранного языка, как приоритет в образовании студентов ИТ,

является

органичной

составляющей

деятельности

учащихся.

Профиль

потребности в овладении и использовании иностранного языка изменяется в

настоящее

время

в

сторону

многофункциональности,

многоязычия,

поликультурности

и

вариативности.

Современные

требования

к

эффективному овладению иностранным языком студентами ИТ согласно

государственному стандарту высшего профессионального образования по

дисциплине Иностранный язык включают умение самостоятельно работать

над изучением иностранного языка, поддерживать и пополнять знания и

умения, а также развивать свою информационную и коммуникативную

культуру. Подобный подход к овладению иностранным языком требует

перехода к продуктивным образовательным технологиям, ориентированным

на интеграцию как групповой, так и самостоятельной образовательной

деятельности

обучаемых.

Согласно

общепринятому

представлению,

подтвержденному

многими

научными

исследованиями,

профессия

программиста требует высокого уровня развития интеллекта. На качественно

различных этапах работы программиста подчеркивается важность таких

интеллектуальных качеств, как способность к абстрагированию и пониманию

отношений между элементами, критичность, склонность к планированию,

анализ и системность работы, гибкость мышления, способность быстро

обучаться и переучиваться; признаются так же существенными вербальные и

невербальные компоненты мышления, определяющие профессиональную

компетентность специалиста.

Одним из существенных критериев мастерства программистов является

сформированная коммуникативная компетентность. Лучшие программисты –

это те, кто участвовал в большом числе разнообразных проектов, групповых

совещаний и консультативных встреч. Однако, программистов со спонтанно

развитыми

коммуникативными

навыками

в

отделах

разработки

программного обеспечения очень мало, и это ставит перед компаниями,

предпочитающими при приеме на работу коммуникативные умения и навыки

даже

профессионально-техническим,

весьма

серьезную

задачу

по

их

развитию у имеющихся специалистов.

Методика формирования иноязычной профессионально-коммуникативной

компетентности

выступает

эффективным

способом

использования

человеческих ресурсов специалистов области информационных технологий и

предполагает совершенствование умений активного общения работников

данного профиля.

Цифровая трансформация иноязычного образования, по мнению уче-

ных,– это ответы на глобальные информационные вызовы, происходящие в

мире. С.А.Гудкова [1] акцентирует внимание на переход к интерактивным

видам иноязычного взаимодействия, он отмечает, что обучающиеся должны

иметь возможность самостоятельно получать иноязычные знания и поро-

ждать собственное инновационное знание, тем самым иноязычную профес-

сионально-коммуникативную

компетентность.

В

своих

исследованиях

Е.А.Лифанова [2] отмечает, что цифровая трансформация иноязычного об-

разования должна сопровождаться «синергичным» обновлением содержания

обучения, которое приведет к кардинальному улучшению качества иноязыч-

ного образования. Мы согласны с мнением Лифановой Е.А., что цифровая

трансформация иноязычного образования приведет общество к цифровой

экономике, если система лингвистического образования будет соответство-

вать требованиям и возможностям цифрового общества. Современный этап

цифровизации в иноязычном образовании заключается в погружении всех

его субъектов в цифровую иноязычную образовательную среду (ЦИОС) [3].

Будущая

профессия

студентов

направления

Информационных

Технологий

-

это

«Программист»,

который

является

специалистом,

занимающимся

разработкой

алгоритмов

и

программ

на

основе

математических моделей. Условно программистов можно разделить на три

категории: прикладные программисты, системные программисты и Web-

программисты.

Прикладные

программисты

занимаются

разработкой

программного

обеспечения,

необходимого

для

работы

организаций.

Системные

программисты

разрабатывают

операционные

системы,

интерфейсы к базам данных, работают с сетями. Специалисты этой категории

являются самыми редкими и высокооплачиваемыми, и, как следствие,

высоко востребованными международными компаниями. Web-программисты

имеют дело с сетями. Они пишут web-интерфейсы к базам данных, создают

динамические web-страницы. Студенты-программисты проходят подготовку

в рамках всех трёх вышеперечисленных категорий. Специалисты ИТ

являются достаточно востребованными на рынке труда. Несмотря на то, что

вузы выпускают большое количество специалистов в этой области, многим

компаниям,

на

многих

предприятиях

требуются

квалифицированные

программисты. Как видно, каким бы из перечисленных видов деятельности

ни занимался программист, – у него возникает необходимость владения

английским языком на профессиональном уровне.

Профессиональная

деятельность

специалиста

этого

профиля

представляет собой работу с применением знаний языков программирования

и

алгоритмов

составления

компьютерных

программ,

положений

о

коммерческой тайне организации и неразглашении паролей и кодов, правил

техники безопасности и внутреннего трудового распорядка организации.

Также профессиональная деятельность программиста заключается в анализе

математических моделей и алгоритмов решения научно-технических и

производственных

задач,

разработке

программы

выполнения

вычислительных работ, переводе алгоритмов решения на формализованный

машинный язык, определении вводимой в машину информации, ее объема,

методов контроля производимых машиной операций, форм и содержания

исходных документов и результатов вычислений, представленных прежде

всего на английском языке.

На

сегодняшний

день

программирование

является

бурно

развивающейся областью, поэтому программист должен уметь быстро

адаптироваться к текущему состоянию технологии и постоянно изучать

новые технологии, которые зачастую представлены на английском языке.

Владение английским языком на уровне чтения технической документации

как минимум, является обязательным требованием, предъявляемым к

представителям этой профессии. Для специалистов данного профиля важным

является умение работать в команде над большими проектами, со средствами

коллективной

разработки,

с

крупными

финансовыми

системами

(бюджетными, банковскими, управленческого учета). Для претендентов на

позицию ведущего программиста желательны навыки управления проектами

и коллективом, самостоятельность, инициативность, а также способность

нести личную ответственность за поставленную задачу.

В профессии «инженер-программист» иностранный язык постепенно стал

играть одну из лидирующих ролей, так как все языки программирования,

являющиеся

средством

работы

программиста,

основаны

на

лингвограмматических конструкциях английского языка, от уровня владения

которыми зависит быстрота запоминания и истолкования конструкций

языков программирования (Basic, Pascal, FoxPro, Delphi, С + + , HTML, ADA

и др.).

Кроме того, знание иностранного языка существенно помогает при

решении проблем отладки и редактирования программы взаимосвязи при

обучении основам теории формальных языков (трансляторам, структуре

языка программирования с точки зрения трансляторов, языкам обработки

данных информационных систем SQL и пр.). Программист, владеющий

английским

языком,

может

без

затруднений

общаться

в

процессе

интерактивного диалога. Так, в крупных международных корпорациях

широко применяется командная работа географически удаленных филиалов,

что

подразумевает

высокоразвитые

навыки

удаленного

общения

на

иностранном языке, опосредованного глобальными сетями связи. Таким

образом,

необходимость

формирования

иноязычной

профессионально-

коммуникативной компетентности (ИПКК) студентов ИТ обусловлена

обновлением

и

расширением профессиональных знаний,

стимуляцией

творческого

роста,

формированием

профессиональных

умений

и

содействием в определении направления самообразования студентов.

Хорошим стартом карьеры для такого специалиста может стать

присоединение к группе программистов при разработке какого-либо проекта.

Крупные проекты часто привлекают внимание западных компаний, которые

«перекупают» российских программистов. К примеру, группа наших

молодых ученых разрабатывала процессор «Эльбрус» для Минобороны, а в

итоге

этих

специалистов

перекупила

корпорация

Intel,

и

теперь

программисты работают за рубежом, а сам проект «Эльбрус» был закрыт.

Русскоязычные программисты являются часто привлекаемыми к совместной

работе с иностранными специалистами, для чего необходимо использование

английского языка на продуктивном уровне. Таким образом, очевидным

является факт первостепенного владения программистом рецептивными

видами речевой деятельности с постепенным переходом к продуктивным

видам речевой деятельности, с учетом специфики работы посредством

компьютера, - это чтение, и только потом репродуктивными: устная

профессионально-ориентированная речь, а также письменная речь для

ответов на письма и написание функциональных текстов.

Безусловно, программист может сделать карьеру до руководителя

группы программистов (тим-лидера), IT-директора предприятия, менеджера

IT-проекта и т.п. В ходе работы программист может перемещаться в рамках

своей специальности, совершенствуясь профессионально. Значительное

большинство представителей программистов считают, что у них достаточно

возможностей для продвижения по карьерной лестнице. Если такая цель у

рядового специалиста есть, то он может занять руководящую должность в

данной сфере. Для такого уровня необходимо знание делового английского.

Однако, в рамках обучения в ВУЗе первостепенным представляется

обучение чтению, устной и письменной речи. При этом обучение устной и

письменной речи носит преимущественно репродуктивный характер. Так или

иначе, каждый из этих видов речевой деятельности носит комплексных

характер, перемежаясь с профессионально-ориентированными умениями,

поэтому имеет смысл рассматривать их на компетентностном уровне, т.е. как

часть конкретных компетенций в составе профессиональной компетентности.

Список литературы

1.

Гудкова С.А. Проектирование и реализация технологии формирования

профессиональной

компетентности

программистов

при

обучении

иностранному языку в колледже: Автореф. … дис.канд.пед.наук. -

Тольятти, 2020. - 20с.

2.

Лифанова Е.А. Комплекс упражнений для обучения иноязычному

чтению студентов естественных факультетов на примере студентов-

программистов // Письма в Эмиссия.Оффлайн (TheEmissia.

OfflineLetters): электронный научный журнал. - Январь 2013, ART 1940

. - CПб., 2013 г. -10с.

3.

Лифанова Е.А. Применение технологии мастерской при обучении

студентов неязыковых факультетов иностранному языку на примере

студентов-программистов // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The

Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. – Январь 2014,

ART 2133. - CПб., 2014 г.-12 с.



В раздел образования