Напоминание

"Роль сказок в воспитании детей дошкольного возраста"


Автор: Неродная Алина Фаткильжановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №119 "Незнайка" Выборгского района
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Роль сказок в воспитании детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Сказка – это зернышко, из которого прорастает

эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений»

В.А.Сухомлинский.

Эффективным средством в воспитании положительных качеств личности

дошкольников является сказка. С самого раннего детства она входит в жизнь

ребенка, знакомит их с миром литературы, именно через сказку ребенок

воспринимает этот мир, человеческие взаимоотношения, постигает все

мудрости бытия. Родители и педагоги во все времена использовали сказку

как самое доступное средство для духовно-нравственного развития ребенка.

Наша страна всегда считалась самой читающей страной в мире, но

в настоящее время, в век информационных технологий очень мало внимания

уделяется чтению, хотя читать люди не перестали, изменилось качество

литературы и форма чтения, с бумажного формата мы переключились на

электронный, вместо чтения серьезной классической литературы мы

ограничиваемся короткими рассказами или не законченными фразами,

которые не дают нам полностью понять проблему и не объясняют пути

выхода из нее. Средства массовой информации навязывают нам чуждые идеи

и ценности, старшее поколение, твердое в своих убеждениях понимает это

и не поддается психологической деформации, а подрастающие поколение,

особенно дети дошкольного возраста очень быстро впитывает в себя, не

прошедшую цензуру, не подобранную по возрасту и не про комментируемую

взрослыми информацию. Как результат мы наблюдаем примеры детской

агрессивности и жестокости по отношению к друг другу и близким людям,

примеры детской невоспитанности и бескультурья, отсутствие уважения

и ответственности, участия и сопереживания. Элементарные нормы светской

этики, которая закладывается именно в этом возрасте, для них не существует.

Дети стремятся к общению со сверстниками, но совершенно не умеют

общаться, пытаются обратить на себя внимание взрослых, но не знают, как

это сделать, дети совершенно не слушают и не слышат друг друга, не умеют

дружить и проявлять терпение, помочь товарищу, поделиться и много

другое.

Изучив все это, я поставила следующие задачи:

1. Помогать детям различать духовно-нравственные категории: добро

и зло, любовь и ненависть, трудолюбие и лень и тд.)

2. Развивать познавательную активность детей.

3. Способствовать развитию эстетического вкуса, умению видеть

и ценить красоту.

4. Формировать у детей осознанное понимание нравственного смысла

художественных произведений.

5. Уметь отличать хорошее от плохого в художественном произведении

и в жизни, уметь делать нравственный выбор.

6. Развивать у детей чувство любви и уважения к родителям, терпение,

милосердие, умение уступать, помогать друг другу.

7. Воспитывать читательский интерес к книге.

Для себя я выявила, что детям интересно слушать сказки, играть в сказки,

представлять себя сказочными героями. Простота и доступность сказок легко

захватывают сердца детей дошкольного возраста. Они сопереживают

положительным героям, стараются помочь им, предупреждают об опасности.

В сказках все просто и понятно, положительные и отрицательные герои,

добро и зло и наконец, самое главное в сказках всегда – добро побеждает зло.

Дети верят в сказку, а значит, через сказку можно воспитывать. Через

сказочных героев дети познают окружающий мир, принимают нравственные

идеалы и социальные нормы поведения, стараются быть похожими на

положительных героев, копируют поведение и обороты речи, а так же цели

главных положительных героев.

Чтобы сказка стала неотъемлемой частью их жизни очень важно родителям

и педагогам проводить систематическую работу по формированию сознания

детей через литературу. Формирование нравственных понятий - это

длительный процесс, требующий большого внимания к занятиям, подготовке

и подбору литературы формирующей эти ценности.

Самый распространенный метод ознакомления детей со сказкой – это чтение

педагога, дословная передача текста очень важна на первом этапе знакомства

с литературой. Бережное отношение к книге, так же является

воспитательным моментом.

После прочтения сказки, очень важно обсудить ее, какие проблемы и почему

возникли у героев и как они нашли пути решения, это позволяет детям

научиться анализировать, формирует умение оценивать поступки

литературных героев и те переживания, которые они испытывают при

совершении поступка.

Материалом для народных сказок всегда были примеры из жизни простых

людей, их стремление к справедливости, к счастью. Сказки показывают

благородство и великодушие мудрых и злость, жадность и зависть глупых

героев. Сказки формируют в детях такие ценности как жизнь, красота, ум,

сила, мудрость и добро.

В сказке «Теремок» говорится о дружбе и о том, что вместе можно

справиться с любыми проблемами, добрые всегда побеждают в сказке

«Семеро козлят», зло наказуемо «Кот, петух и лиса», «Маша и медведь»

предостерегает, «Гуси-лебеди» призывают к послушанию. В каждой сказке

есть наставление, не зря говорится «Сказка ложь, да в ней намек – добрым

молодцам урок!»

Следующий метод – рассказывание, т.е. свободная передача текста. При

пересказе допускаются сокращение текста и вольная перестановка слов

и событий, включение комментариев и пояснений. Главное здесь

эмоциональное повествование, чтобы захватить все внимание детей. Рассказ

позволяет жестикулировать и даже демонстрировать особенно важные

моменты, чтобы усилить производимое впечатление. Дети с удовольствием

следят за рассказчиком и пытаются повторять.

Еще один метод, который дети очень любят, это инсценировка сказки, в ней

могут принять участие все желающие. Особенно важно в нее вовлекать

детей, они с большим азартом включаются в действие, передают характерные

особенности героев и еще долго после окончания игры остаются в роли.

Для создания благоприятной атмосферы знакомства с литературными

произведениями я создала соответствующую предметно пространственную

среду в группе, оборудовала книжным уголком, столиком, создала уголок

уединения, где дети самостоятельно, могут выбрать книгу, рассмотреть ее

и вспомнить содержание.

Уголок располагается вдали от мест для игр, что бы дети не отвлекались от

общения с книгой.

Так же, для ознакомления родителей с темой проекта, для раскрытия

важности и ценности духовно-нравственного воспитания детей младшего

возраста, были разработаны следующие мероприятия:

- представление своей любимой книги,

- консультации по различным формам работы (семейное чтение, разучивание

диалога, инсценировка),

- рекомендации литературных произведений для домашнего чтения,

- памятки и папки - передвижки по работе с книгой.

Ежедневно в группе проходят чтения сказок детям, и дома родители читают

детям по специально подобранному списку литературных произведений,

в которых заложен нравственный урок.

Совместно с родителями проходят игры с элементами театрализации, на

которых родители с детьми рассказывают о своей любимой книге

и инсценируют отрывок из нее.

Беседы родителей с детьми дома о любимых книгах их детства.

Выставка рисунков детей и родителей «Любимая сказка» и «Любимый

сказочный герой»

На данный момент уже есть положительные результаты воздействия

художественной литературы на духовно-нравственное воспитание детей.

Дети стали добрее, сострадательнее, внимательнее к людям, сформировалось

позитивное отношение к окружающему миру. Эта работа помогла наладить

контакт с семьями воспитанников, найти пути взаимодействия в системе:

педагог – ребенок – семья.



В раздел образования