Автор: Неродная Алина Фаткильжановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №119 "Незнайка" Выборгского района
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Роль сказок в воспитании детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
«Сказка – это зернышко, из которого прорастает
эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений»
В.А.Сухомлинский.
Эффективным средством в воспитании положительных качеств личности
дошкольников является сказка. С самого раннего детства она входит в жизнь
ребенка, знакомит их с миром литературы, именно через сказку ребенок
воспринимает этот мир, человеческие взаимоотношения, постигает все
мудрости бытия. Родители и педагоги во все времена использовали сказку
как самое доступное средство для духовно-нравственного развития ребенка.
Наша страна всегда считалась самой читающей страной в мире, но
в настоящее время, в век информационных технологий очень мало внимания
уделяется чтению, хотя читать люди не перестали, изменилось качество
литературы и форма чтения, с бумажного формата мы переключились на
электронный, вместо чтения серьезной классической литературы мы
ограничиваемся короткими рассказами или не законченными фразами,
которые не дают нам полностью понять проблему и не объясняют пути
выхода из нее. Средства массовой информации навязывают нам чуждые идеи
и ценности, старшее поколение, твердое в своих убеждениях понимает это
и не поддается психологической деформации, а подрастающие поколение,
особенно дети дошкольного возраста очень быстро впитывает в себя, не
прошедшую цензуру, не подобранную по возрасту и не про комментируемую
взрослыми информацию. Как результат мы наблюдаем примеры детской
агрессивности и жестокости по отношению к друг другу и близким людям,
примеры детской невоспитанности и бескультурья, отсутствие уважения
и ответственности, участия и сопереживания. Элементарные нормы светской
этики, которая закладывается именно в этом возрасте, для них не существует.
Дети стремятся к общению со сверстниками, но совершенно не умеют
общаться, пытаются обратить на себя внимание взрослых, но не знают, как
это сделать, дети совершенно не слушают и не слышат друг друга, не умеют
дружить и проявлять терпение, помочь товарищу, поделиться и много
другое.
Изучив все это, я поставила следующие задачи:
1. Помогать детям различать духовно-нравственные категории: добро
и зло, любовь и ненависть, трудолюбие и лень и тд.)
2. Развивать познавательную активность детей.
3. Способствовать развитию эстетического вкуса, умению видеть
и ценить красоту.
4. Формировать у детей осознанное понимание нравственного смысла
художественных произведений.
5. Уметь отличать хорошее от плохого в художественном произведении
и в жизни, уметь делать нравственный выбор.
6. Развивать у детей чувство любви и уважения к родителям, терпение,
милосердие, умение уступать, помогать друг другу.
7. Воспитывать читательский интерес к книге.
Для себя я выявила, что детям интересно слушать сказки, играть в сказки,
представлять себя сказочными героями. Простота и доступность сказок легко
захватывают сердца детей дошкольного возраста. Они сопереживают
положительным героям, стараются помочь им, предупреждают об опасности.
В сказках все просто и понятно, положительные и отрицательные герои,
добро и зло и наконец, самое главное в сказках всегда – добро побеждает зло.
Дети верят в сказку, а значит, через сказку можно воспитывать. Через
сказочных героев дети познают окружающий мир, принимают нравственные
идеалы и социальные нормы поведения, стараются быть похожими на
положительных героев, копируют поведение и обороты речи, а так же цели
главных положительных героев.
Чтобы сказка стала неотъемлемой частью их жизни очень важно родителям
и педагогам проводить систематическую работу по формированию сознания
детей через литературу. Формирование нравственных понятий - это
длительный процесс, требующий большого внимания к занятиям, подготовке
и подбору литературы формирующей эти ценности.
Самый распространенный метод ознакомления детей со сказкой – это чтение
педагога, дословная передача текста очень важна на первом этапе знакомства
с литературой. Бережное отношение к книге, так же является
воспитательным моментом.
После прочтения сказки, очень важно обсудить ее, какие проблемы и почему
возникли у героев и как они нашли пути решения, это позволяет детям
научиться анализировать, формирует умение оценивать поступки
литературных героев и те переживания, которые они испытывают при
совершении поступка.
Материалом для народных сказок всегда были примеры из жизни простых
людей, их стремление к справедливости, к счастью. Сказки показывают
благородство и великодушие мудрых и злость, жадность и зависть глупых
героев. Сказки формируют в детях такие ценности как жизнь, красота, ум,
сила, мудрость и добро.
В сказке «Теремок» говорится о дружбе и о том, что вместе можно
справиться с любыми проблемами, добрые всегда побеждают в сказке
«Семеро козлят», зло наказуемо «Кот, петух и лиса», «Маша и медведь»
предостерегает, «Гуси-лебеди» призывают к послушанию. В каждой сказке
есть наставление, не зря говорится «Сказка ложь, да в ней намек – добрым
молодцам урок!»
Следующий метод – рассказывание, т.е. свободная передача текста. При
пересказе допускаются сокращение текста и вольная перестановка слов
и событий, включение комментариев и пояснений. Главное здесь
эмоциональное повествование, чтобы захватить все внимание детей. Рассказ
позволяет жестикулировать и даже демонстрировать особенно важные
моменты, чтобы усилить производимое впечатление. Дети с удовольствием
следят за рассказчиком и пытаются повторять.
Еще один метод, который дети очень любят, это инсценировка сказки, в ней
могут принять участие все желающие. Особенно важно в нее вовлекать
детей, они с большим азартом включаются в действие, передают характерные
особенности героев и еще долго после окончания игры остаются в роли.
Для создания благоприятной атмосферы знакомства с литературными
произведениями я создала соответствующую предметно пространственную
среду в группе, оборудовала книжным уголком, столиком, создала уголок
уединения, где дети самостоятельно, могут выбрать книгу, рассмотреть ее
и вспомнить содержание.
Уголок располагается вдали от мест для игр, что бы дети не отвлекались от
общения с книгой.
Так же, для ознакомления родителей с темой проекта, для раскрытия
важности и ценности духовно-нравственного воспитания детей младшего
возраста, были разработаны следующие мероприятия:
- представление своей любимой книги,
- консультации по различным формам работы (семейное чтение, разучивание
диалога, инсценировка),
- рекомендации литературных произведений для домашнего чтения,
- памятки и папки - передвижки по работе с книгой.
Ежедневно в группе проходят чтения сказок детям, и дома родители читают
детям по специально подобранному списку литературных произведений,
в которых заложен нравственный урок.
Совместно с родителями проходят игры с элементами театрализации, на
которых родители с детьми рассказывают о своей любимой книге
и инсценируют отрывок из нее.
Беседы родителей с детьми дома о любимых книгах их детства.
Выставка рисунков детей и родителей «Любимая сказка» и «Любимый
сказочный герой»
На данный момент уже есть положительные результаты воздействия
художественной литературы на духовно-нравственное воспитание детей.
Дети стали добрее, сострадательнее, внимательнее к людям, сформировалось
позитивное отношение к окружающему миру. Эта работа помогла наладить
контакт с семьями воспитанников, найти пути взаимодействия в системе:
педагог – ребенок – семья.