Автор: Зайко Юлия Борисован
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 25 комбинированного вида Невского района Санкт - Петербурга
Населённый пункт: Санкт- Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Проблемы развития мелкой моторики и их последствия.
Раздел: дошкольное образование
Проблемы развития мелкой моторики и их последствия.
В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на
кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки,
тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче
творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке,
тем ребенок умнее…».
В дошкольном детстве ребёнок только начинает познавать окружающий его
мир. Его попытки иногда смешны, иногда продуктивны а иногда и опасны
для его жизни. Любой родитель пытается оградить своё чадо от опасностей и
трудностей и если с первым нельзя не согласиться, то второе может пагубно
отразиться на развитии ребёнка.
Давайте же попробуем рассмотреть сей факт и разобраться правильно ли
поступают взрослые.
Как говорилось ранее дошкольник познаёт окружающий его мир. Он изучает
его при помощи глаз, слуха, языка и рук. Всем это известно и с этим нет
никаких противоречий. И если зрительную, слуховую и тактильную память
человек постоянно тренирует, то с тренировкой ловкости рук. Возникают
проблемы.
Многие считают что, как только маленькие пальчики становятся более
цепкими и свободно удерживают в руках погремушку бутылочку и игрушку,
мелкая моторика уже сформирована. Именно с этим сталкиваются
воспитатели в детском саду.
В дошкольном детстве мелкая моторика переходит на более тонкий
уровень, который постепенно подводит малыша к работе с ножницами,
ручкой , кисточкой и карандашом. В этот период дети, по идее, должны
тренировать ловкость пальцев, путём завязывания, застёгивания и т.д. Но
эти все обыденные действия любящий родитель заменяет, чтоб оградить
малыша от трудностей. А итог?
В старшем дошкольном возрасте дети не умеют держать карандаш,
плачут глядя на кисть, пытаются рисовать тупым концом карандаша. И
вместо того чтобы плавно работать над обучением малыша работе с
предметами «помощниками» педагоги начинают навёрстывать ранее
упущенное. А это становится стрессом для ребёнка. Отсюда не желание
работать с ножницами и кистью. Дети эти предметы просто боятся. Бояться
сделать не так, бояться своего неуспеха. Но это ещё не самое страшное.
Мелкая моторика тесно связана с другими психическим процессами такими
как - внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и
двигательная память и конечно же речь. В дальнейшем это скажется на
письме, чтении и остальных предметов преподаваемых в школе. Так как все
психофизиологические функции связаны вместе.