Использование межпредметных связей на уроках математики
Автор: Жигулина Елена Александровна Должность: преподаватель математики и информатики Учебное заведение: ГБПОУ КК Славянский сельскохозяйственный техникум Населённый пункт: г.Славянск-на-Кубани Наименование материала: Статья Тема: Использование межпредметных связей на уроках математики Раздел: среднее профессиональное
Жигулина Елена Александровна
ГБПОУ КК Славянский сельскохозяйственный техникум, г.Славянск-на-Кубани
Использование межпредметных связей на уроках математики
Задача
обучения
–
формирование
цельной
личности.
Межпредметные
связи одно из направлений активных поисков новых педагогических решений.
Связь
между
учебными
предметами
является
отражением
объективно
существующей связи между отдельными науками и связи науки с техникой, с
практической деятельностью людей, определяет роль изучаемого предмета в
будущей
жизни.
Установление
межпредметных
связей
способствует
более
полному
усвоению
знаний,
формированию
научных
понятий
и
законов,
совершенствованию
учебно-воспитательного
процесса,
формированию
мировоззрения.
Используя процесс интеграции наук в обучении через межпредметные
связи, можно достичь результатов:
- знания приобретают качества системности;
- умения становятся обобщёнными, способствуют применению знаний;
- усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов
студентов;
- более эффективно формируются их убеждения, достигается всестороннее
развитие личности.
Преподавателю
математики
приходится
иметь
дело
с
тремя
видами
межпредметных
временных
связей:
предшествующими,
сопутствующими
и
перспективными.
- предшествующие межпредметные связи – это связи, когда при изучении
материала курса математики опираются на ранее полученные знания по другим
дисциплинам;
- сопутствующие межпредметные связи – это связи, учитывающие тот факт, что
ряд
вопросов
и
понятий
изучаются
как
по
математике,
так
и
по
другим
дисциплинам;
- перспективные межпредметные связи используются, когда изучение материала
по математике опережает его применение в других дисциплинах.
В практике работы преподавателя математики встречаются все эти три
вида
временных
межпредметных
связей,
но
чаще
преподаватели
других
предметов
используют
знания
студентов
по
математике.
Для
меня
при
осуществлении межпредметных связей в обучении важное значение имеют
отбор
для
уроков
материала,
привлекаемого
из
курсов
других
учебных
дисциплин, и методика его использования. Отбирая для своего урока сведения,
которые
студенты
получают
при
изучении
различных
предметов,
ориентируюсь, прежде всего, на программу и на то, как, в каком объеме эти
вопросы
представлены
в
соответствующих
учебниках.
На
основании
полученных
данных,
составляя
планы-конспекты
уроков,
фиксирую
в
них
межпредметный материал
.
Математика –
это
системообразующий
предмет,
который
формирует
общеучебные умения в других предметах школьной программы химии, физике,
биологии.
Межпредметная
интеграция
даёт
возможность
пополнить
запас
историко-научных
знаний
студентов,
сформировать
у
них
представления
о
математики
как
части
общечеловеческой
культуры.
Этому
способствуют
задания, связанные с историей своей страны.
Работа
с
интернетом
нам
помогает
развивать
ИКТ-компетентность,
осуществлять межпредметные связи при поиске необходимой информации. На
занятиях
мы
рассматриваем
особые
типы
задач,
которые
называют
«олимпиадными». Студенты с интересом разгадывают и составляют ребусы,
головоломки, играют в математические игры и викторины, готовятся к защите
проектов, участвуют в математических олимпиадах и конкурсах различного
уровня. Студенты достигнут высоких результатов только тогда, когда увидят,
что
определённые
умения
необходимы
ему
и
на
других
дисциплинах.
Эффективное применение межпредметных связей позволяет сформировать и
развивать
у
студентов
общекультурные,
учебно
-
познавательные,
информационные и коммуникативные компетенции.
Последовательная реализация межпредметных связей является одним из
важнейших направлений совершенствования учётно-воспитательного процесса,
повышение его эффективности, улучшения качества знания студентов. Это даёт
возможность
готовить
всестороннеразвитых,
высококвалифицированных
специалистов, способных применять теоретические и практические знания в
своей работе с целью повышения эффективности и качества производства.
Усвоение
знаний
создаёт
лучшие
условия
для
успешного
овладения
математическими понятиями для выработки прочных вычислительных навыков.
От студентов требуется установить смысл математических отношений,
чтобы усилить межпредметных аспект задач и выработать умение видеть в
математических формулах, моделях реальные объекты.
Межпредметные
связи
в
техникуме
должны
осуществляться
путём
обмена опытом в результате взаимопосещений с последующим обсуждением.
Совершенствование
межпредметных
связей
позволяет
глубже
изучить
материал, избежать дублирования одинаковых вопросов, лучше увязать каждую
тему с другими дисциплинами, для использования этих связей на производстве.
Профессиональная
направленность
находит
своё
отражение
в
работе
кружка и кабинета. Члены кружка выпускают газеты, показывающие связь
математики
с
другими
дисциплинами.
Важнейшей
формой
работы,
направленной
на
совершенствование
межпредметных
связей
являются
совместные
заседания
предметной
комиссии,
открытые
уроки,
проведение
экскурсий, оформление кабинетов.
В системе межпредметных связей важное место должно занять трудовое
обучение,
обеспечивающие
формирование
практических
умений,
навыков,
необходимых для вовлечения студентов в общественнополезный труд. При этом
важное место в математике принадлежит математическим методам, приёмам
разнообразных
вычислений
и
расчётов
на
занятиях.
Студенты
получаю
основные
знание
и
умения,
т.е.
обучение
связано
с
разнообразной
вычислительной работой. Чем глубже преподаватель поймёт идейную основу
программы, логику построения курса, преемственность его частей и связей с
другими учебными предметами, тем более целеустремлённым и педагогически
продуманным будет его преподавание.
Проблема
межпредметных
связей
имеет
объективное
обоснование,
заключающиеся в явлении интеграции наук, укреплении их связей в процессе
комплексного решения важных задач.
Реализация межпредметных связей способствует систематизации, глубине
и
прочности
знаний
студентов,
повышает
эффективность
обучения
и
воспитания, обеспечивает возможность сквозного применения и закрепления
знаний и умений.