Напоминание

Использование межпредметных связей на уроках математики


Автор: Жигулина Елена Александровна
Должность: преподаватель математики и информатики
Учебное заведение: ГБПОУ КК Славянский сельскохозяйственный техникум
Населённый пункт: г.Славянск-на-Кубани
Наименование материала: Статья
Тема: Использование межпредметных связей на уроках математики
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Жигулина Елена Александровна ГБПОУ КК Славянский сельскохозяйственный техникум, г.Славянск-на-Кубани
Использование межпредметных связей на уроках математики
Задача обучения – формирование цельной личности. Межпредметные связи одно из направлений активных поисков новых педагогических решений. Связь между учебными предметами является отражением объективно существующей связи между отдельными науками и связи науки с техникой, с практической деятельностью людей, определяет роль изучаемого предмета в будущей жизни. Установление межпредметных связей способствует более полному усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебно-воспитательного процесса, формированию мировоззрения. Используя процесс интеграции наук в обучении через межпредметные связи, можно достичь результатов: - знания приобретают качества системности; - умения становятся обобщёнными, способствуют применению знаний; - усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов студентов; - более эффективно формируются их убеждения, достигается всестороннее развитие личности. Преподавателю математики приходится иметь дело с тремя видами межпредметных временных связей: предшествующими, сопутствующими и перспективными. - предшествующие межпредметные связи – это связи, когда при изучении материала курса математики опираются на ранее полученные знания по другим дисциплинам; - сопутствующие межпредметные связи – это связи, учитывающие тот факт, что ряд вопросов и понятий изучаются как по математике, так и по другим дисциплинам; - перспективные межпредметные связи используются, когда изучение материала по математике опережает его применение в других дисциплинах. В практике работы преподавателя математики встречаются все эти три вида временных межпредметных связей, но чаще преподаватели других предметов используют знания студентов по математике. Для меня при осуществлении межпредметных связей в обучении важное значение имеют отбор для уроков материала, привлекаемого из курсов других учебных дисциплин, и методика его использования. Отбирая для своего урока сведения, которые студенты получают при изучении различных предметов, ориентируюсь, прежде всего, на программу и на то, как, в каком объеме эти вопросы представлены в соответствующих учебниках. На основании полученных данных, составляя планы-конспекты уроков, фиксирую в них межпредметный материал .
Математика – это системообразующий предмет, который формирует общеучебные умения в других предметах школьной программы химии, физике, биологии. Межпредметная интеграция даёт возможность пополнить запас историко-научных знаний студентов, сформировать у них представления о математики как части общечеловеческой культуры. Этому способствуют задания, связанные с историей своей страны. Работа с интернетом нам помогает развивать ИКТ-компетентность, осуществлять межпредметные связи при поиске необходимой информации. На занятиях мы рассматриваем особые типы задач, которые называют «олимпиадными». Студенты с интересом разгадывают и составляют ребусы, головоломки, играют в математические игры и викторины, готовятся к защите проектов, участвуют в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня. Студенты достигнут высоких результатов только тогда, когда увидят, что определённые умения необходимы ему и на других дисциплинах. Эффективное применение межпредметных связей позволяет сформировать и развивать у студентов общекультурные, учебно - познавательные, информационные и коммуникативные компетенции. Последовательная реализация межпредметных связей является одним из важнейших направлений совершенствования учётно-воспитательного процесса, повышение его эффективности, улучшения качества знания студентов. Это даёт возможность готовить всестороннеразвитых, высококвалифицированных специалистов, способных применять теоретические и практические знания в своей работе с целью повышения эффективности и качества производства. Усвоение знаний создаёт лучшие условия для успешного овладения математическими понятиями для выработки прочных вычислительных навыков. От студентов требуется установить смысл математических отношений, чтобы усилить межпредметных аспект задач и выработать умение видеть в математических формулах, моделях реальные объекты. Межпредметные связи в техникуме должны осуществляться путём обмена опытом в результате взаимопосещений с последующим обсуждением. Совершенствование межпредметных связей позволяет глубже изучить материал, избежать дублирования одинаковых вопросов, лучше увязать каждую тему с другими дисциплинами, для использования этих связей на производстве. Профессиональная направленность находит своё отражение в работе кружка и кабинета. Члены кружка выпускают газеты, показывающие связь математики с другими дисциплинами. Важнейшей формой работы, направленной на совершенствование межпредметных связей являются совместные заседания предметной комиссии, открытые уроки, проведение экскурсий, оформление кабинетов. В системе межпредметных связей важное место должно занять трудовое обучение, обеспечивающие формирование практических умений, навыков, необходимых для вовлечения студентов в общественнополезный труд. При этом важное место в математике принадлежит математическим методам, приёмам разнообразных вычислений и расчётов на занятиях. Студенты получаю основные знание и умения, т.е. обучение связано с разнообразной
вычислительной работой. Чем глубже преподаватель поймёт идейную основу программы, логику построения курса, преемственность его частей и связей с другими учебными предметами, тем более целеустремлённым и педагогически продуманным будет его преподавание. Проблема межпредметных связей имеет объективное обоснование, заключающиеся в явлении интеграции наук, укреплении их связей в процессе комплексного решения важных задач. Реализация межпредметных связей способствует систематизации, глубине и прочности знаний студентов, повышает эффективность обучения и воспитания, обеспечивает возможность сквозного применения и закрепления знаний и умений.


В раздел образования