Автор: Солодухина Светлана Александровна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СШ № 14
Населённый пункт: г.Арзамас, Нижегородской области
Наименование материала: статья
Тема: СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК УСЛОВИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОО
Раздел: среднее образование
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК УСЛОВИЕ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МБОУ СШ№14
Г.АРЗАМАСА
Солодухина С.А.
МБОУ СШ №14
В настоящее время процесс образования ориентирован на выполнение
требований ФГОС, как комплексного инновационного проекта, требующего от
учителя готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, построению
учебно - воспитательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, и
психологических особенностей учащихся.
Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что успешность обучения в
школе определяется в том числе и уровнем здоровья учащихся. Однако
результаты медицинских осмотров, например в нашей школе, говорят о том,
что более 30 % обучающихся имеют подготовительную группу здоровья,
около двух процентов специальную и столько же освобождены от физических
нагрузок.
В связи с этим одной из важнейших целей педагогического коллектива
является использование
здоровьесберегающего подхода в процессе обучения,
которое
предполагает
создание
благоприятных
условий
для
успешной
реализации учебно – воспитательного
процесса и сохранения здоровья
учащихся во время учебной деятельности.
Под здоровьесберегающими технологиями понимается система мер по
охране
и
укреплению
здоровья
учащихся,
учитывающая
важнейшие
характеристики образовательной среды, условия жизни и воздействия на
здоровье ребенка [1].
Состояние здоровья детей и их успешность в учебе тесно взаимосвязаны,
вследствие этого неудовлетворительное состояние здоровья детей ведет к
возникновению некоторых проблем: дети большую часть учебной нагрузки
получают в школе, а также продолжают процесс обучения дома, что вызывает
утомляемость и снижение познавательных интересов, мотивации.
Урок является частью жизни ребенка и каждый учитель должен создать
условия не только для успешного усвоения учебного материала, но и для
сохранения и улучшения здоровья учеников. Здоровьесберегающий урок – это,
прежде всего, урок, на котором учитель обеспечивает доброжелательную
творческую атмосферу, высокую работоспособность учащихся, профилактику
раннего и выраженного утомления, поддерживает внимание и интерес
учащихся. Рациональная организация учебного процесса необходима для
предотвращения перегрузки, ее показателями являются:
объем учебной нагрузки;
нагрузка от дополнительных занятий в школе;
занятия активно-двигательного характера [2].
При
планировании
работы
по
здоровьесбережению
учитывается
разнообразие форм, средств и методов работы с учащимися.
Формирование ценностей и стиля здорового образа жизни, сохранение и
укрепление физического, психического и социального здоровья должно идти
через организацию насыщенной положительными эмоциями двигательной
активности, спортивных занятий, через привитие устойчивых гигиенических
навыков,
через
тренинг
коммуникативных
навыков,
в
том
числе
с
использованием социального партнерства.
К субъектам социального партнерства образовательной организации
относят: образовательные учреждения различного типа; органы управления
образованием; общественные, коммерческие, государственные организации;
обучающихся; родительское сообщество [3].
Родители - один из самых важных социальных партнеров школы.
Партнерские отношения в сфере здоровьесбережения между школой и семьей
расширяют сферу действия в образовательной среде субъектных отношений
вокруг ребенка.
Результат
социального
партнёрства
как
условия
здоровьесберегающей деятельности в рамках ФГОС- создание благоприятных
условий для сохранения, укрепления и повышения резервов здоровья, а так же
самореализации учащихся путем взаимодействия и сотрудничества всех сторон,
участвующих
в
процессе
воспитания.
Поэтому
любой
образовательной
организации необходимо создать условия для:
увеличения числа школьников, занимающихся ФК и спортом и
формирование осознанных потребностей к ведению ЗОЖ;
снижения уровня заболеваемости школьников;
повышения
физической
и
технической
подготовленности
учащихся;
осмысления, проведённых профилактических мероприятий.
Реализация и успешное решение этих задач, возможно только при
создании системы физкультурной деятельности в образовательной организации
с включением социального партнерства.
Именно поэтому в 2015 году в нашей школе создан ШСК «Олимпиец»
под руководством Солодухиной С.А.
Цель работы клуба: «Непрерывное развитие физической культуры, спорта
с привлечением социального партнерства в условиях здоровьесберегающей
деятельности образовательной организации в рамках реализации ФГОС»
Кроме родительского сообщества, ШСК «Олимпиец» взаимодействует со
следующими организациями:
Система работы клуба в рамках здоровьесберегающей деятельности
школы совместно с социальными партнерами представлена в реализации
физкультурно – оздоровительных и физкультурно- спортивных проектов.
МБОУ
СШ
№14
МБОУ
СШ
№14
ДОО «Фаэтон»
и
МОО
«Возрождение
»
ДОО «Фаэтон»
и
МОО
«Возрождение
»
Стадион
"Знамя"
Стадион
"Знамя"
Волонтерск
ий отряд
"Мы
вместе"
Волонтерск
ий отряд
"Мы
вместе"
Комитет
физкультуры и
спорта и
молодёжной
политики
администрации
г.Арзамаса
Комитет
физкультуры и
спорта и
молодёжной
политики
администрации
г.Арзамаса
ГАУН ФОК
«Чемпион»
ГБУН ФОК
«Звёздный»
ГАУН ФОК
«Чемпион»
ГБУН ФОК
«Звёздный»
МОУ ДОД
ДЮСШ №2
МОУ ДОД
ДЮСШ №2
1.
Проект «От малых побед к Олимпийским вершинам!»
Цель проекта: Создание условий для воспитания здорового и социально-
активного школьника через приобщение учащихся к физической культуре,
спорту и здоровому образу жизни, развитие Олимпийского образования.
Ожидаемый результат проекта:
Увеличение числа школьников, занимающихся ФК и спортом;
Повышение
уровня
физической,
технической
и
теоретической
подготовленности школьников;
Достижение результатов в соревнованиях разного уровня по различным
видам спорта.
2.
Физкультурно-спортивный проект ГТО в школу!»
Цель: создать положительную мотивацию у школьников для занятий
ФК и спортом, совершенствовать двигательные качества, приобщать к
физкультуре и спорту через привлечение к сдаче норм ВФСК «ГТО»
Ожидаемый результат:
Ориентация учащихся ОО на ведение ЗОЖ;
увеличение числа учащихся, систематически занимающихся ФК и
спортом;
повышение уровня физической подготовки учащихся.
3.
Проект «Спорт – альтернатива пагубным привычкам!»
Цель: Создание и реализация комплексной системы мероприятий,
направленной
на
сохранение,
укрепление
и
формирование
здоровья
обучающихся.
Ожидаемый результат
Формирование у учащихся знаний о здоровом образе жизни и готовности
его пропагандировать.
Увеличение числа школьников, занимающихся ФК и спортом;
Профилактика правонарушений и преступлений среди учащихся;
В рамках работы клуба стали традиционными такие спортивные
мероприятия и спортивные праздника как : «Молодежь XXI века за здоровый
образ жизни!», спортивное шествие по улицам 11 микрорайона, «Широкая
масленица»; «Спорт – альтернатива пагубным привычкам»; «Малые зимние
олимпийские игры»; «Весёлые старты»; «Папа, мама, я - спортивная семья»,
марафон
«Мама
+
я»;
соревнования
по
спортивному
ориентированию
«Спортивный лабиринт» и «Семейный спортивный лабиринт»; танцевальные
перемены «За здоровый образ жизни!»; конкурс «Энциклопедия спорта»;
школьный спортивный фестиваль ГТО и др.
Налаженная система урочной и внеурочной работы позволила нам
достичь следующих результатов в сфере здоровьесберегающей деятельности:
- с 2017 по 2019 гг выросло количество учащихся с основной группой
здоровья;
- мониторинг уровня физической подготовки учащихся 2017- 2019гг
показал улучшение результатов (высокий уровень с 27% до 40%);
- количество учащихся, участвующих в спортивной жизни школы стало
почти 100 % .
Разработка
эффективных
мер
по
укреплению
здоровья
детей
и
подростков
образовательной
организацией
совместно
с
социальными
партнерами определяется осуществлением комплексного подхода к проблеме и
имеет прямое отношение к обучению. Применение здоровьесберегающих
образовательных
технологий
поможет
заметно
снизить
влияние
неблагоприятных факторов образовательного процесса на здоровье детей и
педагогов, а также реализовать возможности сотрудничества со смежными
организациями на пути к комплексному укреплению здоровья учащихся.
Список литературы
1. Смирнов
Н.К.
«Здоровьесберегающие
образовательные
технологии
в
современной школе» - Москва: АПК и ПРО, 2002. - 121с.
2. Золотых И.В. Здоровье школьника – один из факторов эффективности
обучения / Золотых И.В, Золотых Н.А // Начальная школа.– 2015. – №3 – с. 59.
3. Шнейдер О.В.
Социальное партнерство. Проблемы и перспективы //
Педагогическое обозрение. - 2008. - № 4 - c.79.