Автор: Сандыкова Надежда Сандыковна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МКОУ "Жана-Аульская средняя общеобразовательная школа" Населённый пункт: с. Жана-Аул, Республика Алтай Наименование материала: разработка урока Тема: "Повторение изученного о глаголе" Раздел: среднее образование
Повторение изученного о глаголе.
Цель: повторение, обобщение и систематизация изученного по теме «Глагол»
Задачи:
- контроль и самоконтроль усвоения ЗУНов;
-формировать умение осуществлять контрольную функцию и рефлексию собственной
деятельности ;
- развивать связную устную речь обучающихся посредством полных ответов на вопросы,
развивать мыслительные операции в ходе выполнения упражнений;
- прививать интерес к русскому языку.
Тип урока: построение системы знаний
Ход урока
I. Организационно-мотивационный этап.
Наконец-то наступили теплые дни. На небе яркое солнце. Оно светит и всех греет. Пусть
сегодня каждый его лучик несёт вам не только тепло, но и дарит уверенность в своих
силах.
Учитель читает стихотворение:
Что без меня предметы?
Лишь названия.
Но я приду – все в действие придет,
Летит ракета, люди строят здания,
И рожь в полях растет.
(В.Кондрашов)
- О какой части речи говорится в стихотворении?
- Что обозначает глагол?
Целеполагание
-Ребята, сформулируйте цель нашего урока.
Да, сегодня на уроке мы повторим всё, что знаем о грамматических признаках глагола.
- Откройте тетради, запишите число.
II Этап актуализации знаний.
Синтаксическая пятиминутка.
- Сегодняшний урок мы начнём с разбора предложений.
Запишите и разберите по членам предложения:
1. По серебряному блюдечку катится золотое яблочко.
2. Ветерок над морем веет, парус на волнах белеет.
Индивидуальная работа.
Морфологический разбор глаголов: катится, веет, белеет
- Чем отличаются предложения?
- Чем является в предложении глагол?
III. Лексическая работа.
Ребята, глаголы могут употребляться не только в прямом значении, но и в переносном.
- Прочтите пары предложений, скажите, где глагол употреблён в прямом значении, а где
– в переносном?
1. Медведи спят. - Деревья спят.
2. Хор поёт. – Ветер поёт.
3. Солнце смеётся. – Малыш смеётся. 4. Девочка плачет. – Осень плачет.
- Охарактеризуйте предложения по наличию второстепенных членов.
IV. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Тест .
V. Физминутка.
а) Зарядка для глаз.
б) «Всё наоборот». Подбери противоположные по смыслу глаголы. Я называю глагол,
кидаю мяч, вы называете свой глагол и возвращаете мяч.
Говоришь, плачешь, отдыхаешь, возьмёшь, ругаешь, потеряешь, грустишь, шепчешь.
VI. Найдите соответствия. (на доске)
Писала 3л., пр.вр., ж.р, ед.ч.
Танцую 3 л., пр.в, м.р.
Убежишь 3 л., пр.в., ср.р.
Вспомнил 2 л., буд.в., ед. ч.
Взошло 1 л., наст.в., ед.ч.
VII. Работа по карточкам.
- Ученик неправильно составил 3 карточки по теме «Время глагола», исправьте его
ошибки, объяснив принцип составления карточки. Минута на обдумывание.
№1 №2 №3
Уплыл Говорят Купят
Играют
Читают Посмотрят
Принесли Нарисуют
Увидят
Написал Выполняют Гордятся
VIII. Рефлексия учебной деятельности (итог урока).
Связный ответ по схеме.
обозначает…
Глагол отвечает на вопросы…
имеет грамматические признаки:
…время
…число
…лицо (в наст. и буд. в.)
… род (в прошедшем времени)
Оценки за урок.
IX. Домашнее задание.