Автор: Яралова Карине Лионеловна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ГБОУ школа Москвы 1577
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Использование метода проектов на уроках английского языка
Тема: Метод проекта
Раздел: среднее образование
Метод проектов на
Метод проектов на
уроках иностранного
уроках иностранного
языка.
языка.
понятие
понятие
проекта
проекта
предполагает
предполагает
разработку
разработку
замысла, идеи,
замысла, идеи,
детального плана того или иного практического
детального плана того или иного практического
продукта, изделия и т. п.
продукта, изделия и т. п.
имеется в виду разработка не только
имеется в виду разработка не только
главной идеи, но и
главной идеи, но и
условий ее
условий ее
реализации
реализации
(сметы, материалов,
(сметы, материалов,
условий эксплуатации).
условий эксплуатации).
Метод —
Метод —
это дидактическая категория; совокупность
это дидактическая категория; совокупность
приемов, операций овладения
приемов, операций овладения
определенной областью практического
определенной областью практического
или теоретического знания, той или иной
или теоретического знания, той или иной
деятельностью; путь познания, способ
деятельностью; путь познания, способ
организации процесса познания.
организации процесса познания.
МЕТОД ПРОЕКТОВ
МЕТОД ПРОЕКТОВ
способ достижения
способ достижения
дидактической цели через
дидактической цели через
детальную разработку
детальную разработку
проблемы (технологию)
проблемы (технологию)
Разработка должна завершиться вполне
Разработка должна завершиться вполне
реальным, осязаемым практическим
реальным, осязаемым практическим
результатом, оформленным тем или
результатом, оформленным тем или
иным образом.
иным образом.
В основу метода проектов
В основу метода проектов
положены:
положены:
идея, составляющая суть понятия «проект»,
идея, составляющая суть понятия «проект»,
его прагматическая направленность на результат,
его прагматическая направленность на результат,
который можно получить при решении той или иной
который можно получить при решении той или иной
практически или теоретически значимой проблемы.
практически или теоретически значимой проблемы.
Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить
Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить
в реальной практической деятельности. Чтобы
в реальной практической деятельности. Чтобы
добиться такого результата, необходимо научить детей
добиться такого результата, необходимо научить детей
самостоятельно мыслить; находить и решать
самостоятельно мыслить; находить и решать
проблемы, привлекая для этой цели знания из разных
проблемы, привлекая для этой цели знания из разных
областей; прогнозировать результаты и возможные
областей; прогнозировать результаты и возможные
последствия разных вариантов решения.
последствия разных вариантов решения.
Чтобы учащиеся воспринимали
Чтобы учащиеся воспринимали
язык как средство
язык как средство
межкультурного
межкультурного
взаимодействия,
взаимодействия,
необходимо не только знакомить их со
необходимо не только знакомить их со
страноведческой тематикой (что,
страноведческой тематикой (что,
разумеется, важно), но искать способы
разумеется, важно), но искать способы
включения их в активный диалог культур,
включения их в активный диалог культур,
чтобы они на практике могли познавать
чтобы они на практике могли познавать
особенности функционирования языка в новой
особенности функционирования языка в новой
для них культуре.
для них культуре.
Основная идея
Основная идея
подобного подхода к обучению ИЯ
подобного подхода к обучению ИЯ
перенести акцент с различного вида
перенести акцент с различного вида
упражнений на
упражнений на
активную мыслительную
активную мыслительную
деятельность учащихся
деятельность учащихся
,
,
требующую для своего оформления
требующую для своего оформления
владения определенными
владения определенными
языковыми средствами
языковыми средствами
МЕТОД ПРОЕКТОВ
МЕТОД ПРОЕКТОВ
может позволить решить эту
может позволить решить эту
дидактическую задачу и соответственно
дидактическую задачу и соответственно
превратить уроки ИЯ в дискуссионный,
превратить уроки ИЯ в дискуссионный,
исследовательский клуб
исследовательский клуб
, в котором
, в котором
решаются действительно интересные,
решаются действительно интересные,
практически значимые и доступные
практически значимые и доступные
учащимся проблемы с учетом
учащимся проблемы с учетом
особенностей культуры страны и по
особенностей культуры страны и по
возможности на основе межкультурного
возможности на основе межкультурного
взаимодействия.
взаимодействия.
Основные требования к
Основные требования к
использованию метода проектов:
использованию метода проектов:
наличие значимой в исследовательском, творческом
наличие значимой в исследовательском, творческом
плане проблемы/задачи,
плане проблемы/задачи,
требующей
требующей
интегрированного знания, исследовательского поиска
интегрированного знания, исследовательского поиска
для ее решения
для ее решения
(например,
(например,
исследование истории возникновения различных
исследование истории возникновения различных
праздников в немецкоговорящих странах.
праздников в немецкоговорящих странах.
организация путешествий в разные страны; проблемы
организация путешествий в разные страны; проблемы
семьи;
семьи;
проблема свободного времени у молодежи;
проблема свободного времени у молодежи;
проблема обустройства дома;
проблема обустройства дома;
проблема отношений между поколениями;
проблема отношений между поколениями;
проблема организации спортивных мероприятий и т.п.);
проблема организации спортивных мероприятий и т.п.);
Основные требования к
Основные требования к
использованию метода проектов:
использованию метода проектов:
практическая, теоретическая значимость
практическая, теоретическая значимость
предполагаемых результатов
предполагаемых результатов
(например,
(например,
совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с
совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с
места событий;
места событий;
программа туристического маршрута; план обустройства
программа туристического маршрута; план обустройства
дома, парка, участка;
дома, парка, участка;
планировка и обустройство квартиры и т.д.);
планировка и обустройство квартиры и т.д.);
Основные требования к
Основные требования к
использованию метода проектов:
использованию метода проектов:
самостоятельная (индивидуальная,
самостоятельная (индивидуальная,
парная, групповая) деятельность
парная, групповая) деятельность
учащихся
учащихся
на уроке или во внеурочное
на уроке или во внеурочное
время;
время;
структурирование содержательной
структурирование содержательной
части проекта
части проекта
(с указанием поэтапных
(с указанием поэтапных
результатов и распределением ролей);
результатов и распределением ролей);
Основные требования к
Основные требования к
использованию метода проектов:
использованию метода проектов:
использование исследовательских методов:
использование исследовательских методов:
определение проблемы, вытекающих из нее задач
определение проблемы, вытекающих из нее задач
исследования;
исследования;
выдвижение гипотезы их решения;
выдвижение гипотезы их решения;
обсуждение методов исследования;
обсуждение методов исследования;
оформление конечных результатов;
оформление конечных результатов;
анализ полученных данных;
анализ полученных данных;
подведение итогов, корректировка, выводы
подведение итогов, корректировка, выводы
(использование в ходе совместного исследования
(использование в ходе совместного исследования
метода «мозговой атаки», «круглого стола»,
метода «мозговой атаки», «круглого стола»,
творческих отчетов, защиты проекта и т.п.)
творческих отчетов, защиты проекта и т.п.)
Этапы разработки структуры
Этапы разработки структуры
проекта и проведения его:
проекта и проведения его:
представление ситуаций, позволяющих выявить одну
представление ситуаций, позволяющих выявить одну
или несколько проблем по обсуждаемой тематике;
или несколько проблем по обсуждаемой тематике;
выдвижение гипотез решения поставленной
выдвижение гипотез решения поставленной
проблемы («мозговой штурм»), обсуждение и
проблемы («мозговой штурм»), обсуждение и
обоснование каждой из гипотез;
обоснование каждой из гипотез;
обсуждение методов проверки принятых гипотез в
обсуждение методов проверки принятых гипотез в
малых группах (в каждой группе по одной гипотезе),
малых группах (в каждой группе по одной гипотезе),
возможных источников информации для проверки
возможных источников информации для проверки
выдвинутой гипотезы; оформление результатов;
выдвинутой гипотезы; оформление результатов;
работа в группах над поиском фактов, аргументов,
работа в группах над поиском фактов, аргументов,
подтверждающих или опровергающих гипотезу;
подтверждающих или опровергающих гипотезу;
защита проектов (гипотез решения проблемы)
защита проектов (гипотез решения проблемы)
каждой из групп с оппонированием со стороны всех
каждой из групп с оппонированием со стороны всех
присутствующих;
присутствующих;
выявление новых проблем.
выявление новых проблем.
Общедидактическая
Общедидактическая
типология проектов
типология проектов
Типологический признак –
Типологический признак –
1.
1.
доминирующие в проекте метод или вид
доминирующие в проекте метод или вид
деятельности
деятельности
: исследовательский, творческий, ролево-
: исследовательский, творческий, ролево-
игровой, информационный, практико-ориентированный и т.п.;
игровой, информационный, практико-ориентированный и т.п.;
2.
2.
предметно-содержательная область
предметно-содержательная область
: монопроект (в
: монопроект (в
рамках одной области знания) и межпредметный проект;
рамках одной области знания) и межпредметный проект;
3.
3.
характер координации проекта
характер координации проекта
: с открытой, явной
: с открытой, явной
координацией (непосредственный) и со скрытой координацией
координацией (непосредственный) и со скрытой координацией
(неявный, имитирующий участника
(неявный, имитирующий участника
проекта);
проекта);
4.
4.
характер контактов
характер контактов
(среди участников одной школы,
(среди участников одной школы,
одного класса, города, региона, одной страны, разных стран
одного класса, города, региона, одной страны, разных стран
мира): внутренний, или региональный, и международный;
мира): внутренний, или региональный, и международный;
5.
5.
количество участников проекта
количество участников проекта
(личностные, парные,
(личностные, парные,
групповые); продолжительность проекта (краткосрочный,
групповые); продолжительность проекта (краткосрочный,
средней продолжительности, долгосрочный).
средней продолжительности, долгосрочный).
В соответствии с признаком доминирующего в
В соответствии с признаком доминирующего в
проекте метода (пункт 1) можно обозначить
проекте метода (пункт 1) можно обозначить
СЛЕДУЮЩИЕ ТИПЫ ПРОЕКТОВ
СЛЕДУЮЩИЕ ТИПЫ ПРОЕКТОВ
:
:
исследовательские,
исследовательские,
творческие,
творческие,
ролево-игровые,
ролево-игровые,
информационные,
информационные,
практико-ориентированные
практико-ориентированные
По количеству участников проектов
По количеству участников проектов
(пункт 5) можно выделить проекты:
(пункт 5) можно выделить проекты:
личностные
личностные
(между двумя партнерами,
(между двумя партнерами,
находящимися в разных школах,
находящимися в разных школах,
регионах, странах);
регионах, странах);
парные
парные
(между парами участников);
(между парами участников);
групповые
групповые
(между группами).
(между группами).
По продолжительности
По продолжительности
проведения
проведения
(пункт 6) проекты могут быть
(пункт 6) проекты могут быть
краткосрочными
краткосрочными
(для решения
(для решения
небольшой проблемы или части более
небольшой проблемы или части более
значимой проблемы);
значимой проблемы);
средней продолжительности
средней продолжительности
(один-два
(один-два
месяца);
месяца);
долгосрочными
долгосрочными
(до года).
(до года).
В реальной практике чаще
В реальной практике чаще
всего приходится иметь дело
всего приходится иметь дело
со
со
смешанными
смешанными
типами проектов
типами проектов
Каждый
Каждый
тип проекта
тип проекта
имеет
имеет
вид координации,
вид координации,
сроки исполнения,
сроки исполнения,
этапность,
этапность,
количество участников
количество участников
Координация проектов и
Координация проектов и
организация внешней оценки
организация внешней оценки
если учитель решил использовать при
если учитель решил использовать при
изучении какого-то раздела, вопроса
изучении какого-то раздела, вопроса
программы метод проектов, он должен все
программы метод проектов, он должен все
тщательно продумать, разработать, просчитать
тщательно продумать, разработать, просчитать
Учитель должен четко определить учебные
Учитель должен четко определить учебные
задачи для учащихся (что предполагается в
задачи для учащихся (что предполагается в
ходе проектной деятельности сформировать),
ходе проектной деятельности сформировать),
подобрать необходимый материал (печатный,
подобрать необходимый материал (печатный,
звуковой, видео и т.п., в том числе и из
звуковой, видео и т.п., в том числе и из
электронных источников) или дать
электронных источников) или дать
рекомендации школьникам, где можно найти
рекомендации школьникам, где можно найти
его, например, в сетях, на компакт-дисках.
его, например, в сетях, на компакт-дисках.
Координация проектов и
Координация проектов и
организация внешней оценки
организация внешней оценки
Желательно спланировать всю серию уроков,
Желательно спланировать всю серию уроков,
на которых предполагается использовать
на которых предполагается использовать
метод проектов.
метод проектов.
Важно иметь в виду необходимость
Важно иметь в виду необходимость
отслеживания деятельности каждого ученика
отслеживания деятельности каждого ученика
на всех этапах работы над проектом. С этой
на всех этапах работы над проектом. С этой
целью используют возможности само- и
целью используют возможности само- и
взаимоконтроля.
взаимоконтроля.
На уроки защиты проектов можно пригласить
На уроки защиты проектов можно пригласить
других учителей ИЯ, которые могут выступить
других учителей ИЯ, которые могут выступить
как эксперты.
как эксперты.
Проект по теме
Проект по теме
«Многоквартирный
«Многоквартирный
дом»
дом»
Проект по теме
Проект по теме
«Многоквартирный дом»
«Многоквартирный дом»
Цель : заселить воображаемый
Цель : заселить воображаемый
многоквартирный дом. Придумать семьи,
многоквартирный дом. Придумать семьи,
которые живут в квартирах, обстановку
которые живут в квартирах, обстановку
квартир, домашних животных и то, как
квартир, домашних животных и то, как
живут эти семьи.
живут эти семьи.
Тип проекта определяется как практико-
Тип проекта определяется как практико-
ориентированный. Однако он предусматривает
ориентированный. Однако он предусматривает
использование исследовательских методов и
использование исследовательских методов и
творческих способностей.
творческих способностей.
Проект средней продолжительности.( 8 уроков)
Проект средней продолжительности.( 8 уроков)
Проект по теме
Проект по теме
«Многоквартирный дом»
«Многоквартирный дом»
Задачи проекта:
Задачи проекта:
•
развитие речевых способностей благодаря
развитие речевых способностей благодаря
освоению языкового материала и практики в
освоению языкового материала и практики в
его использовании;
его использовании;
•
развитие умения систематизировать свои
развитие умения систематизировать свои
знания;
знания;
•
развитие мышления, памяти, умения
развитие мышления, памяти, умения
слушать, делать сообщения;
слушать, делать сообщения;
•
развитие фантазии, воображения,
развитие фантазии, воображения,
творческих способностей.
творческих способностей.
Проект по теме
Проект по теме
«Многоквартирный дом»
«Многоквартирный дом»
Первый этап: первый урок
Первый этап: первый урок
:
:
ситуация предлагается учителем на первом уроке работы над темой
ситуация предлагается учителем на первом уроке работы над темой
«Многоквартирный дом»
«Многоквартирный дом»
Учитель просит учащихся создать макет комнат в квартире
многоэтажного дома. Учитель наглядно, с помощью схем , возможно
ассоциограмм,
обобщает и систематизирует их знания с учетом возрастных
особенностей обучающихся. Учащиеся задают вопросы, уточняют,
спрашивают о возможности описания дома и квартиры. Обсуждение
проходит не в форме ответов на заранее подготовленные учителем
вопросы, а в виде естественного обсуждения, в неформальной
обстановке. Инициатива должна исходить от ребят. На этом уроке
вводится немецкая лексика по теме: «Das Mehrfamilienhaus»,
отрабатываются речевые клише по типу: “Das Haus ist…”, Die
Wohnung hat…” usw.
Проект по теме
Проект по теме
«Многоквартирный дом.»
«Многоквартирный дом.»
Второй этап: второй урок
Второй этап: второй урок
Вводится дополнительная лексика по теме «Мебель» с
Вводится дополнительная лексика по теме «Мебель» с
помощью тематических картинок и комментариев к
помощью тематических картинок и комментариев к
ним. Эта лексика предназначена для запоминания. Для
ним. Эта лексика предназначена для запоминания. Для
активного усвоения предназначена и лексика,
активного усвоения предназначена и лексика,
приведенная в комментариях к тексту «
приведенная в комментариях к тексту «
Meine
Meine
Wohnung
Wohnung
”. После закрепления лексики учащиеся
”. После закрепления лексики учащиеся
делятся на две группы и начинают работу над
делятся на две группы и начинают работу над
переводом текста «
переводом текста «
Meine Wohnung
Meine Wohnung
” . Отрабатываются
” . Отрабатываются
навыки перевода текста
навыки перевода текста
.
.
После работы с текстом
После работы с текстом
учащиеся создают модель квартиры с мебелью в
учащиеся создают модель квартиры с мебелью в
комнатах.
комнатах.
Проект по теме
Проект по теме
«Многоквартирный дом»
«Многоквартирный дом»
Третий этап: третий урок
Третий этап: третий урок
Дети переходят к описанию комнат в виде
Дети переходят к описанию комнат в виде
монологических высказываний. Школьники
монологических высказываний. Школьники
включаются в беседу . Отрабатываются
включаются в беседу . Отрабатываются
навыки построения вопросительного
навыки построения вопросительного
предложения
предложения
c
c
вопросительным словом и без
вопросительным словом и без
него и ответы на вопросы
него и ответы на вопросы
Warum
Warum
,
,
wo
wo
,
,
wohin
wohin
,
,
Was u
Was u
.
.
s
s
.
.
w
w
.
.
Проект по теме
Проект по теме
«Многоквартирный дом»
«Многоквартирный дом»
Четвертый этап: четвертый урок
Четвертый этап: четвертый урок
На этим уроке отрабатываются навыки говорения по теме «Кто
живёт в квартире.» Учитель предлагает вспомнить и
систематизировать лексику по теме «Семья».
После закрепления лексики учащиеся продолжают работу в
группах и обсуждают состав семьи, проживающей в квартире.
Изготовление куклы одного из членов семьи.
Проект по теме
Проект по теме
«Многоквартирный дом»
«Многоквартирный дом»
Пятый этап: пятый урок
Пятый этап: пятый урок
Ребята обсуждают тему «Генеалогическое древо».
Отработка навыков говорения.
Продолжается работа в группах по созданию модели
генеалогического древа семьи, проживающей в
квартире.
Проект по теме
Проект по теме
«Многоквартирный дом»
«Многоквартирный дом»
Шестой этап: шестой урок
Шестой этап: шестой урок
Учащимся предлагается обсудить тему «Домашние животные»
Учащимся предлагается обсудить тему «Домашние животные»
Вводится лексический материал по теме и после его закрепления с
Вводится лексический материал по теме и после его закрепления с
помощью картинок, презентации …учащиеся создают игрушки из
помощью картинок, презентации …учащиеся создают игрушки из
бумаги, ткани и т.д.
бумаги, ткани и т.д.
Проект по теме
Проект по теме
«Многоквартирный дом»
«Многоквартирный дом»
Седьмой этап: седьмой урок
Седьмой этап: седьмой урок
Семейный архив. С помощью наводящих вопросов
Семейный архив. С помощью наводящих вопросов
учителя учащиеся собирают дополнительные
учителя учащиеся собирают дополнительные
материалы по предыдущим заданиям.
материалы по предыдущим заданиям.
Одновременно отрабатывается спряжение глаголов в
Одновременно отрабатывается спряжение глаголов в
настоящем времени и порядок слов в немецких
настоящем времени и порядок слов в немецких
предложениях.
предложениях.
Проект по теме
Проект по теме
«Многоквартирный дом»
«Многоквартирный дом»
Восьмой этап: восьмой урок
Восьмой этап: восьмой урок
Заключительный этап.
Заключительный этап.
Демонстрация проектов.
Демонстрация проектов.
Учитель анализирует высказывания
Учитель анализирует высказывания
учащихся, следит за тем, как усвоена
учащихся, следит за тем, как усвоена
лексика, грамматические конструкции,
лексика, грамматические конструкции,
оценивает ответы. Но все это
оценивает ответы. Но все это
происходит в рамках принятых видов
происходит в рамках принятых видов
деятельности, ребята не отвлекаются от
деятельности, ребята не отвлекаются от
того, что они должны сказать
того, что они должны сказать
.
.