Автор: Марунич Андрей Васильевич
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Центр содействия семейному воспитанию №8
Населённый пункт: САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности работы с несовершеннолетними детьми, в условиях социального учреждения".
Раздел: среднее профессиональное
Государственное бюджетное учреждение
«Центр содействия семейному воспитанию №8»
Статья на тему: «Особенности работы с несовершеннолетними детьми, в
условиях социального учреждения».
Автор статьи:
Воспитатель: Марунич Андрей Васильевич.
Санкт-Петербург
2022г.
Своеобразие политического и экономического развития страны в последние
десятилетия усложнило социальную ситуацию в обществе. Наряду с
позитивными тенденциями (повышение рождаемости, улучшение социально-
экономического положения семей с детьми, увеличение числа устроенных в
семьи детей, оставшихся без попечения родителей) сохраняются и
негативные (трансформация института семьи, способствующая
распространению семейного неблагополучия, жестокого обращения с
детьми, социального сиротства).
Так, несмотря на наблюдающийся в последние годы рост рождаемости, число
детей в возрасте до 17 лет сократилось за 10 лет с 31,6 миллиона в 2002 году
до 25 миллионов в 2011 году.
Трансформация института семьи сопровождается высоким уровнем
социального неблагополучия в семьях, что сопряжено с пьянством и
алкоголизмом, наркозависимостью, деградацией семейных и социальных
ценностей, социальным сиротством. В случаях несвоевременного выявления
и неоказания эффективной профилактической помощи семьям с детьми на
ранних этапах основными мерами по защите прав ребенка становятся
лишение и ограничение родительских прав
Со всей очевидностью, это указывает на необходимость концентрации
внимания педагогической науки на проблемах в сфере семьи и детства, среди
которых особо выделяются такие, как недостаточная эффективность
имеющихся механизмов защиты прав и интересов детей; низкая
эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и
детьми; «социальная исключённость» уязвимых категорий детей (детей-
сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в
социально опасном положении).
Одним из приоритетных вопросов защиты прав и интересов детей становится
вопрос социальной реабилитации несовершеннолетних как механизм
профилактики социально сиротства.
Актуализация означенной тематики нашла свое отражение в Посланиях
Президента РФ Федеральному Собранию, Концепции долгосрочного
социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.,
Концепции демографической политики РФ до 2025 г., Национальной
стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг., Указе Президента РФ
от 07.05.2012 г. № 597 и иных нормативно-правовых актах федерального и
местного значений.
Под социальной реабилитацией (от лат. rehabilitatio - восстановление)
понимается «совокупность медицинских, социально-экономических,
психолого-педагогических, юридических мер и мероприятий, направленных
на восстановление жизнедеятельности в социальной среде, компенсацию
нарушенных социально-педагогических функций, социальных отклонений,
защиту законных прав и интересов несовершеннолетних».
Следует подчеркнуть возрастание в наши дни роли специализированных
учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной
реабилитации. Воспитанниками социально-реабилитационных центров
становятся дети, оставшиеся без попечения родителей (или законных
представителей); осиротевшие дети; дети, самовольно покинувшие семью;
дети, не имеющие места жительства и средств к существованию; дети,
оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в
круглосуточном пребывании в учреждении. Значительную группу
воспитанников составляют дети из семей, находящихся в трудной жизненной
ситуации. Это семьи, которые не отказались от своих детей, но временно
передали их под надзор государства.
Среднестатистический портрет воспитанника социального учреждения
выглядит следующим образом: это ребенок (подросток) из неблагополучной
или малообеспеченной семьи, где один или оба родителя злоупотребляют
алкоголем, психотропными веществами; как правило, он не посещает
образовательное учреждение (детский сад, школу), либо делает это
нерегулярно; имеет опыт употребления табака и алкоголя. Благодаря
хорошей способности адаптации к среде он неплохо ориентируется в
непредвиденных ситуациях и быстро находит выход из них.
Результатом жизнедеятельности ребенка в условиях социального
неблагополучия, трудной жизненной ситуации становится дезадаптация. По
убеждению современных исследователей (М.В.Захарова, Е.М. Данилина,
Н.А. Катаева) социальная дезадаптация – процесс, обратимый при
создании системы социально-педагогического, психолого-педагогического
сопровождения, обеспечивающий оптимальное включение ребенка в новые
или изменяющиеся условия окружающей социальной среды на основе
конструктивного взаимодействия педагога и ребенка.
Тем самым вычленяется вопрос необходимости решения частной проблемы
социальной дезадаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, путем социальной реабилитации детей в условиях замещения
института семьи на институт реабилитационного учреждения.
Процесс социальной реабилитации представляет собой процесс
взаимодействия личности и общества, включающий в себя, с одной стороны,
способ передачи ребенку социального опыта, способ включения его в
систему общественных отношений, с другой стороны, процесс личностных
изменений.
Главным предназначением специализированных учреждений для детей и
подростков, оставшихся без попечения родителей, является создание и
реализация социально-педагогических условий, направленных на
обеспечение позитивного социального становления воспитанников на
основе сформированной личностной композиции социально-ценностных
отношений.
Одной из особенностей социально-реабилитационного процесса при условии
пребывания несовершеннолетних в социальном учреждении является его
направленность на формирование социально ориентированной основы
поведения и дальнейшей жизнедеятельности воспитанников как механизма
социализации, гарантии успешной социальной адаптации к динамично
меняющейся социальной среде.
Социально-реабилитационный процесс проходит поэтапно:
I этап – контакт и мотивирование;
II этап – ресоциализация и первичная реабилитация;
III этап – длительная реабилитация (комплекс завершающей реабилитации
длительного пребывания).
Цель работы на первом этапе – определение психо-эмоционального
состояния, социального статуса несовершеннолетнего, конкретизация формы
и степени дезадаптации; выявление и анализ причин, обусловивших трудную
жизненную ситуацию, безнадзорность и социальную дезадаптацию ребенка.
Этапы социально-реабилитационного процесса
По итогам проведенной психолого-педагогической, социально-медицинской,
социально педагогической диагностики разрабатывается Программа
комплексной социальной реабилитации несовершеннолетнего. Данная
программа призвана изменить жизненные стереотипы воспитанника,
снять «установки на выживание» посредством принятия им
общечеловеческих норм и социально одобряемых моделей поведения,
соответствующих нормальным условиям воспитания и развития
детей. Цель программы - предоставление социально-психологической,
социально-бытовой, социально-экономической, социально-педагогической,
социально-правовой, социально-медицинской помощи в условиях
учреждения. В реализации программы принимают участие специалисты всех
отделений: отделения диагностики и социальной реабилитации, отделения
реализации программ реабилитации, социально-правового и социально-
медицинского отделения.
Система реабилитационных мероприятий на втором этапе направлена на
частичное или полное восстановление способности личности воспитанника к
социальному функционированию, в том числе восстановление социального
статуса и социальных связей со средой посредством передачи ребенку
социального опыта, включения его в процесс овладения ведущей
деятельностью, включения в систему общественных отношений.
Особое значение имеет работа по организации деятельности коллектива
учреждения как социального института с учетом специфики социально-
реабилитационного процесса. В учреждении используется приём
закрепления «команды» (социальный работник, юрист, воспитатели,
инструктор по труду), которая сопровождает ребенка весь период
реабилитации: от приема до жизнеустройства.
Такое закрепление позволяет сократить до минимума процесс передачи
информации между подразделениями, что способствует повышению
эффективности работы, ускоряет процесс реабилитации.
Задача педагогов – отследить, насколько включен ребенок в ведущую
деятельность и насколько эффективно он осваивает ее, будь то игра, учеба,
общение или труд. Важно создать условия для такого его включения в
разнообразные виды деятельности во внеурочное время: спортивный,
творческий, эстетический, художественный, коммуникативный,
познавательный и др.
Цель работы на третьем этапе – содействие в дальнейшем жизнеустройстве
несовершеннолетнего. На данном этапе работы необходимо «проработать»
перспективу его дальнейшей жизни. Особое значение приобретает
межведомственное взаимодействие учреждений опеки и попечительства,
социального обслуживания, здравоохранения, образования, органов системы
профилактики правонарушений и безнадзорности.
В случае невозможности передачи несовершеннолетнего в родную семью его
окончательная реабилитация (до достижения совершеннолетия) продолжится
в семье временных или постоянных попечителей; в учреждениях для детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных
представителей), условия воспитания в которых приближены к семейным.
Важно подготовить ребенка к будущей жизни в новых условиях и
обстоятельствах.
Психологической предпосылкой самостоятельной жизни является
сформированная социально-психологическая умелость. Под социально-
психологической умелостью понимается набор умений, дающий
возможность компетентного выбора личностью своего жизненного пути,
самостоятельного решения проблем, умение анализировать ситуацию и
выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и
достоинства другого, исключающее психологическое насилие
и способствующее саморазвитию личности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что основными особенностями
социальной реабилитации несовершеннолетних в условиях социального
учреждения являются:
- необходимость мотивации ребенка на смену ценностных ориентаций,
формирование
социально-психологической умелости в короткие сроки;
- включенность в малые, быстро меняющиеся и различные по
половозрастному составу группы;
- необходимость психологической, социально-педагогической подготовки
ребенка к дальнейшему жизнеустройству.
Важнейшими показателями социально-реабилитационного процесса
воспитанников выступают: «…готовность к адекватному восприятию и
решению возникающих социальных проблем, устойчивость к благоприятным
социальным воздействиям, сохранение своей индивидуальности, активная
позиция в решении социальных проблем, способность к самоопределению и
расширению границ пространства собственной жизнедеятельности»