Напоминание

"Особенности работы с несовершеннолетними детьми, в условиях социального учреждения".


Автор: Марунич Андрей Васильевич
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Центр содействия семейному воспитанию №8
Населённый пункт: САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности работы с несовершеннолетними детьми, в условиях социального учреждения".
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное бюджетное учреждение

«Центр содействия семейному воспитанию №8»

Статья на тему: «Особенности работы с несовершеннолетними детьми, в

условиях социального учреждения».

Автор статьи:

Воспитатель: Марунич Андрей Васильевич.

Санкт-Петербург

2022г.

Своеобразие политического и экономического развития страны в последние

десятилетия усложнило социальную ситуацию в обществе. Наряду с

позитивными тенденциями (повышение рождаемости, улучшение социально-

экономического положения семей с детьми, увеличение числа устроенных в

семьи детей, оставшихся без попечения родителей) сохраняются и

негативные (трансформация института семьи, способствующая

распространению семейного неблагополучия, жестокого обращения с

детьми, социального сиротства).

Так, несмотря на наблюдающийся в последние годы рост рождаемости, число

детей в возрасте до 17 лет сократилось за 10 лет с 31,6 миллиона в 2002 году

до 25 миллионов в 2011 году.

Трансформация института семьи сопровождается высоким уровнем

социального неблагополучия в семьях, что сопряжено с пьянством и

алкоголизмом, наркозависимостью, деградацией семейных и социальных

ценностей, социальным сиротством. В случаях несвоевременного выявления

и неоказания эффективной профилактической помощи семьям с детьми на

ранних этапах основными мерами по защите прав ребенка становятся

лишение и ограничение родительских прав

Со всей очевидностью, это указывает на необходимость концентрации

внимания педагогической науки на проблемах в сфере семьи и детства, среди

которых особо выделяются такие, как недостаточная эффективность

имеющихся механизмов защиты прав и интересов детей; низкая

эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и

детьми; «социальная исключённость» уязвимых категорий детей (детей-

сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в

социально опасном положении).

Одним из приоритетных вопросов защиты прав и интересов детей становится

вопрос социальной реабилитации несовершеннолетних как механизм

профилактики социально сиротства.

Актуализация означенной тематики нашла свое отражение в Посланиях

Президента РФ Федеральному Собранию, Концепции долгосрочного

социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.,

Концепции демографической политики РФ до 2025 г., Национальной

стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг., Указе Президента РФ

от 07.05.2012 г. № 597 и иных нормативно-правовых актах федерального и

местного значений.

Под социальной реабилитацией (от лат. rehabilitatio - восстановление)

понимается «совокупность медицинских, социально-экономических,

психолого-педагогических, юридических мер и мероприятий, направленных

на восстановление жизнедеятельности в социальной среде, компенсацию

нарушенных социально-педагогических функций, социальных отклонений,

защиту законных прав и интересов несовершеннолетних».

Следует подчеркнуть возрастание в наши дни роли специализированных

учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной

реабилитации. Воспитанниками социально-реабилитационных центров

становятся дети, оставшиеся без попечения родителей (или законных

представителей); осиротевшие дети; дети, самовольно покинувшие семью;

дети, не имеющие места жительства и средств к существованию; дети,

оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в

круглосуточном пребывании в учреждении. Значительную группу

воспитанников составляют дети из семей, находящихся в трудной жизненной

ситуации. Это семьи, которые не отказались от своих детей, но временно

передали их под надзор государства.

Среднестатистический портрет воспитанника социального учреждения

выглядит следующим образом: это ребенок (подросток) из неблагополучной

или малообеспеченной семьи, где один или оба родителя злоупотребляют

алкоголем, психотропными веществами; как правило, он не посещает

образовательное учреждение (детский сад, школу), либо делает это

нерегулярно; имеет опыт употребления табака и алкоголя. Благодаря

хорошей способности адаптации к среде он неплохо ориентируется в

непредвиденных ситуациях и быстро находит выход из них.

Результатом жизнедеятельности ребенка в условиях социального

неблагополучия, трудной жизненной ситуации становится дезадаптация. По

убеждению современных исследователей (М.В.Захарова, Е.М. Данилина,

Н.А. Катаева) социальная дезадаптация – процесс, обратимый при

создании системы социально-педагогического, психолого-педагогического

сопровождения, обеспечивающий оптимальное включение ребенка в новые

или изменяющиеся условия окружающей социальной среды на основе

конструктивного взаимодействия педагога и ребенка.

Тем самым вычленяется вопрос необходимости решения частной проблемы

социальной дезадаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей, путем социальной реабилитации детей в условиях замещения

института семьи на институт реабилитационного учреждения.

Процесс социальной реабилитации представляет собой процесс

взаимодействия личности и общества, включающий в себя, с одной стороны,

способ передачи ребенку социального опыта, способ включения его в

систему общественных отношений, с другой стороны, процесс личностных

изменений.

Главным предназначением специализированных учреждений для детей и

подростков, оставшихся без попечения родителей, является создание и

реализация социально-педагогических условий, направленных на

обеспечение позитивного социального становления воспитанников на

основе сформированной личностной композиции социально-ценностных

отношений.

Одной из особенностей социально-реабилитационного процесса при условии

пребывания несовершеннолетних в социальном учреждении является его

направленность на формирование социально ориентированной основы

поведения и дальнейшей жизнедеятельности воспитанников как механизма

социализации, гарантии успешной социальной адаптации к динамично

меняющейся социальной среде.

Социально-реабилитационный процесс проходит поэтапно:

I этап – контакт и мотивирование;

II этап – ресоциализация и первичная реабилитация;

III этап – длительная реабилитация (комплекс завершающей реабилитации

длительного пребывания).

Цель работы на первом этапе – определение психо-эмоционального

состояния, социального статуса несовершеннолетнего, конкретизация формы

и степени дезадаптации; выявление и анализ причин, обусловивших трудную

жизненную ситуацию, безнадзорность и социальную дезадаптацию ребенка.

Этапы социально-реабилитационного процесса

По итогам проведенной психолого-педагогической, социально-медицинской,

социально педагогической диагностики разрабатывается Программа

комплексной социальной реабилитации несовершеннолетнего. Данная

программа призвана изменить жизненные стереотипы воспитанника,

снять «установки на выживание» посредством принятия им

общечеловеческих норм и социально одобряемых моделей поведения,

соответствующих нормальным условиям воспитания и развития

детей. Цель программы - предоставление социально-психологической,

социально-бытовой, социально-экономической, социально-педагогической,

социально-правовой, социально-медицинской помощи в условиях

учреждения. В реализации программы принимают участие специалисты всех

отделений: отделения диагностики и социальной реабилитации, отделения

реализации программ реабилитации, социально-правового и социально-

медицинского отделения.

Система реабилитационных мероприятий на втором этапе направлена на

частичное или полное восстановление способности личности воспитанника к

социальному функционированию, в том числе восстановление социального

статуса и социальных связей со средой посредством передачи ребенку

социального опыта, включения его в процесс овладения ведущей

деятельностью, включения в систему общественных отношений.

Особое значение имеет работа по организации деятельности коллектива

учреждения как социального института с учетом специфики социально-

реабилитационного процесса. В учреждении используется приём

закрепления «команды» (социальный работник, юрист, воспитатели,

инструктор по труду), которая сопровождает ребенка весь период

реабилитации: от приема до жизнеустройства.

Такое закрепление позволяет сократить до минимума процесс передачи

информации между подразделениями, что способствует повышению

эффективности работы, ускоряет процесс реабилитации.

Задача педагогов – отследить, насколько включен ребенок в ведущую

деятельность и насколько эффективно он осваивает ее, будь то игра, учеба,

общение или труд. Важно создать условия для такого его включения в

разнообразные виды деятельности во внеурочное время: спортивный,

творческий, эстетический, художественный, коммуникативный,

познавательный и др.

Цель работы на третьем этапе – содействие в дальнейшем жизнеустройстве

несовершеннолетнего. На данном этапе работы необходимо «проработать»

перспективу его дальнейшей жизни. Особое значение приобретает

межведомственное взаимодействие учреждений опеки и попечительства,

социального обслуживания, здравоохранения, образования, органов системы

профилактики правонарушений и безнадзорности.

В случае невозможности передачи несовершеннолетнего в родную семью его

окончательная реабилитация (до достижения совершеннолетия) продолжится

в семье временных или постоянных попечителей; в учреждениях для детей-

сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных

представителей), условия воспитания в которых приближены к семейным.

Важно подготовить ребенка к будущей жизни в новых условиях и

обстоятельствах.

Психологической предпосылкой самостоятельной жизни является

сформированная социально-психологическая умелость. Под социально-

психологической умелостью понимается набор умений, дающий

возможность компетентного выбора личностью своего жизненного пути,

самостоятельного решения проблем, умение анализировать ситуацию и

выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и

достоинства другого, исключающее психологическое насилие

и способствующее саморазвитию личности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основными особенностями

социальной реабилитации несовершеннолетних в условиях социального

учреждения являются:

- необходимость мотивации ребенка на смену ценностных ориентаций,

формирование

социально-психологической умелости в короткие сроки;

- включенность в малые, быстро меняющиеся и различные по

половозрастному составу группы;

- необходимость психологической, социально-педагогической подготовки

ребенка к дальнейшему жизнеустройству.

Важнейшими показателями социально-реабилитационного процесса

воспитанников выступают: «…готовность к адекватному восприятию и

решению возникающих социальных проблем, устойчивость к благоприятным

социальным воздействиям, сохранение своей индивидуальности, активная

позиция в решении социальных проблем, способность к самоопределению и

расширению границ пространства собственной жизнедеятельности»



В раздел образования