Автор: Ужегова Екатерина Александровна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МКОУ ОШ № 4 Населённый пункт: Свердловская область Наименование материала: внеклассное мероприятие Тема: Хлеб - это жизнь! Раздел: среднее образование
Цель: Формирование бережного отношения к
хлебу.
Задачи:
1. Углублять знания учащихся о хлебе.
2. Воспитывать чувство уважения к труду
хлеборобов.
3. Развивать логическое мышление.
4. Расширять имеющиеся у детей знания о
производстве хлеба.
5. Развивать воображение.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
Вступление: Музыкальное сопровождение (3сек.)
Орг. момент.
Сценка.
Мама: "Что бы ты хотел съесть к завтраку?”
Дочь сказала, не задумываясь: « Я видела, ты картофельное пюре готовила. Вот бы мне его со
сметаной или с маслом… да ещё чаю с молоком».
М: «Ты подумай хорошенько: кроме того, что просишь, ничего на столе не будет».
Д: «А мне ничего больше не нужно. Только, конечно, сахару к чаю».
(Поставила мать на стол всё, что дочка просила. Села она завтракать. Попробовала пюре со сметаной
и ложку отложила)
Д: «Невкусно!»
М: «Что так?»
Д: «Поняла, не посолено!»
(Побежала девочка, взяла солонку, села опять к столу. Протянула руку за хлебом, а хлеба – то на
столе нет. Мать смеётся)
Учитель: «Как вы думаете, чего еще не хватает на столе? О чем сегодня пойдет речь?»
Ответы учеников: «Хлеба»
Учитель: Хлеб
каждый день на нашем столе. Без него не обходится ни завтрак, ни обед. Он
сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни. И недаром говорят: «Хлеб - это жизнь!»
(открывается тема и наглядность на доске, презентация). Хлеб это символ благополучия, достатка.
Хлеб на столе - это богатство в доме. Поэтому тема нашего занятия: «Хлеб – это жизнь». А к жизни
необходимо относиться как?... (Ответы детей: с уважением, бережно и ценить ее).
Слайд1 Словом хлеб называют непохожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки. Что
же такое хлеб? Когда и где он родился?
Слайд 2 Первым «хлебным растением» надо считать не современные злаки – рожь и пшеницу, а дуб.
Обильные урожаи его желудей люди использовали ещё в древности. Орехи, так же как и желуди
были первым хлебом человека
Слайд
3.
Слово
«хлеб»
имеет
древнегреческое
происхождение.
Греки
выпекали
свой
хлеб
в
специальных горшках, называемые «клибанос». Отсюда произошло готское слово «хлайфс», которое
затем переняли древние германцы, славяне и другие народы. В старонемецком языке сохранилось
слово «хлайб», напоминающее наше русское «хлеб» и украинское «хлиб».
Сегодня мы ответим на все вопросы о хлебе, а для начала попробуем это сделать самостоятельно.
Предлагаю вашему вниманию простой опросник. Ваша задача поставить «галочку» там, где вы
знаете ответ и «?» там, где с ответом затрудняетесь.
Дети получают опросники. (3 минуты)
Вопросы
Да, знаю
(v)
Нет,
не
знаю (?)
1.
Знаете ли вы, из чего выпекают хлеб?
2.
Знаете ли вы профессии, связанные с изготовлением хлеба?
3.
Знаете ли вы значения следующих слов: - жито
- элеватор
- озимые
- соха
- борона
- просфоры
-овин
- мякина
-серп
- амбар
13. Вы каждый день едите хлеб?
14. Знаете ли вы норму потребления хлеба в сутки для вас?
15. Знаете ли вы, какие витамины содержатся в хлебе?
16. Знаете ли вы суточную норму хлеба в блокадном Ленинграде во время
Великой Отечественной войны?
17. Знаете ли вы, где находится первый в России Музей Хлеба?
18. Всегда ли вы бережёте хлеб?
К этим анкетам мы вернемся в конце мероприятия и проверим, на все ли вопросы вы получили
ответы в ходе занятия. За правильные ответы вы сможете получать сушки, с которыми позднее
попьете чай.
А сейчас попробуйте заработать первые сушки,
разгадав мои загадки .
У лепешки, каравая, сушки, плюшки,
пирожка
От рождения седая мать по имени... (Мука)
На соломинке - дом сто ребяток в нем.
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда таких, как я, будет целая семья"
(Зерно)
Железный нос в землю врос,
Роет, копает, землю разрыхляет (Плуг)
Через сито, сито
Вышло кругловито,
Узлов нет, а не развяжешь.
Потел, потел, в дыму закоптел. (Каравай)
"Вырос в поле дом. Полон дом зерном.
Стены позолочены. Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном на столбе золотом" (колос)
На железном мосту распухаю и расту. (Оладьи)
Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый,
Замок с башнями до неба
Сохранит все море хлеба. (Элеватор)
Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый". (Хлеб)
Какие хлебные изделия вы знаете?
Обучающиеся перечисляют, получают бублики за свои ответы.
Слайд
4.
Существует
еще
оно
хлебобулочное
изделие
-
просфоры.
Просфоры
-
это
хлеб
для
совершения церковного таинства, который выпекают из пшеничной муки.
А каким образом выпекают самый разный хлеб, мы сейчас посмотрим.
Слайд 4Видео 1 «Как делают
хлеб» (4,5 мин.)
Сегодня у нас в гостях заведующая производством школьной столовой Бурдыко М.Л. поделится с
нами,
как
приготовить
дрожжевое
тесто,
какие
изделия
можно
из
него
испечь.
(Выступление
работника столовой)
Физ. минутка: «Конкурс караваев»
Бурдыко М.Л.: «А теперь и вам я предлагаю попробовать слепить каравай».
Повар достает соленое тесто. Девти берут по маленькому кусочку и в течение 3-4 минут лепят
маленькие «каравайчики», устраивают выставку и получают сушки.
Бурдыко М.Л.: Какие вы талантливые! Вас уже можно к нам в столовую брать — такие у всех
караваи чудные!
Есть такая притча:
Однажды
добрый
молодец
нашел
золотой
самородок.
Обрадовался.
Поднял
его
и
понес
к
ювелиру, спросил:
- Сколько стоит мой самородок?
-1000 руб. – ответил ювелир. Не поверил молодец,
пошел
к
другому
торговцу.
Тот
оценил
его
самородок в 5 тысяч рублей. Третий же ювелир
сказал:
-Стоит твоя находка 10 тысяч рублей.
Совсем
растерялся
юноша
и
решил
пойти
к
мудрецу за советом.
-Я знаю, что ничего нет дороже золота на земле, -
сказал он седобородому старцу, - но не могу я
установить истинную цену самородку.
Взял в руки золото мудрец: "Твоя находка, добрый молодец, стоит целого состояния. Но не гордись
этим, потому, что …
- Подумайте, как можно продолжить притчу…
- Ты ошибаешься, что золото дороже всего на свете. Попробуй неделю не поесть – отдашь самородок
за кусок хлеба. Вот и разумей теперь, что самое ценное в нашей жизни”.
"Не держи денег в узлу, а держи хлеб в углу.”
Много пословиц и поговорок есть у русского народа о хлебе!
Постарайтесь их вспомнить, соединить начало и конец каждой пословицы. (Учитель раздает каждой
паре карточки с заданием)
Соберите пословицы . (работа в парах)
Хлеб в закромах
– счастье в домах.
Если хлеба ни куска,
так и в тереме тоска.
Хлеб драгоценный,
его береги – хлеба к обеду в меру бери.
Не красна изба углами,
а красна пирогами.
Худ обед,
когда хлеба нет.
Хочешь есть калачи,
не сиди на печи.
На чужой каравай рта не разевай,
а пораньше вставай да свой затевай.
Хлебушко –
калачу дедушка.
Когда хлеба ни куска,
так и в тереме тоска
Земля – матушка,
а хлеб – батюшка.
Кто надеется на небо,
тот сидит без хлеба.
Посей в пору –
будешь иметь хлеба гору.
Посмотрим, что у вас получилось. Слайд 6- пословицы для самопроверки
Слайд 7
Хлеб не просто дар природы,
Хлеб – наш труд. Не забывай.
Береги же наш народный
Драгоценный каравай.
Почет и слава хлеборобам!
За их прекрасный урожай,
За то, что людям предлагают
Душистый хлеба каравай!
Хлеб занимает особое место в нашем питании. Без
хлеба невозможно представить пищевой рацион, как
здорового
человека,
так
и
тех,
кто
нуждается
в
диетическом
питании.
К
тому
же
хлеб
обладает
довольно редким для пищевых продуктов свойством - он никогда не надоедает, что позволяет
включать его в рацион повседневно.
Слайд 8 Хлеб - важный и наиболее доступный источник ценного растительного белка (наряду с
картофелем, крупами, бобовыми), содержащего ряд незаменимых аминокислот.
Хлеб
-
существенный
источник
витаминов
группы
В.
Он
служит
повседневным
поставщиком
растительной клетчатки и содержит необходимые организму минеральные вещества: калий, кальций,
магний, натрий, фосфор, железо.
Слайд 9 Хлеб выпекают из пшеницы, ржи, ячменя,
овса, проса, риса и кукурузы. В зависимости от
того,
какая
мука
используется,
получается
хлеб
разного
вкуса
и
вида.
Растения,
зерна
которых
годятся в пищу, называются словом ХЛЕБА. Это
пшеница, рожь, ячмень, овес, просо, гречиха, рис,
кукуруза, горох, соя. Основные наши кормильцы –
пшеница, рожь и ячмень – имеют и особое название
– ЖИТО. Слово ЖИТО народ произвел от слова
ЖИТЬ.
Много новых слов появилось с возникновением и
производством
хлеба.
Попробуем
разобраться
в
значении некоторых из них и составить «Хлебный
словарь»
(учитель раздает карточки с заданием:
соотнести слово и его определение).
жито
зерновой не молотый хлеб.
мякина
обмолоченный хлебный колос, тот которого отвеяно зерно.
элеватор
сооружение для хранения зерна.
озимые
Растения, которые до наступления зимних холодов успевают прорасти и хорошо
укорениться, а с наступлением весеннего тепла продолжают свой жизненный цикл
соха
древнее русское пахотное орудие
борона
сельскохозяйственное орудие для обработки почвы
просфоры
хлеб для совершения церковного таинства
овин
строение для сушки хлеба в снопах.
серп
ручной инструмент для жатвы хлеба.
амбар
строение для хранения зерна.
ток
расчищенное место для молотьбы.
Теперь посмотрим, как вы справились с этим заданием. Я вам раздаю брошюры, где вы сможете
увидеть
правильные
ответы.
( учитель
раздает
брошюры
для
самопроверки,
если
все
ответы
совпадают, ребенок получает сушку).
Слайд 10
РЕБЕНКУ ВРЕДНО ЕСТЬ МНОГО ХЛЕБА! Крахмал в хлебе и в различных изделиях из дробленого
зерна повышает уровень инсулина в крови. Что в свою очередь, тормозит образование белка,
необходимого для нормального развития глазного яблока и может привести к близорукости.
В
сутки
детям
можно
съедать
300
г.
Подросткам
350-400
г.
Взрослым 330 г. Больше всего нужно хлеба людям, занимающимся
физическим трудом. Им нужно 800 г. Слайд 11
Но в годы Великой Отечественной войны была одна норма – 125
грамм в сутки на человека Слайд 12
Первый в России Музей хлеба открылся в 1988 году в Санкт-
Петербурге. Под стеклом – булки, крендели, баранки. Им больше
сотни
лет.
Особое
место
занимают
экспонаты,
связанные
с
трагическими
событиями
истории
Петрограда-Ленинграда.
В
разделе,
посвященном
Великой
Отечественной
войне
можно
увидеть этот кусочек хлеба весом в 125 граммов. Слайд 13
Слайд 14 Зерна наших дней, светитесь
Позолотою резной.
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной.
Не мечтаем мы о чуде, -
К нам полей живая речь:
Берегите хлеб, вы - люди,
Научитесь хлеб беречь!
Учитель: А теперь вернемся к вашим анкетам и посмотрим, на
все ли вопросы сегодня мы ответили. (воспитатель показывает
слайд с ответами для сравнения с анкетами детей)
Учитель: «Попробуем с вами составить «Правила бережного обращения с хлебом». Постараемся
следовать им и учить на своём примере других».
(Дети делают выводы, используя брошюры, выданные ранее).
Примерные ответы:
-
Бережно относиться к хлебу. Нельзя играть с хлебом.
-
Не переедать хлеб. Брать хлеба столько, сколько съешь.
-
Остатки хлеба отдай птицам, домашним животным.
-
Уважать труд людей, занятых производством хлеба.
В.: В заключении, мы посмотрим небольшой мультфильм. (Просмотр фильма «Берегите хлеб!» 2,3
мин.) И приглашаем всех пить чай!