Напоминание

Хлеб - это жизнь!


Автор: Ужегова Екатерина Александровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МКОУ ОШ № 4
Населённый пункт: Свердловская область
Наименование материала: внеклассное мероприятие
Тема: Хлеб - это жизнь!
Раздел: среднее образование





Назад





МКОУ ОШ №4

Внеклассное мероприятие.

Хлеб - это

жизнь.

Ужегова Е.А.

.

2016 год

Цель: Формирование бережного отношения к хлебу. Задачи: 1. Углублять знания учащихся о хлебе. 2. Воспитывать чувство уважения к труду хлеборобов. 3. Развивать логическое мышление. 4. Расширять имеющиеся у детей знания о производстве хлеба. 5. Развивать воображение.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
Вступление: Музыкальное сопровождение (3сек.) Орг. момент.
Сценка.
Мама: "Что бы ты хотел съесть к завтраку?” Дочь сказала, не задумываясь: « Я видела, ты картофельное пюре готовила. Вот бы мне его со сметаной или с маслом… да ещё чаю с молоком». М: «Ты подумай хорошенько: кроме того, что просишь, ничего на столе не будет». Д: «А мне ничего больше не нужно. Только, конечно, сахару к чаю». (Поставила мать на стол всё, что дочка просила. Села она завтракать. Попробовала пюре со сметаной и ложку отложила) Д: «Невкусно!» М: «Что так?» Д: «Поняла, не посолено!» (Побежала девочка, взяла солонку, села опять к столу. Протянула руку за хлебом, а хлеба – то на столе нет. Мать смеётся)
Учитель:
«Как вы думаете, чего еще не хватает на столе? О чем сегодня пойдет речь?» Ответы учеников: «Хлеба»
Учитель:
Хлеб каждый день на нашем столе. Без него не обходится ни завтрак, ни обед. Он сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни. И недаром говорят: «Хлеб - это жизнь!» (открывается тема и наглядность на доске, презентация). Хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе - это богатство в доме. Поэтому тема нашего занятия: «Хлеб – это жизнь». А к жизни необходимо относиться как?... (Ответы детей: с уважением, бережно и ценить ее). Слайд1 Словом хлеб называют непохожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки. Что же такое хлеб? Когда и где он родился? Слайд 2 Первым «хлебным растением» надо считать не современные злаки – рожь и пшеницу, а дуб. Обильные урожаи его желудей люди использовали ещё в древности. Орехи, так же как и желуди были первым хлебом человека Слайд 3. Слово «хлеб» имеет древнегреческое происхождение. Греки выпекали свой хлеб в специальных горшках, называемые «клибанос». Отсюда произошло готское слово «хлайфс», которое затем переняли древние германцы, славяне и другие народы. В старонемецком языке сохранилось слово «хлайб», напоминающее наше русское «хлеб» и украинское «хлиб». Сегодня мы ответим на все вопросы о хлебе, а для начала попробуем это сделать самостоятельно. Предлагаю вашему вниманию простой опросник. Ваша задача поставить «галочку» там, где вы знаете ответ и «?» там, где с ответом затрудняетесь. Дети получают опросники. (3 минуты)

Вопросы
Да, знаю (v) Нет, не знаю (?) 1. Знаете ли вы, из чего выпекают хлеб? 2. Знаете ли вы профессии, связанные с изготовлением хлеба? 3. Знаете ли вы значения следующих слов: - жито - элеватор - озимые - соха - борона - просфоры -овин - мякина -серп - амбар 13. Вы каждый день едите хлеб? 14. Знаете ли вы норму потребления хлеба в сутки для вас? 15. Знаете ли вы, какие витамины содержатся в хлебе? 16. Знаете ли вы суточную норму хлеба в блокадном Ленинграде во время Великой Отечественной войны? 17. Знаете ли вы, где находится первый в России Музей Хлеба? 18. Всегда ли вы бережёте хлеб? К этим анкетам мы вернемся в конце мероприятия и проверим, на все ли вопросы вы получили ответы в ходе занятия. За правильные ответы вы сможете получать сушки, с которыми позднее попьете чай.
А сейчас попробуйте заработать первые сушки,

разгадав мои загадки
.  У лепешки, каравая, сушки, плюшки, пирожка От рождения седая мать по имени... (Мука)  На соломинке - дом сто ребяток в нем. Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок. В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду. В нем тогда таких, как я, будет целая семья" (Зерно)  Железный нос в землю врос, Роет, копает, землю разрыхляет (Плуг)  Через сито, сито Вышло кругловито, Узлов нет, а не развяжешь. Потел, потел, в дыму закоптел. (Каравай)  "Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены. Ходит дом ходуном на столбе золотом" (колос)  На железном мосту распухаю и расту. (Оладьи) Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый,  Замок с башнями до неба Сохранит все море хлеба. (Элеватор)  Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый". (Хлеб)
Какие хлебные изделия вы знаете?
Обучающиеся перечисляют, получают бублики за свои ответы.
Слайд 4. Существует еще оно хлебобулочное изделие - просфоры. Просфоры - это хлеб для совершения церковного таинства, который выпекают из пшеничной муки. А каким образом выпекают самый разный хлеб, мы сейчас посмотрим. Слайд 4Видео 1 «Как делают хлеб» (4,5 мин.) Сегодня у нас в гостях заведующая производством школьной столовой Бурдыко М.Л. поделится с нами, как приготовить дрожжевое тесто, какие изделия можно из него испечь. (Выступление работника столовой)
Физ. минутка: «Конкурс караваев»

Бурдыко М.Л.:
«А теперь и вам я предлагаю попробовать слепить каравай». Повар достает соленое тесто. Девти берут по маленькому кусочку и в течение 3-4 минут лепят маленькие «каравайчики», устраивают выставку и получают сушки.
Бурдыко М.Л.:
Какие вы талантливые! Вас уже можно к нам в столовую брать — такие у всех караваи чудные!
Есть такая притча:
Однажды добрый молодец нашел золотой самородок. Обрадовался. Поднял его и понес к ювелиру, спросил: - Сколько стоит мой самородок? -1000 руб. – ответил ювелир. Не поверил молодец, пошел к другому торговцу. Тот оценил его самородок в 5 тысяч рублей. Третий же ювелир сказал: -Стоит твоя находка 10 тысяч рублей. Совсем растерялся юноша и решил пойти к мудрецу за советом. -Я знаю, что ничего нет дороже золота на земле, - сказал он седобородому старцу, - но не могу я установить истинную цену самородку. Взял в руки золото мудрец: "Твоя находка, добрый молодец, стоит целого состояния. Но не гордись этим, потому, что …
- Подумайте, как можно продолжить притчу…
- Ты ошибаешься, что золото дороже всего на свете. Попробуй неделю не поесть – отдашь самородок за кусок хлеба. Вот и разумей теперь, что самое ценное в нашей жизни”.
"Не держи денег в узлу, а держи хлеб в углу.”
Много пословиц и поговорок есть у русского народа о хлебе! Постарайтесь их вспомнить, соединить начало и конец каждой пословицы. (Учитель раздает каждой паре карточки с заданием)
Соберите пословицы
. (работа в парах) Хлеб в закромах – счастье в домах. Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска. Хлеб драгоценный, его береги – хлеба к обеду в меру бери. Не красна изба углами, а красна пирогами. Худ обед, когда хлеба нет. Хочешь есть калачи, не сиди на печи. На чужой каравай рта не разевай, а пораньше вставай да свой затевай. Хлебушко – калачу дедушка. Когда хлеба ни куска, так и в тереме тоска Земля – матушка, а хлеб – батюшка. Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба. Посей в пору – будешь иметь хлеба гору.
Посмотрим, что у вас получилось.
Слайд 6- пословицы для самопроверки
Слайд 7 Хлеб не просто дар природы, Хлеб – наш труд. Не забывай. Береги же наш народный Драгоценный каравай. Почет и слава хлеборобам! За их прекрасный урожай, За то, что людям предлагают Душистый хлеба каравай! Хлеб занимает особое место в нашем питании. Без хлеба невозможно представить пищевой рацион, как здорового человека, так и тех, кто нуждается в диетическом питании. К тому же хлеб обладает довольно редким для пищевых продуктов свойством - он никогда не надоедает, что позволяет включать его в рацион повседневно. Слайд 8 Хлеб - важный и наиболее доступный источник ценного растительного белка (наряду с картофелем, крупами, бобовыми), содержащего ряд незаменимых аминокислот. Хлеб - существенный источник витаминов группы В. Он служит повседневным поставщиком растительной клетчатки и содержит необходимые организму минеральные вещества: калий, кальций, магний, натрий, фосфор, железо. Слайд 9 Хлеб выпекают из пшеницы, ржи, ячменя, овса, проса, риса и кукурузы. В зависимости от того, какая мука используется, получается хлеб разного вкуса и вида. Растения, зерна которых годятся в пищу, называются словом ХЛЕБА. Это пшеница, рожь, ячмень, овес, просо, гречиха, рис, кукуруза, горох, соя. Основные наши кормильцы – пшеница, рожь и ячмень – имеют и особое название – ЖИТО. Слово ЖИТО народ произвел от слова ЖИТЬ. Много новых слов появилось с возникновением и производством хлеба. Попробуем разобраться в значении некоторых из них и
составить «Хлебный

словарь»
(учитель раздает карточки с заданием: соотнести слово и его определение). жито зерновой не молотый хлеб. мякина обмолоченный хлебный колос, тот которого отвеяно зерно. элеватор сооружение для хранения зерна. озимые Растения, которые до наступления зимних холодов успевают прорасти и хорошо укорениться, а с наступлением весеннего тепла продолжают свой жизненный цикл соха древнее русское пахотное орудие борона сельскохозяйственное орудие для обработки почвы просфоры хлеб для совершения церковного таинства овин строение для сушки хлеба в снопах. серп ручной инструмент для жатвы хлеба. амбар строение для хранения зерна. ток расчищенное место для молотьбы.
Теперь посмотрим, как вы справились с этим заданием. Я вам раздаю брошюры, где вы сможете увидеть правильные ответы.
(
учитель раздает брошюры для самопроверки, если все ответы совпадают, ребенок получает сушку). Слайд 10 РЕБЕНКУ ВРЕДНО ЕСТЬ МНОГО ХЛЕБА! Крахмал в хлебе и в различных изделиях из дробленого зерна повышает уровень инсулина в крови. Что в свою очередь, тормозит образование белка, необходимого для нормального развития глазного яблока и может привести к близорукости. В сутки детям можно съедать 300 г. Подросткам 350-400 г. Взрослым 330 г. Больше всего нужно хлеба людям, занимающимся физическим трудом. Им нужно 800 г. Слайд 11 Но в годы Великой Отечественной войны была одна норма – 125 грамм в сутки на человека Слайд 12 Первый в России Музей хлеба открылся в 1988 году в Санкт- Петербурге. Под стеклом – булки, крендели, баранки. Им больше сотни лет. Особое место занимают экспонаты, связанные с трагическими событиями истории Петрограда-Ленинграда. В разделе, посвященном Великой Отечественной войне можно увидеть этот кусочек хлеба весом в 125 граммов. Слайд 13 Слайд 14 Зерна наших дней, светитесь Позолотою резной. Говорим мы: берегите, Берегите хлеб родной. Не мечтаем мы о чуде, - К нам полей живая речь: Берегите хлеб, вы - люди, Научитесь хлеб беречь!
Учитель:
А теперь вернемся к вашим анкетам и посмотрим, на все ли вопросы сегодня мы ответили. (воспитатель показывает слайд с ответами для сравнения с анкетами детей)
Учитель:
«Попробуем с вами составить «Правила бережного обращения с хлебом». Постараемся следовать им и учить на своём примере других». (Дети делают выводы, используя брошюры, выданные ранее). Примерные ответы: - Бережно относиться к хлебу. Нельзя играть с хлебом. - Не переедать хлеб. Брать хлеба столько, сколько съешь. - Остатки хлеба отдай птицам, домашним животным. - Уважать труд людей, занятых производством хлеба.
В.:
В заключении, мы посмотрим небольшой мультфильм. (Просмотр фильма «Берегите хлеб!» 2,3 мин.) И приглашаем всех пить чай!


В раздел образования