Напоминание

Диагностика и коррекция гиперактивности у детей


Авторы: Лаврикова Светлана Александровна, Завадская Юлия Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ 83
Населённый пункт: Великий Новгород
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Диагностика и коррекция гиперактивности у детей
Раздел: дошкольное образование





Назад




Содержание

1. Понятие гиперактивности 3

2. Характеристика гиперактивного ребенка 7

3. Диагностика гиперактивного поведения 13

4. Особенности работы с гиперактивными детьми 16

Список литературы 23

Приложение 1 25

1. Понятие гиперактивности

Очень часто встречаются дети, которым трудно долго сидеть на одном

месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные

трудности в работе воспитателям и учителям, потому что очень подвижны,

вспыльчивы, раздражительны и безответственны. Такие дети в психологии

получили название гиперактивные.

Гиперактивность

в

настоящее

время

является

самым

распространённым психическим детским недугом; в общей сложности им

страдают около 5% детей.

«Гипер…» - (от греч. Hyper - над, сверху) - составная часть сложных

слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в

русский язык из латинского «activus» и означает «действенный, деятельный».

Говоря о гиперактивных детях, большинство исследователей (В.М.

Трошин, А.М. Радаев, Ю.С. Шевченко, Л.А. Ясюкова) имеют в виду детей с

синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

История изучения этого заболевания - недлинный, но насыщенный

фактами период, составляющий около 150 лет. Впервые описал чрезвычайно

подвижного ребенка, который ни секунды не мог спокойно усидеть на стуле,

немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман. Он дал ему прозвище

Непоседа Фил.

Несмотря на то, что изучение невротических отклонений поведения и

учебных

трудностей

занимались

многие

ученые,

долгое

время

не

существовало научного определения таких состояний. Были периоды спада и

повышенного внимания к этой проблеме. В 1947 г. педиатры попытались

дать четкое клиническое обоснование так называемым гиперподвижным

детям, у которых часто возникали проблемы с учебой. Однако вопрос о

терминологии этого состояния остался нерешенным.

3

До настоящего времени не было единой точки зрения в отношении

названия этого заболевания. Порой авторы вкладывали в один и тот же

термин самое различное содержание.

Немного существует заболеваний, имеющих столь многочисленные

названия. Вот лишь некоторые из них: «легкая дисфункция мозга»,

«гиперкинетический хронический мозговой синдром», «легкое повреждение

мозга», «легкая детская энцефалопатия», «гиперкинез», «гиперактивность»,

«гиперкинетические импульсивные нарушения», «минимальная мозговая

дисфункция» и многие другие.

Переход к массовому школьному обучению заставил внимательно

рассмотреть этот вопрос. Были выделены особые категории детей, плохо

справляющихся с учебной деятельностью. Традиционные формы воспитания

и обучения оказывались здесь неэффективными, поэтому таких учащихся

стали именовать исключительными (в негативном аспекте), подчеркивая

болезненную природу их ума и характера.

Французские

авторы

Ж.

Филипп

и

П.

Бонкур

в

книге

«Психологические

аномалии

среди

учащихся»

среди

«психически

ненормальных учеников» наряду с отсталыми, эпилептиками, астениками,

истериками, выделяли и так называемых неустойчивых учеников.

Термин

«легкая дисфункция мозга» появился в периодической

медицинской печати в 1963 г. после совещания международных экспертов-

неврологов, проводившегося в Оксфорде. По крайней мере, 100 клинических

проявлений входило в понятие «легкая дисфункция мозга», включая

дисграфию (нарушение письма), дизартрию (нарушение артикуляции речи),

дискалькулию

(нарушение

счета),

гиперактивность,

недостаточную

концентрацию

внимания,

агрессивность,

неуклюжесть,

инфантильное

поведение и другие.

Термин «легкая дисфункция мозга» нелегко вводился в медицинскую

среду. Были направлены анкеты 10 зарубежным педиатрам с вопросом: «Что

Вы понимаете под термином «Легкая дисфункция мозга»?». Ответы были

4

самыми разными. Подразумевалась и умственная отсталость, и нарушение

координации, и другие отклонения вплоть до начальной стадии олигофрении.

В 1966 г. С.Д. Клеменс дал следующее определение этого заболевания

у

детей:

«заболевание

со

средним

или

близким

к

среднему

интеллектуальному уровнем, с нарушением поведения от легкой до

выраженной степени в сочетании с минимальными отклонениями в

центральной нервной системе, которые могут характеризоваться различными

сочетаниями нарушений речи, памяти, контроля внимания, двигательной

функции». По его мнению, индивидуальные различия у детей могут быть

результатом

генетических

отклонений,

биохимических

нарушений,

инсультов в перинатальном периоде, заболеваний или травм в периоды

критического

развития

центральной

нервной

системы

или

других

органических причин неизвестного происхождения.

Значительно позднее начали изучать эту проблему отечественные

врачи. Наш известный педиатр Ю.Ф. Домбровская в выступлении на

симпозиуме, посвященном роли психогенного фактора в происхождении,

течении и лечении соматических болезней, который состоялся в 1972 г.,

выделила группу «трудновоспитуемых» детей, которые доставляют больше

всего проблем родителям и педагогам.

С

годами

бессилие

педагогических

методов

коррекции

гиперактивности становилось все более очевидным. Ведь явно или неявно

эти методы опирались на старое представление об изъянах воспитания как

источнике данной проблемы, тогда как ее психопатологическая природа

требовала

иного

подхода.

Опыт

свидетельствовал,

что

школьную

неуспеваемость гиперактивных детей несправедливо относить на счет их

умственной неполноценности, а их недисциплинированность невозможно

скорректировать

сугубо

дисциплинарными

методами.

Источники

гиперактивности следовало искать в нарушениях нервной системы и в

соответствии с этим планировать коррекционные мероприятия.

5

Исследования в этой области привели ученых к выводу, что в данном

случае причиной нарушений поведения выступает дисбаланс процессов

возбуждения и торможения в нервной системе. Был локализован и «участок

ответственности» за данную проблему - ретикулярная формация. Этот отдел

центральной нервной системы отвечает за человеческую энергию, за

двигательную активность и выраженность эмоций, воздействуя на кору

больших

полушарий

и

другие

вышележащие

структуры.

Вследствие

различных

органических

нарушений

ретикулярная

формация

может

находиться в перевозбужденом состоянии, и поэтому ребенок становится

расторможенным.

Непосредственной

причиной

нарушения

называли

минимальную

мозговую дисфункцию, то есть множество микроповреждений мозговых

структур

(возникающих

вследствие

родовой

травмы,

асфиксии

новорожденных и множества подобных причин). При этом грубые очаговые

повреждения мозга отсутствуют. В зависимости от степени поражения

ретикулярной формации и нарушений со стороны близлежащих отделом

мозга возникают более или менее выраженные проявления двигательной

расторможенности. Именно на моторном компоненте этого нарушения и

сосредоточили

внимание

отечественные

исследователи,

назвав

его

гипердинамическим синдромом.

6

2. Характеристика гиперактивного ребенка

Говоря о гиперактивности, имеют в виду не выраженную патологию

или

криминальное

поведение,

а

случаи,

вполне

укладывающиеся

в

популяционные распределения нормальных признаков и, следовательно, в

представление о широкой вариативности форм индивидуального поведения и

развития. Большинство детей любого возраста, обозначаемых педагогами как

«трудный ученик, воспитанник, родителями - как «трудный» ребенок, а

социологами - как несовершеннолетний из «группы риска», принадлежит

именно к этой категории.

Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет

и в 7-10 раз чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

Изучение анамнеза показывает, что в раннем возрасте у большинства

детей с гиперактивностью обнаруживается синдром повышенной нервно-

рефлекторной возбудимости (или синдром гипервозбудимости). Проявления

гипервозбудимости возникают чаще в первые месяцы жизни, в 20% случаев

они отставлены на более поздние сроки (старше шести-восьми месяцев).

Несмотря на правильный режим и уход, достаточное количество пищи, дети

беспокойны, у них отмечается беспричинный крик. Он сопровождается

избыточной двигательной активностью, вегетативными реакциями в виде

покраснения или мраморности кожных покровов, акроцианоза, усиленной

потливости, тахикардии, учащения дыхания. Во время крика можно

наблюдать повышение мышечного тонуса, тремор подбородка, рук, клонусы

стоп и голеней, спонтанный рефлекс Моро.

Нарушения сна при синдроме гипервозбудимости наблюдаются в 82%

случаев. Они выражаются в затрудненном длительном засыпании, частом

спонтанном пробуждении, раннем пробуждении, вздрагивании даже при

незначительном звуке, криках, повышенной двигательной активности,

стереотипных движениях во сне (качание головой, сосание пальца и др.),

7

сонливости или возбуждении в течение дня, иногда полной инверсии сна и

бодрствования.

Частым

симптомом

гипервозбудимости

являются

трудности

с

кормлением и желудочно-кишечные нарушения. Дети плохо берут грудь,

беспокойны во время кормления. Ранний отказ от груди — частый симптом

гипервозбудимости. Он может быть проявлением своего рода защитной

реакции на какие-либо неприятные ощущения во время кормления,

например, чувство боли при неврогенном пилороспазме, повышенном

газообразовании.

Наряду

с

нарушением

сосания

отмечаются

предрасположенность к срыгиванию, а при наличии функционального

неврогенного пилороспазма — рвота. Для этих детей характерна склонность

к жидкому стулу, связанная с повышенной возбудимостью кишечной стенки,

приводящей к усилению перистальтики кишечника под влиянием даже

незначительных раздражителей. Поносы нередко чередуются с запорами.

В возрасте от одного года до трех лет детей с гиперактивностью

отличают повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, нарушения

сна и аппетита, слабая прибавка в массе тела, некоторое отставание в

речевом и двигательном развитии. К трем годам обращают на себя внимание

такие особенности, как моторная неловкость, повышенная утомляемость,

отвлекаемость, двигательная гиперактивность, импульсивность, упрямство и

негативизм. В младшем возрасте у них нередко наблюдается задержка в

формировании навыков опрятности (энурез, энкопрез).

Нарастание симптомов гипервозбудимости бывает приурочено к

началу посещения детского сада или школы. Увеличение нагрузок на ЦНС в

этом возрасте может приводить к нарушениям поведения в виде упрямства,

непослушания, негативизма, а также к невротическим расстройствам,

замедлению темпов психоречевого развития.

Необходимо отметить, что максимальная выраженность проявлений

гиперактивности часто совпадает с критическими периодами психоречевого

развития. К первому периоду относят возраст от года до двух, когда

8

происходят интенсивное развитие корковых речевых зон и активное

формирование навыков речи. Второй период приходится на возраст около

трех лет. На этом этапе у ребенка увеличивается запас активно используемых

слов, совершенствуется фразовая речь, активно развиваются внимание и

память. В это время у многих детей с гиперактивностью обнаруживаются

задержка развития речи и нарушения артикуляции.

В последние годы ученые отмечают, что у детей с гипервозбудимостью

недостаточно сформированы так называемые прагматические речевые

функции. В частности, нарушены способность к речевому общению с

окружающими,

пониманию

выраженных

в

речи

эмоций,

реакций,

инструкций, юмора. Дети не могут соблюдать правила ведения беседы

(высказываться по очереди с собеседником, поддерживать тему беседы),

изменять стиль своей речи в зависимости от возраста собеседника (младший

ребенок, сверстник, взрослый человек), что приводит к постоянным

затруднениям

в

социальных

контактах.

Третий

критический

период

относится к возрасту шесть-семь лет и совпадает с началом становления

навыков письменной речи. У детей с гиперактивностью формируется

школьная дезадаптация и возникают проблемы поведения. Значительные

трудности психологического характера нередко обусловливают различные

психосоматические

нарушения,

проявления

вегетативно-сосудистой

дистонии.

Школьникам

с

гиперактивностью

свойственны

слабая

психоэмоциональная устойчивость при неудачах, неуверенность в себе,

заниженная самооценка. Нередко у них также наблюдаются простые и

социальные

фобии,

вспыльчивость,

задиристость,

оппозиционное

и

агрессивное поведение. В подростковом возрасте у детей с гиперактивностью

практически исчезает гиперактивность, но сохраняются импульсивность и

нарушения

внимания,

нередко

нарастают

нарушения

поведения,

агрессивность, трудности во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшается

успеваемость, может появиться тяга к употреблению алкоголя и наркотиков.

9

В целом же, гиперактивное поведение детей отличается следующими

признаками:

- Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на

стуле, ребенок крутится, вертится.

- Встает со своего места в классе во время уроков или в других

ситуациях, когда нужно оставаться на месте.

- Проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, пытается

куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.

- Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на

досуге.

- Находится в постоянном движении.

- Часто бывает болтлив.

- Отвечает на вопросы, не выслушав их до конца.

- С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.

- Мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в

беседы или игры).

Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям

гиперактивности

невнимательность,

отвлекаемость,

импульсивность,

повышенную двигательную активность. Чаще гиперактивности сопутствуют

проблемы по взаимоотношению с окружающими, трудности в обучении,

низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не

зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели

возрастной нормы.

Дети, которые обнаруживают отдельные симптомы гиперактивного

поведения или все их разнообразие, иногда просто избегают болезненных для

них ощущений. Ребенку, который неспособен или не желает выражать

сдерживаемые

чувства,

естественно,

трудно

быть

спокойным

и

сосредоточенным, концентрировать внимание, хотя он не имеет при этом

перцептивных

и

неврологических

двигательных

расстройств.

Часто

тревожные дети испытывают страх перед тем, что их заставят участвовать в

10

какой-либо деятельности. Они постоянно переходят от одного занятия к

другому и выглядят так, как будто они не способны остановиться на чем-

нибудь одном или целиком сосредоточить свое внимание на избранном

объекте. Такие дети - боязливые, раздражительные, тревожные - могут

производить впечатление гиперактивных

детей со всеми следствиями,

вытекающими их этого ярлыка.

Известный американский психологи В. Оклендер так характеризуют

этих детей: «Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много

двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать

манерой

своего

поведения.

Часто

у

него

плохая

координация

или

недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи,

проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание,

он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается

ответов».

Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока:

дефицит

активного

внимания,

двигательная

расторможенность

и

импульсивность.

Дефицит активного внимания:

1.

Ребенок

непоследователен,

ему

трудно

долго

удерживать

внимание.

2.

Не слушает, когда к нему обращаются.

3.

С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не

заканчивает его.

4.

Испытывает трудности в организации.

5.

Часто теряет вещи.

6.

Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

7.

Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность:

1.

Постоянно ерзает.

11

2.

Проявляет признаки беспокойств (барабанит пальцами, двигается

в кресле, бегает, забирается куда-либо).

3.

Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.

4.

Очень говорлив.

Импульсивность:

1. Начинает отвечать, не дослушав вопрос.

2.

Не

способен

дождаться

своей

очереди,

часто

вмешивается,

прерывает.

3. Плохо сосредоточивает внимание.

4. Не может дождаться вознаграждения (если между действиями и

вознаграждением есть пауза).

5. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень

разные результаты (на некоторых занятиях ребенок спокоен, на других - нет,

на одних уроках он успешен, на других - нет).

Если в возрасте до 7 лет у ребенка проявляются хотя бы шесть из

перечисленных признаков, то можно предположить, что такой ребенок

страдает гиперактивностью.

12

3. Диагностика гиперактивного поведения

Для оценки степени склонности детей к гиперактивному поведению

могут использоваться следующие методики:

1.

Методика «Да и Нет» применяется для исследования умения

действовать по правилу и является модификацией известной детской игры

«Да» и «нет» не говорите, черного с белым не носите».

Инструкция испытуемому: «Сейчас мы будем играть в игру, в которой

нельзя произносить слово «да» и слово «нет». Повтори, пожалуйста, какие

слова нельзя будет произносить. (Испытуемый повторяет эти слова). Теперь

будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые нельзя

произносить слова «да» и «нет». Понятно?» После того, как испытуемый

подтвердит, что ему понятно правило игры, экспериментатор начинает

задавать ему вопросы, провоцирующие ответы «да» и «нет».

Интерпретация результатов. Ошибками считаются только слова «да» и

«нет». Слова «ага», «неа» и тому подобные не рассматриваются в качестве

ошибок. Также не считается ошибкой бессмысленный ответ, если он

удовлетворяет формальному правилу игры. Вполне допустимо, если ребенок

вообще молчит и лишь ограничивается утвердительным или отрицательным

движением головы.

Задание выполнено на высоком уровне, если не допущено ни одной

ошибки. Если допущена одна ошибка,

то это – средний уровень.

Если допущено более одной ошибки – низкий уровень.

Вопросы к методике «Да и нет»

1. Тебе нравится ходить в школу?

2. Ты любишь слушать сказки?

3. Ты любишь смотреть мультфильмы?

4. Тебе нравится гулять в лесу?

5. Ты любишь играть в игрушки?

6. Ты хочешь учиться?

13

7. Ты любишь играть во дворе с ребятами?

8. Тебе нравится болеть?

9. Ты любишь смотреть телевизор?

2. Методика «Вежливость» используется для диагностики уровня

произвольности детей, что позволяет судить о степени их склонности к

гиперактивному поведению. Она представляет собой известную игру, в

которой команды ведущего выполняются лишь в том случае, если он говорит

слово «пожалуйста».

Содержание команд связано с физкультурными упражнениями: 1)

«руки вперед»; 2) «руки на пояс, пожалуйста»; 3) «присядь»; 5) «руки к

плечам, пожалуйста»; 6) «прыгай»; 7) «прыгай, пожалуйста»; 8) «перестань

прыгать, пожалуйста». До начала игры нужно проверить, понимает ли

ребенок, как следует делать использующиеся в ней упражнения. Непонятные

для

него

упражнения

лучше

всего

заменить

на

знакомые.

Обработка

результатов

проводится

методом

подсчета

баллов,

начисляющихся за ошибки, под которыми понимаются выполнение команды

без слова «пожалуйста» и невыполнение команды при слове «пожалуйста».

Любая из них оценивается в 1 балл. За верно выполненное задание

выставляется 0 (ноль).

3. Методика «Обведение контура» используется для диагностики

уровня концентрации внимания и моторно-двигательного развития детей, что

позволяет судить о степени их склонности к гиперактивному поведению.

Выполняется методика следующим образом: ребенку предлагается рисунки с

изображением

геометрических

фигур

наложенных

друг

на

друга.

Необходимо найти и обвести каждую фигуру цветным карандашом.

Обработка результатов: в № 1-2 каждая правильно и ясно обведенная фигура

оценивается в 2 балла, в № 3-4 – 1 балл, если ребенок обвел ясно контур

фигуры, нет значительных перерывов в линиях; 0 балл – при отступлении от

контура фигур, при пропуске части контура или пропуске самих фигур.

14

4. Анкетирование родителей детей применяется для выявления степени

выраженности симптомов гиперактивного поведения у ребенка.

Выполняется следующим образом: родителям предлагается опросный

лист в виде таблицы. Он содержит перечень вопросов по 11 симптомам,

которые могут наблюдаться при гиперактивном поведении. При наличии

симптома, родитель отмечает степень выраженности его в баллах. 1-

выражен мало; 2- выражен значительно; 3- выражен очень сильно.

Анкета для родителей гиперактивных детей

Мой ребенок

1. очень подвижен, много бегает, постоянно вертится.................

2. спит намного меньше, чем другие дети, очень

говорлив.........................................

3. не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-то........

4. с трудом дожидается своей очереди (в играх, в

магазинах)......................

5. начинает отвечать, не дослушав вопроса, или, наоборот, задав

вопрос, не слушает ответа................................................................................

6. часто мешает другим, вмешивается в разговоры взрослых.........

7. не может спокойно дожидаться вознаграждения (если, например,

обещали ему что-то купить)……………………………………………...

8. часто не слышит, когда к нему обращаются.........

9. легко отвлекается, когда ему читают книгу.........

10. часто не доводит начатое дело (игру, задание) до

конца...............................................................

11. избегает занятий, где требуется длительное сосредоточение.......

15

4. Особенности работы с гиперактивными детьми

Можно выделить несколько направлений работы с гиперактивными

детьми.

Сложного

ребенка

нужно

разглядывать

через

призму

понятия

«направление

развития

личности».

Для

воплощения

коррекционной

деятельности

педагогу

принципиально

научиться

диагностировать

направление развития личности ребенка:

- правильное развитие личности;

- развитие личности по нисходящей полосе;

- выпрямление личности.

Следовательно, в коррекционную деятельность педагога входят два

главных вида деятельности:

- анализирующая,

- корректирующая.

В практической деятельности педагога эти два деяния постоянно

переплетаются. Анализ взаимоотношений ребенка с окружающим миром

дополняется анализом его поступков.

Э.Ш.

Натанзон

дает

следующие

корректирующие

приемы

педагогического

действия,

принципы

педагогического

действия

(педагогический оптимизм; уважение к воспитаннику; понимание душевного

состояния ребенка; раскрытие душевного состояния; раскрытие мотивов и

внешних событий совершенных проступков; заинтересованность в судьбе

воспитанника). А также следующие приемы педагогического действия:

- Созидающие приемы (проявление доброты, внимания, заботы;

просьба, поощрение, доверие, организация успеха в учении, ожидание

наилучших результатов).

- Тормозящие приемы (констатация поступка, осуждение, наказание,

приказание, предупреждение, выявление виновного).

16

- Приемы со скрытым действием (параллельное педагогическое

действие, ласковый упрек, намек, драматичность).

- Вспомогательные приемы (организация наружной опоры правильного

поведения (А.С. Макаренко), отказ от фиксирования отдельных поступков).

Проанализировав педагогические принципы и приемы работы, мы

выделили также и психологически направленную работу с гиперактивными

детьми.

Кипхард дает следующую коррекционную программу по ослаблению

гиперактивного поведения, состоящую из шести фаз:

Фаза 1. развитие вестибулярно-моторной активности. Представление

детям способности свободно действовать.

Фаза 2. развитие умения управлять своими движениями («Бег и

торможение»).

Фаза 3. упражнения для улучшения концентрации внимания. Перед

ребенком ставятся задачи на развитие восприятия, осязания.

Фаза 4. тренировка зрительного внимания.

Фаза 5. преодоление импульсивности. Дети дают себе самоопределение

либо команды, которые вначале произносятся вслух, а потом вводят в память

молча.

Фаза 6. спортивные занятия, как средство самодисциплины.

Н.Н. Пассольтом представлена похожая коррекционная программа, но

она имеет свои особенности:

- Первая фаза ориентирована на развитие вестибулярно-моторной

активности и включает в себя: свободный бег в помещении; свободную езду

в помещении; передвижение в зале с внедрением снарядов, дающее чувство

свободы.

- Вторая фаза ориентирована на развитие умения управлять своими

движениями.

17

- Третья, содержит в себе упражнения для улучшения концентрации

внимания:

ударить

по

воздушному

шарику

определенным

методом;

балансировать воздушным шариком; найти предмет на ощупь.

- Четвертая фаза ориентирована на тренировку зрительного внимания.

- Пятая – на преодоление импульсивности.

- Шестая фаза содержит в себе спортивные занятия, направленные на

самодисциплину.

А. Вёльфь и П. Уффельман дает свою концепцию коррекционной

программы:

- развитие у детей чувства ритма;

- воспитание уверенности в себе;

- развитие контактности и общительности;

- выработать способность концентрировать внимание;

- развитие невербальной выразительности;

- приготовить выступление перед публикой.

М. Руновой, С. Мусаевой была предложена следующая коррекционная

программа, которая состоит из трех блоков, содержащих разные упражнения:

1.

игры-упражнения

на

развитие

внимания

и

формирование

самоконтроля двигательной активности. Эти игры требуют от ребенка

высокой концентрации внимания («Найди свой домик», «Не ошибись!» и

т.д.);

2. игры-упражнения на согласованность совместных действий и

развитие координации. Каждый участник обязан рассмешить, удивить

другого

игрока,

изображая

разные

действия

с

помощью

мимики,

пантомимики, интонации. («Воображение», «Дружная пара», «Угадай, что я

делаю» и т.д.);

3.

игры-упражнения

на

развитие

произвольности

психических

действий. Этот блок представлен малоподвижными играми, направленными

на развитие психических действий. В тоже время в этих играх решается

задача взаимоконтроля деятельности.

18

Выбор

методов

коррекции

гиперактивности

должен

носить

индивидуальный характер с учетом степени выраженности основных

проявлений гиперактивности и наличия сопутствующих ему нарушений. При

этом коррекция проявлений гиперактивности, как и диагностика этого

синдрома, всегда должны носить комплексный характер и объединять

различные

подходы,

в

том

числе

работу

с

родителями

и

методы

модификации поведения (т.е. специальные воспитательные приемы), работу

со школьными педагогами, методы психолого-педагогической коррекции,

психотерапии, а также медикаментозное лечение.

Коррекционная работа с гиперактивным ребенком должна быть

направлена на решение следующих задач:

1. Провести комплексную диагностику ребенка, проявляющего

симптомы дефицита внимания и гиперактивности.

2.

Нормализовать

обстановку

в

семье

ребенка,

его

взаимоотношений с родителями и другими взрослыми. Важно научить

членов семьи избегать новых конфликтных ситуаций.

3. Установить контакт со школьными педагогами, ознакомить их

с информацией о сущности и основных проявлениях СДВГ, эффективных

методах работы с гиперактивными учениками.

4. Добиться повышения у ребенка самооценки, уверенности в

собственных силах за счет усвоения им новых навыков, достижений успехов

в учебе и повседневной жизни. Необходимо определить сильные стороны

личности ребенка и хорошо развитые у него высшие психические функции и

навыки с тем, чтобы опираться на них в преодолении имеющихся

трудностей.

5. Достичь у ребенка послушания, привить ему аккуратность,

навыки самоорганизации, способность планировать и доводить до конца

начатые дела. Развить у него чувство ответственности за собственные

поступки.

19

6.

Научить ребенка уважению

прав

окружающих людей,

правильному

речевому

общению,

контролю

собственных

эмоций

и

поступков,

навыкам

эффективного

социального

взаимодействия

с

окружающими людьми.

Организация

коррекционно-педагогического

процесса

с

гиперактивными

детьми

должна

соответствовать

двум

обязательным

условиям:

1. Развитие и тренировку слабых функций следует проводить в

эмоционально

привлекательной

форме,

что

существенно

повышает

переносимость

предъявляемой

нагрузки

и

мотивирует

усилия

по

самоконтролю. Этому требованию соответствует игровая форма занятий.

2.

Подбор таких игр, которые, обеспечивая тренировку одной

функциональной способности, не возлагали бы одновременной нагрузки на

другие

дефицитные

способности,

ибо

известно,

что

параллельное

соблюдение двух, а тем более трех условий деятельности вызывает у ребенка

существенные затруднения, а порой просто невыполнимо.

Даже при всем желании гиперактивный ребенок не может выполнить

правил поведения на занятии или уроке, требующих того, чтобы он сидел

спокойно, был внимательным и одновременно сдержанным в течение

достаточно длительного времени.

Отсюда основное условие развития дефицитарных функций у этих

детей - предъявляя ребенку игру, требующую напряжения, сосредоточения,

удержания и произвольного распределения внимания, следует до минимума

снизить нагрузку на самоконтроль импульсивности и не ограничивать

двигательную активность. Развивая усидчивость, не стоит одновременно

напрягать активное внимание и подавлять импульсивность. Контроль за

собственной импульсивностью не должен сопровождаться ограничением

возможности

получать

«мышечную

радость»

и

может

допускать

определенную долю рассеянности внимания.

20

Проводимая

психокоррекционная

и

коррекционно-педагогическая

работа должна представлять собой комплекс развивающих игр, позволяющих

изолированно

воздействовать

на

отдельные

составляющие

синдрома

гиперактивности (Шевченко Ю.С., 1997; Шевченко Ю.С., Шевченко М.Ю.,

1997). Были выделены несколько групп развивающих игр для детей с

синдром гиперактивности, которые могут чередоваться в структуре единого

игрового сюжета специально организованных занятий, а также включаться в

содержание свободного времяпрепровождения:

1.

Игры

на

развитие

внимания,

дифференцированные

по

задействованным ориентировочным анализаторам (зрительный, слуховой,

вестибулярный,

кожный,

обонятельный,

вкусовой,

тактильный)

и

по

отдельным компонентам внимания (фиксация, концентрация, удержание,

переключение,

распределение);

(устойчивости,

переключения,

распределения, объема).

2.

Игры

на

преодоление

расторможенности

и

тренировку

усидчивости

(не

требующие

напряжения

активного

внимания

и

допускающие проявления импульсивности).

3.

Игры

на

тренировку

выдержки

и

контроль

импульсивности (позволяющие

при

этом

быть

невнимательным

и

подвижным).

4.

Три

вида

игр

с

двуединой

задачей

(требующие

быть

одновременно внимательным и сдержанным, внимательным и неподвижным,

неподвижным и неимпульсивным);

5.

Игры с триединой задачей (с одновременной нагрузкой на

внимание, усидчивость, сдержанность).

Перспективным

представляется

подбор

соответствующих

компьютерных игр,

весьма привлекательных для детей, которые могут

использоваться как для динамической диагностики различных характеристик

внимания, так и для его развития.

21

Игры

должны

предлагаться

детям

с

учетом

проведенного

качественного анализа их когнитивных, поведенческих и личностных

особенностей, т.е., фактически, каждому ребенку предлагался свой набор

игр, наиболее адекватный его нарушениям. Игры составлены таким образом,

что при невыполнении игровой задачи ребенком, ее можно облегчить,

изменить, сделать более доступной для выполнения на данном этапе. То же

происходит

при

хорошем

выполнении

игры

ребенком:

игру

можно

усложнять, добавлять новые правила, условия игры. Таким образом, с одной

стороны – игра становится для детей знакомой и понятной, а с другой - не

приедается со временем. Когда дети начинают успешно справлять с каждым

отдельным видом игр (игры на внимание, игры на преодоление двигательной

расторможенности, игры на усидчивость), то психолог (педагог, воспитатель,

родитель) вводят игры с двуединой задачей, а потом и с триединой задачей.

Игры выполняются вначале индивидуально с каждым ребенком, позже

предпочтительнее использовать групповые игровые задания, в которых дети

не только продолжают развивать все нарушенные компоненты внимания,

преодолевать

импульсивность

и

сдерживать

двигательную

расторможенность, но и учатся взаимодействовать с другими людьми,

учитывать их личностные особенности.

Эти игры могут проводиться как на специальных занятиях с

психологом,

так

и

учителем

на

уроке

во

время

так

называемой

«физкультминутки» (см. Приложение 1).

22

Список литературы

1. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о

гиперактивных детях. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 96 с.

2.

Бурлачук

Л.Ф.,

Морозов

С.М.

Словарь-справочник

по

психодиагностике. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 528 с.

3. Бурменская Г.А., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-

психологическое консультирование: Проблемы психологического развития

детей. - М.: Изд-во МГУ, 1990. -158 с.

4. Дробинский А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания//

Дефектология. - №1 - 1999. - с. 31-36.

5. Журба Л.Т., Тимонина О.В., Строганова Т.Н., Посикера И.Н.

Клинико-генетические,

УЗИ

и

ЭЭГ

исследования

синдрома

гипервозбудимости центральной нервной системы у детей раннего возраста:

Методические рекомендации. М., 2001.

6. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и

дефицитом внимания. М., 2001.

7. Заваденко Н.Н. Диагноз и дифференциальный диагноз синдрома

дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Школьный психолог. - №

4. - 2000. с. 2-6.

8.

Лютова

Е.К.,

Монина

Г.Б.

Шпаргалка

для

взрослых:

Псикоррекционная работа с гиперактивным, агрессивными, тревожными и

аутичными детьми. - М.: Генезис, 2000. - 192 с.

9. Окленд В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психологии /

Перев. с англ. - М.: Независимая фирма «Класс», 2000.- 336 с.

10. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического

развития / Сост. и общая редакция Астапова В.М., Микадзе Ю.В. - СПб:

Питер, 2001. - 384 с.

11.

Рогов

Е.И.

Настольная

книга

практического

психолога

в

образования: Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1996. - 529 с.

23

12. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. - Минск:

Харвест, 1997. - 800 с.

13. Справочник дошкольного психолога / Г.А. Широкова. – Изд. 5-е. –

Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 382 с.

24

Приложение 1

Примеры психокоррекционных игр

«Гвалт»

Цель: развитие концентрации внимания, развитие слухового внимания.

Условия игры. Один из участников (по желанию) становится водящим

и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из

известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по

одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором,

начинают повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что

это за песня, собрав ее по словечку.

Примечание. Желательно, чтобы до того, как войдет водящий, каждый

ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.

«Мельница»

Цель: развитие внимания, контроль двигательной активности.

Условия игры. Все играющие становятся в круг на расстоянии не

меньше 2-х метров друг от друга. Один из игроков получает мяч и передает

его

другому,

тот

третьему

и

т.д.

постепенно

скорость

передачи

увеличивается. Игрок, который упустил мяч или бросил его неправильно,

выбывает из игры. Побеждает тот, кто остается в игре последним.

Примечание. Игру можно усложнить тем, что кто-то будет отбивать

ритм, под который игроки будут перебрасывать друг другу мяч, т.е.

задействовать слуховое внимание. Кроме того, этот ритм может меняться (то

быстрее, то медленней).

«Найди отличие» (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях, развитие

зрительного внимания.

Условия игры. Ребенок рисует любую несложную картинку (кошку,

домик и т.п.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый

дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен

25

заметить, что изменилось на рисунке. Затем взрослый и ребенок могут

поменяться ролями.

Примечание. Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае

дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при

этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает.

Дети должны сказать, какие изменения произошли.

«Тишина»

Цель: развитие слухового внимания и усидчивости.

Условия игры. Детям дается инструкция: «Давайте послушаем тишину.

Сосчитайте звуки, которые здесь слышите. Сколько их? Какие это звуки?

(начинаем с того, кто услышал меньше всех)».

Примечание.

Игру можно усложнить, дав задание детям сосчитать

звуки вне комнаты, в другом классе, на улице.

«Золушка»

Цель: развитие распределения внимания.

Условия игры. В игре участвует 2 человека. На столе стоит ведерко с

фасолью (белой, коричневой и цветной). Нужно по команде разобрать и

разложить фасоль на 3 кучки по цвету. Выигрывает тот, кто первый

справился с задачей.

«Фасоль или горох?»

Цель: развитие тактильного внимания, распределения внимания.

Условия игры. В игре участвует 2 человека. На столе стоит тарелка с

горохом и фасолью. Нужно по команде разобрать и разложить горох и

фасоль по двум тарелкам.

Примечание. В дальнейшем игру можно усложнить, завязав игрокам

глаза.

«Самый внимательный»

Цель: развитие внимания и зрительной памяти.

Условия игры. Участники игры встают перед ведущим в разных позах

(можно по тематике: «Животные в зоопарке», «Дети на прогулке»,

26

«Профессии» и т.д.). Ведущий должен запомнить порядок и позы игроков.

Затем ведущий отворачивается. В это время игроки меняются местами и

изменяют позы. Ведущий должен сказать, кто как стоял.

«Снежный ком»

Цель: развитие внимания, памяти, преодоление импульсивности.

Условия игры. Выбирается тема игры: города, животные, растения,

имена и т.п. игроки садятся в круг. Первый игрок называет слово по данной

тематике, например «слон» (если тема игры – «Животные»). Второй игрок

должен повторить первое слово и добавить свое, например, «слон», «жираф».

Третий говорит: «слон», «жираф», «крокодил». И так далее по кругу до тех

пор, пока кто-нибудь не ошибется. Тогда он выбывает из игры и следит,

чтобы не ошибались остальные. И так до тех пор, пока не останется один

победитель.

Примечание. Аналогичны образом можно придумывать «Детектив», по

одному слову складывая сюжет. Например: «Ночь», «улица», «шаги»,

«крик», «удар» и т.д. можно разрешить детям подсказывать друг другу, но

только используя жесты.

«Скучно так сидеть»

Цель: развитие внимания.

Условия игры. Вдоль противоположных стен зала стоят стулья. Дети

садятся на стулья около одной стены и читают стишок:

Скучно, скучно так сидеть,

Друг на друга все глядеть.

Не пора ли пробежаться

И местами поменяться?

Как только стишок прочитан, все дети бегут к противоположной стене

и стараются занять свободные стулья, которых на один меньше, чем

участников игры. Тот, кто остается без стула, выбывает.

Все повторяется до тех пор, пока победитель не займет последний

оставшийся стул.

27

«Не пропусти мяч»

Цель: развитие внимания

Условия игры. Участники игры становятся в круг и кладут руки друг

другу на плечи. Водящий стоит в середине круга, у его ног мяч. Задача

водящего – ногой выбить мяч из круга. Задача игроков – не выпустить мяч.

Разнимать руки нельзя. Если мяч пролетит над руками или головой игроков,

удар не засчитывается. А вот когда мяч пролетит между ног, водящий

выигрывает, становится игроком, а на его место встает тот, кто пропустил

мяч.

«Сиамские близнецы»

Цель: контроль импульсивности, гибкость общения друг с другом,

способствовать возникновению доверия между ними.

Условия игры. Детям дается инструкция: «Разбейтесь на пары, встаньте

плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу

поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две

головы, три ноги, одно туловище и две руки. Попробуйте походить по

помещению, что-то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в

ладоши и т.д.»

Примечания.

Чтобы «третья» нога действовала дружно, ее можно

скрепить либо веревочкой, либо резинкой. Кроме того, близнецы могут

«срастись» не только ногами, но спинами, головами и т.д.

«Мишки и шишки»

Цель: тренировка выдержки, контроль импульсивности.

Условия игры. По полу рассыпают шишки. Двум игрокам предлагают

собрать их лапами больших игрушечных мишек. Выигрывает тот, кто

соберет больше.

Примечания.

Вместо игрушек можно использовать руки других

игроков, но, например, повернутые тыльной стороной ладони. Вместо шишек

можно использовать другие предметы – мячики, кубики и т.п.

28

«Говори» (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

Цель: контроль импульсивности.

Условия игры. Детям дается инструкция: «Ребята, я буду задавать вам

простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда,

когда я дам команду – «Говори»! Давайте потренируемся: «Какое сейчас

время года?» (выдерживается пауза). «Говори!». «Какого цвета у нас в классе

потолок?». «Говори!». «Сколько будет два плюс два?». «Говори!». «Какой

сегодня день недели?». «Говори!». И т.д.

«Толкни – поймай»

Цель: развитие внимания, контроль двигательной активности.

Условия игры. Дети делятся по парам, у каждой пары мяч. Один сидит,

другой стоит на расстоянии 2-3 метра. Сидящий отталкивает мяч партнеру,

быстро встает и ловит брошенный ему мяч. После нескольких повторений

игроки меняются местами.

«Передай мяч»

Цель: развитие внимания, контроль двигательной активности.

Условия игры. Дети распределяются на 2 равные группы, встают в 2

колонны и по сигналу передаю мяч. Последний, стоящий в каждой колонне,

получив мяч, бежит, становится впереди колонны и снова передает мяч, но

уже другим способом. Игра заканчивается,

когда с мячом впереди

оказывается ведущий звена.

Варианты передачи мяча:

над головой;

справа или слева (можно чередуя лево-право);

внизу между ног.

Примечание. Все это может проделываться под энергичную музыку.

«Аисты – лягушки»

Цель: тренировка внимания, контроль двигательной активности.

Условия игры.

Все игроки идут по кругу или передвигаются по

комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один

29

раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге,

руки в стороны). Когда ведущих хлопнет два раза, игроки принимают позу

«лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между

ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

Примечание. Можно придумать другие позы, можно использовать

гораздо большее количество поз – так игра усложняется. Пусть дети сами

придумывают новые позы.

«Испорченный телефон»

Цель: развитие слухового внимания.

Условия игры. В игре участвует не менее трех игроков. Словесное

сообщение, состоящее от одного до нескольких слов передается игроками

друг другу по кругу (шепотом, на ушко) пока не вернется к первому игроку.

Повторять соседу передаваемое слово или предложение, если он его не

расслышал, нельзя. Затем сверяется полученное сообщение с исходным и

находится игрок, который исказил его.

«Поиграем с предметами»

Цель: развитие внимания, его объема, устойчивости, концентрации,

развитие зрительной памяти.

Условия игры. Ведущий выбирает 7-10 небольших предметов.

1.

Положить предметы в ряд и прикрыть их чем-нибудь.

Приоткрыв их секунд на 10, снова закрыть и предложить ребенку

перечислить все предметы.

2.

Снова ненадолго показать ребенку предметы и спросить

его, в какой последовательности они лежали.

3.

Поменяв местами

два предмета,

показать снова

все

предметы на 10 секунд. Предложить ребенку уловить, какие два

предмета переложены.

4.

Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета

каждый из них.

30

5.

Положив один на другой несколько предметов, попросить

ребенка перечислить их подряд снизу вверх, а затем сверху вниз.

6.

Разбить предметы на группы по 2-4 предмета. Ребенок

должен назвать эти группы.

Примечание. Эти задания можно и дальше варьировать. Играть можно

как с одним ребенком, так и с группой детей. Начинать можно с небольшого

количества предметов (сколько ребенок в состоянии запомнить, будет видно

уже по первому заданию), увеличивая в дальнейшем их количество.

31



В раздел образования