Напоминание

«Какие предметы не тонут?»


Автор: Погодина Юлия Альбертовна
Должность: воспитатль
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №7"
Населённый пункт: пгт. Ревда, Ловозерский район, Мурманская область
Наименование материала: Совместная поисково-исследовательская деятельность детей старшей группы в опытно-экспериментальном в центре
Тема: «Какие предметы не тонут?»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Совместная поисково-исследовательская деятельность

детей старшей группы в опытно-экспериментальном в центре «Почемучка»

«Какие предметы не тонут?»

Цель: Дать детям элементарное представление о физическом свойстве

плавучесть.

Задачи:

Объяснить, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.

Формировать умение определять вес предмет с помощью весов (чашечных).

Формировать

умение

фиксировать

результат

эксперимента

(заполнять

таблицу используя условные обозначения )

Развивать самостоятельность, наблюдательность, самоконтроль.

Материалы: тазы с водой, подносы, чашечные весы, индивидуальные

таблицы, простые карандаши, пластмассовые мячи, скрепки, ножницы,

ключи, воздушный шар, миска, коробка, бутылка закрытая крышкой,

бутылка и др.

/Вношу куклу/

Воспитатель: Посмотрите, к нам пришел дед Почемучка.

Дед Почемучка: Здравствуйте! Меня зовут Почемучка.

Воспитатель: Деревенские жители часто называют его Почемучкой. Вы

догадались почему?

Дед Почемучка: Я очень любопытный. Часто задаю всем вопрос «Почему?».

И к вам пришел неслучайно, я узнал, что вы любознательные дети и

проводите исследования в опытно-экспериментальном центре «Почемучка».

Помогите мне узнать, какие предметы не тонут?

/на столе в подносе разные предметы: гвоздь, воздушный шар, миска,

лист бумаги и др./

Воспитатель: Давайте проверим, все ли предметы держатся на воде? И

выясним, почему одни предметы держаться на воде, а другие тонут?

/проводится опытно-экспериментальная деятельность/

Воспитатель: Как вы думаете, гвоздь будет держаться на воде или нет?

Почему?

Воспитатель: Проверим, предположение. Опустите гвоздь в таз с водой. Что

произошло?

Воспитатель: Ваше предположение подтвердилось. А лист бумаги удержится

на воде или нет? Озвучьте ваши предположения.

Воспитатель: Проверим. Опустите лист бумаги в воду. Почему лист бумаги

удержался на воде?

Воспитатель: Как вы думаете, а воздушный шар опустится на дно таза с

водой?

Воспитатель: Проверим ваши догадки. Опустите воздушный шар в воду.

Подтвердилось ваше предположение?

/показываю таблицу со схематичными рисунками/

Воспитатель: Ребята, проведя эксперименты мы должны заполнить таблицу.

Обратите внимание на рисунки, изображенные в первом столбике таблицы.

Назовите, что изображено?

Воспитатель: Что изображено сверху второго и третьего столбика?

Воспитатель: Значит, если изображенный предмет держится на воде, ставим

знак + во втором столбике напротив изображения данного предмета, а если

предмет опускается на дно таза с водой, ставим знак + в третьем столбике

напротив изображения данного предмета.

/дети самостоятельно проводят опытно-экспериментальную деятельность и

заполняют таблицу/

Воспитатель: Как вы думаете, миска опустится на дно таза или нет? Почему?

Воспитатель: Проверим? Опустите миски в воду. Запишите результат в

таблицу.

Воспитатель: А катушка будет держаться на воде? Почему?

Воспитатель: Проверим ваши предположения? Опустите катушки в воду.

Запишите результат в таблицу.

Воспитатель: Как вы думаете, если опустить в воду две бутылочки: одну

с закрытой крышкой, а другую без крышки, какая из бутылочек

опустится на дно таза, а какая будет держаться на воде? Выскажите

ваши предположения.

Воспитатель: Проверим. Опустите бутылочки с закрытой крышкой в воду.

Посмотрите. Запишите результат в таблицу.

Воспитатель: Опустите в воду бутылочки без крышки. Посмотрите.

Запишите результат в таблицу.

/показываю два шара, изготовленных из разных материалов/

Воспитатель: Посмотрите на шары и выскажите свои предположения.

Какой из них будет держаться на воде, а какой опустится на дно таза?

Воспитатель: Сравните шары по величине. Какой из шаров больше по

размеру?

Воспитатель: Какой шар опуститься на дно таза? Почему вы так думаете?

Воспитатель: Как можно определить какой из шаров тяжелее?

/устанавливаю на стол весы/

Воспитатель: Разместим шары на чашах весов. Обратите внимание, какая

чаша весов опустилась вниз? Какой шар тяжелее?

Воспитатель: Проверим опытным путем. Опустите шары в воду. Что

произошло?

Воспитатель: Да, деревянный шар держится на воде, а металлический

опустился на дно таза.

Воспитатель: Почему одни предметы держаться на воде, а другие нет?

/показываю схему/

Воспитатель: Вода пытается удержать предмет, толкая его снизу вверх. Если

предмет легкий, вода держит его на поверхности воды, и предмет не

опускается в воду ( не тонет). Если предмет тяжелый, он давит на воду, и

она его удержать не может – предмет опускается в воду (он тонет).

Воспитатель: Какие предметы из таблицы (скрепка, ключ, пластмассовый

мяч, ножницы) держаться на поверхности воды, а какие опускаются в

воду? Проверьте самостоятельно и запишите, с помощью условного

знака (+), результат в таблицу.

/дети самостоятельно проводят эксперименты и заполняют таблицу/

Воспитатель: Ребята, мы разобрались в том, какие предметы держаться

на поверхности воды, а какие опускаются на дно таза (тонут).

Дед Почемучка: Назовите какие предметы держатся на поверхности воды и

не тонут?

Дед Почемучка: Какие предметы опускаются на дно таза (тонут)?

Воспитатель: Вы сделали правильный вывод о том, что плавучесть предмета

зависит не от размера, а от его тяжести.

Воспитатель: Молодцы! Вы помогли деду Почемучке разобраться в вопросе

плавучести предметов. Вы - настоящие исследователи!

Дед Почемучка: Спасибо, ребята. Обязательно буду приходить к вам, чтобы

узнать что-нибудь интересное. До свидания.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №7»

Совместная поисково – исследовательская деятельность детей

подготовительной группы в опытно – экспериментальном центре

«Почемучка».

« Какие предметы не тонут? »

Подготовила:

воспитатель

Погодина Юлия Альбертовна

2013



В раздел образования