Автор: Погодина Юлия Альбертовна
Должность: воспитатль
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №7"
Населённый пункт: пгт. Ревда, Ловозерский район, Мурманская область
Наименование материала: Совместная поисково-исследовательская деятельность детей старшей группы в опытно-экспериментальном в центре
Тема: «Какие предметы не тонут?»
Раздел: дошкольное образование
Совместная поисково-исследовательская деятельность
детей старшей группы в опытно-экспериментальном в центре «Почемучка»
«Какие предметы не тонут?»
Цель: Дать детям элементарное представление о физическом свойстве
плавучесть.
Задачи:
Объяснить, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.
Формировать умение определять вес предмет с помощью весов (чашечных).
Формировать
умение
фиксировать
результат
эксперимента
(заполнять
таблицу используя условные обозначения )
Развивать самостоятельность, наблюдательность, самоконтроль.
Материалы: тазы с водой, подносы, чашечные весы, индивидуальные
таблицы, простые карандаши, пластмассовые мячи, скрепки, ножницы,
ключи, воздушный шар, миска, коробка, бутылка закрытая крышкой,
бутылка и др.
/Вношу куклу/
Воспитатель: Посмотрите, к нам пришел дед Почемучка.
Дед Почемучка: Здравствуйте! Меня зовут Почемучка.
Воспитатель: Деревенские жители часто называют его Почемучкой. Вы
догадались почему?
Дед Почемучка: Я очень любопытный. Часто задаю всем вопрос «Почему?».
И к вам пришел неслучайно, я узнал, что вы любознательные дети и
проводите исследования в опытно-экспериментальном центре «Почемучка».
Помогите мне узнать, какие предметы не тонут?
/на столе в подносе разные предметы: гвоздь, воздушный шар, миска,
лист бумаги и др./
Воспитатель: Давайте проверим, все ли предметы держатся на воде? И
выясним, почему одни предметы держаться на воде, а другие тонут?
/проводится опытно-экспериментальная деятельность/
Воспитатель: Как вы думаете, гвоздь будет держаться на воде или нет?
Почему?
Воспитатель: Проверим, предположение. Опустите гвоздь в таз с водой. Что
произошло?
Воспитатель: Ваше предположение подтвердилось. А лист бумаги удержится
на воде или нет? Озвучьте ваши предположения.
Воспитатель: Проверим. Опустите лист бумаги в воду. Почему лист бумаги
удержался на воде?
Воспитатель: Как вы думаете, а воздушный шар опустится на дно таза с
водой?
Воспитатель: Проверим ваши догадки. Опустите воздушный шар в воду.
Подтвердилось ваше предположение?
/показываю таблицу со схематичными рисунками/
Воспитатель: Ребята, проведя эксперименты мы должны заполнить таблицу.
Обратите внимание на рисунки, изображенные в первом столбике таблицы.
Назовите, что изображено?
Воспитатель: Что изображено сверху второго и третьего столбика?
Воспитатель: Значит, если изображенный предмет держится на воде, ставим
знак + во втором столбике напротив изображения данного предмета, а если
предмет опускается на дно таза с водой, ставим знак + в третьем столбике
напротив изображения данного предмета.
/дети самостоятельно проводят опытно-экспериментальную деятельность и
заполняют таблицу/
Воспитатель: Как вы думаете, миска опустится на дно таза или нет? Почему?
Воспитатель: Проверим? Опустите миски в воду. Запишите результат в
таблицу.
Воспитатель: А катушка будет держаться на воде? Почему?
Воспитатель: Проверим ваши предположения? Опустите катушки в воду.
Запишите результат в таблицу.
Воспитатель: Как вы думаете, если опустить в воду две бутылочки: одну
с закрытой крышкой, а другую без крышки, какая из бутылочек
опустится на дно таза, а какая будет держаться на воде? Выскажите
ваши предположения.
Воспитатель: Проверим. Опустите бутылочки с закрытой крышкой в воду.
Посмотрите. Запишите результат в таблицу.
Воспитатель: Опустите в воду бутылочки без крышки. Посмотрите.
Запишите результат в таблицу.
/показываю два шара, изготовленных из разных материалов/
Воспитатель: Посмотрите на шары и выскажите свои предположения.
Какой из них будет держаться на воде, а какой опустится на дно таза?
Воспитатель: Сравните шары по величине. Какой из шаров больше по
размеру?
Воспитатель: Какой шар опуститься на дно таза? Почему вы так думаете?
Воспитатель: Как можно определить какой из шаров тяжелее?
/устанавливаю на стол весы/
Воспитатель: Разместим шары на чашах весов. Обратите внимание, какая
чаша весов опустилась вниз? Какой шар тяжелее?
Воспитатель: Проверим опытным путем. Опустите шары в воду. Что
произошло?
Воспитатель: Да, деревянный шар держится на воде, а металлический
опустился на дно таза.
Воспитатель: Почему одни предметы держаться на воде, а другие нет?
/показываю схему/
Воспитатель: Вода пытается удержать предмет, толкая его снизу вверх. Если
предмет легкий, вода держит его на поверхности воды, и предмет не
опускается в воду ( не тонет). Если предмет тяжелый, он давит на воду, и
она его удержать не может – предмет опускается в воду (он тонет).
Воспитатель: Какие предметы из таблицы (скрепка, ключ, пластмассовый
мяч, ножницы) держаться на поверхности воды, а какие опускаются в
воду? Проверьте самостоятельно и запишите, с помощью условного
знака (+), результат в таблицу.
/дети самостоятельно проводят эксперименты и заполняют таблицу/
Воспитатель: Ребята, мы разобрались в том, какие предметы держаться
на поверхности воды, а какие опускаются на дно таза (тонут).
Дед Почемучка: Назовите какие предметы держатся на поверхности воды и
не тонут?
Дед Почемучка: Какие предметы опускаются на дно таза (тонут)?
Воспитатель: Вы сделали правильный вывод о том, что плавучесть предмета
зависит не от размера, а от его тяжести.
Воспитатель: Молодцы! Вы помогли деду Почемучке разобраться в вопросе
плавучести предметов. Вы - настоящие исследователи!
Дед Почемучка: Спасибо, ребята. Обязательно буду приходить к вам, чтобы
узнать что-нибудь интересное. До свидания.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №7»
Совместная поисково – исследовательская деятельность детей
подготовительной группы в опытно – экспериментальном центре
«Почемучка».
« Какие предметы не тонут? »
Подготовила:
воспитатель
Погодина Юлия Альбертовна
2013