Авторы: Магомедова Разият Магомедовна, Алиева Патимат Абдулмаликовна
Должность: кандидат пед. наук. доцент, магистр 3 года обучения
Учебное заведение: ФГБОУ ВО ДГПУ
Населённый пункт: Махачкала
Наименование материала: научная статья
Тема: Развитие мышления у детей дошкольного возраста
Раздел: высшее образование
Магомедова Р.М.
к. пед. наук, доцент кафедры коррекционной
педагогики и специальной психологии
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный
педагогический университет»
Алиева П.А.
магистрант 2 года обучения
г. Махачкала
Развитие мышления у детей дошкольного возраста
Мышление – социально обусловленный, неразрывно связанный с
речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, то есть
процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе
её анализа и синтеза [3].
Выделяют различные виды мышления:
Наглядно-действенное мышление - элементарный вид мышления,
возникающий в практической деятельности и являющийся основой для
формирования более сложных видов мышления. Основная характеристика
наглядно - действенного мышления определяется возможностью наблюдать
реальные объекты и познавать отношения между ними в реальном
преобразовании ситуации.
Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся
опорой
на
представления
и
образы.
Овладение
наглядно-образными
представлениями расширяет сферу действия практического мышления.
Абстрактно-логическое мышление - вид мышления, основанный на
выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других,
несущественных.
Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при
помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом
мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать
существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой
реальности. Развитие словесно-логического мышления перестраивает и
упорядочивает мир образных представлений и практических действий.
Теоретическое мышление направлено на решение теоретических задач,
опосредованно связанных с практикой.
Практическое мышление направлено на решение теоретических задач,
возникающих в ходе практической деятельности.
Дискурсивное
мышление
совершается
путем
логических
умозаключений,
приводящих
к
пониманию
основного
принципа,
закономерности.
Интуитивное
мышление
осуществляется
как
непосредственное
«схватывание» ситуации, нахождение решения без осознания путей и
условий его получения.
Репродуктивное, или шаблонное, мышление – это воспроизводящее
мышление.
Продуктивное,
или
творческое,
мышление
–
это
мышление,
вырабатывающее новую стратегию, оригинальный путь решения проблемы
[6].
Индивидуальные особенности и качества мышления:
1.
Глубина. Проявляется в степени проникновения в сущность
явления, процесса.
2.
Самостоятельность.
Выражается
в
умении
увидеть
новую
проблему, поставить новый вопрос и затем решить задачи своими силами.
Творческий
характер
мышления
наиболее
ярко
выражается
в
его
самостоятельности.
3.
Гибкость. Проявляется в умении изменять намеченный план
действий, если он не удовлетворяет условиям, которые обнаруживаются в
ходе решения задачи.
4.
Критичность. Отражает способность человека правильно оценить
как
объективные
условия,
так
и
собственную
активность
и
при
необходимости отказаться от избранного пути и найти способ действия,
наиболее отвечающий условиям деятельности.
5.
Быстрота.
Проявляется в способности находить правильные,
обоснованные решения и реализовывать их в условиях дефицита времени [8].
Среди
основных
функций
мышления
выделяют
такие
как:
установление всеобщих взаимосвязей; понимание сущности конкретного
явления или предмета, как разновидности определенного класса явлений и
предметов; обобщение свойств однородной группы явлений и предметов [1].
У детей дошкольного возраста мыслительная функция базируется на
представлениях. Их мышление становится внеситуативным, входящем за
границы воспринимаемых событий и значительно расширяющим пределы
познания
благодаря
умению
производить
различные
операции
через
представления и образы. Мыслительные операции прочно связаны с
практическими манипуляциями детей [4].
В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определённые
операции:
1. Сравнение выделенных объектов. Чтобы отразить с помощью
мышления какие - либо связи и отношения между предметами или явлениями
объективного
мира,
необходимо,
прежде
всего,
в
восприятии
или
представлении выделить эти явления. Это выделение всегда связано с
осознанием задачи, оно предполагает предварительную постановку вопроса,
который и определяет собой выделение интересующих объектов. Сравнивая
явления, предметы друг с другом, отмечается как сходство, так и различие их
в определенных отношениях, их тождество или противоположность. Дети,
сравнивая выделенные в процессе мышления явления и предметы, лучше
познают их и глубже проникают в их своеобразие.
2. Абстракция. Процесс абстрагирования есть мысленное (временное)
отвлечение одного свойства от других его свойств, одного предмета от
других предметов, с которыми он в действительности связан. Эта операция
позволяет детям проникнуть «вглубь» предмета, выявить его сущность,
образовав соответствующее понятие об этом предмете. Она является
источником познания истины.
3. Обобщение.
Абстракция
всегда
соединяется
с
обобщением;
абстрагированные свойства предметов дети сейчас же начинают мыслить в
их обобщенном виде. Эта умственная операция позволяет детям отразить в
своем сознании сущность явления или предмета.
4. Конкретизация. Эта мыслительная операция противоположна таких
мыслительных операций, как абстракция и обобщение. Это возврат к
индивидуальной
специфичности
осмысливаемого
объекта.
Благодаря
конкретизации мышление детей становится жизненным, за ним всегда
чувствуется непосредственно воспринимаемая действительность. Отсутствие
конкретизации
приводит
к
тому,
что
знания
становятся
голыми
абстракциями, оторванными от жизни, а потому и бесполезными.
5. Анализ. Анализом называется мысленное разложение какого-либо
сложного предмета или явления на составляющие его части. В практической
деятельности анализ приобретает форму фактического расчленения предмета
на составляющие его части. Возможность практически выполнить такое
расчленение лежит в основе мысленного расчленения предмета на его
элементы.
6. Синтез.
Синтезом
называется
обратный
анализу
процесс
мысленного воссоединения сложного предмета или явления из тех его
элементов, которые были познаны в процессе его анализа. Благодаря синтезу
дети получают целостное понятие о данном предмете или явлении, как
состоящем из закономерно связанных частей. Как и при анализе, в основе
синтеза лежит возможность практически выполнить такое воссоединение
предмета из его элементов [3].
Мышление,
бесспорно,
является
одной
из
наиважнейших
составляющих психики человека. Трудно представить реализацию какого-
либо вида деятельности без подключения мышления. Как подчеркивал Л. С.
Выготский, развитие мышления является центральным для всей
структуры сознания и для всей системы деятельности психических функций
[5].
В 3-4 года дети, пусть несовершенно, пытаются анализировать то, что
видят вокруг себя; сравнивать предметы друг с другом и выводить
заключение об их взаимозависимостях. В быту и на занятиях, в результате
наблюдений за окружающим, сопровождаемых объяснениями взрослого,
дошкольники постепенно получают элементарное представление о природе и
быте людей. Они и сами стремится объяснить то, что видят вокруг. Правда,
понять их порой бывает трудно, поскольку, например, следствие дети
зачастую принимают за причину факта.
Сравнивают,
анализируют
младшие
дошкольники
в
наглядно-
действенном плане. Но у части детей уже начинает проявляться способность
решать задачи по представлению. Дети могут сравнивать предметы по цвету
и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы
по цвету (это все красное), форме (это все круглое), величине (это все
маленькое) [2].
Список использованной литературы
1.
Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - М., 2012. -
445 с.
2.
Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. - М.,
2012. - 345 с.
3.
Гальперин, П. Я. Лекции по психологии / П. Я. Гальперин. - 2-е
изд., перер. и доп. - М.: КДУ, 2015. - 400 с.
4.
Лурия, А. Р. Речь и интеллект в развитии ребенка / А. Р. Лурия. -
М., 1928. - 150 с.
5.
Мамайчук,
И. И. Помощь психолога ребенку с задержкой
психического развития / И. И. Мамайчук, М. Н. Ильина. - СПб: Речь, 2016. -
352 с.
6.
Марковская, И. Ф. Задержка психического развития у детей.
Клиническая и нейропсихологическая диагностика / И. Ф. Марковская. - М.,
2013. - 198 с.
7.
Новосёлова, С. Л. Развитие мышления в раннем возрасте / С. Л.
Новосёлова. - М.: Совершенство, 2018. - 214 с.
8.
Основы специальной психологии / Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.:
Академия, 2012. - 480 с.
9.
Певзнер, М. С. Клиническая характеристика детей с задержкой
психического развития / М. С. Певзнер. // Дефектология. - 2012. - №3. - С. 38.
10.
Петровский, А. В. Психология / А. В. Петровский, М. Г.
Ярошевский. - М.: Академия, 2020. - 512 с.