Напоминание

Развитие мышления у детей дошкольного возраста


Авторы: Магомедова Разият Магомедовна, Алиева Патимат Абдулмаликовна
Должность: кандидат пед. наук. доцент, магистр 3 года обучения
Учебное заведение: ФГБОУ ВО ДГПУ
Населённый пункт: Махачкала
Наименование материала: научная статья
Тема: Развитие мышления у детей дошкольного возраста
Раздел: высшее образование





Назад




Магомедова Р.М.

к. пед. наук, доцент кафедры коррекционной

педагогики и специальной психологии

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный

педагогический университет»

Алиева П.А.

магистрант 2 года обучения

г. Махачкала

Развитие мышления у детей дошкольного возраста

Мышление – социально обусловленный, неразрывно связанный с

речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, то есть

процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе

её анализа и синтеза [3].

Выделяют различные виды мышления:

Наглядно-действенное мышление - элементарный вид мышления,

возникающий в практической деятельности и являющийся основой для

формирования более сложных видов мышления. Основная характеристика

наглядно - действенного мышления определяется возможностью наблюдать

реальные объекты и познавать отношения между ними в реальном

преобразовании ситуации.

Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся

опорой

на

представления

и

образы.

Овладение

наглядно-образными

представлениями расширяет сферу действия практического мышления.

Абстрактно-логическое мышление - вид мышления, основанный на

выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других,

несущественных.

Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при

помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом

мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать

существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой

реальности. Развитие словесно-логического мышления перестраивает и

упорядочивает мир образных представлений и практических действий.

Теоретическое мышление направлено на решение теоретических задач,

опосредованно связанных с практикой.

Практическое мышление направлено на решение теоретических задач,

возникающих в ходе практической деятельности.

Дискурсивное

мышление

совершается

путем

логических

умозаключений,

приводящих

к

пониманию

основного

принципа,

закономерности.

Интуитивное

мышление

осуществляется

как

непосредственное

«схватывание» ситуации, нахождение решения без осознания путей и

условий его получения.

Репродуктивное, или шаблонное, мышление – это воспроизводящее

мышление.

Продуктивное,

или

творческое,

мышление

это

мышление,

вырабатывающее новую стратегию, оригинальный путь решения проблемы

[6].

Индивидуальные особенности и качества мышления:

1.

Глубина. Проявляется в степени проникновения в сущность

явления, процесса.

2.

Самостоятельность.

Выражается

в

умении

увидеть

новую

проблему, поставить новый вопрос и затем решить задачи своими силами.

Творческий

характер

мышления

наиболее

ярко

выражается

в

его

самостоятельности.

3.

Гибкость. Проявляется в умении изменять намеченный план

действий, если он не удовлетворяет условиям, которые обнаруживаются в

ходе решения задачи.

4.

Критичность. Отражает способность человека правильно оценить

как

объективные

условия,

так

и

собственную

активность

и

при

необходимости отказаться от избранного пути и найти способ действия,

наиболее отвечающий условиям деятельности.

5.

Быстрота.

Проявляется в способности находить правильные,

обоснованные решения и реализовывать их в условиях дефицита времени [8].

Среди

основных

функций

мышления

выделяют

такие

как:

установление всеобщих взаимосвязей; понимание сущности конкретного

явления или предмета, как разновидности определенного класса явлений и

предметов; обобщение свойств однородной группы явлений и предметов [1].

У детей дошкольного возраста мыслительная функция базируется на

представлениях. Их мышление становится внеситуативным, входящем за

границы воспринимаемых событий и значительно расширяющим пределы

познания

благодаря

умению

производить

различные

операции

через

представления и образы. Мыслительные операции прочно связаны с

практическими манипуляциями детей [4].

В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определённые

операции:

1. Сравнение выделенных объектов. Чтобы отразить с помощью

мышления какие - либо связи и отношения между предметами или явлениями

объективного

мира,

необходимо,

прежде

всего,

в

восприятии

или

представлении выделить эти явления. Это выделение всегда связано с

осознанием задачи, оно предполагает предварительную постановку вопроса,

который и определяет собой выделение интересующих объектов. Сравнивая

явления, предметы друг с другом, отмечается как сходство, так и различие их

в определенных отношениях, их тождество или противоположность. Дети,

сравнивая выделенные в процессе мышления явления и предметы, лучше

познают их и глубже проникают в их своеобразие.

2. Абстракция. Процесс абстрагирования есть мысленное (временное)

отвлечение одного свойства от других его свойств, одного предмета от

других предметов, с которыми он в действительности связан. Эта операция

позволяет детям проникнуть «вглубь» предмета, выявить его сущность,

образовав соответствующее понятие об этом предмете. Она является

источником познания истины.

3. Обобщение.

Абстракция

всегда

соединяется

с

обобщением;

абстрагированные свойства предметов дети сейчас же начинают мыслить в

их обобщенном виде. Эта умственная операция позволяет детям отразить в

своем сознании сущность явления или предмета.

4. Конкретизация. Эта мыслительная операция противоположна таких

мыслительных операций, как абстракция и обобщение. Это возврат к

индивидуальной

специфичности

осмысливаемого

объекта.

Благодаря

конкретизации мышление детей становится жизненным, за ним всегда

чувствуется непосредственно воспринимаемая действительность. Отсутствие

конкретизации

приводит

к

тому,

что

знания

становятся

голыми

абстракциями, оторванными от жизни, а потому и бесполезными.

5. Анализ. Анализом называется мысленное разложение какого-либо

сложного предмета или явления на составляющие его части. В практической

деятельности анализ приобретает форму фактического расчленения предмета

на составляющие его части. Возможность практически выполнить такое

расчленение лежит в основе мысленного расчленения предмета на его

элементы.

6. Синтез.

Синтезом

называется

обратный

анализу

процесс

мысленного воссоединения сложного предмета или явления из тех его

элементов, которые были познаны в процессе его анализа. Благодаря синтезу

дети получают целостное понятие о данном предмете или явлении, как

состоящем из закономерно связанных частей. Как и при анализе, в основе

синтеза лежит возможность практически выполнить такое воссоединение

предмета из его элементов [3].

Мышление,

бесспорно,

является

одной

из

наиважнейших

составляющих психики человека. Трудно представить реализацию какого-

либо вида деятельности без подключения мышления. Как подчеркивал Л. С.

Выготский, развитие мышления является центральным для всей

структуры сознания и для всей системы деятельности психических функций

[5].

В 3-4 года дети, пусть несовершенно, пытаются анализировать то, что

видят вокруг себя; сравнивать предметы друг с другом и выводить

заключение об их взаимозависимостях. В быту и на занятиях, в результате

наблюдений за окружающим, сопровождаемых объяснениями взрослого,

дошкольники постепенно получают элементарное представление о природе и

быте людей. Они и сами стремится объяснить то, что видят вокруг. Правда,

понять их порой бывает трудно, поскольку, например, следствие дети

зачастую принимают за причину факта.

Сравнивают,

анализируют

младшие

дошкольники

в

наглядно-

действенном плане. Но у части детей уже начинает проявляться способность

решать задачи по представлению. Дети могут сравнивать предметы по цвету

и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы

по цвету (это все красное), форме (это все круглое), величине (это все

маленькое) [2].

Список использованной литературы

1.

Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - М., 2012. -

445 с.

2.

Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. - М.,

2012. - 345 с.

3.

Гальперин, П. Я. Лекции по психологии / П. Я. Гальперин. - 2-е

изд., перер. и доп. - М.: КДУ, 2015. - 400 с.

4.

Лурия, А. Р. Речь и интеллект в развитии ребенка / А. Р. Лурия. -

М., 1928. - 150 с.

5.

Мамайчук,

И. И. Помощь психолога ребенку с задержкой

психического развития / И. И. Мамайчук, М. Н. Ильина. - СПб: Речь, 2016. -

352 с.

6.

Марковская, И. Ф. Задержка психического развития у детей.

Клиническая и нейропсихологическая диагностика / И. Ф. Марковская. - М.,

2013. - 198 с.

7.

Новосёлова, С. Л. Развитие мышления в раннем возрасте / С. Л.

Новосёлова. - М.: Совершенство, 2018. - 214 с.

8.

Основы специальной психологии / Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.:

Академия, 2012. - 480 с.

9.

Певзнер, М. С. Клиническая характеристика детей с задержкой

психического развития / М. С. Певзнер. // Дефектология. - 2012. - №3. - С. 38.

10.

Петровский, А. В. Психология / А. В. Петровский, М. Г.

Ярошевский. - М.: Академия, 2020. - 512 с.



В раздел образования