Автор: Степанова Мария Алексеевна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Родничок" Населённый пункт: поселок Новые Зори, Павловский район, Алтайский край Наименование материала: методическая разработка Тема: деловая игра "Что мы знаем о ФГОС ДО" Раздел: дошкольное образование
проводимого старшим воспитателем образовательного учреждения
с педагогами по обсуждению методической проблемы
Тема : Семинар- практикум. Деловая игра «Что мы знаем о ФГОС ДО».
Цель : создавать условия для активизации мыслительной деятельности педагогов в знании основных положений и
понятий ФГОС ДО.
Задачи : выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов к введению ФГОС;
развивать умение аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Место проведения занятия : МБДОУ д/с «Родничок» музыкальный зал.
Продолжительность занятия : 50-60 минут.
Материально- техническое обеспечение : мультимедийная установка, презентация с вопросами к 4 этапу игры, памятка
для педагогов, брошюры с приказом Минобрнауки РФ №1155 «Об утверждении Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования» и приказ №655 «Об утверждении и введении в действие
федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного
образования», фонограммы, мяч, цветная бумага и наборы изображений для коллажа, фотографии образовательной
деятельности для 5 этапа игры, чистый плакат для рефлексии, маркеры, лист бумаги и стакан с водой, «Листок
откровений».
1. Мотивационно – целевой компонент
Деятельность
педагогов
Деятельность старшего воспитателя
Примечание
Все присутствующие
образуют круг.
Педагоги озвучивают
имя с показом
движения или жеста.
- «Сколько добрых лиц вокруг, приглашаю всех я в круг,
воспитатель ты и я, в общем мы с тобой друзья!»
«Знакомство» (назвать имя и отчество по имени мамы с
сопровождением любого движения или жеста).
-Хорошо, когда с утра
Начинается игра!
Смех, веселье, беготня.
Позавидуешь детишкам:
И девчонкам, и мальчишкам.
Взрослым хочется играть,
Да нужно меру соблюдать.
Но сегодня день особый,
Собрались мы не спроста.
И взрослых, и взрослых
Начинается игра!
-На сегодняшний день тема внедрения ФГОС в систему
дошкольного образования - одна из тем наиболее часто
Эмоциональный
настрой
Приветственное слово
Вступительное слово
Педагоги слушают,
участвуют в беседе.
Педагоги
рассаживаются на
обсуждаемых в средствах массовой информации и на форумах в
социальных сетях.
Федеральные государственные образовательные стандарты
устанавливают, что дошкольное образование должно быть
общедоступным и бесплатным.
Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования разработан впервые в российской
истории. Слово «стандарт» по- разному трактуется, но по сути
стандарт дошкольного детства – это определение правил игры, в
которых ребенок должен быть обречен на успех. Правила развития
ребенка, а не его обучения. Следовательно, нужно предложить и
правила игры между родителями, социумом, педагогами и
главными игроками- детьми. Стандарт и выступает как своего рода
матрица, которая позволяет создать навигацию для родителей и
детей в сфере дошкольного образования.
И сегодня, я предлагаю вам, на семинаре- практикуме в форме игры
поговорить о ФГОС ДО, уточнить имеющиеся знания, выявить
может быть вопросы, которые потребуют дальнейшего изучения.
Показ слайда №1.
Показ слайда №2.
удобное им место.
2 Планирование достижения цели
Деятельность
педагогов
Деятельность старшего воспитателя
Примечание
Педагоги слушают.
Задают попутно
вопросы по правилам
игры.
Правила игры
-А теперь я познакомлю вас с правилами игры. В игре участвует
две команды. Нам предстоит пройти шесть этапов. В каждом этапе
звучат либо вопросы, либо задания. Право озвучить ответ будет
даваться каждой команде. За каждый правильный ответ или
задание команда получает наклейку на результативный лист. В
заключении всех этапов мы подсчитаем количество наклеек в
каждой команде и узнаем победителя нашей деловой игры.
Показ наклеек и
результативного листа.
3. Организация решения методической проблемы
Деятельность
педагогов
Деятельность старшего воспитателя
Примечание
Педагоги ловят мяч.
После озвучивания
ответа на вопрос,
бросают мяч
-И так, начнем!
1Этап. Разминка
-Что означает аббревиатура ФГОС?
-Назовите любую образовательную область по ФГОС?
-Сколько всего образовательных областей по ФГОС?
-Какой ведущий вид деятельности у детей?
Использование мяча.
старшему
воспитателю.
Озвучивают по
очереди ответы.
Педагоги активно
речью, мимикой,
жестами показывают
разнообразие эмоций.
Участники игры
моделируют коллаж.
Представители от
команд его
презентуют.
-ФГОС определяет требования к результатам программы. Означает
ли это, что выпускнику детского сада придется сдавать итоговую
аттестацию
-Какие отношения должны складываться между детским садом
(воспитателем) и семьей (родителями)?
-Когда вступил в силу ФГОС ДО?
2 Этап . Сходства и различия ФГТ и ФГОС.
-Все мы знаем, что федеральному государственному
образовательному стандарту предшествовал другой документ – это
федеральные государственные требования. На этом этапе я
предлагаю назвать как можно больше сходств и различий этих двух
документов.
Пауза. «Развитие выразительной речи» (режиссерская игра).
- На слова из популярного детского произведения К. Чуковского
«Муха –Цокотуха» нужно показать сначала -удивление, потом-
иронию, затем -зависть и в заключении- восторженность.
3 Этап. Творческая мастерская.
- Я предлагаю вам сейчас «творческую мастерскую» по технике
Приказы № 1155 и
№655.
«Муха, Муха- Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла»
Наборы цветной бумаги
и разнообразных
Команды педагогов по
очереди дают ответы
на заданные вопросы.
Педагоги,
откинувшись на
спинку стула,
закрывают глаза и
выполняют движения.
Обсуждение
педагогами
фотографий.
коллаж. У вас на столах лежат картинки. Каждая из команд должна
смоделировать сюжет по технике коллаж на дошкольную тему и его
презентовать.
4Этап. Вопросы.
Озвучиваются вопросы на тему ФГОС с предложенными
вариантами ответов (см. приложение).
«Минутка медитации».
-Сядьте прямо, свободно расправив плечи и откинув голову назад.
Закройте глаза. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы
локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас
громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в
котором вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор
рукой и выразительно, эмоционально сбросьте его на пол.
Потрясите головой, расправьте рукой волосы на голове, а затем
сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.
5 Этап. Виды детской деятельности.
изображений.
Мультимедийная
презентация с показом
вопросов.
Включение спокойной
мелодичной музыки.
Перед командами
наборы фотографий с
изображением музы-
Педагоги имитируют
образовательную
деятельность.
Педагоги под музыку
выполняют
ритмические
зарисовки.
- Перед вами изображения из жизни детей в детском саду. Нужно
назвать вид детской деятельности и образовательную область в
которой проходит образовательная деятельность в соответствии
ФГОС ДО.
6 Этап. Познавательно- исследовательская технология.
- Вам нужно смоделировать экспромтом непосредственно-
образовательную деятельность с помощью познавательно-
исследовательской технологии. Сообщение детям интересного
факта или полезной информации о данном предмете.
«Рисунок музыки».
-А сейчас, мы с вами попытаемся снять усталость, умственное
напряжение и просто улучшить настроение под музыку.
кальной, театральной,
продуктивной, игровой
деятельности.
Используются бумага и
вода.
Используется
фонограмма танго
«Кумпарсита» Ричарда
Клайдермана.
4. Подведение итога занятия
Деятельность
педагогов
Деятельность старшего воспитателя
Примечание
Педагоги на плакате,
выбранным ими
маркером, изображают
свое впечатление об
игре.
Педагоги
обмениваются
мнениями о
необходимости
подобных
Рефлексия.
– Молодцы! Вы прекрасно справились со всеми заданиями и
сейчас подведем итоги. И так, победителями стали…Им вручаются
медали. Остальным вручаются сертификаты об активном участии в
работе семинара.
-А сейчас, я предлагаю вам взять маркеры и попрошу одним
словом выразить чувство или эмоцию о нашей сегодняшней
встрече. Цвет маркера должен соответствовать вашему
настроению.
-И так, сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали
знания и умения в области ФГОС ДО и определили педагогические
условия успешного и полноценного развития детей.
-У вас на столах лежат «Листы откровений», в котором вы можете
оставить свой отзыв о мероприятии.
Теперь, в продолжение темы, я предлагаю круглый стол по обмену
опытом работы – «введение ФГОС в ДО».
Победителям вручаются
медали, всем остальным
участникам
сертификаты.
На доске вывешен
плакат. Маркеры.
Педагогам предлагаются
«Листы откровений».
мероприятий;
насколько игра
помогла проявить
себя; что именно в
игре понравилось; что
в дальнейшем можно
применить на
практике.
Приложение
4Этап. Вопросы.
1.Выберите правильное соотношение обязательной части образовательной программы и части, формируемой
участниками образовательного процесса:
а)80% и 20%
б)60% и 40%
в)50% и 50%
2.Назовите основное направление развития ребенка по ФГОС ДО:
а) предметное развитие;
б) личностное развитие;
в)метапредметное развитие.
3.Определите время реализации основной образовательной программы ДО:
а) от 65% до 80% времени пребывания детей в детском саду;
б) только во время НОД;
в)может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в организации.
4.К какой образовательной области относится развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и
сверстниками?
а)социально-коммуникативное развитие;
б)познавательное развитие;
в)речевое развитие.
5.К какой образовательной области относится восприятие музыки, художественной литературы, фольклора?
а)социально-коммуникативное развитие;
б)речевое развитие;
в)художественно-эстетическое развитие
6.Восстановите правильную структуру документа:
а)требования к структуре ООП ДО и ее объему;
б)общие положения;
в)требования к результатам освоения ООП ДО;
г)требования и условия реализации ООП ДО.
7.Как в стандарте ДО определена Программа:
а)программа обучения детей;
б)программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации;
в)программа воспитания и обучения детей.
8.Назовите, что не является основным разделом Программы:
а) целевой;
б)установочный;
в)содержательный;
г)организационный
9.На что нацелен стандарт ДО?
а)формирование ЗУН;
б)формирование интегративных качеств личности;
в)целевые ориентиры ДО.
10.На что направлена коррекционная работа или инклюзивное образование?
а)обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной
помощи в освоении Программы;
б)квалифицированное медицинское обслуживание;
в)освоение детьми с ОВЗ Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
11.На что направлена педагогическая диагностика?
а) индивидуализация образования;
б)итоговая диагностика к школе;
в)оптимизация работы с группой детей.
Как продемонстрировать детям свое уважение
Всегда называйте детей по имени (поэтому мы сейчас с вами должны одеть бейджики и подписать
свое имя, чтобы свободно общаться).
Говорите индивидуально с каждым ребенком так часто, как это только возможно.
При разговоре находитесь на одном уровне с ребенком: опускайтесь на корточки или садитесь на
низкий стул.
Слушайте, что говорит вам ребенок, и отвечайте ему.
Выражайте искреннее восхищение результатами работы детей. Хвалите их (поэтому сегодня в ходе
игры не будет ситуации стресса, наоборот, постараемся создать ситуацию успеха).
Дайте детям возможность рассказывать другим о своей работе и своих интересах.
Используйте идеи и предложения детей и благодарите их за помощь.
Уважаемые коллеги!
Свои впечатления о нашем семинаре- практикуме вы можете оставить на «Листке откровений» ответив на
вопросы:
1.После этого семинара я задумалась о том, что
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
2.С этого семинара я возьму для себя
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________