Автор: Овчинникова Татьяна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №34"
Населённый пункт: Томская обл.ЗАТО г.Северск, п.Самусь
Наименование материала: статья
Тема: «Активные формы отдыха».
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Активные формы отдыха».
Атмосфера бодрости тонизирует клетки коры головного мозга и все органы,
мобилизует защитные реакции организма Эффективность учебно-
воспитательного процесса зависит от правильной организации физкультурно-
оздоровительной работы. Рационально чередовать разные виды деятельности
детей с активным отдыхом (спортивные праздники, физкультурные досуги).
Активный отдых в комплексе с другими воспитательными средствами
закладывает основы гармонично развитой личности, почитающей в себе
духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Активный отдых — это важная сфера жизнедеятельности человека,
способствующая восстановлению физических, психических и
эмоциональных сил. Он рассматривается как средство получения
удовольствия от слаженной работы мышц, физических нагрузок и
положительных эмоций.
Различные физические мероприятия способствуют формированию у детей
выносливости, смекалки, ловкости, умение жить в коллективе, усиливает
интерес к физическим упражнениям, двигательной активности, приобщают к
спорту и здоровому образу жизни. На досугах, праздниках дети закрепляют,
совершенствуют умения и навыки, полученные на занятиях. А так же в
интересной увлекательной форме знакомятся с праздниками и связанными с
ними традициями, расширяют кругозор в области спорта.
К оздоровительным задачам относятся охрана жизни и укрепление здоровья
детей, их всестороннее физическое развитие, закаливание,
совершенствование функций организма, повышение активности и
работоспособности , создание бодрого и жизненного настроения.
Спортивные праздники, развлечения, досуги- основные формы активного
отдыха. При их планировании педагог подбирает упражнения, подвижные
игры, конкурсы, эстафеты строго дозируя нагрузку.
В схематичном плане спортивного развлекательного мероприятия можно
условно выделить три части: подготовительную, основную, заключительную.
В играх эстафетах команды состязаются в преодолении различных
препятствий , в быстром и рациональном решении двигательных задач.
Действия отдельных игроков подчинены интересам команды. В играх-
эстафетах в основе которых лежат основные виды движений, дети учатся
думать не только о своих результатах, но и результатах всей команды,
проявлять взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу.
При подборе игр эстафет надо помнить: участвуя в них, дети возбуждаются.
Поэтому не рекомендуется включать кувырки на скорость, бег по узкой
опоре, спуск с каната на скорость. Необходимо принять меры
предосторожности, исключающие возможность травматизма.
Пешеходные походы являются одной из форм активного отдыха. Они
создают благоприятные условия для оздоровления детей , познание нового,
воспитание любви к природе. А так же дает заряд бодрости, хорошего
настроения и оптимизма, формируют чувство коллективизма,
ответственности, взаимопомощи. Трудности похода вырабатывают
выдержку, настойчивость, выносливости. Каждый поход осуществляется по
заранее подготовленному сценарию. Длительность летнего похода 3 часа,
зимнего короче на 2 часа.
Еще одна форма активного отдыха- совместные спортивные праздники с
родителями. Они укрепляют взаимоотношения взрослых и детей, наполняют
их теплотой, любовью, пониманием, способствуют повышению авторитета
родителей.
Содержание праздника включает физические упражнения, веселые эстафеты,
парные эстафеты (ребенок- родитель), подвижные игры, загадки, викторины,
встречи со сказочными героями, сюрпризы. А так же могут присутствовать
показательные выступления детей. совместные спортивные праздники
проводят со среднего дошкольного возраста. Они являются отчетом: чему
научились дети за год, какие двигательные навыки приобрели. Во время
физкультурных праздников все дети должны принимать активное участие в
подвижных и спортивных играх, эстафетах, танцах, аттракционах,
упражнениях с элементами акробатики, музыкально- ритмических
движениях.
Совместные переживания сближают, объединяют, сплачивают родителей с
детьми, родителей с педагогами, родителей с родителями. Дети чувствуют:
их любят, о них заботятся, ими интересуются. Дети любят праздники, а когда
рядом мамам и папа- это праздник вдвойне. Сколько радости, счастья,
гордости на лицах детей. совместные праздники надолго остаются в памяти
детей, так же и взрослых. Побеждает дружба, проигравших нет, все
старались, каждый приложил максимум усилий.
Успех любой формы активного отдыха во многом зависит от четкой
организации, включающей подготовку, проведение, подведение итогов.
Подготовка к спортивному мероприятию- это разработка сценария,
распределение ролей, подбор музыкального сопровождения, оформление
места проведения, изготовление эмблем, приглашений. Сценарии
составляются в соответствии с требованиями программы обучения,
возрастными особенностями детей, их двигательным опытом, задачами
последующего обучения. Составляя сценарий нужно придерживаться правил:
-начало спортивного мероприятия должно быть ярким, торжественным, с
постепенным развертыванием сюжета, нарастанием эмоционального
подъема.
-необходимо обеспечить чередование нагрузок разной интенсивности на
протяжении всего праздника. Подвижные игры, эстафеты разумно сочетать с
более спокойными видами деятельности, с отдыхом. Спортивный праздник
должен быть насыщен действиями, обеспечивающими достаточную
нагрузку, проходить без длительных пауз, траты времени на организацию.
-содержание игр и упражнений должно соответствовать времени года и
погоде.
-следует предусмотреть постепенного усложнения знакомых детям
упражнений, подвижных игр, с включением новых атрибутов, персонажей.
- нужно тщательно продумать музыкальное оформление для каждого вида
движения: парада участников соревнований, разминки, эстафеты, появления
сказочного персонажа, награждения, закрытия соревнований.
- следует обозначить порядок проведения итогов конкурсов, поощрения
участников праздника.
Подготовка к празднику вызывает у детей интерес, создает положительный
эмоциональный климат в группе, сплачивает детей и взрослых, объединяет
их сотрудничеством. В день спортивного праздника красочное оформление
вызывает интерес детей к празднику, создает хорошее настроение. Такая
работа с детьми дошкольного возраста ценна и тем, что создает условия для
эмоционально – психологического благополучия, воспитание характера,
воли, нравственности, пробуждает интерес к самовыражению, способствует
не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и
благотворно влияет на детскую психику.
Впечатления детства остаются у детей в памяти на всю жизнь. И пусть эти
воспоминания будут яркими.