Автор: Кириллина Сахая Афанасьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ СОШ №12
Населённый пункт: город Якутск, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Имена как объект филологического исследования
Раздел: среднее образование
ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПОПУЛЯРНЫХ И РЕДКИХ ИМЁН УЧАЩИХСЯ
В
основу
научно-исследовательской
работы
положено
изучение
учащимися 5 класса популярных и редких имён учеников всей школы.
Люди настолько привыкли к тому, что нет ничего, чтобы человек
слышал чаще, чем своё имя, ничего, чтобы было столь привычным и
знакомым. Но они редко задаются вопросом: откуда и как произошли имена
и что влияет на популярность тех или иных имён в разную эпоху?
Логично предположить, что имена возникли неслучайно. И в каждом
имени человека есть своя тайна, и она влияет на характер человека. На
популярность имён влияет изменение ценностей в поколениях, эпоха,
национальность родителей и другие факторы.
В
результате
проведенного
социологического
опроса
учащимся
удалось выяснить, что не все ученики знают значение и происхождение
своего имени, а также почему или в честь кого их так назвали. Данными
фактами и была обусловлена актуальность исследовательской работы.
Целью работы авторы обозначили выявление самых популярных и
самых редких имен в школе и определение их значений.
Для достижения поставленной цели авторам необходимо было решить
следующие задачи:
∙с помощью литературных, материалов периодической печати, Интернет –
ресурсов собрать информацию о происхождении имён;
∙собрать информацию об именах учащихся всей школы;
∙выявить популярные якутские, русские и заимствованные имена мальчиков
и девочек;
∙найти значения самых популярных имен;
∙с помощью опроса узнать: влияет ли имя на характер человека;
∙собрать информация о самых популярных и редких именах в республике и в
стране за текущий год.
Гипотеза исследования: существует ли мода на имена, с чем это
связано и может ли быть, что в каждом имени человека есть своя тайна и она
влияет на характер человека.
В ходе исследовательской работы авторы выявили и проанализировали
популярные и редкие имена учащихся. По итогам работы составлен список
самых популярных и редких имён школы, обозначены их значения и
происхождение, составлен словарь имён.
Таким
образом,
в
ходе
исследовательской
работы
авторы-
исследователи, ученики 5 класса, научились самостоятельно анализировать
задачи, опираться на факты и доказательства, определять актуальность темы,
ставить
цели
и
задачи,
изучать
теорию,
собирать
материал
и
его
анализировать.