Напоминание

Итоговая контрольная работа по литературе


Автор: Константинова Наталья Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "ПКЛ"
Населённый пункт: г. Владимир
Наименование материала: Итоговая контрольная работа по литературе 10 класс
Тема: Итоговая контрольная работа по литературе
Раздел: полное образование





Назад




Итоговая контрольная работа по литературе ( 10 класс)

Вариант №1

1. Какое из приведенных определений соответствует понятию «тема произведения»?

А) Изображение событий в их причинно-следственной связи

Б)Жизненный материал, взятый для отображения в произведении

В)Главная мысль произведения, в которой выражается оценочно-эмоциональное отношение писателя к

изображаемому

2.Какое из приведенных определений соответствует понятию «идея произведения»?

А) Главная мысль произведения, в которой выражается оценочно-эмоциональное отношение писателя к

изображаемому

Б)Жизненный материал, взятый для отображения в произведении

В)Основной вопрос, поставленный в произведении

3.Что такое сюжет произведения?

А) Сведения о жизни персонажей Б)Построение произведения

В)Система событий и соотношений между героями, развивающаяся во времени и пространстве

4.Найдите определение конфликта:

А)Момент наивысшего напряжения действия в сюжете произведения

Б)Столкновение противоречивых явлений, целей, устремлений героев

В)Выявление связей между персонажами

5.Какие жанры относятся к эпосу?

А)Трагедия Б)Эпиграмма В)Рассказ Г)Басня Д)Элегия Е)Повесть

6.Какие жанры относятся к лирике?

А)Эпиграмма Б)Элегия В)Поэма Г)Басня Д)Баллада

7.Какие жанры относятся к драматическому роду литературы?

А)Комедия Б)Пьеса В)Фарс Г)Драма Д)Поэма

8.В произведениях какого метода исключительные характеры действуют в исключительных

обстоятельствах?

А)Реализм Б)Романтизм В)Классицизм Г)Сентиментализм

9.Определите, что соответствует понятию «род литературы»:

А)Поэзия Б)Пьеса В)Лирика Г)Проза Д)Драма

10.Какую оценку даёт автор Петру в поэме «Медный всадник»?

А) великая личность Б) деспот, тиран В) любимец простого народа

Г) двойственная оценка: Пётр – Наполеон и Робеспьер

одновременно

11.Чем завершается поэма «Медный всадник» А.С.Пушкина?

А)свадьбой героя Б)отъездом Евгения В)смертью героя Г)гибелью памятника в результате наводнения

12. Почему на Невском проспекте , по мнению Гоголя, в три часа пополудни вдруг наступает весна?

13. Почему Пискарев (герой повести Гоголя « Невский проспект») кончает с собой?

А)Потому что у него началось расстройство сна

Б)Потому что он решил заснуть вечным сном, чтобы воссоединиться с возлюбленной

В)Потому что настоящая красавица, которую он встретил на Невском проспекте, отказывается

оставить публичный дом и смеется над его любовью

14.Укажите писателей второй половины 19 века, в названии произведений которых есть

противопоставление.

А)А.Н.Островский, И.С.Тургенев, М.Е.Салтыков-Щедрин

Б)И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой

В)И.А.Гончаров, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов

Г)Л.Н.Толстой, Н.С.Лесков, И.С.Тургенев

15. Общественный смысл романа Гончарова «Обломов» заключается в:

А) критике дворянства и крепостничества Б) идеализации буржуазии как класса

В) утверждении человека как личности

16. Образ Обломова концентрирует в себе черты крепостного барства, выберите основополагающую

А) лень Б) косность и инертность В) фамильярное отношение к крепостным.

17. Авторское отношение к Илье Обломову неоднозначно; тенденция идейного оправдания героя

сказалась в

А) духовной и физической гибел Б) стремлении к поиску

В) в обрисовке «счастливого» будущего Обломовки

18. Определите вид конфликта в драме А.Н.Островского «Гроза»

А) философский Б) социальный В) идеологический Г) внутренний (семейный).

19. Кому принадлежат слова «Отчего люди не летают так, как птицы?»

А) Варвара Б) Катерина В) Глаша Г) Феклуша

20. В какой момент происходит кульминация пьесы

А) публичное признание Катерины Б) свидание с Борисом

В) монолог Катерины в финале пьесы Г) в пьесе вообще нет кульминации

21.Основой конфликта романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» является

А) ссора между П.П.Кирсановым и Е.В.Базаровым

Б) конфликт между Н.П.Кирсановым и Е.В.Базаровым

В) борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов

Г) борьба между либеральными монархистами и народом

22. Какая деталь в портрете Базарова выявляет род его деятельности

А) высокий рост Б) самоуверенная улыбка В) бакенбарды «песочного цвету» Г) красная рука

23. Кто из героев романа может быть назван «маленьким человеком»

А) Василий Иванович Базаров Б) Евгений Базаров В) Аркадий Кирсанов

24. Какой основной принцип лёг в основу теории Раскольникова в романе Достоевского «Преступление

и наказание»?

А) гуманность – антигуманность

Б) способность при необходимости совершить преступление

В) талантливость – бездарность

Г) разделение человечества на «тварей дрожащих» и «право имеющих».

25. Какова мотивация Раскольниковым своего преступления

А) приобретение денег Б) освобождение всех должников от старухи В) проверка теории.

26. С какого момента начинается наказание Раскольникова

А) до убийства Б) после убийства В) на каторге

27. Характерными чертами высшего общества Толстой считал :

А) эгоистичность, карьеризм, корыстолюбие

Б) патриотизм, боль за судьбу Родины

В) интриганство, светское злоязычие

Г) паразитизм и праздность.

28. Что было основной причиной стремления князя Андрея поехать на войну в 1805 году?

А) приобрести опыт боевых действий Б) оставить наскучивший высший свет

В) найти свой «Тулон» и прославиться Г) продвинуться по службе.

29. Что Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» считает нормой отношения русских людей к поверженным

врагам ?

А) поведение Тихона Щербатова в отряде Денисова

Б) великодушие Кутузова («...теперь их и пожалеть можно...»)

30. Каковы «движущие силы истории», с точки зрения Л. Н. Толстого?

А) гениальная личность способна повести за собой массы

Б) народ — главная движущая сила истории

В) фатум, высшая сила, определяет ход истории

31. Проанализируйте эпизод из романа Достоевского « Преступление и наказание»

- Да ведь я божьего промысла знать не могу... И к чему вы спрашиваете, чего нельзя спрашивать? К чему

такие пустые вопросы? Как может случиться, чтоб это от моего решения зависело? И кто меня тут судьей

поставил: кому жить, кому не жить?

- Уж как божий промысел замешается, так уж тут ничего не поделаешь,- угрюмо проворчал Раскольников.

- Говорите лучше прямо, чего вам надобно! - вскричала с страданием Соня, вы опять на что-то наводите...

Неужели вы только затем, чтобы мучить, пришли! Она не выдержала и вдруг горько заплакала. В мрачной

тоске смотрел он на нее. Прошло минут пять.

- А ведь ты права, Соня, тихо проговорил он наконец. Он вдруг переменился; выделанно-нахальный и

бессильно-вызывающий тон его исчез. Даже голос вдруг ослабел. Я это прощения просил, Соня... Он хотел

было улыбнуться, но что-то бессильное и недоконченное сказалось в его бледной улыбке. Он склонил

голову и закрыл руками лицо.

И вдруг странное, неожиданное ощущение какой-то едкой ненависти к Соне прошло по его сердцу. Как бы

удивясь и испугавшись сам этого ощущения, он вдруг поднял голову и пристально поглядел на нее; но он

встретил на себе беспокойный и до муки заботливый взгляд ее; тут была любовь; ненависть его исчезла, как

призрак. Это было не то; он принял одно чувство за другое. Это только значило, что та минута прошла.

- Что с вами? спросила Соня, ужасно оробевшая.

- Я сказал, уходя, что, может быть, прощаюсь с тобой навсегда, но что если приду сегодня, то скажу тебе,

кто убил Лизавету.

Она вдруг задрожала всем телом.

-Угадай, проговорил он с прежнею искривленною и бессильною улыбкой.

Точно конвульсии пробежали по всему ее телу.

- Да вы... меня... что же вы меня так... пугаете? проговорила она, улыбаясь как ребенок.

- Так не можешь угадать-то? спросил он вдруг, с тем ощущением, как бы бросался вниз с колокольни.

- Н-нет, чуть слышно прошептала Соня.

- Погляди-ка хорошенько.

Ужас ее вдруг сообщился и ему: точно такой же испуг показался и в его лице, точно так же и он стал

смотреть на нее, и почти даже с тою же детскою улыбкой.

- Угадала? прошептал он наконец.

- Господи! вырвался ужасный вопль из груди ее».

Вопросы к эпизоду:

1.

1.

Передайте основную мысль эпизода.

2.

Как этот эпизод связан с предшествующими событиями?

3.

Какие переживания испытывает Соня на протяжении этого эпизода?

4.

Какие переживания испытывает Раскольников на протяжении эпизода?

5.

Как раскрывается человек Достоевского в этом эпизоде?

Итоговая контрольная работа по литературе (10 класс)

Вариант №2

1. Какое из приведенных определений соответствует понятию «тема произведения»?

А) Изображение событий в их причинно-следственной связи

Б)Жизненный материал, взятый для отображения в произведении

В)Главная мысль произведения, в которой выражается оценочно-эмоциональное отношение писателя к

изображаемому

2. Какое из приведенных определений соответствует понятию «идея произведения»?

А) Главная мысль произведения, в которой выражается оценочно-эмоциональное отношение писателя к

изображаемому

Б)Жизненный материал, взятый для отображения в произведении

В)Основной вопрос, поставленный в произведении

3. Что такое сюжет произведения?

А) Сведения о жизни персонажей

Б)Построение произведения

В)Система событий и соотношений между героями, развивающаяся во времени и пространстве

4. Найдите определение конфликта:

А)Момент наивысшего напряжения действия в сюжете произведения

Б)Столкновение противоречивых явлений, целей, устремлений героев

В)Выявление связей между персонажами

5. Какие жанры относятся к эпосу?

А)Трагедия Б)Эпиграмма В)Рассказ Г)Басня Д)Элегия Е)Повесть

6. Какие жанры относятся к лирике?

А)Эпиграмма Б)Элегия В)Поэма Г)Басня Д)Баллада

7. Какие жанры относятся к драматическому роду литературы?

А)Комедия Б)Пьеса В)Фарс Г)Драма Д)Поэма

8. В произведениях какого метода исключительные характеры действуют в исключительных

обстоятельствах?

А)Реализм Б)Романтизм В)Классицизм Г)Сентиментализм

9. Важной чертой какого метода является конкретно-историческое изображение действительности?

А)Реализм Б)Романтизм В)Классицизм

10.Определите жанр поэмы «Медный всадник»» А.С.Пушкина.

А) романтическая поэма

Б) философская поэма

В) социально-бытовая поэма

Г) историческая повесть в стихах

11.Каким изображается Петербург в «Медном всаднике»?

А) Петербург – парадный город

Б) Петербург – центр науки и культуры

В) Петербург – город «униженных и оскорблённых»

Г) Петербург – фон разворачивающихся событий

12. Что Чартков ( герой повести Гоголя « Портрет») делал с картинами, которые покупал на аукционах?

13. В чем была особенность ростовщика, изображенного на портрете? ( Гоголь « Портрет»)

14. В своём творчестве Гончаров впервые ставит проблему

А) чести и долга Б) цели и смысла жизни

В) необходимости объединения лучших сторон дворянской культуры и буржуазной

целеустремлённости.

15. Кто из героев романа «Обломов» бросает вызов современности?

А) Обломов Б) Штольц В) Ольга Ильинская Г) Пшеницына

16. Укажите, кем является герой романа Гончарова «Обломов»

А) жертвой дурного воспитания Б) человеком, лишённым необходимых для человечества качеств

В) человеком, не нашедшим применения своим дарованиям

Г) символом вырождения русского дворянства.

17. Высшим критерием художественности А.Н.Островский полагал реализм и народность. Как надо

понимать «народность»

А) особое свойство литературных произведений, в которых автор воспроизводит в их художественном мире

национальные идеалы, национальный характер, жизнь народа

Б) литературные произведения, рассказывающие о жизни народа.

18. Определите завязку в драме А.Н.Островского «Гроза»

А) разговор Кулигина и Кудряша Б) гибель Катерины В) монолог Катерины перед смертью.

19.В чём состоит своеобразие композиции романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»

А) в основу положен принцип зеркальности

Б) роман построен по принципу цикличности (повторяемости)

20. Базаров отрицает всё, кроме

А) искусство и поэзия Б) любовь В) наука и медицина Г) русский народ

21. Какова роль сна Базарова накануне дуэли?

А) углубить представление о герое Б) подчеркнуть бессмысленность поединка В) предсказать будущее.

22. Назовите основной принцип построения системы образов в романе Ф.М.Достоевского «Преступление

и наказание»

А) двойничество Б) антитеза В) в центре – Раскольников, соединяющий свою семью и Мармеладовых.

23. Что несёт миру теория Раскольникова

А) индивидуализм и преступную теорию вседозволенности Б) освобождение от моральной зависимости

В) освобождение от социального гнёта личности Г) разрешение социальных противоречий в обществе

24. Почему Раскольников наносит удар обухом, а не лезвием топора?

А) в волнении не рассчитал удар Б) из-за неординарности характера

В) действие символично – Раскольников наносит удар и самому себе.

25. Какой временной период охватывает роман Л.Н.Толстого «Война и мир»

А) война 1812 года Б) 1812-1825 В) 1805 – 1812.

26. Какие чувства проявились в Наташе Ростовой в минуты отъезда из горящей Москвы

А) наивность и беспечность, Б) истинный патриотизм В) желание жить одним днём.

27. Какое из событий 1812 года не явилось эпизодом романа Толстого

А) Бородинское сражение Б) Аустерлицкое В) Шенграбенское Г) Тарутинское

28. В чём состоит смысл заглавия романа

А) «война» и «мир» - антонимы, отображающие основной принцип построения системы образов в романе

Б) название – изображение сцен войны 1812 года и мирной жизни.

В)разъединенность людей и общность

29.Укажите писателей второй половины 19 века, в названии произведений которых есть

противопоставление.

А)А.Н.Островский, И.С.Тургенев, М.Е.Салтыков-Щедрин

Б)И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой

В)И.А.Гончаров, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов

Г)Л.Н.Толстой, Н.С.Лесков, И.С.Тургенев

30. Выделите один отличительный признак романа-эпопеи

А) большой объём

Б) проблемно-тематическая энциклопедичность

В) показано значимое для нации историческое событие

Г) показаны идейно-нравственные искания личности

31. Проанализируйте эпизод из « Войны и мира» Л.Н. Толстого

— Благодарю всех, господа, все части действовали геройски: пехота, кавалерия и артиллерия. Каким

образом в центре оставлены два орудия? — спросил он, ища кого-то глазами. (Князь Багратион не

спрашивал про орудия левого фланга; он знал уже, что там в самом начале дела были брошены все пушки.)

— Я вас, кажется, просил, — обратился он к дежурному штаб-офицеру.

— Одно было подбито, — отвечал дежурный штаб-офицер, — а другое, я не могу понять; я сам там все

время был и распоряжался и только что отъехал... Жарко было, правда, — прибавил он скромно.

Кто-то сказал, что капитан Тушин стоит здесь у самой деревни и что за ним уже послано.

— Да вот вы были, — сказал князь Багратион, обращаясь к князю Андрею.

— Как же, мы вместе немного не съехались, — сказал дежурный штабс-офицер, приятно улыбаясь

Болконскому.

— Я не имел удовольствия вас видеть, — холодно и отрывисто сказал князь Андрей.

Все помолчали. На пороге показался Тушин, робко пробиравшийся из-за спин генералов. Обходя генералов

в тесной избе, сконфуженный, как и всегда, при виде начальства, Тушин не рассмотрел древка знамени и

споткнулся на него. Несколько голосов засмеялись.

— Каким образом орудие оставлено? — спросил Багратион, нахмурившись не столько на капитана, сколько

на смеявшихся, в числе которых громче всех слышался голос Жеркова.

Тушину теперь только, при виде грозного начальства, во всем ужасе представилась его вина и позор в том,

что он, оставшись жив, потерял два орудия. Он так был взволнован, что до сей минуты не успел подумать об

этом. Смех офицеров еще больше сбил его с толку. Он стоял перед Багратионом с дрожащею нижнею

челюстью и едва проговорил:

— Не знаю... ваше сиятельство... людей не было, ваше сиятельство.

— Вы бы могли из прикрытия взять!

Что прикрытия не было, этого не сказал Тушин, хотя это была сущая правда. Он боялся подвести этим

другого начальника и молча, остановившимися глазами, смотрел прямо в лицо Багратиону, как смотрит

сбившийся ученик в глаза экзаменатору.

Молчание было довольно продолжительно. Князь Багратион, видимо, не желая быть строгим, не

находился, что сказать; остальные не смели вмешаться в разговор. Князь Андрей исподлобья смотрел на

Тушина, и пальцы его рук нервически двигались.

— Ваше сиятельство, — прервал князь Андрей молчание своим резким голосом, — вы меня изволили

послать к батарее капитана Тушина. Я был там и нашел две трети людей и лошадей перебитыми, два

орудия исковерканными и прикрытия никакого.

Князь Багратион и Тушин одинаково упорно смотрели теперь на сдержанно и взволнованно говорившего

Болконского.

— И ежели, ваше сиятельство, позволите мне высказать свое мнение, — продолжал он, — то успехом дня

мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой, —

сказал князь Андрей и, не ожидая ответа, тотчас же встал и отошел от стола.

Князь Багратион посмотрел на Тушина и, видимо, не желая выказать недоверия к резкому суждению

Болконского и вместе с тем чувствуя себя не в состоянии вполне верить ему, наклонил голову и сказал

Тушину, что он может идти. Князь Андрей вышел за ним.

— Вот спасибо, выручил, голубчик, — сказал ему Тушин.

Князь Андрей оглянул Тушина и, ничего не сказав, отошел от него. Князю Андрею было грустно и тяжело.

Все это было так странно, так не похоже на то, чего он надеялся.

Вопросы для анализа:

1.

О каком сражении идет речь в данном эпизоде?

2.

Кто, по мнению Толстого, является истинным героем этого сражения?

3.

Кто из действующих лиц эпизода вызывает негодование Толстого? Почему?

4.

Почему Тушин не стал оправдываться перед Багратионом за потерю орудий?

5.

Как детали и художественные средства создания образов в данном эпизоде помогают понять

причину, по которой князь Андрей заступился за капитана Тушина?

6.

Л.Н.Толстой так описывает состояние князя Андрея в конце эпизода: «Все было так странно…» (см.

текст). На что надеялся князь Андрей? В чем он разочаровался? Кто из героев русской литературы,

подобно князю Андрею, проходит путь разочарований и обретений новых идеалов?



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники