Авторы: Магомедова Загидат Муртузалиевна, Маллаев Джафар Михайлович
Должность: магистрант 3 курса, член корреспондент РАО, профессор
Учебное заведение: ДГПУ
Населённый пункт: Махачкала
Наименование материала: Научная статья
Тема: Повышение мотивации в обучении математики слепых и слабовидящих детей
Раздел: среднее образование
Повышение мотивации в обучении математики
слепых и слабовидящих детей
Маллаев Д.М.
Член-корреспондент РАО
Доктор педагогических наук
Профессор
Магомедова Загидат Муртузалиевна
Магистрант 3 курса
Дагестанский государственный педагогический университет
Кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии
МБОУ «Интернат IV вида»
г.Махачкала
Введение
Проблема качества математического образования была и остаётся
приоритетной в силу высокого научного уровня подготовки по естественно-
математическим дисциплинам в большинстве профессий. Каждый учитель
хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием
занимались в школе. Но подчас и учителям, и родителям приходится с
сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно
заниматься, а желания нет», а если ученик плохо видит или вовсе не видит,
то проблема усугубляется еще рядом серьезных причин. Вторичные
отклонения, вызванные нарушением зрения, отрицательно сказываются на
усвоении общеобразовательных предметов, в том числе и математики.
Трудности
выполнения
предметно-практических
действий
сдерживают
формирование
математических
понятий
и
овладение
чертёжно
-
измерительными
навыками.
Дефицит
чувственного
опыта
осложняет
понимание содержание арифметических задач. Фрагментарность восприятия
обучающихся с нарушением зрения приводит к ошибкам опознания,
следовательно, и дифференциации геометрических фигур, особенно когда
варьируются их элементы. Замедленность восприятия проявляется при
предъявлении наглядного материала.
Всё это приводит к тому, что слепые и слабовидящие испытывают
повышенные трудности в усвоении математики по сравнению их зрячими
сверстниками. И это относится к усвоению всех разделов программы.
Цель исследования
Целью исследования являлось изучение новых инновационных технологий
обучения слепых и слабовидящих учащихся на уроках математики для
повышения мотивации у учащихся с остаточным зрением. Необходимо
создать доступную образовательную среду и таким образом повысить
мотивацию к изучению математики у детей
с ОВЗ,
что позволит
сформировать у них компетенции с учетом индивидуальных особенностей
для развития у них познавательных и мыслительных способностей. Для этого
путем введения новых адекватных и адаптивных методов для изучения
предмета
математики
необходимо
применение
информационно-
коммуникационных технологий (ИКТ).
Целью коррекционной работы, по Л.С.Выготскому, должна выступать
ориентация на всестороннее развитие аномального ребенка как обычного,
попутно осуществляя исправление и сглаживание его недостатков: "Надо
воспитывать не слепого, но ребенка прежде всего. Воспитывать же слепого и
глухого
-
значит
воспитывать
глухоту
и
слепоту...".
Коррекция
и
компенсация нетипичного развития эффективно могут осуществляться лишь
в процессе развивающего обучения. На уроках математики предложено
частое использование такой формы проверки знаний обучающихся, как
математический или графический диктанты. Такие диктанты хорошо
использовать для развития слухового восприятия. С этой целью возможно
ориентировать и мотивировать обучающегося на понимание и запоминание
условия задания и его выполнения, постепенно сокращая число повторов, что
позволяет сэкономить время учителя, легче усвоить материал, а также
использовать
коррекционно-компенсирующее
обучение,
не
смотря
на
степень нарушения зрения.
Методы исследования
Возможность воспринимать материал на «слух» облегчает слепым и
слабовидящим понимания различных инструкций, комментарий, которые
являются неотъемлемым компонентом практически на всех этапах обучения.
Поэтому иногда (при первичном закреплении материала) в целях развития
слухового восприятия слабовидящих необязательно делать записи на доске, а
всю работу можно выстроить, используя метод комментирования.
Одной из важнейших задач коррекционной-компенсирующей работы со
слепыми
и
слабовидящими
является
включение
их
в
активную,
самостоятельную деятельность. При этом сама деятельность выступает
одновременно как непременное условие компенсации дефекта. Поэтому,
большое внимание уделяется индивидуальной работе с учащимися с
остаточным зрением: индивидуальные карточки с увеличенным шрифтом с
учетом нарушения зрения, разноуровневые карточки со шрифтом Брайля.
Отношение слепых и слабовидящих школьников к учебе, результат их
учебной деятельности во многом зависит от того, что побуждает эту
деятельность, то есть от мотивации. Мотивация – важнейший компонент
учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация
есть основной критерий ее сформированности. От учителя и его методик
зависит то, как учитель сможет мотивировать слепого и слабовидящего на
усвоение урока.
Выделяют пять уровней учебной мотивации: первый уровень – высокий
уровень школьной мотивации, учебной активности, второй уровень –
хорошая школьная мотивация. Подобный уровень мотивации является
средней нормой, третий уровень – положительное отношение к школе, но
школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью, четвертый
уровень – низкая школьная мотивация, пятый уровень – негативное
отношение к школе, школьная дезадаптация. От того и существует, к
сожалению,
категория
учеников
–
неуспевающие.
Поэтому,
каждый
современный учитель математики в коррекционной школе определил для
себя цель: повышение успеваемости и качества знаний учащихся и поставил
задачи: выявить возможные причины снижения успеваемости и качества
знаний учащихся, принять комплексные меры, направленные на повышение
успеваемости, создать все необходимые условия для успешного усвоения
учащимися
учебной
программы,
сформировать
у
каждого
ребенка
ответственное отношение к учебному труду.
Людям с нарушением зрения приходится хранить в памяти гораздо
больше информации, чем зрячим. Для педагога важно не только научить
воспринимать
информацию
всеми
сохранными
анализаторами,
но
и
запоминать её. Поэтому, упражняя различные виды памяти и используя при
этом различные органы чувств обучающихся, таким образом учитель вносит
вклад в формирование компенсаторных навыков.
Арифметические задачи являются ведущим звеном в овладении
математическими знаниями. Однако этот вид заданий часто вызывает у
слепых
повышенные
трудности.
Многие
обучающиеся,
не
понимая
предметного содержания задач, решают их, опираясь на числовые данные и
отдельные слова, которые привязывают к определённым арифметическим
действиям. Важным условием чтобы преодолеть эти трудности успешного
решения задач является словарная работа. Её необходимость обусловлена
тем, что многие слова, используемые слепыми и слабовидящими, не
подкреплены достаточным запасом конкретных представлений, что приводит
к различным ошибкам. Для того, чтобы незрячий мог представить себе
описанную в задаче ситуацию, он должен хорошо понимать все слова текста
задачи, иметь образы тех предметов (явлений), о которых говорится в тексте.
Поэтому к разбору задачи, её решению важно приступить тогда, когда есть
уверенность в том, что все слова её текста понятны обучающимся. Это
требует разнообразной дополнительной работы и на уроках, и во внеурочное
время. Важно постоянно заботится об обогащении чувственного опыта
обучающихся, о расширении их познаний об окружающем путём подбора
задач практического содержания.
На сегодняшний день существует достаточно большое количество
педагогических
технологий
обучения,
как
традиционных,
так
и
инновационных. Нельзя сказать, что какая-то из них лучше, а другая хуже,
или для достижения положительных результатов надо использовать только
эту и никакую больше. Выбор той или иной технологии зависит от многих
факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности,
темы
занятия
и
т.д.
А
самым
оптимальным
вариантом
является
использование всех перечисленных технологий, одной из важнейших
выступает ИКТ технология, которая все глубже проникает в школьную
жизнь, особенно на уроках математики. Слепым и слабовидящим учащимся
ИКТ оказывают неоценимую помощь. Позволяет увеличивать умственную
нагрузку на уроках математики, заставляют задуматься над тем, как
поддержать у слепых и слабовидящих учащихся интерес к изучаемому
предмету, позволяет сохранить и даже увеличивать их активность на
протяжении всего урока. На уроках математики использование компьютера
дает возможность создать информационную обстановку, которая будет
стимулировать интерес ребенка с ОВЗ к изучению математики.
Результаты исследования и их обсуждения
В
коррекционной
школе
учителю
необходимо
применять
информационные
технологии,
такие
как:
создание
и
подготовка
дидактических материалов по шрифту Брайля (таблицы, памятки, схемы,
чертежи, демонстративные таблицы). Учитель создает мультимедийные
презентации, создает текстовые работы на компьютере, создает мониторинг
по отслеживанию результатов обучения и воспитания.
Новые инновационные технологии не только облегчают доступ к
информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности,
ее
индивидуализации
и
дифференциации.
Внедрение
различных
информационных технологий в учебный процесс при обучении слепых и
слабовидящих учащихся математики позволяет активизировать процесс
обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока,
увеличивать объем самостоятельной работы слабовидящего учащегося.
Вывод
Систематическое использование данных современных ИКТ методик, с
использованием
различных
тифлотехнических
средств
способствует
повышению мотивации, выработке у них навыков самоконтроля, умения
анализировать
и
предвидеть
итоги
своей
работы.
В
результате
коррекционной-компенсирующей работы на уроках математики у слепых и
слабовидящих
развивается:
слуховое
восприятие,
остаточное
зрение,
зрительные образы, внимание, память, речь, представление, мышление,
тактильные
ощущения,
осуществляется
коррекция
познавательной
деятельности, коррекция навыков самостоятельной работы, коррекция
качеств личности, что является важным фактором для повышения мотивации
у слепых и слабовидящих учащихся.
Всё это в целом дисциплинирует любую деятельность слабовидящих, что
весьма ценно для подготовки их к дальнейшему обучению и самостоятельной
жизни и может оказаться полезным в самостоятельной жизни для любого
человека, а для лиц с нарушением зрения они просто необходимы и
бесценны.
Литература
1. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры / под. ред. М.
Г. Ярошевского. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: Модек,
1996.
2. Денискина В.З. Средства обучения математике в начальных классах школ
слепых: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1986.-96с.
3. Денискина В.З. Использование остаточного зрения и развитие зрительного
восприятия в процессе обучения математике учащихся начальных классов
школ слепых детей // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2008. -
№5(29). – С..62-79.
4. Ермаков В.П. Обучение слабовидящих детей чтению графических
изображений. М., 1987.
5. Литвак А.Г. Соотношение компенсации и коррекции в развитии слепых и
слабовидящих //Особенности познавательной деятельности слепых
слабовидящих: Сб. научн. Тр. ЛГПИ им. А.И. Герцена, Л., 1976.
6. Маллаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих. – М., 1992.
7. Маллаев Д.М. Педагогические основы формирования игры слепых и
слабовидящих детей как средство коррекции их нравственного и
физического развития: Автореф.докт.дис. – М., 1993.