Напоминание

"Играй-городок"


Автор: Калужских Татьяна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №106 г.Оренбурга
Населённый пункт: Оренбург
Наименование материала: конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе
Тема: "Играй-городок"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 106» Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Играй-городок» Воспитатель: Калужских Т.И. 1-ая кв. категория Оренбург, 2015

Тема:
«Играй-городок»
Цель:
развитие звуковой культуры и грамматического строя речи.
Задачи:
Развивающие: 1. Развивать и активизировать речь детей. 2. Вырабатывать навыки осознанного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания. 3. Продолжать развивать фонематический слух. 4. Развивать умение составлять рассказы. Образовательные: 1. Формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребенком, между детьми. 2. Упражнять детей в согласовании слов в предложении. 3. Самостоятельно подбирать слова на заданный звук, с суффиксом ок. Воспитательные: 1. Воспитывать доброжелательное и корректное отношение к собеседникам, в общении с взрослыми и сверстниками пользоваться формулами словесной вежливости. 2. Воспитывать любовь и уважение к семье. Расширять и активизировать словарный запас: продавец-менеджер, швея, портной, полицейский, инженеры, вагоновожатый, прицеп, чердак, забор, сундучок.
Приемы руководства деятельностью детей в НОД:
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: игровая ситуация: «Путешествие в Играй-городок» 2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: беседа, создание развивающей среды, загадывание загадок, создание проблемной ситуации. 3. П р и емы о р г а ни з а ц и и п р а кт и ч ес ко й д е я т ел ь но с т и д е т е й : комментирование, использование схем, моделирование. 4. Приемы поддержания интереса у детей: ситуация выбора, стихотворно- речевая пальчиковая гимнастика, чередование видов детской деятельности, музыкальное сопровождение. 5. Приемы оценки и самооценки: взаимопомощь детей, поощрение, совместное с педагогом и детьми определения качества выполнения задания.
Создание среды для организации и проведения НОД:
схемы, таблицы слогов, детские зонтики, д/и «Кем быть?», выставка «Семейных портретов», игрушечная обезьяна, волшебный сундучок, кубики со слогами, «Чудо- дерево» (макет) с картинками.
Виды детской деятельности НОД:
Игровая; Коммуникативная; 2
Познавательно-речевая; Двигательная; Продуктивная; Чтение художественной литературы.
Ожидаемые результаты:
1. развитие звуковой культуры речи, 2. совершенствование грамматического строя речи, 3. умения детей действовать самостоятельно, 4. проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками, 5. воспитание нравственных качеств, 6. расширение и активизация словарного запаса, 7. умение подбирать слова на заданный звук, с суффиксом ок. 8. умение составлять рассказы.
Критерии оценки деятельности детей на НОД:
1. Ребенок проявляет самостоятельность. 2. Ребенок ищет путь решения задания. 3. Обращается за помощью к взрослому и детям, сам ее оказывает своим сверстникам. 4. Сопереживает. 5. Эмоционально реагирует. 6. Соподчиняет мотивы. 7. Проявляет волевое усилие. 8. Аргументирует самооценку. Интеграция образовательных областей: Области Интеграция Решаемые задачи Познание Рассматривание коллекции «Семейный портрет», Д/И «Кем быть?» Принимать активное, заинтересованное у ч а с т и е в образовательном процессе. Расширять знания о профессиях, воспитывать любовь и уважение к семье. Коммуникация Беседа. Составление рассказов из личного опыта. И г р а : Д / и « С л о ж и слово», д/и «Сундучок» П р и в и в а т ь у м е н и е п л а н и р о в а т ь с в о и действия на о с н о в е первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и 3
правила п о в е д е н и я . Владеть конструктивными способами в з а и м о д е й с т в и я с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сот рудниче стве. Учить и с п ол ь з о ват ь в е р б а л ь н ы е и невербальные средства общения. Социализация Практические действия П р и у ч а т ь р е ш а т ь интеллектуальные и лично стные з а д ач и , адекватные возрасту, применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослыми, так и им самим. Р а з в и в а т ь у м е н и я самостоятельно д е й с т в о в а т ь , п р и затруднениях обращаться к взрослому за помощью. Музыка Музыкальное сопровождение Воспитывать эмоциональное реагирование на музыку. Проявлять эмоциональную о т з ы в ч и в о с т ь в деятельности и общении с о в з р о с л ы м и и сверстниками. Физическая культура Пальчиковая гимнастика: «Здравствуйте», Совершенствовать мелкую моторику рук. 4
«Обезьяна» Чтение художественной литературы Загадывание загадок. Ч т е н и е п о с л о в и ц , чистоговорок. Формировать звуковую к у л ь т у р у р е ч и , выразительность.
План НОД

1.

Вводная часть: 5 мин.
Создание проблемно-игровой ситуации. Создание мотива для деятельности детей. Выполнение схемы-моделирования. 2.
Основная часть: 22 мин.
Речевая пальчиковая гимнастика: «Здравствуйте». Выставка «Семейный портрет». Пословицы о семье. д/и «Кем быть?». Составление рассказов. Игровая ситуация «Обезьяний остров»: - речевая игра со звучащими жестами, - д/и «Сундучок», - чтение слогов, - д/и «Сложи слово». Тропинка загадок «Чудо-дерево!» Инсценировка детьми стихотворения Сергея Михалкова «А что у вас?» 3.
Заключительная часть: 3 мин.
Возвращение из путешествия. Оценка деятельности детей и самооценка. Подведение итогов НОД. Длительность НОД 30 мин.
Ход НОД
Воспитатель: Говорят, что дети очень любят путешествовать. На чем можно отправиться в путешествие? Ответы детей: на теплоходе, поезде, машине, самолете. Воспитатель: Вспомните сказочных героев, на каких необычных предметах они путешествовали? Ответы детей: Вини Пух на воздушном шарике; Шапокляк на крыше поезда; Леопольд с мышатами в автомобиле; Степашка, Филя, Хрюша и Каркуша в пустыне на верблюдах; дядя Степа верхом на осле; Чебурашка с крокодилом Геной на теплоходе. Воспитатель: Сегодня мы отправимся с вами путешествовать в «Играй – городок». Вы хотите там побывать? А на чем вы отправитесь в путь, сейчас сами нарисуете? 5
(На одном столе для девочек лист – схема с точками и фломастерами – красного, розового цвета; на другом столе для мальчиков синего, голубого цвета). . . . . . . . . . . . . . . . . . . (Дети рисуют зонтики. Звучит музыка – девочки берут красно-розовые, мальчики сине-голубые зонтики и под музыку кружатся и оказываются на островке «Семейный остров».) Приветствие «Здравствуйте» - речевая пальчиковая гимнастика по стихотворению Т. Сикачевой. - Я здороваюсь везде – (руки в стороны). Дома и на улице – (руками домик над головой и вперед) Даже «здравствуй» говорю Я соседской курице. (показывают крылышки). Здравствуй солнце золотое.(показывают солнце над головой скрестив руки, растопырив пальцы). Здравствуй небо голубое. (поднять руки вверх показывают небо) Здравствуй вольный ветерок (руки вверх, валообразные движения вправо- влево) Здравствуй маленький дубок (показывают дубок) Здравствуй утро!(жесты вправо) Здравствуй день! (жесты влево) Нам здороваться не лень! (разводят руки в стороны от груди) Рассматривание выставки: «Семейный портрет». Воспитатель: Что вы здесь видите? (семейный портрет). Что такое семья? Какие пословицы о семье вы знаете? Ответы детей: - Материнское сердце лучше солнца греет. - При солнышке тепло, при матери добро. - Отца не хлеб кормит, а доброе слово детей. - Для внука дедушка – ум, для дедушки внук дело - Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют. Воспитатель: Давайте поиграем в игру: «Кем быть?» (на одном столе девочки собирают карточки к профессиям - швея, врач, учитель; на другом мальчики – строитель, полицейский, пожарный). Воспитатель: Лида, изображение каких профессий вы собрали? 6
Артур, вы картинки каких профессий подбирали? Ребята, когда вы вырастите, то кем хотите стать и почему, расскажите пожалуйста? (рассказы детей - 4-5 человек). Пр-р: Когда я вырасту и стану большим, то я хочу стать врачом, потому что мне нравится эта профессия. Я буду лечить всех людей, чтобы они были все здоровыми. Воспитатель: Тропинка нырнула в «Играй – городок» и мы все попали на обезьянен островок; (на островке игрушка – обезьянка, сундучок) Речевая игра «Обезьяна» Чи - чи –чи! - хлопки Чи-чи-чи! Обезьяна на печи - шлепки по коленям Чи - чи –чи! - хлопки Чи-чи-чи! Грызет с маком калачи – щелчки пальцами Чу - чу –чу! - хлопки Чу-чу-чу! Поиграть я с ней хочу - топают ногами Чу - чу –чу! - хлопки Чу-чу-чу! Я смеюсь и хохочу! - дети весело смеются. Воспитатель: Обезьяна предлагает в свой сундучок положить все предметы, заканчивающиеся на ок. Я положу в сундучок клубок, (ответы детей: - пирожок, чулок, носок, сырок, творожок, грибок, башмачок, свисток, листок, мешок, утюжок, песок…) Воспитатель: Ребята, когда мы дразнили обезьяну, какой звук чаще всего встречался в словах? (Ч) Давайте почитаем слоги на таблице. Ча читают че читают Чу мальчики чя девочки Чо че Чы чи Чэ чю - Девочки и мальчики, какие слоги прочитали? (твердые и мягкие). - Какие фишки поставите к твердым (синие), к мягким (зеленые) слогам? 7
- Помогите обезьяне собрать слова – ча-сы; ча-ша; чи-по-ли-на, чу-лок, ча-ша, чу-до. Воспитатель: Тропинка загадок нырнет под мосток все ближе и ближе «Играй-городок». Вот и «Чудо-дерево»! Загадай-ка. (макет дерева с картинками отгадками) (Дети загадывают друг другу загадки, отгадки находят на дереве.)
Есть загадки для детей.
1. Про меня так говорят Что я старый дед Что во 100 шуб одет Что все плачут от меня Что сердитый очень я. (лук) 2. Посмотрите на дорожки Кто стоит среди травы Ножки есть, но нет сапожка Шляпка есть –нет головы. (гриб) 3. Много у него колючек Но совеем не видно ножек Никого не обижает Добродушный, круглый. (ежик) 4. Я румяную матрешку От подруг не оторву Подожду пока матрешка Упадет сама в траву. (яблоко) 5. Что за звездочки сквозные На пальто и платке Все сквозные вырезные, А возьмешь – вода в руке. (снежинки) 6. Непоседа, невеличка Желтая почти вся птичка Любит сало и пшеничку Кто узнал ее? (синичка) Воспитатель: Ребята, кого вы видите на портрете? Ответы детей: писатель, поэт Сергей Владимирович Михалков. Воспитатель: Давайте вспомним его стихотворения «А что у вас» и инсценируем его. Инсценировка стихотворения детьми по очереди
Сергей Михалков

«А что у вас?»
Кто на лавочке сидел, Кто на улицу глядел, Толя пел, Борис молчал, 8
Николай ногой качал. Дело было вечером, Делать было нечего. Галка села на заборе, Кот забрался на чердак. Тут сказал ребятам Боря Просто так: - А у меня в кармане гвоздь. А у вас? - А у нас сегодня гость. А у вас? - А у нас сегодня кошка Родила вчера котят. Котята выросли немножко, А есть из блюдца не хотят. - А у нас на кухне газ. А у вас? - А у нас водопровод. Вот. - А из нашего окна Площадь Красная видна. А из вашего окошка Только улица немножко. - Мы гуляли по Неглинной, Заходили на бульвар, Нам купили синий-синий, Презеленый красный шар. - А у нас огонь погас Это раз. Грузовик привез дрова Это два. А в-четвертых, наша мама Отправляется в полет, Потому что наша мама Называется пилот. С лесенки ответил Вова: - Мама - летчик? Что ж такого! Вот у Коли, например, Мама - милиционер. А у Толи и у Веры Обе мамы - инженеры. А у Левы мама - повар. Мама - летчик? Что ж такого! - Всех важней,- сказала Ната, 9
Мама вагоновожатый, Потому что до Зацепы Водит мама два прицепа. И спросила Нина тихо: - Разве плохо быть портнихой? Кто трусы ребятам шьет? Ну конечно, не пилот. Летчик водит самолеты Это очень хорошо. Повар делает компоты Это тоже хорошо. Доктор лечит нас от кори, Есть учительница в школе. Мамы разные нужны. Мамы всякие важны. Дело было вечером, Спорить было нечего. Воспитатель: Тропинка свернула немного назад, и все мы вернулись опять в детский сад. - Что вам запомнилось в нашем путешествии? - Что понравилось больше всего? - А что понравилось Саше, Славе? - Как вы помогали друг другу? - Что еще вы делали вместе? - Аделина, чей рассказ тебе понравился и почему? - Тимур, как ты считаешь, ты был активном путешественником? Молодцы ребята!!! 10


В раздел образования