Напоминание

Внеурочное занятие по теме "Что мы Родиной зовем?"


Автор: Булхак Светлана Борисовна
Должность: учитель изобразительной деятельности
Учебное заведение: ГОБОУ "ЦАО"
Населённый пункт: г.Великий Новгород
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Внеурочное занятие по теме "Что мы Родиной зовем?"
Раздел: высшее образование





Назад




Государственное областное бюджетное

образовательное учреждение

«Центр адаптированного обучения»

г. Великий Новгород

Учитель трудового обучения

Булхак Светлана Борисовна

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 5-7 классов

по теме: «Что мы Родиной зовем?»

Цель занятия: Пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание

гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия «Родина», осознание

собственного отношения к ней; формирование представления о культурном и историческом

единстве российского народа, важности сохранения единства.

Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну и малой родине.

Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, историческая память и

преемственность поколений, самореализация.

Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение. Занятие предполагает также

использование презентации и игру.

Ход урока:

Учитель: как каждый из нас понимает слово «родина». Почему Родина становится самой

большой ценностью, особенно когда человек переживает сильные чувства, в минуту

опасности или большой радости.

Учитель: Ребята, наш разговор сегодня пойдёт о самом важном: о родине. А что такое

Родина, как вы думаете?

Возможные ответы учеников, подведение итога разговора.

Родина – это не просто место рождения. Это то, что формирует мировоззрение, культуру,

образ мышления и жизни. Задание.

Учитель: Давайте уточним ваши определения, обратившись к толковым словарям.

Поработайте в парах, сравните определения слова «Родина» и выявите в них общее.

Запишите получившееся определение в тетрадь. (Определения выводятся на экран или

раздаются детям на листах).

Учитель: Вы видите, что определения в разных словарных статьях очень различаются.

Что у вас получилось? Совпали ли ваши собственные определения, что такое Родина, с

определениями из словарей? Что вы записали? Предлагается беседа-обсуждение, в итоге

которой вырабатывается примерное общее определение понятия «родина» (Родина – это

место рождения человека, страна, гражданином которой он является).

Распечатанный файл с определениями из разных толковых словарей для парной работы,

если нет возможности визуализации на экране.

1.Толковый словарь Ожегова РОДИНА, -ы, ж. 1. Отечество, родная страна. Любовь к

родине. Защита родины. 2. Место рождения, происхождения кого-чего-н., возникновения

чегон: Москва - его р. Индия - р. шахмат.

2. Словарь Даля. РОДИНА – родить, родня и пр. см. рождать.

3. Словарь Ефремовой. Родина – страна, в которой кто-л. родился и гражданином которой

является.

4. Словарь Ушакова РО

́

ДИНА, родины, ·жен. 1. Отечество; страна, в которой человек

родился и гражданином которой он состоит. «Мы любим свой язык и свою родину...» 2.

Место рождения кого-нибудь. Родина Ломоносова - деревня Денисовка близ Холмогор.

5. Энциклопедический толковый словарь. РОДИНА 1) Место, страна, где человек

родился; где впервые сложился, возник этнос. 2) Место возникновения, открытия или

изобретения чего-либо.

Учитель: А как называется главный город нашей страны? (Москва) — Москва – столица

нашей Родины. Мы гордимся нашей страной.

Россия- ты великая держава!

Твои просторы бесконечно велики,

На все века ты увенчала славой,

И нет другого у тебя пути!

Вам очень трудно сразу узнать всё о такой большой стране и для детей Родина начинается

с того, что к нему ближе всего.

Учитель: Мы с вами говорили о нашей большой стране, о нашей Родине – России. Но у

каждого человека есть место, где он родился и живет, это место называется «малая

Родина». А как вы думаете у вас есть «малая Родина»? Как она называется?

Правильно ребята, наша малая Родина – это наш город Великий Новгород.

Учитель: Ребята, я приглашаю вас сейчас отправиться на прогулку по нашему городу

и поиграть в пути. (Показ презентации)

Учитель: Я буду загадывать загадки об известных местах Новгорода, а вы должны

будите отгадать, что это за место.

Отгадайте, что за дом,

Музыку услышишь в нём,

Пенье, танцы, плач и смех,

Удовольствие для всех! (Филармония )

Стоит весёлый, светлый дом,

Ребят проворных много в нём-

Там пишут и считают,

Рисуют и читают. (школа)

Это крупный магазин,

У него полно витрин,

Всё найдётся на прилавке-

От одежды до булавки. (супермаркет)

Раз- два- три- четыре- пять…

Жаль, что всех не сосчитать.

Тут полным – полно ребят

Что за дом здесь? (Детский сад)

Здесь работают врачи

Не шуми и не кричи

Попил из холодильника

Идите в ……..(поликлинику)

Здесь фонтаны и аллеи

Детские есть карусели

Здесь на пони можно сесть,

Уткам хлеба дать поесть. (парк)

Площадь памяти бойцам,

Сохранившим жизни нам.

Здесь за Родину сражались,

В вечной памяти остались. (площадь Победы)

Учитель: А сейчас, ребята, давайте поиграем в игру «Передай сердечко и скажи

словечко» (дети говорят полным предложением, за что любят свой город).

Учитель: Ребята, а вы знаете, что каждого города нашей страны есть свои символы?

Какие? (ответы детей: герб, флаг, гимн). (Презентация)

Учитель: Посмотрите – это герб Великого Новгорода. Что изображено на нем? Как

вы думаете, почему именно медведи, трон и рыбки? (ответы детей:)

ГЕРБ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА

Действующий новгородский герб был введен в 2010 году. Тогда же его внесли в реестр

геральдических символов России. Он основывался на ранней версии, действовавшей еще

при Екатерине Второй. В статье расскажем о самом символе, а также о его истории.

Изображение на гербе

Сам герб условно можно разделить на две части. В верхней располагаются два темных,

почти черных медведя, направленных друг к другу. Они поддерживают лапами золотое

кресло, на котором лежит красная подушка. Сверху, на спинке сидения стоит канделябр с

тремя зажженными свечами, горящими красным пламенем. На бордовой подушке

располагаются скрещенные знаки власти золотого оттенка: скипетр, заканчивающийся

крестом, и просто крест на длинном древке.

Нижняя (меньшая) часть герба окрашена в лазурный или ярко-голубой цвет, при помощи

которого изображена вода. В ней плывут четыре рыбы, попарно находящиеся друг

напротив друга.

Рыбы на гербе Великого Новгорода означают надежду и спокойствие. Два медведя,

охраняющие святое место, у славян считались тотемными животными, связанными с

плодородием и здоровьем.

Первая печать

Считается, что для герба Великого Новгорода прообразом послужила печать наместника

города, которая была сделана в 1565 году. Приказ об этом издал еще Иван Грозный.

Данную печать использовали, для того чтобы скреплять грамоты и договоры о

заключении перемирия с шведским главой государства. Кроме того, иногда ее

проставляли в посланиях, отправляемых с гонцами, которых также посылали в Швецию.

Что изображали на печати? Посох, с одной стороны от которого располагался медведь, а с

другой – рысь. Под ним были нарисованы рыбы, а около печати обычно стояла подпись,

отмечавшая ее владельца, то есть боярина и наместника Великого Новгорода.

Впервые жители Великого Новгорода получили свой герб в 1781 году. Это

произошло по приказу императрицы Екатерины II. Тогда, согласно описанию, он

выглядел следующим образом. На серебряном поле стоит золотого цвета кресло с

червленой подушкой на нем. На подушку опираются скипетр и крест на удлиненном

древке, перекрещенные между собой. Спинка кресла увенчивается подсвечником, в

котором горит три свечи. По сторонам от сидения стоят два медведя, смотрящие друг на

друга. Здесь важно отметить, что в нижней части герба также имелись четыре рыбы,

но о них по какой-то причине в описании решили не упоминать.

Изменения

В 1969 году во время Советского Союза появилась

обновленная версия герба. Фоном был щит красного цвета, на котором располагались

медведи, стоящие на задних лапах, с золотистой шкурой. Между хищниками, там, где

ранее изображали кресло, написали цифры 859. Также в верхней части имелась

пятиконечная звезда над частью зубчатой шестерни. Внизу были нарисованы две золотые

рыбы, направляющиеся навстречу друг другу. Их фоном служила синеватого оттенка

вода.

Впрочем, в 1991 году городской Совет депутатов принял решение восстановить

предыдущий герб, вернуться к его старой версии. А с 1998 город начал именоваться

Великим Новгородом. Местная дума утвердила его устав, в одной из частей которого

содержалось описание геральдического символа. На нем, как уже было сказано,

располагались медведи, золотое кресло с подушкой и атрибутами власти, а также рыбы.

Современный герб

В 2006 году городская Дума решила вернуться к использованию герба, который был

утвержден указом императрицы Екатерины. С геральдического символа убрали рыб,

плавающих на синем фоне. Хотя данный вопрос считается очень неоднозначным.

Многие историки и исследователи утверждают, что на самом деле, даже во времена

правления Екатерины рыбы на гербе присутствовали. Это подтверждается тем фактом,

что в альбоме 1899 года они изображались на синем фоне в нижней части новгородского

символа.

Впрочем, местные жители решили вступиться за герб, на котором были рыбы. Весной

активисты и любители истории разработали проект с соответствующим предложением и

внесли его на рассмотрение городской Думы. Комиссия обработала запрос и переправила

письмо в Геральдический совет. Впоследствии уполномоченный член данного органа

ответил, что возвращение рыб на герб было бы правильным решением и оснований

для запрета на это – нет.

Так, в 2010 после заседания местной комиссии, ведающей вопросами самоуправления,

вопрос окраски оконечности герба в насыщенный голубой цвет и помещения на нее рыб

разрешился положительно. А в конце того же года окончательный вариант

геральдического символа был окончательно утвержден.

Учитель: Второй символ Великого Новгорода – это флаг. Описание флага.

ФЛАГ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА

Описание

Флаг города - это двухцветное прямоугольное полотнище, с отношением сторон 1,5:2,5.

Верхняя часть белого цвета, нижняя – синего. Соотношение верхней и нижней частей –

2:1. В центре располагается герб города – два черных медведя поддерживают трон с

красной спинкой и подушкой. Трон увенчивает желтый подсвечник с тремя серебряными

свечами горящие алым пламенем. На подушке скрещены золотые крест и скипетр. На

синей полосе полотнища расположены 4 серебряных рыбы, попарно обращенные друг к

другу.

Символика

Белый цвет флага означает чистоту, белые стены православных церквей и соборов. Синий

– красота, главная река края – Волхов. Трон – символ власти, характеризует значение

города в истории страны. Также олицетворят силу и власть два черных медведя, стоящих

по обеим сторонам трона.

Учитель: Третий символ – это гимн.

Учитель: Может, кто-то из вас знает, что такое гимн? (ответы детей: это песня о

Новгороде.)

Учитель: Гимн – это торжественная песня. Как вы думаете, в каких случаях он

исполняется?

Дети: — Он исполняется в особо торжественных случаях, во время подъема

государственного флага, во время национальных праздников, во время проведения

воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны

люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется

уважение к стране.

Послушайте гимн, а кто знает, подпевайте.

Дети поют гимн области

Гимн области является официальным символом Новгородской области. Утвержден

Постановлением Новгородской Думы.

Автор - Михаил Полевиков.

Текст гимна

НОВГОРОД ВЕЛИКИЙ

ЗАПЕВ:

Город, овеянный воинской славой,

Город, прославленный мирным трудом,

Новгород наш - Господин величавый,

Малая Родина, светлый наш дом.

И сожженный дотла ты сумел возродиться,

Христианской душою прощая врагов.

Здравствуй, Новгород - древняя наша столица,

Будь по праву Великим во веки веков!

Ты живёшь продолжением славных традиций,

Есть в былинах Руси имена земляков.

Той же удалью светятся юные лица.

Молодым оставайся во веки веков!

Здесь отрадно Софии святой поклониться,

Здесь терпенье и мудрость в глазах стариков.

И спокойно сидит на кресте голубица,

Пусть хранит она город во веки веков!

ПРИПЕВ:

Город, овеянный воинской славой,

Город, прославленный мирным трудом,

Новгород наш - Господин величавый,

Малая Родина, светлый наш дом.

Рефлексивный этап.

Учитель: Вот и подошло к концу путешествие по нашей малой родине.

1. Вам оно понравилось?

2. По какому городу мы путешествовали? (Великому Новгороду)

3. Чем для нас является Великий Новгород? (малой родиной)

4. Какие памятные места Вы запомнили?

5. Какие символы вы запомнили? (герб, флаг, гимн)

Перспективный этап:

Учитель: А где еще можно узнать о достопримечательностях нашего города?

Ответы детей: в музеях Новгорода, из рассказов бабушек и дедушек можно узнать

какой Новгород был раньше.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники