Напоминание

Профессионально-ориентированное обучение на занятиях русского языка в колледже.


Автор: Наплёкова Валентина Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОГАПОУ "Дмитриевский аграрный колледж"
Населённый пункт: Село Дмитриевка, Яковлевский р-н, Белгородская область
Наименование материала: Статья
Тема: Профессионально-ориентированное обучение на занятиях русского языка в колледже.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Профессионально-ориентированное обучение на занятиях русского языка в колледже.

В настоящее время на предприятиях производства

усилена потребность в

высококвалифицированных кадрах с прочными знаниями,

уважительно относящихся к

своему делу, ориентирующихся на профессионально значимые и культурные ценности.

Проблема профессионально ориентированного обучения признается в

настоящее время

приоритетным

направлением

в

обновлении

образования.

Под

профессионально-

ориентированным понимается обучение, основанное на учете потребностей учащихся в

изучении русского языка, диктуемого особенностями будущей профессии. Обучая учащихся

русскому языку на основе программы Государственных стандартов, ставится цель -

формирование у будущих специалистов коммуникативной компетенции – способности

решать лингвистическими средствами реальные коммуникативные задачи в конкретных

речевых ситуациях научной сферы, формирование коммуникативной компетенции студентов

в процессе образования.

Целью обучения русскому языку в аграрном колледже является практическое

овладение русским языком, достаточного для его устного и письменного использования в

будущей

профессиональной

деятельности.

С

первых

дней

обучения

в

колледже

обучающимся приходится усваивать значительное количество новых терминологических

слов, специфических оборотов и словосочетаний научной речи. Задача преподавателя

русского языка – помочь обучающимся осознать необходимость изучения русского языка,

чтобы

быть

грамотными

и

коммуникабельными

специалистами,

востребованными

производством.

Профессиональная

направленность

обучения,

во-первых,

требует

интеграции дисциплины «Русский язык» с профилирующими дисциплинами; во-вторых,

ставит

перед

преподавателем

задачу

научить

будущего

специалиста

на

основе

межпредметных связей использовать язык как средство систематического пополнения своих

профессиональных знаний, формирования профессиональных умений и навыков; в-третьих,

предполагает

использование

форм

и

методов

обучения,

способных

обеспечить

формирование необходимых профессиональных умений и навыков будущего специалиста.

Так,

при

рассмотрении

содержательного

компонента

модели

профессионально-

ориентированного

обучению

русскому

языку

необходимо

включать:

1)

сферы

коммуникативной деятельности, темы и ситуации, речевые действия и речевой материал; 2)

языковой материал (фонетический,

лексический,

грамматический,

орфографический),

правила его оформления и навыки оперирования им; 3) комплекс специальных (речевых)

умений, характеризующих уровень практического овладения русском языком как средством

общения.

Содержательный компонент модели профессионально ориентированного обучения

русскому языку включает в себя следующие структурные элементы:

- коммуникативные умения по видам речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения,

письма) на основе общей и профессиональной лексики;

- языковые знания и навыки, которые включают в себя знания фонетических явлений,

грамматических форм, правил словообразования, лексических единиц, терминологии,

характерной для определенной профессии.

Подготовка молодых людей, способных принимать самостоятельные решения,

невозможна без воспитания у студентов осознанной любви к языку и выбранной профессии.

В колледж идут обучаться на специальности

молодые люди не только со слабой

мотивацией к учебной деятельности, но и с очень низкой подготовкой по русскому языку.

Чтобы мотивировать их на учебную деятельность, повысить уровень их грамотности,

необходимо показать, как знания по русскому языку помогают овладевать профессией,

расширять свой профессиональный кругозор. Сделать это можно, только в ходе совместной

работы

с

преподавателями

специальных

дисциплин.

При

подготовке

к

занятиям

осуществляется интегративный и дифференцированный подход к отбору заданий для

студентов из специальной литературы, справочников с целью развития способности к

профессиональному общению. Интеграция и дифференциация дисциплины русского языка и

спецпредметов представляет целостный процесс получения теоретических и практических

знаний, специальных и профессионально-коммуникативных умений.

Рассмотрим как осуществляется данная система обучения языку на практике.

Эффективность обучения русскому языку с учетом их будущей специальности находится в

прямой зависимости от использования в учебном процессе текстов по специальности; опоры

при обучении языку на типологические особенности текстов по специальности. В практике

преподавания

русского

языка

ведущее

место

занимают

тексты

общенаучного

и

узкоспециального характера. Однако, работая с текстами по специальности, обучающиеся

испытывают определенные затруднения в нахождении и вычленении всех содержательных

блоков текста; в самостоятельном определении структурно-семантической устроенности и

коммуникативной направленности текста; в

вычленении вступления, основной части и

заключения текста; определении в содержательных блоках главной, дополнительной и

избыточной информации; нахождении в текстах необходимой информации для иллюстрации

своего высказывания, приведения аргументов, контраргументов и т.д. Вместе с тем работа с

текстами по специальности на занятиях по русскому языку способствует активному

включению обучающихся в учебно-профессиональную деятельность, знакомству с лексико-

грамматическим и понятийным аппаратом языка их будущей специальности.

Поэтому специально разработанные и применяемые для овладения языком

специальности тексты могут служить эффективным средством обучения. Используемые в

качестве дидактического материала при обучении языку специальности, учебные тексты

должны иметь четкую, методически обоснованную классификацию.

Так при обучении русскому языку обучающихся специальности «Технология

продуктов питания животного происхождения» в качестве лексического материала им

предлагаются профессионально-ориентированные тексты: 1. «Животноводство в России». 2.

«Продукты животного происхождения». 3. «Производство молочных продуктов». 4.

«Производство мясных продуктов». 5. «Виды сыров». 6. «Язык моей специальности». 7.

«Роль технолога в процессе производства продуктов питания животного происхождения»

В текстах даны задания, связанные с теоретической темой занятия и рекомендованные

для самостоятельной работы обучающихся. Профессионально-ориентированные тексты

вводят новую информацию, расширяют и углубляют знания обучающихся в области своей

будущей специальности. Так, в предложенных лексических материалах они работают над

темой, идеей, основной мыслью, структурой, языковыми особенностями текста.

Каждая тема-занятие разработана по методике структурно-семантического и смысло-

лингвистического анализа научного текста и состоит из разделов: активная лексика, система

предтекстовых и притекстовых заданий, текст, послетекстовые задания. Помимо текстов и

заданий к ним прилагаются: схемы анализа текста, словарь основных понятий и терминов.

Тексты предваряются списком активной лексики. Причём, лексика вводится не по

алфавиту, а по мере предъявления её в тексте. Этот список содержит слова и словосочетания

в

основном

терминологического

характера.

Активная

лексика

предназначена

для

обязательного усвоения студентами.

Предтекстовые задания вводятся для снятия лексико-грамматических трудностей,

которые могут возникнуть у обучающихся в процессе чтения текста. Они включают

упражнения: а) на выявление значения слова посредством словообразовательного анализа:

поиск групп однокоренных слов, определение значения слова на основе частей сложных

слов; б) на установление синонимических и антонимических связей слов; в) на определение

значений незнакомых слов по контексту; г) на лексико-грамматическую сочетаемость

изучаемых языковых единиц.

Притекстовые задания с различными целевыми установками призваны помочь

студентам сориентироваться в смысловой организации текста.

Тексты в основном предназначены для самостоятельной работы с установкой на полное

и точное понимание, которое контролируется системой вопросов, а также заданиями,

направленными на воспроизведение основной информации текста.

Учащимся специальности «Агрономия» могут быть предложены разнообразные задания,

разные по сложности:

1.Выпишите из текста слова, имеющие отношение к профессии «Агрономия» и

определите их принадлежность к определенной части речи. 2. Обратитесь к толковому

словарю и дайте объяснение терминов.

3. Подумайте, от чего, зависит урожайность

подсолнечника. 4. Используя специальную лексику, относящуюся к профессии агронома, и

лексику, относящуюся к орудиям труда этой специальности, составьте собственный текст. 5.

Используя профессиональную лексику, составьте по данной схеме собственное предложение

и объясните знаки препинания. 6. Выпишите из текста прилагательные, характеризующие

производственные процессы или относящиеся к профессиональной лексике, объясните их

значение и разберите их по составу. Составьте с выписанными словами предложения. 7.

Объясните правописан

ие слов

«механизация», «вегетация», «технология». Составьте с этими

словами словарную статью для словаря агрономических терминов

Формы работы по изучению профессиональной лексики на уроках русского языка могут

быть различными, но, учитывая специфику контингента

об

уча

ю

щихся, особая роль

отводится практическим занятиям. Ведущей дидактической целью практических занятий

является:

• формирование умений работы с профессионально ориентированными текстами;

• отработка функциональной грамотности на примере специальных текстов.

В соответствии с поставленной целью определяется и круг задач. Среди них в качестве

первостепенных выделяются следующие:

• формирование навыков работы с разными источниками специальных текстов и умений

дифференциации специальных текстов по видам и назначению;

• расширение словарного запаса профессиональной лексики и фразеологии, повышение

уровня речевой культуры, отработка навыков работы правописных и орфоэпических норм

при пользовании специальной лексики;

• формирование коммуникативной компетенции профессионального общения.

Проводимая лексическая работа по изучению профессиональной лексики и специальной

терминологии на уроках русского языка включает в себя: -индивидуальную и групповую

работу над общетехническими терминами, представленными в разных видах текстов и на

разном уровне организации языкового материала: от отдельных лексем до связного

высказывания с использованием как материалов учебных пособий, так и специальных

карточек (раздаточного материала) на всех этапах изучения материала;-работу со

специальной терминологией по определенной профессии с использованием материалов

компьютерной программы (коллективная работа), а также раздаточного материала для

индивидуальной работы и работы в малых группах; -отработку навыков использования

профессиональной (специальной) лексики на уровне создания связного высказывания;-

диагностику качества обучения и отработку правописных навыков на примере специальной

лексики с обращением к специально разработанному диагностическому материалу

(карточки, разные виды диктантов, изложения и др.) с включением грамматических

заданий;- закрепление произносительных навыков при употреблении профессиональной

лексики на основе системы интонационных упражнений, развитие устной речи;- изложение и

конструирование текста с профессиональной лексикой.

Какой бы способ не избрал преподаватель, от него, в любом случае, требуется владение

определенными знаниями в данной профессиональной области, желание усовершенствовать

процесс преподавания, заинтересованность в практическом применении студентами знаний,

как в области языка, так и в профессиональной сфере, профессионализм, творческий подход

к осуществлению учебного процесса.

Современному обществу важно, чтобы сегодняшний выпускник был профессионально

успешным и мобильным, умеющим строить свою собственную карьеру, работать в условиях

жесткой конкуренции на отечественном и мировом рынках и активно содействовать

благополучному развитию всего общества

.

Литература

1. Виленский М.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технологии профессионально-

ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие / Под ред. В.А. Сластенина. -

М.: Педагогическое общество, 2004. 192 с.

2. Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Практикум по русскому языку. Культура речи. Учебник для

СПО. - СПб: 2004.

3. Черкасова М.Н. Культура речи: Учебник для СПО. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.



В раздел образования