Напоминание

"Ориентировка во времени у детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Набиян Джаме Джндии
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: город Балахна Нижегородская область
Наименование материала: "Методическая разработка практических достижений профессиональной деятельности"
Тема: "Ориентировка во времени у детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

Защитное слово - ВКР Набиян Джаме Джндии

СЛАЙД 1. Здравствуйте, уважаемые председатель и члены аттестационной

комиссии. Разрешите, пожалуйста, представиться

Набиян Джаме Джндии. Вашему

вниманию предлагается выпускная квалификационная работа на тему «Развитие

ориентировки во времени у детей старшего дошкольного возраста», выполненная

под руководством Г.А. Вотриной.

СЛАЙД 2. Актуальность исследования по данной проблеме обусловлена

рядом взаимосвязанных факторов, а именно:

современный ритм развития общества требует от человека организовывать

свою деятельность с учетом выверенных временны

́

х рамок;

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования рассматривает формирование элементарных представлений о времени

как часть познавательного, а именно, математического развития ребенка;

однако, восприятие времени детьми-дошкольниками затруднено, поэтому

требуется

организация

целенаправленной

педагогической

работы

в

этом

направлении;

развитие ориентировки во времени у детей старшего дошкольного возраста

необходимо ребенку в повседневной жизни и при дальнейшем обучении в школе;

и создает возможности для развития у детей многих положительных

личностных качеств: организованности, ответственности, дисциплинированности и

других;

и, наконец, старший дошкольный возраст является сензитивным периодом

для развития ориентировки во времени в связи с развитием наглядно-образного

мышления и его высшего проявления - наглядно-схематического мышления.

СЛАЙД 3. Теоретическими основами работы

являются положения о

сущности временных понятий, представленных в справочно-энциклопедической

литературе; о психофизиологических особенностях восприятия времени детьми и

методике

ознакомления

детей

со

временем,

представленные

в

работах

отечественных ученых.

СЛАЙД 4. Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и

опытно-экспериментальном исследовании возможности развития ориентировки во

времени у детей старшего дошкольного возраста.

Объект

и

предмет

представлены на экране. В основу исследования положена гипотеза: развитие у

детей старшего дошкольного возраста ориентировки во времени обеспечивается

следующими психолого-педагогическими условиями:

– обогащением развивающей предметно-пространственной среды;

организацией

систематической

работы

по

развитию

временных

представлений у детей через разные формы образовательной деятельности;

использованием

разнообразных

форм

взаимодействия

с

семьями

воспитанников.

2

СЛАЙД 5.

Цель, предмет и гипотеза исследования определили необходимость

постановки и решения задач по выполнению теоретической части исследования и

организации экспериментальной работы.

СЛАЙД 6.

Существует множество определений сущности времени. Например,

это

одна

из

форм

существования

бесконечно

развивающейся

материи,

последовательная смена её явлений и состояний. Под чувством времени понимают

способность человека чувствовать временну

́

ю длительность, оценивать ее и

ориентироваться во времени без вспомогательных средств. Все единицы времени

представляют систему временны

́

х эталонов, где каждая мера складывается из единиц

предыдущей.

СЛАЙД 7. Трудности восприятия времени детьми дошкольного возраста

обусловлены совокупностью объективных и субъективных факторов.

СЛАЙД 8. Экспериментальное исследование развития ориентировки во

времени у детей старшего дошкольного возраста выполнено на базе структурного

подразделения МБОУ «СОШ №3» г.Балахны.

В исследовании участвовали 10

воспитанников

6-7-летнего

возраста.

Логика

исследования

заключалась

в

последовательном проведении констатирующего, формирующего и контрольного

экспериментов. В качестве диагностического инструментария использована

методика

Риммы Фанилевны Галлямовой, в основе которой - работы Тамары

Давидовны Рихтерман.

СЛАЙД

9.

Первоначально

были

выявлены

индивидуальные

результаты сформированности временны

́

х представлений у каждого ребенка.

Они позволили определить, как в группе в целом сформированы представления об

отдельных категориях времени: лучше всего дети знают части суток и их

последовательность. Следующими по значению результатами стали знания детей о

днях недели, их последовательности; далее - месяцев и времен года. Самые низкие

результаты - при определении детьми времени с использованием календаря и

механических часов. Выявлены

уровни сформированности представлений о

времени у детей: у 20% детей они сформированы; у 40% - в стадии формирования;

еще у 40% - не сформированы.

СЛАЙД 10. Цель формирующего эксперимента

- способствовать развитию

и поднятию на более высокий уровень сформированности ориентировки во времени

у детей подготовительной к школе группы. Для реализации цели намечены в

соответствии с гипотезой исследования конкретные задачи.

3

СЛАЙД 11. РППС по развитию ориентировки во времени рассредоточена по

разным развивающим Центрам группы, что позволяет детям осваивать временные

представления в разных видах самостоятельной деятельности. Особенное внимание

мы уделяли постепенному обогащению Центра познавательного развития, в котором

выделена Зона математического развития. Здесь размещены «Волшебные часы» -

круговые и объемные модели частей суток, дней недели, месяцев и времен года;

отрывной календарь; альбом «В мире часов»; ленты времени «Я - расту»; «Большая

книга про время» Уильяма Эдмодса; приборы для измерения времени (часы

песочные на разные отрезки времени – 1 минута, 3 минуты, 10 минут, часы

механические с прозрачными стенками (с зубчатой передачей), секундомер. В

группе

выделено

специальное

место

и

оборудование

для

игротеки

по

познавательному развитию, в которое включены наглядные и игровые материалы,

способствующие развитию ориентировки детей во времени – серии картинок и

настольно-печатные игры.

СЛАЙД 12.

Задачи развития ориентировки во времени детей 6-7 лет,

предусмотренные программой «От рождения до школы», решались в

разных

формах образовательной деятельности.

СЛАЙД 13. В качестве примера покажем, в каких формах образовательной

деятельности и в каких видах деятельности решалась задача по формированию

элементарных представлений о последовательности месяцев, времен года. В

ООД – это ознакомление с круговой и позже объемной моделями года, игровые и

дидактические упражнения, рассматривание репродукций картин художников-

пейзажистов и составление описательных рассказов и другое. В совместной

деятельности:

наблюдение

за

явлениями

природы,

упражнения

на

логику,

изготовление макета: Дерево: «Времена года», игры с мячом, чтение и беседа по

прочитанному, прослушивание аудиозаписей. В самостоятельной деятельности:

дидактические игры, разрезные картинки и пазлы, рассматривание и выкладывание

серии картинок и другое.

СЛАЙД 14. Для полноценного решения задач по развитию ориентировки во

времени у детей старшего дошкольного возраста организовывали сотрудническое

взаимодействие с родителями воспитанников посредством разных мероприятий.

Обратим внимание на разработнную А.А.Нестеренко и Г.В.Тереховой в рамках

реализации

ТРИЗ-педагогики, ленту времени

- «Я расту», где размещаются

фотографии детей. Сначала мы проконсультировали родителей и рассказали, что

лента времени – это выстраивание событий в хронологическом порядке на прямой

линии,

«ленте»,

слева

направо.

Помещая

объект

нашем

случае

фотографические изображения ребенка от рождения до настоящего времени) на

ленте времени, можно проследить его путь из прошлого в настоящее по годам его

развития. Дети с удовольствием вместе с родителями делали эту ленту, потом с

гордостью рассказывали сверстникам и нам, педагогам, историю своей жизни по

фотографиям.

Данная

форма

работы

помогала

детям

усваивать

такие

характеристики времени, как текучесть и необратимость.

СЛАЙД 15. Далее были определены цель и задачи контрольного этапа

исследования.

4

СЛАЙД

16.

Обращение

к

сравнительному

анализу

результатов

констатирующего и контрольного экспериментов

показывает динамику

в

сформированности представлений о времени у детей:

во-первых, у 100% детей имеет место положительная динамика в развитии

ориентировки во времени;

во вторых, в сформированности всех временных категорий также имеет

место положительная динамика. Наиболее выраженную динамику дети показали в

умении ориентироваться во времени по календарю и механическим часам;

в-третьих,

увеличилось

процентное

число

детей,

демонстрирующих

сформированный

уровень

на

40%

и

снизилось

процентное

число

детей,

демонстрирующих

уровни

в

стадии

формирования

и

не

сформированный,

соответственно, на 10 и на 30%.

СЛАЙД

17.

Делаем вывод:

выявлена

положительная

динамика

в

сформированности ориентировки во времени у детей подготовительной к школе

группы. Следовательно, эффективность проведения формирующего эксперимента

можно

считать

доказанной.

Гипотеза

исследования,

заключающаяся

в

предположении о том, что развитие у детей старшего дошкольного возраста

ориентировки во времени обусловлено рядом психолого-педагогических условий

(обогащение среды; организация систематической работы по развитию временных

представлений у детей через разные формы образовательной деятельности и

разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников) – получила

полное подтверждение. Цели и задачи исследования – решены.

СЛАЙД 18. Спасибо за внимание.



В раздел образования