Автор: Набиян Джаме Джндии
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: город Балахна Нижегородская область
Наименование материала: "Методическая разработка практических достижений профессиональной деятельности"
Тема: "Ориентировка во времени у детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
1
Защитное слово - ВКР Набиян Джаме Джндии
СЛАЙД 1. Здравствуйте, уважаемые председатель и члены аттестационной
комиссии. Разрешите, пожалуйста, представиться –
Набиян Джаме Джндии. Вашему
вниманию предлагается выпускная квалификационная работа на тему «Развитие
ориентировки во времени у детей старшего дошкольного возраста», выполненная
под руководством Г.А. Вотриной.
СЛАЙД 2. Актуальность исследования по данной проблеме обусловлена
рядом взаимосвязанных факторов, а именно:
современный ритм развития общества требует от человека организовывать
свою деятельность с учетом выверенных временны
́
х рамок;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования рассматривает формирование элементарных представлений о времени
как часть познавательного, а именно, математического развития ребенка;
однако, восприятие времени детьми-дошкольниками затруднено, поэтому
требуется
организация
целенаправленной
педагогической
работы
в
этом
направлении;
развитие ориентировки во времени у детей старшего дошкольного возраста
необходимо ребенку в повседневной жизни и при дальнейшем обучении в школе;
и создает возможности для развития у детей многих положительных
личностных качеств: организованности, ответственности, дисциплинированности и
других;
и, наконец, старший дошкольный возраст является сензитивным периодом
для развития ориентировки во времени в связи с развитием наглядно-образного
мышления и его высшего проявления - наглядно-схематического мышления.
СЛАЙД 3. Теоретическими основами работы
являются положения о
сущности временных понятий, представленных в справочно-энциклопедической
литературе; о психофизиологических особенностях восприятия времени детьми и
методике
ознакомления
детей
со
временем,
представленные
в
работах
отечественных ученых.
СЛАЙД 4. Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и
опытно-экспериментальном исследовании возможности развития ориентировки во
времени у детей старшего дошкольного возраста.
Объект
и
предмет
–
представлены на экране. В основу исследования положена гипотеза: развитие у
детей старшего дошкольного возраста ориентировки во времени обеспечивается
следующими психолого-педагогическими условиями:
– обогащением развивающей предметно-пространственной среды;
–
организацией
систематической
работы
по
развитию
временных
представлений у детей через разные формы образовательной деятельности;
–
использованием
разнообразных
форм
взаимодействия
с
семьями
воспитанников.
2
СЛАЙД 5.
Цель, предмет и гипотеза исследования определили необходимость
постановки и решения задач по выполнению теоретической части исследования и
организации экспериментальной работы.
СЛАЙД 6.
Существует множество определений сущности времени. Например,
–
это
одна
из
форм
существования
бесконечно
развивающейся
материи,
последовательная смена её явлений и состояний. Под чувством времени понимают
способность человека чувствовать временну
́
ю длительность, оценивать ее и
ориентироваться во времени без вспомогательных средств. Все единицы времени
представляют систему временны
́
х эталонов, где каждая мера складывается из единиц
предыдущей.
СЛАЙД 7. Трудности восприятия времени детьми дошкольного возраста
обусловлены совокупностью объективных и субъективных факторов.
СЛАЙД 8. Экспериментальное исследование развития ориентировки во
времени у детей старшего дошкольного возраста выполнено на базе структурного
подразделения МБОУ «СОШ №3» г.Балахны.
В исследовании участвовали 10
воспитанников
6-7-летнего
возраста.
Логика
исследования
заключалась
в
последовательном проведении констатирующего, формирующего и контрольного
экспериментов. В качестве диагностического инструментария использована
методика
Риммы Фанилевны Галлямовой, в основе которой - работы Тамары
Давидовны Рихтерман.
СЛАЙД
9.
Первоначально
были
выявлены
индивидуальные
результаты сформированности временны
́
х представлений у каждого ребенка.
Они позволили определить, как в группе в целом сформированы представления об
отдельных категориях времени: лучше всего дети знают части суток и их
последовательность. Следующими по значению результатами стали знания детей о
днях недели, их последовательности; далее - месяцев и времен года. Самые низкие
результаты - при определении детьми времени с использованием календаря и
механических часов. Выявлены
уровни сформированности представлений о
времени у детей: у 20% детей они сформированы; у 40% - в стадии формирования;
еще у 40% - не сформированы.
СЛАЙД 10. Цель формирующего эксперимента
- способствовать развитию
и поднятию на более высокий уровень сформированности ориентировки во времени
у детей подготовительной к школе группы. Для реализации цели намечены в
соответствии с гипотезой исследования конкретные задачи.
3
СЛАЙД 11. РППС по развитию ориентировки во времени рассредоточена по
разным развивающим Центрам группы, что позволяет детям осваивать временные
представления в разных видах самостоятельной деятельности. Особенное внимание
мы уделяли постепенному обогащению Центра познавательного развития, в котором
выделена Зона математического развития. Здесь размещены «Волшебные часы» -
круговые и объемные модели частей суток, дней недели, месяцев и времен года;
отрывной календарь; альбом «В мире часов»; ленты времени «Я - расту»; «Большая
книга про время» Уильяма Эдмодса; приборы для измерения времени (часы
песочные на разные отрезки времени – 1 минута, 3 минуты, 10 минут, часы
механические с прозрачными стенками (с зубчатой передачей), секундомер. В
группе
выделено
специальное
место
и
оборудование
для
игротеки
по
познавательному развитию, в которое включены наглядные и игровые материалы,
способствующие развитию ориентировки детей во времени – серии картинок и
настольно-печатные игры.
СЛАЙД 12.
Задачи развития ориентировки во времени детей 6-7 лет,
предусмотренные программой «От рождения до школы», решались в
разных
формах образовательной деятельности.
СЛАЙД 13. В качестве примера покажем, в каких формах образовательной
деятельности и в каких видах деятельности решалась задача по формированию
элементарных представлений о последовательности месяцев, времен года. В
ООД – это ознакомление с круговой и позже объемной моделями года, игровые и
дидактические упражнения, рассматривание репродукций картин художников-
пейзажистов и составление описательных рассказов и другое. В совместной
деятельности:
наблюдение
за
явлениями
природы,
упражнения
на
логику,
изготовление макета: Дерево: «Времена года», игры с мячом, чтение и беседа по
прочитанному, прослушивание аудиозаписей. В самостоятельной деятельности:
дидактические игры, разрезные картинки и пазлы, рассматривание и выкладывание
серии картинок и другое.
СЛАЙД 14. Для полноценного решения задач по развитию ориентировки во
времени у детей старшего дошкольного возраста организовывали сотрудническое
взаимодействие с родителями воспитанников посредством разных мероприятий.
Обратим внимание на разработнную А.А.Нестеренко и Г.В.Тереховой в рамках
реализации
ТРИЗ-педагогики, ленту времени
- «Я расту», где размещаются
фотографии детей. Сначала мы проконсультировали родителей и рассказали, что
лента времени – это выстраивание событий в хронологическом порядке на прямой
линии,
—
«ленте»,
слева
направо.
Помещая
объект
(в
нашем
случае
фотографические изображения ребенка от рождения до настоящего времени) на
ленте времени, можно проследить его путь из прошлого в настоящее по годам его
развития. Дети с удовольствием вместе с родителями делали эту ленту, потом с
гордостью рассказывали сверстникам и нам, педагогам, историю своей жизни по
фотографиям.
Данная
форма
работы
помогала
детям
усваивать
такие
характеристики времени, как текучесть и необратимость.
СЛАЙД 15. Далее были определены цель и задачи контрольного этапа
исследования.
4
СЛАЙД
16.
Обращение
к
сравнительному
анализу
результатов
констатирующего и контрольного экспериментов
показывает динамику
в
сформированности представлений о времени у детей:
во-первых, у 100% детей имеет место положительная динамика в развитии
ориентировки во времени;
во вторых, в сформированности всех временных категорий также имеет
место положительная динамика. Наиболее выраженную динамику дети показали в
умении ориентироваться во времени по календарю и механическим часам;
в-третьих,
увеличилось
процентное
число
детей,
демонстрирующих
сформированный
уровень
на
40%
и
снизилось
процентное
число
детей,
демонстрирующих
уровни
в
стадии
формирования
и
не
сформированный,
соответственно, на 10 и на 30%.
СЛАЙД
17.
Делаем вывод:
выявлена
положительная
динамика
в
сформированности ориентировки во времени у детей подготовительной к школе
группы. Следовательно, эффективность проведения формирующего эксперимента
можно
считать
доказанной.
Гипотеза
исследования,
заключающаяся
в
предположении о том, что развитие у детей старшего дошкольного возраста
ориентировки во времени обусловлено рядом психолого-педагогических условий
(обогащение среды; организация систематической работы по развитию временных
представлений у детей через разные формы образовательной деятельности и
разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников) – получила
полное подтверждение. Цели и задачи исследования – решены.
СЛАЙД 18. Спасибо за внимание.