Автор: Герасимова Ирина Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ Боговаровская СОШ имени Цымлякова Л.А.
Населённый пункт: с. Боговарово, Костромская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы"
Раздел: полное образование
1
Информационно-коммуникационные технологии как средство развития
познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы
Герасимова И.В.,
учитель русского языка и литературы
1. Введение. Актуальность темы
Сегодня
приоритетными
задачами
образования
является
не
только
формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, но и
развитие
у
школьников
познавательной
активности,
умения
самостоятельно
приобретать знания и оперировать ими, готовности к свободному выбору, способности
к успешной социализации и адаптации на рынке труда.
Педагогические
технологии
не
остались
в
стороне
от
всеобщего
процесса
компьютеризации,
поэтому
использование
информационных
и
коммуникационных
технологий
в
учебном
процессе
является
актуальной
проблемой
современного
школьного
образования,
что
и
способствовало
выбору
темы
реферата:
«Информационно-коммуникационные
технологии
как
средство
развития
познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы».
Что же подразумевают под собой ИКТ?
Во-первых, это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать
информацию из различных источников, в том числе и из Интернета.
Во-вторых, это использование самого компьютера, самых разных программ.
Таким образом, информационно-коммуникационная технология представляет собой
объединение
информационных
и
коммуникационных
технологий.
ИКТ
-
представление информации в электронном виде, ее обработка и хранение, но не
обязательно ее передача. [3, c. 25]
Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании
русского языка и литературы на данном этапе модернизации образования - это не
дань моде, а необходимость, так как они способствуют совершенствованию
практических
умений
и
навыков;
позволяют
эффективнее
организовать
самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения; повышают
интерес к урокам, активизируют познавательную деятельность учащихся.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и
желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители
учащихся. Но
2
подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет
учиться»,
«мог
бы
прекрасно
заниматься,
а
желания
нет».
В этих случаях мы
встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет
интереса к учению. В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как
она
развивается?
Какие
педагогические
средства
можно
использовать
для
формирования
у
учащихся
интереса
к
знаниям?
Эти
вопросы
волнуют
многих
педагогов и родителей. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он
относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому интересы учащихся
надо
формировать
и
развивать.
Мы
понимаем,
что
информационно-
коммуникационные технологии могут развить познавательный интерес у учащихся,
но
возникает
вопрос:
как
информационно-коммуникационные
технологии
способствуют развитию познавательного интереса учащихся на уроках русского
языка и литературы?
Актуальность выбранной мною темы исходит из следующей проблемы: как развить
познавательный интерес у учащихся на уроках русского языка и литературы, так как
наблюдается снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к предмету, к
чтению; отсутствие нравственного ориентира;
Следовательно, цель моей работы: предложить банк идей, педагогических находок для
развития познавательного интереса у учащихся к урокам русского языка и литературы,
разработать электронный сборник учебных материалов.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1.
изучить практический опыт решения проблемы развития познавательных
интересов;
2.
разработать электронный сборник учебных материалов по организации уроков
русского языка и литературы средствами информационно-коммуникационных
технологий;
3.
практически апробировать и определить эффективность предлагаемой формы
работы;
В своей работе я опиралась на труды Архипова Н. П., Зенченко Н.М.,Львова В.В и др.
Каждый учитель, я считаю, должен уметь подготовить и провести урок с
использованием
информационно-коммуникационных
технологий,
так
как
ему
предоставляется возможность эффективно организовать познавательную деятельность
школьников,
формировать
высокий
уровень
мотивации,
интереса
к
учебной
деятельности.
3
2.
Основная
часть.
Информационно-коммуникационные
технологии
как
средство развития познавательного интереса учащихся на уроках русского
языка и литературы
2.1.
Использование
информационно
-
коммуникационных
технологий
в
педагогической деятельности учителя
Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине
мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю
представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным.
Где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении?
1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно -
энциклопедические программы; программа презентаций PowerPoint);
2) закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие
программы);
3) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие
программы);
4) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор",
энциклопедии, развивающие программы);
5)
тренировка
конкретных
способностей
учащегося
(внимание,
память,
мышление и т.д.).
6) интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные
схемы, таблицы, понятия)
Современное
общество
ставит
перед
учителями
задачу
развития
личностно
значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Главной компетенцией
учителя-предметника становится его обновлённая роль – роль проводника знаний,
своего рода «навигатора», помогающего учащимся ориентироваться в безграничном
море
информации.
Задача
современного
учителя
–
«учить
оптимальному
выбору
индивидуального
образовательного
маршрута
и
способов
его
прохождения,
т.е.
«навигации
в
образовании»…».[2,
c.
17]
Гуманизация
образования
предполагает
ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же
выступают не как цель, а как способ развития личности. Богатейшие возможности для
этого
предоставляют
современные
информационные
технологии
(ИКТ).
Информационные технологии позволяют:
построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику
собственную траекторию обучения.
4
коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя
у них системное мышление.
рационально
организовать
познавательную
деятельность
школьников
в
ходе
учебно-воспитательного процесса.
использовать
компьютеры
с
целью
индивидуализации
учебного
процесса
и
обратиться к принципиально новым познавательным средствам.
охватить обучением одновременно значительное количество учащихся, обеспечив
высокое качество подготовки.
применять в практической деятельности приобретаемые знания и навыки по мере
их освоения.
последовательно отслеживать уровень знаний и приобретённых навыков.
развить
у
учащихся
творческие
способности,
навыки
исследовательской
деятельности, умение принимать оптимальные решения;
расширить возможности предъявления учебной информации;
сформировать
у
школьников
умение
работать
с
информацией,
развить
коммуникативные способности;
усилить мотивацию учения;
активно вовлекать учащихся в учебный процесс;
способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;
дать ребенку максимально возможный для него объем учебного материала;
расширить наборы применяемых учебных задач;
качественно изменить контроль за деятельностью учащихся;
приобщить школьника к достижениям информационного общества и адекватному
поведению в нем.
В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только
насытить
обучающегося
большим
количеством
готовых,
строго
отобранных,
соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные
творческие
способности
учащихся,
их
умение
самостоятельно
приобретать
новые
знания, работать с различными источниками информации.
Выделяют
следующие
формы
использования
информационных
и
коммуникационных технологий в обучении:
подготовка
дидактических
материалов
к
урокам
(создание
мультимедийных
презентаций по различным темам, обучающих программ и т.д.);
5
использование
электронных
учебных
пособий
(программ,
тренажёров-
репетиторов) в обучении;
использование информации, передающейся по электронной сети.
Таким
образом,
использование
информационных
и
коммуникационных
технологий в обучении необходимо как одно из средств обучения, но при этом далеко
не единственное. Компьютер не подменяет ставшие уже привычными дидактические
средства, а лишь дополняет их в процессе традиционно проводимого урока.
2.2.
Практическое
применение
ИКТ
в
преподавании
русского
языка
и
литературы
Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы
работы,
деятельность
учащихся,
активизировать
внимание,
повышает
творческий
потенциал личности. Подлинные знания и навыки приобретаются в процессе активного
овладения учебным материалом. Для этого я использую на уроках русского языка и
литературы возможности новейших информационно-коммуникационных технологий.
Одним из первых моих опытов была работа с программой PowerPoint. Презентации я
использовала
при
постановке
проблемы
на
уроке,
при
движении
темы,
глубже
раскрывая её смысл, на заключительном этапе, подводя учащихся к самостоятельным
умозаключениям и рефлексии, коррекции усвоенных знаний. В презентации могут быть
показаны самые выигрышные моменты темы, эффективные опыты и превращения,
подборка
электронных
карт,
портретов,
цитат. На
экране
также
могут появляться
определения,
которые
ребята
записывают
в
тетрадь,
тогда
как
учитель,
не
тратя
времени на повторение, успевает рассказать больше. Главное в презентации — это
тезисность
(для
выступающего)
и
наглядность
(для
слушателя).
Учитель
может
превратить
презентацию
в
увлекательный
способ
вовлечения
учащихся
в
образовательную деятельность. Причём презентация может стать своеобразным планом
урока, его логической структурой. Презентация даёт возможность учителю проявить
творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.
Она обеспечивает учителю возможность для:
• информационной поддержки;
• иллюстрирования;
• использования разнообразных упражнений;
• экономии времени и материальных средств;
• построения канвы урока;
6
• расширения образовательного пространства урока.
Благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается:
• концентрация внимания;
• включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной;
• повышение интереса к изучению предмета;
• возрастание мотивации к учёбе.
Педагогический опыт последних лет показал, что ученики 5-7 классов легче
воспринимают
лингвистические
правила
при
помощи
компьютера.
Значительно
разнообразят
объяснение
нового
материала
динамические
схемы,
таблицы,
компьютерные
тренажёры
помогают
закрепить
изученное,
а
тестовые
программы
позволяют
объективно
оценить
знания
учеников.
Построение
схем,
таблиц
в
презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания
с
последующей
проверкой
активизируют
внимание
учащихся,
формируют
орфографическую
зоркость.
Использование
кроссвордов,
иллюстраций,
рисунков,
различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок
более ярким. Ребёнок не только видит, он переживает эмоции.
Компьютерные
технологии,
не
вытесняя
традиционные
методы
и
приёмы
преподавания русского языка, способствуют раскрытию творческого потенциала и
учителя, и ученика, приближают традиционную методику к требованиям современной
жизни, помогают формировать основные ключевые компетентности.
На уроках литературы применение ИКТ позволяет использовать разнообразный
иллюстративно-информационный материал. Причем материал находят сами учащиеся в
Интернете, составляют презентации, таким образом, ИКТ развивает самостоятельность
учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку. Использование
тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся
самим оценить свои знания, свои возможности. С помощью мультимедийного проекта
демонстрирую слайды, созданные в программе MicrosoftPowerPoint. Использование
данной технологии позволяет:
1) значительно сэкономить время на уроке;
2) повысить уровень наглядности в ходе обучения;
3) внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.
7
Большим подспорьем для меня в работе являются уроки Виртуальной школы
Кирилла
и
Мефодия.
Такие
уроки
разработаны
практически
по
всем
предметам
школьного курса. Уроки русского языка Виртуальной школы сопровождаются яркими
таблицами,
интересными
тренажёрами,
кратким
теоретическим
комментарием,
проверочными тестами.
Замечательные портреты классиков, иллюстрации к их произведениям, отрывки,
кроссворды, тесты – все это позволяет разнообразить урок. Так, при изучении романа в
стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» с удовольствием учащиеся слушают арию
Ленского, дуэт Татьяны и няни, арию Онегина «Ужель та самая Татьяна?»; знакомясь с
шедеврами лирики Пушкина, имеют возможность насладиться романсом «Я помню
чудное мгновенье».
На уроке, посвященном теме гордого одиночества в лирике Лермонтова, звучит
романс
«И
скучно,
и
грустно».
Видеоматериалы
помогают
провести
заочную
экскурсию
по
местам,
связанным
с
жизнью
и
творчеством
какого-либо
писателя.
Большим подспорьем является историко-бытовой словарь, в котором можно не только
найти значение незнакомых слов, но и увидеть предмет, который они обозначают,
например, «аналой», «армяк», «кичка», «лорнет».
Для
увлеченных литературой
учеников на уроках обобщения
и
повторения
предлагаются кроссворды, тексты по творчеству Пушкина, Гоголя, Тургенева и др.
Уроки с использованием ИКТ воспитывают чувство прекрасного, расширяют
кругозор
учащихся,
позволяют
за
ограниченное
время
дать
обширный
литературоведческий материал.
Важной задачей преподавания в современной школе является необходимость
обучения детей работе с тестовыми заданиями. Решение видится в использовании ИКТ.
Начиная работать с детьми пятого класса, есть возможность достичь необходимых
умений и навыков в работе с тестами при сдаче ЕГЭ.
О
продуктивности
системы
работы
по
формированию
коммуникативной
компетенции
учащихся
через
использование
ИКТ
на
уроках
русского
языка
свидетельствуют высокие результаты итоговой аттестации в 11 классе.
Я применяю компьютер и на уроках, и во внеклассной работе по русскому языку
и литературе.
8
Во внеурочное время дети учатся редактировать тексты, набирают тексты своих
творческих работ, статей, очерков, интервью, составляют сборники лучших работ,
оформляют
материал
для
стенгазет,
создают
тематические
презентации.
Старшеклассники
оформляют
свои
доклады,
рефераты
с
помощью
компьютера,
создают схемы, кроссворды, дидактический материал.
Таким образом, использование ИКТ положительно влияет на качество учебного
процесса. Использование ИКТ дает положительные результаты: развивает творческие,
исследовательские
способности
учащихся,
повышает
их
активность;
способствует
интенсификации
учебно-воспитательного
процесса,
более
осмысленному
изучению
материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических
знаний в системные; помогает развитию познавательной деятельности учащихся и
интереса
к
предмету;
развивает
у
учащихся
логическое
мышление,
значительно
повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.
2.3. Применение электронного сборника учебных материаловкак средство
развития познавательного интереса учащихся
В своей педагогической деятельности работаю по следующим направлениям:
•
использование готовых программных продуктов;
•
работаспрограммамиMS Office (Word, Power Point, Microsoft Publisher);
•
работа с ресурсами Интернет.
Учебные компьютеры программы позволяют решить ряд проблем:
•
повысить интерес учащихся к предмету;
•
повысить успеваемость и качество знаний учащихся;
•
сэкономить время на опрос учащихся;
•
дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках,
но и в домашних условиях;
•
помогают и учителю повысить уровень своих знаний.
Да, сейчас в распоряжении учителя появилось много образовательных программ
на CD с тренажерами, моделирующими и контролирующими тестами, тренировочными
упражнениями. К работе с ними дети проявляют неподдельный и живой интерес,
который целесообразно использовать в учебно-воспитательном процессе. Привнесение
элемента новизны способствует усилению внешней и внутренней мотивации обучения
9
школьников. Но, несмотря
на
большое
многообразие
готовых
программных
продуктов по русскому языку и литературе, у учителя всегда возникает потребность
в
создании
собственных
компьютерных
материалов.
Это
можно
объяснить
невозможностью подобрать нужный материал по теме из электронных пособий, а самое
главное, творческим подходом к объяснению материала, несоответствие возрастным
особенностям
и
особенностям
класса.
Первоначально
я
использовала
ИКТ
(как
правило,
приложение
MicrosoftWord)
в
своей
педагогической
деятельности
для
планирования
учебного
материала
и
учебных
занятий,
подготовки
печатных
материалов к урокам. Для обработки результатов проверочных и контрольных работ,
кроме
MicrosoftWord,
привлекала
возможности
MicrosoftExcel.
В
последнее
время
использование мною информационных технологий при обучении русскому языку и
литературе значительно расширилось. И свой опыт практического применения ИКТ
в преподавании русского языка и литературы я решила представить в электронном
сборнике учебных материалов.
Электронный сборник включает в себя учебные материалы, которые могут
быть использованы для уроков русского языка и литературы, а также во
внеурочное время. Материалы помогают эффективно формировать познавательные
интересы,
развивать
и
закреплять
навыки
самообразования,
активизировать
мыслительную деятельность учащихся.
Цель сборника - поделиться опытом работы и материалами для подготовки
и проведения уроков русского языка и литературы с использованием средств ИКТ.
Содержание
электронного
сборника
представлено
в
виде
папок
по
предметам: русский язык и литература, каждая из которых включает в себя папки
различного содержания.
Папка «Русский язык» содержит следующие разделы:
«Презентации» к урокам в программе PowerPoint
Одним из первых опытов была работа с программой PowerPoint. В данной
папке представлены презентации, которые могут использоваться при постановке
проблемы
на
уроке,
при
движении
темы,
глубже
раскрывая
ее
смысл,
на
заключительном этапе, подводя учащихся к самостоятельным умозаключениям и
рефлексии,
коррекции
усвоенных
знаний.
Презентации,
разработанные
к
конкретным урокам готовы к использованию в полном объеме на уроке по
соответствующей теме. В данных презентациях можно найти задания, направленные
на формирование умения моделировать предложение, для усвоения орфоэпических
10
норм, задания по редактированию текста. Некоторые презентации направлены на
демонстрацию
алгоритмов
выполнения
работы
или
же
предназначены
для
осуществления самопроверки.
«Тесты»
Важной задачей преподавания в современной школе является необходимость
обучения детей работе с тестовыми заданиями. Решение видится в использовании
ИКТ. Тесты набранные в Word, размноженные и решенные индивидуально каждым
учеником дают возможность достичь необходимых умений и навыков в работе с
тестами при сдаче ЕГЭ. Средства ИКТ позволяют учителю сберечь время и при
проведении тестирования и при его проверке. В разделе «ТЕСТЫ» можно
встретиться
с
образцами
тестовых
заданий, которые были предложены моим
ученикам.
«Тренажёры» помогают проконтролировать знания учащихся по различным темам,
повторить материал. Систематическая работа с тренажёрами подобного плана будет
способствовать выработке у школьников навыков самостоятельной работы с тестами,
что
немаловажно
для
подготовки
к
ЕГЭ.
Например,
мною
разработаны
и
апробированы
26
тренажёров
с
учётом
особенностей
требований
экзамена.
Комментарий к заданиям предполагает схему:
1. формулировка задания;
2. что требуется от учеников;
3. что следует знать ученикам для правильного выполнения задания;
4. ключи, позволяющие узнать правильный ответ.
В ходе работы учащиеся повторяют изученный материал:
орфоэпические
нормы
русского
языка;
лексика;
фразеология;
морфемика
и
словообразование; морфология; орфография; синтаксис; пунктуация.
Тренажёры
предлагают
разные
виды
работ:
тесты,
фронтальный
опрос,
цифровые диктанты, а также систематизирует знания учащихся с помощью таблиц и
схем,
по
которым
проводится
устная
работа. При этом
существенно
меняется
технология объяснения – я комментирую информацию, появляющуюся на экране, по
необходимости сопровождаю ее дополнительными объяснениями и примерами. Всё это
позволяет экономить время, более эстетично оформлять учебный материал. Задания с
последующей
проверкой
и
самопроверкой
активизируют
внимание
обучающихся,
формируют
орфографическую
и
пунктуационную
зоркость.
Использование
представленных
форм
работы
позволяет
не
только
сформировать
у
обучающихся
11
базовые
компетентности,
но
добиться
хороших
результатов
при
сдаче
Единого
Государственного экзамена.
«Разработки уроков» представлены с помощью программы Word, поэтому их
легко можно изменять, корректировать, дополнять и использовать в своей
педагогической деятельности.
«Дидактические
материалы»
содержат
упражнения,
задания,
самостоятельные
работы для индивидуального и группового контроля знаний. Материалы являются
примером работ, созданных с помощью средств ИКТ. В эту папку также включены
основные правила грамматики русского языка, можно найти большое обилие
занимательного материала для уроков (запоминали, ребусы, игры)
Папка «Литература» содержит следующие разделы:
«Презентации»
На уроках литературы все чаще используются современные технологии, самой
распространенной формой в моей деятельности является работа с компьютерными
презентациями. Основная функция презентации - служить наглядным материалом.
При помощи проектора на широкий экран выводятся цветные портеры писателей,
иллюстрации
к
произведениям,
фотографии
многие
другие
изображения,
оживляющие ход урока, пробуждающие интерес к литературным произведениям.
Вторая функция презентации - информативная. Цель
урока, задания, вопросы,
большие по объему тексты можно вывести на экран, чтобы представить учащимся
возможность самостоятельно работать с ними.
В данном разделе представлены презентации, которые можно использовать на
стандартных и нестандартных уроках литературы. Много презентаций, которые
предназначены для использования на уроках изучения биографии. Данные работы
обычно представляют набор изображений: портреты, фотографии писателей, мест,
связанных
с
их
жизнью
и
творчеством.
(«А.С.Пушкин»,
«М.Ю.Лермонтов»,
«И.С.Тургенев» и др.)
Использовать презентации можно и на уроках-викторинах.
«Разработки уроков»
Предлагаются конспекты уроков, использованные в своей деятельности на
уроках литературы.
«Тесты» содержит в себе тесты по школьному курсу литературы, могут
применяться на любой стадии урока, будь то проверка домашнего задания,
совершенствование знаний, закрепление или систематизация изученного материала.
12
Материалы данного сборника можно редактировать, изменять, распечатывать,
создавать собственные документы и накоплять их, дополняя данный сборник.
Безусловно, компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан
на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя
методическими средствами. Естественно, что использование современной техники на
каждом уроке нереально, да это и не нужно. Но я уверена, что умелое
использование ИКТ на уроках не только повышает их эффективность, но, в первую
очередь, способствует повышению познавательных потребностей учеников. Каждый
учитель
в
состоянии
распланировать
свои
уроки
таким
образом,
чтобы
использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и
интересным для учащихся.
3. Заключение
В условиях обновления содержания и структуры современного образования
проблема развития
познавательных
интересов
учащихся приобретает
новое
звучание
и
требует
дальнейшего
осмысления.
Наше
время
-
время
перемен.
Компьютер
сегодня
проникает
во
все
сферы
жизни,
становясь
инструментом
решения многих проблем. Поэтому ИКТ на сегодняшний день являются одним из
средств развития познавательного интереса учащихся.
Познавательный интерес обеспечивает напряжение мысли каждого ученика, а
знания,
добытые
собственными
усилиями,
сознательнее
усваиваются
и
прочнее
запечатлеваются в памяти. Познавательный интерес создаёт условия для проявления
детьми
творчества,
побуждает
учащихся
самостоятельно
думать.
Возникновение
познавательного интереса ценно для развития личности каждого школьника.
Познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения,
поэтому развитие познавательного интереса к русскому языку и литературе столь
важно в работе учителя. Для решения этой задачи необходимо использовать на уроках
ИКТ,
так
как
огромные
возможности
ИКТ
(систематизация,
красочность,
занимательность,
мобильность
предлагаемой
информации),
безусловно,
повышают
интерес учащихся к уроку и к предмету, а значит, повышается и качество усвоения
знаний.
Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный
набор знаний и умений, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации
13
своих
способностей.
Необходимым
условием
развития
этих
процессов
является
активизация познавательного процесса учащихся. Важная роль в решении этой задачи
отводится новым информационным технологиям.
Считаю
применение
ИКТ
на
уроках
эффективным,
так
как
это
повышает
мотивацию
учащихся
к
изучению
предмета,
развивает
внимательность.
Уроки
получаются более интересными и насыщенными, проходят в хорошем темпе.
Таким
образом,
информационно-коммуникационные
технологии
действительно
являются
одним
из
средств
развития
познавательного
интереса
учащихся на уроках русского языка и литературы. Широкое применение ИКТ при
изучении большинства предметов даст возможность реализовать принцип
«учение
с увлечением», и тогда любой предмет будет иметь равные шансы стать любимым
детьми.
14
Список использованных источников
1.
Архипова Н. П. и др. Уроки литературы с применением информационных
технологий. 6-10 классы. Методическое пособие с электронным приложением.
– М.: Глобус, 2009.
2.
Березовин, К.А., Сманцер, А.П. Воспитание у школьников интереса к учению. –
Минск, 1987.
3.
Емельянова
М.Л.,
Коршунов
С.В.
Из
опыта
создания
и
использования
обучающей компьютерной программы по русскому языку. // Русский язык в
школе. - 1990. - №5, с.22-25.
4.
Зенченко Н.М. Из опыта работы в компьютерном классе. // Русский язык в
школе. - 1999. - №5, с.20-23.
5.
Львов В.В. Компьютеры на уроках русского языка. // Русский язык в школе. -
1996. - №3, с.3-7.
6.
Морозов
И.Ю.
Проблемы
программно-методического
обеспечения
уроков
русского языка в компьютерных классах. // Русский язык в школе. - 1990. - №6,
с.3-11.