Авторы: Канаева Галина Сергеевна, Новосёлова Елена Николаевна
Должность: учитель-логопед и воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад № 62»
Населённый пункт: г.о. Самара
Наименование материала: Конспект совместной НОД (учитель-логопед и воспитатель) по развитию связной речи в старшей группе для детей с ТНР
Тема: "Спасение Колобка"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад
комбинированного вида № 62» городского округа Самара
Конспект
совместной НОД (развитие речи + театрализованная
деятельность) в старшей группе для детей с ТНР
«Спасение колобка»
Учитель-логопед Канаева Г.С.,
воспитатель Новосёлова Е.Н.
Самара, 2022 г.
Тема: Русская народная сказка «Колобок»
Участники:
подгруппа детей (10 человек) старшего дошкольного
возраста (5-6 лет) с ТНР.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное
развитие,
познавательное
развитие,
речевое
развитие,
художественно-
эстетическое развитие.
Цель: Развитие связной речи детей.
Коррекционно-образовательные задачи:
Закрепить знание сюжета
сказки, героев, последовательность действий героев; Закрепить в речи форму
творительного падежа с предлогом «с». Сформировать обобщающее понятие
«Дикие животные».
Коррекционно-развивающие задачи:
развивать у детей логическое
мышление, творческое воображение, память, активность в работе, фантазию.
Использовать мозговой штурм; учить использовать предметы – заместители;
развивать
диалогическую
речь
детей;
развивать
слуховое
внимание;
развивать умение регулировать силу и высоту голоса.
Учить составлять
сериационный ряд.
Коррекционно-воспитательные задачи: Воспитывать желание помочь
главному герою. Воспитание отрицательного отношения к хвастовству.
Методы и приёмы:
1.
Игровой (внесение игрового персонажа, сюрпризные моменты, игра-
драматизация);
2.
Словесный
(беседы,
рассказ
воспитателя,
вопросы
проблемного
характера).
Предварительная работа:
1.
Чтение сказки «Колобок», рассказывание по ролям;
2.
Прослушивание аудиозаписи сказки «Колобок»;
3.
Игры
–
драматизации,
в
основе
которых
сказка
«Колобок»
с
использованием различных видов театра (пальчиковый, теневой, Би-Ба-
Бо);
4.
Беседы о диких животных средней полосы России, об их повадках,
отличительных особенностях внешнего вида и окраски меха.
Оборудование:
1. Костюмы
бабы,
деда,
колобка,
зайца,
волка,
медведя,
лисы
для
драматизации
2. Сундук.
3. Кукла Колобок.
4. Аудиозапись с русскими народными сказками.
5. Аудиозаписи, имитирующие разных животных.
6. Магнитофон.
7. Наборное полотно.
8. Предметные картинки с изображением колобка, волка, лисы, медведя,
зайца.
9. Оформление групповой комнаты.
Ход занятия
I.
Организационный момент.
Звучит вступление к русской народной сказке «Колобок». Дети входят в
группу (часть группы оформлена в стиле деревенской избы, а другая часть -
в стиле леса). Логопед просит детей подойти поближе к оформлению и
рассмотреть его. Звучит вступление из рнс «Колобок».
Логопед:
- Ребята, знакома вам эта музыка? Из какой она сказки? (ответы детей).
Вы знаете, сегодня к нам на занятие пришел главный герой этой сказки. Он
хочет обратиться к вам с какой-то просьбой.
На
занятие
воспитатель
выносит
Колобок
(игрушку).
Колобок
здоровается и спрашивает, знают ли его ребята.
II.
Основная часть.
1. Появление Героя. Ответы на вопросы проблемного характера.
Колобок (воспитатель):
- Ребята, как называется сказка, из которой я к вам пришел?
(ответы детей)
- Что случилось со мной в сказке?
(ответы детей)
Логопед:
- Ребята, а почему Колобка съела лиса? (ответы детей: хвастался, ушел
от бабы с дедом, убегал от зверей).
- Хорошо хвастаться или нет?
- Хорошо ли, что Колобок ушел от бабы с дедом? Почему?
- Хорошо ли, что он ушел от зверей?
- Что хорошего в том, что Колобок ушел от зверей?
- Что плохого в этом? (звери могли предостеречь Колобка от опасности,
вернуть его домой, сказать, что хвастаться нехорошо).
- Ребята, а как вы думаете, почему Колобок к нам сегодня пришел?
(ответы детей).
Логопед предлагает детям разместиться на расставленных полукругом
стульчиках и выслушать Колобка.
2.Колобок просит детей спасти его от Лисы.
Колобок:
-Ребята, помогите мне спастись от Лисы!
Логопед:
- Как сделать так, чтобы Лиса не съела колобка?
Дети:
-спрятаться,
- убежать,
- свернуть с дороги
- не петь лисе песенку,
- не слушать лису.
Логопед:
- Кто может помочь колобку? (звери, баба с дедом, дети, …)
- Какие предметы могут помочь Колобку? (деревья, листья, …)
- Как можем мы с вами, ребята, помочь Колобку? (предложить
спрятаться, самим спрятать, прогнать лису, сказать колобку, чтобы он лису
не слушал)
Логопед:
- А мы можем изменить сюжет сказки?
(ответы детей)
- Как мы изменим сказку? (сделать так, чтобы Колобок не встретил Лису,
чтобы Дед и Бабка вернули его, звери заступились, встретилась добрая Лиса).
3. Определение последовательности животных, которых на пути
встретил
Колобок.
Закрепление
в
речи
форм
родительного
и
творительного падежа с предлогом «с».
Логопед
выставляет предметную картинку «Колобок» на наборное
полотно и формулирует задание:
- С кем встречался Колобок на пути?
Ответы детей:
1 ребенок: с зайчиком.
Логопед: Правильно, Колобок встречался с зайцем. А с кем после зайца
встречался Колобок?
2 ребенок: После зайца Колобок встречался с волком.
Логопед: Правильно, Колобок встречался с волком. А с кем после волка
встречался Колобок?
3 ребенок: После волка Колобок встречался с медведем.
Логопед: Молодец. А с кем после медведя встретился Колобок?
4 ребенок: После медведя Колобок встретился с лисой.
Логопед обращает внимание на окончания существительных в Р.п. и Т.п.,
голосом выделяя их.
После каждого правильного ответа на наборное полотно выставляется
очередная картинка тем ребенком, который ответил полным ответом,
например: «После медведя Колобок встречался с лисой».
4. Отгадывание загадок.
Логопед приглашает детей на ковер:
- Ребята, а Колобок приготовил для вас интересные загадки о тех, кого он
встретил в лесу и сейчас вам их загадает:
Воспитатель:
- Маленький, беленький
По лесочку прыг - прыг
По снежочку тык - тык!
(Заяц)
- Желтый клубок
За белым скок!
(лиса)
- Дружбу водит он с лисой,
Для других ужасно злой.
Всё зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый ...
(волк)
- Лапу кто зимой сосёт?
А ещё он любит мёд.
Может громко зареветь,
Как зовут его? ...
(медведь)
Дети называют отгадки, а логопед предлагает им вспомнить, как двумя
словами можно назвать всех, кто был в отгадках (дикие звери или дикие
животные).
5. Динамическая пауза.
Воспитатель приглашает детей на ковер и проводит П/и «Кого встретил
Колобок». Под соответствующую музыку дети имитируют движений
животных и их повадки.
6. Имитация диалогов животных и Колобка. Развитие модуляции и
высоты голоса.
Воспитатель:
- Давайте вспомним, что животные спрашивали Колобка при встрече.
Что им отвечал Колобок. (ответы детей)
- Что сказал Заяц?
1 ребенок:
- Колобок , колобок, я тебя съем.
Воспитатель:
- Правильно, но разве таким голосочком разговаривал заяц с колобком?
Заяц – самый слабый в лесу. Он и сам боится, как бы, того гляди, самого не
съели. Но очень уж хочется зайчишке отведать румяный колобок. Он с
опаской оглядывается по сторонам и разговаривает тихим, трусливым
голосочком: «Колобок, колобок, я тебя съем» (воспитатель демонстрирует
голосом и движениями). Скажи еще раз, но так, чтобы мы подумали, что это
не ты, а зайка из сказки с Колобком разговаривает. (ребенок повторяет).
- Что сказал Волк?
2 ребенок:
- Колобок , колобок, я тебя съем.
- Молодец, изобрази волка голосом.
(ребенок изображает).
Воспитатель:
- Что сказал Медведь?
3 ребенок:
- Колобок , колобок, я тебя съем.
Воспитатель:
- Молодец, так хорошо медведя голосом изобразил, что мы с ребятами и
Колобком даже испугались – подумали, настоящий медведь пришел из
сказки.
А что сказала Лиса Колобку?
4 ребенок:
- Здравствуй, Колобок! Какой ты хороший! Какой ты румяный! Какую
песенку славную поешь!
Воспитатель:
- Умница, очень хорошо передала голосом, как лиса-хитрюга с Колобком
разговаривала.
7. Театрализация сказки 'Колобок'
Воспитатель:
- А теперь начинается наша с вами сказка (открывает сундук, достает
костюмы героев). Кто какого героя хочет играть?
Назначаются среди детей герои сказки «Колобок»: дед, баба, медведь,
волк, заяц, лиса, колобок.
Воспитатель (обращаясь к другим детям):
- А вы - зрители и помощники Колобку. Если что не так пойдет – Колобка
выручайте, подсказывайте ему, как быть, чего делать, а чего не делать.
Разыгрывание сюжета сказки, продолжение окончания, придуманное
детьми
III.
Итог занятия.
Логопед:
- Ну что, Колобок, выручили тебя ребята?
Колобок-воспитатель:
- Спасибо, ребята, спасли вы меня от верной гибели. Я обязательно
вернусь домой, к бабушке и дедушке, буду их во всем слушать и больше
никогда не убегу из дома.
Логопед:
- Обещаешь нам, Колобок?
Колобок-воспитатель:
- Да! До свидания, друзья! (кукла выносится из группы).
Логопед:
- А вы, ребята, слушаетесь своих родителей? Не убегаете от них? (ответы
детей)
Логопед:
- Все ребята - молодцы! Постарались сегодня на славу! И Колобка
выручили, и артистами были, а сколько новых слов выучили! Голосок лисы
как хорошо изобразили! Вспомнили такие красивые фразы из сказки: «По
сусекам скребён», «Не хитро уйти». Все звуки старались четко произносить.
Подсказали, что делать колобку, как от лисы спастись. Все – хорошие
артисты.