Напоминание

Планирование в ДОО


Автор: Сукасян Илвида Жораевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ№10"Вишенка"
Населённый пункт: Новороссийск
Наименование материала: Статья
Тема: Планирование в ДОО
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитатель МАДОУ 10 “ВИШЕНКА”

Сукасян Илвида Жораевна

Работа педагога детского сада — это не только креативное общение с малышами, но и

систематическая реализация ряда формальностей, связанных с организацией процесса

обучения и воспитания. И, прежде всего, речь идёт о написании планов работы с детьми.

Поскольку каждый из аспектов эффективного педагогического взаимодействия с ребятами

требует составления алгоритма выполнения, вопросы методически грамотного написания

плана приобретают особую актуальность.

Содержание понятия

«планирование в детском саду»

Педагог ДОУ (дошкольного образовательного учреждения) в соответствии со своими

должностными инструкциями ведёт два вида документации:

обязательную (планирование работы учебно-воспитательного характера, график

посещаемости малышей);

рекомендуемую (нормативную документацию — должностные предписания,

нормативные акты и т. д., общие сведения о коллективе малышей — поимённый

список, распорядок работы группы и пр., а также методическое обеспечение работы —

перечень направлений взаимодействия с детьми, диагностические карты,

дидактические материалы и т. п.).

Планирование в ДОУ — это алгоритм выстраивания последовательности психолого-

педагогического

сотрудничества

с

воспитанниками

детского

сада.

Виды

планов

В ДОУ практикуется несколько видов планов, систематизирующих работу в том или ином

аспекте реализации миссии процесса образования:

годовое, являющееся самым важным методическим документом ДОУ,

соответствующее Федеральному закону об образовании, отражающее принципы

организации процесса учебно-воспитательного сотрудничества в детском саду по

ФГОС, федерального и муниципального законодательства, а также базирующиеся на

инновационных технологиях в психологии, педагогике и управлении педагогическим

процессом;

планирование по темам — перечисление тем, планируемых для изучения в период с

августа/сентября по май в той или иной возрастной группе (составляется педагогом

под руководством методиста);

комплексно-тематическое (или комплексное) планирование — это перечень видов

активности в рамках рассмотрения каждой из тем учебной программы, призванный

помочь увидеть целостность процесса обучения и воспитания в конкретной группе

(разрабатывается методистом ДОУ);

перспективный план — схема последовательности реализации процесса обучения,

развития и воспитания на текущий учебный год с помесячным перечнем целей и задач

(разрабатывается педагогом группы);

календарно-тематическое — план последовательной разработки тем учебной

программы на год с указанием знаний, умений, навыков, предназначенными для

усвоения подопечными детского сада в процессе выполнения разных заданий по

каждой из тем, а также с перечнем дидактических материалов, используемых на

уроках (разрабатывается педагогом с опорой на годовой и перспективный планы);

недельное — перечень видов активности (например, игры, выполнение распорядка дня

и пр.) по всем образовательным направлениям («Познание», «Социально-

коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие») в рамках изучения темы в определённую

неделю с перечислением приёмов работы (разрабатывается педагогом);

план на каждый день, основывающийся на недельном, но конкретизирующий виды

работы и приёмы, используемые ежедневно;

поурочное — то же, что и ежедневное, но для каждого занятия по каждому

образовательному направлению отдельно (разрабатывается педагогом).

Формы составления планов

Иными словами, способы записи планирования. Их существует три вида:

текстовый (подразумевает описание плана текстом, обычно применяется для

временного, перспективного плана);

блочно-схематичный, то есть распределяющий этапы изучения темы по блокам;

табличный, имеющий форму записи таблицей;

модульный — вид формы записи плана, создающий общий алгоритм распределения

способов работы с ребятами на указанный временной отрезок (обычно на неделю), при

котором педагог лишь конкретизирует приёмы работы с малышами (например,

определяет темы бесед, виды и краткое описание игр, объекты экспериментирования).

Миссия

составления

календарно-

тематического планирования

Этот вид плана представляет содержание ежедневной методической работы, отражает

интересы и потребности малышей, что позволяет осуществлять индивидуальный подход.

Миссия написания календарно-тематического плана состоит в:

последовательном выполнении программы обучения и воспитания по всем векторам

образовательного взаимодействия с ребятами;

систематизации работы с подопечными детского сада;

достижении поставленных образовательной программой целей и задач с

возможностью отслеживать динамику этого процесса (например, в сентябре во второй

младшей группе дети знают 2–3 подвижные игры, к концу календарного года — 5–6).

Задачи написания календарно-тематического планирования заключаются в:

обеспечении связи теории и практики сотрудничества с детьми (к примеру,

применение инновационных технологий в работе — ИКТ, или внедрение технологии

проектов в освоение той или иной темы);

решении задач, поставленных программой, через комбинацию видов сотрудничества с

ребятами, самостоятельную деятельность малышей, а также через выстраивание

стратегии работы с семьями детей;

выстраивании порядка реализации задач учебно-воспитательного процесса и в рамках

НОД (непосредственной образовательной деятельности, то есть занятий), и при

выполнении режимных моментов, подготовки и проведения развлечений и пр.;

выборе оптимальных приёмов сочетания видов образовательной деятельности для

малышей того или иного возраста (например, в младших и средней группах это

игровая активность, в старших — акцент на познание, но обязательно в игровой

форме);

интеграции векторов процесса образования в соответствии с возрастной категорией и

особенностями личностного развития малышей (к примеру, акцент на работу в мини-

группах для старших дошкольников, у которых есть сложности с социализацией, в

частности в выстраивании взаимоотношений с одногодками).



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники