Автор: Сукасян Илвида Жораевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ№10"Вишенка"
Населённый пункт: Новороссийск
Наименование материала: Статья
Тема: Планирование в ДОО
Раздел: дошкольное образование
Воспитатель МАДОУ 10 “ВИШЕНКА”
Сукасян Илвида Жораевна
Работа педагога детского сада — это не только креативное общение с малышами, но и
систематическая реализация ряда формальностей, связанных с организацией процесса
обучения и воспитания. И, прежде всего, речь идёт о написании планов работы с детьми.
Поскольку каждый из аспектов эффективного педагогического взаимодействия с ребятами
требует составления алгоритма выполнения, вопросы методически грамотного написания
плана приобретают особую актуальность.
Содержание понятия
«планирование в детском саду»
Педагог ДОУ (дошкольного образовательного учреждения) в соответствии со своими
должностными инструкциями ведёт два вида документации:
обязательную (планирование работы учебно-воспитательного характера, график
посещаемости малышей);
рекомендуемую (нормативную документацию — должностные предписания,
нормативные акты и т. д., общие сведения о коллективе малышей — поимённый
список, распорядок работы группы и пр., а также методическое обеспечение работы —
перечень направлений взаимодействия с детьми, диагностические карты,
дидактические материалы и т. п.).
Планирование в ДОУ — это алгоритм выстраивания последовательности психолого-
педагогического
сотрудничества
с
воспитанниками
детского
сада.
Виды
планов
В ДОУ практикуется несколько видов планов, систематизирующих работу в том или ином
аспекте реализации миссии процесса образования:
годовое, являющееся самым важным методическим документом ДОУ,
соответствующее Федеральному закону об образовании, отражающее принципы
организации процесса учебно-воспитательного сотрудничества в детском саду по
ФГОС, федерального и муниципального законодательства, а также базирующиеся на
инновационных технологиях в психологии, педагогике и управлении педагогическим
процессом;
планирование по темам — перечисление тем, планируемых для изучения в период с
августа/сентября по май в той или иной возрастной группе (составляется педагогом
под руководством методиста);
комплексно-тематическое (или комплексное) планирование — это перечень видов
активности в рамках рассмотрения каждой из тем учебной программы, призванный
помочь увидеть целостность процесса обучения и воспитания в конкретной группе
(разрабатывается методистом ДОУ);
перспективный план — схема последовательности реализации процесса обучения,
развития и воспитания на текущий учебный год с помесячным перечнем целей и задач
(разрабатывается педагогом группы);
календарно-тематическое — план последовательной разработки тем учебной
программы на год с указанием знаний, умений, навыков, предназначенными для
усвоения подопечными детского сада в процессе выполнения разных заданий по
каждой из тем, а также с перечнем дидактических материалов, используемых на
уроках (разрабатывается педагогом с опорой на годовой и перспективный планы);
недельное — перечень видов активности (например, игры, выполнение распорядка дня
и пр.) по всем образовательным направлениям («Познание», «Социально-
коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие») в рамках изучения темы в определённую
неделю с перечислением приёмов работы (разрабатывается педагогом);
план на каждый день, основывающийся на недельном, но конкретизирующий виды
работы и приёмы, используемые ежедневно;
поурочное — то же, что и ежедневное, но для каждого занятия по каждому
образовательному направлению отдельно (разрабатывается педагогом).
Формы составления планов
Иными словами, способы записи планирования. Их существует три вида:
текстовый (подразумевает описание плана текстом, обычно применяется для
временного, перспективного плана);
блочно-схематичный, то есть распределяющий этапы изучения темы по блокам;
табличный, имеющий форму записи таблицей;
модульный — вид формы записи плана, создающий общий алгоритм распределения
способов работы с ребятами на указанный временной отрезок (обычно на неделю), при
котором педагог лишь конкретизирует приёмы работы с малышами (например,
определяет темы бесед, виды и краткое описание игр, объекты экспериментирования).
Миссия
составления
календарно-
тематического планирования
Этот вид плана представляет содержание ежедневной методической работы, отражает
интересы и потребности малышей, что позволяет осуществлять индивидуальный подход.
Миссия написания календарно-тематического плана состоит в:
последовательном выполнении программы обучения и воспитания по всем векторам
образовательного взаимодействия с ребятами;
систематизации работы с подопечными детского сада;
достижении поставленных образовательной программой целей и задач с
возможностью отслеживать динамику этого процесса (например, в сентябре во второй
младшей группе дети знают 2–3 подвижные игры, к концу календарного года — 5–6).
Задачи написания календарно-тематического планирования заключаются в:
обеспечении связи теории и практики сотрудничества с детьми (к примеру,
применение инновационных технологий в работе — ИКТ, или внедрение технологии
проектов в освоение той или иной темы);
решении задач, поставленных программой, через комбинацию видов сотрудничества с
ребятами, самостоятельную деятельность малышей, а также через выстраивание
стратегии работы с семьями детей;
выстраивании порядка реализации задач учебно-воспитательного процесса и в рамках
НОД (непосредственной образовательной деятельности, то есть занятий), и при
выполнении режимных моментов, подготовки и проведения развлечений и пр.;
выборе оптимальных приёмов сочетания видов образовательной деятельности для
малышей того или иного возраста (например, в младших и средней группах это
игровая активность, в старших — акцент на познание, но обязательно в игровой
форме);
интеграции векторов процесса образования в соответствии с возрастной категорией и
особенностями личностного развития малышей (к примеру, акцент на работу в мини-
группах для старших дошкольников, у которых есть сложности с социализацией, в
частности в выстраивании взаимоотношений с одногодками).