Напоминание

«Патриотическое воспитание в ДОУ». Из опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ


Автор: Лушина Марина Юрьевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №133
Населённый пункт: город Дзержинск
Наименование материала: статья
Тема: «Патриотическое воспитание в ДОУ». Из опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Патриотическое воспитание в ДОУ».

Из опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ

Г. Дзержинск

Нижегородской обл.

МБДОУ «Детский сад №133»

Заведующий Лушина М.Ю.

«Патриотизм – прочный фундамент будущего России»

В.В. Путин

В

настоящее время одной из острейших проблем

является воспитание

патриотизма. После внесения изменений в закон об образовании :

«воспитание -

деятельность,

направленная

на

развитие

личности,

создание

условий

для

самоопределения

и

социализации

обучающихся

на

основе

социокультурных,

духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и

норм

поведения

в

интересах

человека,

семьи,

общества

и

государства,

формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения

к

памяти

защитников

Отечества

и

подвигам

Героев

Отечества,

закону

и

правопорядку,

человеку

труда

и

старшему

поколению,

взаимного

уважения,

бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального

народа Российской Федерации, природе и окружающей среде;";

Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном

системы образования, призваны формировать у детей первое представление об

окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему

Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные

ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.

Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это

касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к

отдельным личностям. Изменилось отношение людей к Родине. Политические

изменения в мире заставили по-новому взглянуть на вопрос нравственно-

патриотического воспитания подрастающего поколения .

Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения

любви к своей стране, гордости за нее необходимо в любое время. И если мы

хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно

показать их с привлекательной стороны. Тем более что нам есть чем гордиться.

Патриотизм – это проявление любви к сильной и красивой, великой и

могучей стране, которая переживает не лучшие времена. Именно в наше

время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности

за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования.

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с

малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её

истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Л. С. Лихачев.

Понимая важность этого вопроса, одним из приоритетных направлений ДОУ

является работа по нравственно-патриотическому воспитанию, задача

включена в годовой план.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к своей

семье, родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей

неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить

богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов, является:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому,

детскому саду, улице, городу (генеалогическое древо, гербы семей обучающихся

старшего дошкольного возраста);

- формирование бережного отношения к природе и всему живому

(экологический паспорт ДОУ, участков для прогулок, метео станция);

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам (мини-музеи в

группах ДОУ);

- расширение представлений о городе (экскурсии в краеведческий музей и

др.);

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) символы - на

здании (флаги-город, страна, область) уголки патриотические в группах;

- чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их

традициям.

Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира

должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. Относиться с

уважением и почтением к представителям различных национальностей является

неотъемлемым условием толерантного воспитания, и мы педагоги, должны

довести до сознания детей то, что люди равны в своих достоинствах и правах,

хотя и различны по своей природе.

Проблема воспитания подрастающего поколения в духе толерантности

актуальна в настоящее время как никогда, так как она обусловлена изменениями

последних лет в жизни страны. Но мало произносить красивые слова,

толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер,

культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности:

образовательной, в играх, в труде, в быту, в совместной

деятельности воспитателя с детьми.

Поэтапная работа по данному направлению патриотического

воспитания реализуется по следующим направлениям:

1. Методическое сопровождение.

2. Работа с детьми

3. Работа с родителями

Каждое из направлений связано между собой и включает в себя:

1. Знакомство с родным городом, его историей

2. Знакомство с родным краем и Россией

3. Знакомство с наиболее значимыми историческими событиями своей

страны и народа.

4. Знакомство с былинными героями и их подвигами.

5. Знакомство с государственной символикой города, страны.

Методическое сопровождение:

Создание предметно – развивающей среды патриотической

направленности :

- в группах педагоги подготовили: уголки по патриотическому воспитанию

дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг

России», «Космос», «Памятные места родного города» и др.;

изготовили дидактические папки: «Мой город», «Моя семья», «Государственная

символика России», «Они сражались за Родину», «Все о космосе», оформили

сюжетно-ролевые игры «Моя семья», «Космос», «На флоте» и др.;

- подобрали методическую, художественную литературу, фотографии,

иллюстрации через которые дети совершенствуют знания о подвигах в годы

ВОВ, о России, о Российской армии и др.;

Тематическое и перспективное планирование способствует эффективному и

системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той

местности, где они живут.

Работа с кадрами.

Главной целью осуществления методической работы с кадрами

по патриотическому воспитанию дошкольников является совершенствование

работы дошкольного учреждения по данной проблеме. Мировоззрение педагога,

его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые

эффективные факторы воспитания. Никакие знания воспитателя не дадут

эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ.

В воспитании все должно основываться на личности воспитателя.

Большинство педагогов нашего коллектива родились и выросли в Советском

Союзе, и о воспитании патриотизма знают из личного оыта.

В содержание входят следующие направления работы:

В ООП, в раздел формируемый участниками образовательного процесса, мы

включили пособие по патриотическому воспитанию

(Патриотическое

воспитание детей 6-7 лет : методическое пособие / Н. Г. Комратова, Л. Ф.

Грибова. - Москва : Сфера, 2007. - 207, [1] с.)

- Изучение воспитателями методических источников и педагогической

периодики, организация работы творческой группы педагогов

по патриотическому воспитанию;

-Создание картотеки презентаций по патриотическому воспитанию

- Проведение семинаров-практикумов; педсоветов по этой тематике

- Организация работы по разработке перспективного планирования,

разработке и реализации образовательных проектов, вовлечению родителей в

проведение совместных мероприятий.

- Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового

педагогического опыта.

- Участие в профессиональных конкурсах.

Работа с детьми:

Патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной

взаимосвязи с нравственным, умственным, экологическим, трудовым,

эстетическим и физическим воспитанием.

Нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных и

сложных задач дошкольного учреждения. Сложность решения данной задачи,

связана, прежде всего, с возрастом детей. Ведь в дошкольном возрасте ни

одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно, а

всего лишь заложено. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников

процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной

убежденности и вдохновения. Эта работа должна вестись во всех возрастных

группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.

Задачи педагога:

- отбор объектов, впечатления от которых доступны детям. Эпизоды, должны

привлекать внимание детей. Быть яркими, образными, конкретными,

вызывающими интерес, целесообразными, неповторимыми, характерными для

данной местности (своя природа, свой быт, ремёсла, традиции).

- отбор сведений и понятий, которые способен усвоить

дошкольник (близость расположения, частота посещения, назначение,

удобство)

- расширение диапазона объектов для старших дошкольников – это район и

город в целом, его достопримечательности, исторические места, памятники,

символика города. Старшие дошкольники должны знать: название города, своей

улицы и прилегающей к ней.

- привитие детям важных понятий как «долг перед Родиной», «любовь к

Отчизне», «ненависть к врагу», «фронтовой и трудовой подвиг».

- знакомство с другими городами, столицей, символикой государства.

- показ большого через малое, зависимость между деятельностью одного

человека и жизнью всех людей.

Работа с детьми проводится в нескольких направлениях:

- в детском саду воспитатели с детьми постоянно любовались и

восхищались красивыми природными явлениями, предметами рукотворного

мира, добрыми поступками людей, архитектурой строений и др. ,

- героями, желание быть похожими на людей смелых, таких, которые

рискуют жизнью во имя спасения товарищей,

- создавали условия, чтобы полученные представления, свои чувства по

поводу увиденного и услышанного дети отражали в разнообразных видах

детской деятельности.

- создавали ситуации, чтобы дети могли поделиться своими впечатлениями с

окружающими людьми (дети выступали перед малышами, родителями, гостями,

- старались так организовать деятельность детей, чтобы у них появилась

необходимость лучше узнать окружающих людей и себя,

- приглашали родителей, гостей для беседы с детьми (родителей на занятия с

детьми по знакомству с трудом взрослых; родственников детей, ветеранов

Великой отечественной войны на познавательные занятия)

При знакомстве детей с трудом взрослых старались выбрать объекты,

которые способствуют формированию у детей положительного отношения к

труду и наиболее ярко раскрывают качества людей. Знакомство детей с любой

профессией дает возможность показать детям значение каждого вида труда для

всех людей города.

Рассказы, беседы на тему, чем прославились в детском саду родители детей.

Мамы помогли помыть и заклеить окна, принесли рассаду для цветов и

саженцы, а потом все вместе посадили на территории детского сада. Чья-то

мама помогла сшить костюмы, дедушка привез песок, а все вместе папы

сделали машину, домик. У детей возникает чувство радости, чувство уважения к

родителям, присутствует желание подражать доброму делу родителей. Они

начинают уважать труд своих родителей – стараются беречь то, что сделано

близкими людьми.

Связь воспитателя со специалистами :

- музыкальные руководители проводят фольклорные и патриотические

праздники, знакомят с народной музыкой;

Наши воспитанники под руководством музыкальных руководителей

неоднократно становились призерами различных конкурсов и фестивалей.

В настоящее время определён основной состав праздничных мероприятий,

которые ежегодно проводятся в нашем детском саду.

Это:

народные и фольклорные праздники – Масленица, День Земли;

государственно-гражданские праздники – День защитника Отечества, День

Победы, Новый год, День Космонавтики,

международные праздники – День матери, Международный женский день,

День защиты детей;

православные праздники – Рождество Христово, Пасха;

бытовые и семейные праздники – дни рождения, выпуск в школу, праздники,

театрализованные развлечения.

Праздники всегда сопровождаются хорошей музыкой, новым оформлением,

сопровождаются интересной сюжетной игрой, различными сюрпризами.

Ежегодно принимаем участие в различных городских , региональных и

федеральных конкурсах: Фестиваль «Солнышко в ладошке», «Пасха

красная», «Пасхальный перезвон», «Рождественский вертеп» и др.

Духовно-нравственное воспитание.

У нас заключен договор с Воскресенским благочинием. И договор с

Православной гимназией имени Серафима Саровского. Педагог православной

Гимназии, по желанию родителей, проводит для детей старшего дошкольного

возраста занятия по программе «Культура и творчество в детском саду»,

разработанной по программе А.В. Бородиной «Культура и творчество в детском

саду», которая соответствует ФГОС ДО.

Православные праздники, со всеми, относящимися к ним обрядами – это

источник познания народной мудрости, души, традиции уклада жизни нашего

народа. По мнению русского педагога ХІХ века К. Д. Ушинского «…для

ребёнка светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды,

Троица и зелёные берёзки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и

полное жизни».

Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные

праздники как средство выражения национального характера, яркая форма

отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными

действиями, общим переживанием.

Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду

является проведение сезонных музыкально-игровых праздников:

Осенью - «Золотая осень»;

Зимой - «Новый год», «Рождество», «Колядки», «Защитники

Отечества». «Масленица»;

весной - «Наши любимые мамы», «Праздник птиц», «Пасха Красная», «День

Победы», лето - «Именины березки» (Троица).

Дети вместе с взрослыми исследуют особенности каждого народного

праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными

изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее

время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.

Экскурсионные маршруты: в библиотеку, к школе, к светофору, переходу.

Важно привлечь внимание детей к объектам города, которые расположены на

ближайших улицах. Нам повезло, детский сад находится в центре города.

Существует у нас традиция: накануне великого праздника Дня Победы с

детьми старшей и подготовительной групп ходим к мемориалу «Погибшим

воинам» на старом кладбище, чтобы поклониться и возложить цветы в знак

благодарности погибшим воинам.

Посещаем ветеранов труда. Дети делают для них открытки.

Совсем недавно нашему городу присвоили почетное звание Город трудовой

доблести. Потому что в годы ВО войны, жители нашего города доблестно

трудились на заводах выпускающих оборонную продукцию.

Наша воспитанница стала победителем конкурса рисунков «Дзержинск-

Город трудовой доблести», воспитатель также стала призером в этом конкурсе,

за разработку видео открытки Любимому городу.

Организуя работу по патриотическому воспитанию в современных

условиях, мы должны знакомить не только с историей, но и не должны

забывать о современных событиях. Проведение мероприятий

способствует нравственному формированию личности, в результате которой

возникают коллективные отношения между людьми. В игре моделируются

сложные жизненные ситуации, которые требуют определенной линии

поведения спортсменов, взаимопонимания, товарищеских отношений,

взаимовыручки.

Работа с родителями.

Не менее важным условием патриотического воспитания детей является

создание партнерских взаимоотношений с родителями, семьей. В настоящее

время эта работа актуальна и особенно трудна. Требует большого такта и

терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма,

гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь

недоумение.

Чтобы работа с родителями не ограничивалась рамками педагогического

просвещения (беседы, консультации, мы поставили цель – вовлечь их в

процесс патриотического воспитания с помощью взаимодействия: включение

родителей и детей в общее дело (участие в утренниках, играх, проектах,

конкурсах, спортивных соревнованиях).

Поэтому предметом особого разговора с родителями должно быть

обсуждение возможных путей приобщения дошкольников к труду

(хозяйственно-бытовому, ручному, труду в природе, к активному участию в

подготовке к совместным праздникам и отдыху. Только разделяя заботы

взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для

других, малыши начинают ощущать себя членами семьи.

Родители принимают активное участие в творческих конкурсах: конкурсы

рисунков и поделок, «Нарядим городскую елку вместе», «Палитра

осени», «Чародейка Зима», «Рождественский вертеп» и др. Родители

проявляли активность и заинтересованность к совместной работе. Участие в

проектах «Моя родословная», «Книжки малышки», «Энергия добра»,

«Покормим птиц зимой» - изготовление кормушек, проведение

фотовыставок «Моя семья», «Как я провел лето» и многие другие.

Список литературы:

1 Патриотическое воспитание детей 6-7 лет : методическое пособие / Н. Г.

Комратова, Л. Ф. Грибова. - Москва : Сфера, 2007. - 207, [1] с.)

2.

А.В. Бородина Программа «Культура и творчество в детском саду»



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники