Автор: Лушина Марина Юрьевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №133
Населённый пункт: город Дзержинск
Наименование материала: статья
Тема: «Патриотическое воспитание в ДОУ». Из опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
«Патриотическое воспитание в ДОУ».
Из опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ
Г. Дзержинск
Нижегородской обл.
МБДОУ «Детский сад №133»
Заведующий Лушина М.Ю.
«Патриотизм – прочный фундамент будущего России»
В.В. Путин
В
настоящее время одной из острейших проблем
является воспитание
патриотизма. После внесения изменений в закон об образовании :
«воспитание -
деятельность,
направленная
на
развитие
личности,
создание
условий
для
самоопределения
и
социализации
обучающихся
на
основе
социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и
норм
поведения
в
интересах
человека,
семьи,
общества
и
государства,
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения
к
памяти
защитников
Отечества
и
подвигам
Героев
Отечества,
закону
и
правопорядку,
человеку
труда
и
старшему
поколению,
взаимного
уважения,
бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального
народа Российской Федерации, природе и окружающей среде;";
Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном
системы образования, призваны формировать у детей первое представление об
окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему
Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные
ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.
Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это
касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к
отдельным личностям. Изменилось отношение людей к Родине. Политические
изменения в мире заставили по-новому взглянуть на вопрос нравственно-
патриотического воспитания подрастающего поколения .
Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения
любви к своей стране, гордости за нее необходимо в любое время. И если мы
хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно
показать их с привлекательной стороны. Тем более что нам есть чем гордиться.
Патриотизм – это проявление любви к сильной и красивой, великой и
могучей стране, которая переживает не лучшие времена. Именно в наше
время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности
за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с
малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её
истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Л. С. Лихачев.
Понимая важность этого вопроса, одним из приоритетных направлений ДОУ
является работа по нравственно-патриотическому воспитанию, задача
включена в годовой план.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к своей
семье, родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей
неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить
богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов, является:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому,
детскому саду, улице, городу (генеалогическое древо, гербы семей обучающихся
старшего дошкольного возраста);
- формирование бережного отношения к природе и всему живому
(экологический паспорт ДОУ, участков для прогулок, метео станция);
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам (мини-музеи в
группах ДОУ);
- расширение представлений о городе (экскурсии в краеведческий музей и
др.);
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) символы - на
здании (флаги-город, страна, область) уголки патриотические в группах;
- чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их
традициям.
Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира
должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. Относиться с
уважением и почтением к представителям различных национальностей является
неотъемлемым условием толерантного воспитания, и мы педагоги, должны
довести до сознания детей то, что люди равны в своих достоинствах и правах,
хотя и различны по своей природе.
Проблема воспитания подрастающего поколения в духе толерантности
актуальна в настоящее время как никогда, так как она обусловлена изменениями
последних лет в жизни страны. Но мало произносить красивые слова,
толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер,
культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности:
образовательной, в играх, в труде, в быту, в совместной
деятельности воспитателя с детьми.
Поэтапная работа по данному направлению патриотического
воспитания реализуется по следующим направлениям:
1. Методическое сопровождение.
2. Работа с детьми
3. Работа с родителями
Каждое из направлений связано между собой и включает в себя:
1. Знакомство с родным городом, его историей
2. Знакомство с родным краем и Россией
3. Знакомство с наиболее значимыми историческими событиями своей
страны и народа.
4. Знакомство с былинными героями и их подвигами.
5. Знакомство с государственной символикой города, страны.
Методическое сопровождение:
Создание предметно – развивающей среды патриотической
направленности :
- в группах педагоги подготовили: уголки по патриотическому воспитанию
дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг
России», «Космос», «Памятные места родного города» и др.;
изготовили дидактические папки: «Мой город», «Моя семья», «Государственная
символика России», «Они сражались за Родину», «Все о космосе», оформили
сюжетно-ролевые игры «Моя семья», «Космос», «На флоте» и др.;
- подобрали методическую, художественную литературу, фотографии,
иллюстрации через которые дети совершенствуют знания о подвигах в годы
ВОВ, о России, о Российской армии и др.;
Тематическое и перспективное планирование способствует эффективному и
системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той
местности, где они живут.
Работа с кадрами.
Главной целью осуществления методической работы с кадрами
по патриотическому воспитанию дошкольников является совершенствование
работы дошкольного учреждения по данной проблеме. Мировоззрение педагога,
его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые
эффективные факторы воспитания. Никакие знания воспитателя не дадут
эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ.
В воспитании все должно основываться на личности воспитателя.
Большинство педагогов нашего коллектива родились и выросли в Советском
Союзе, и о воспитании патриотизма знают из личного оыта.
В содержание входят следующие направления работы:
В ООП, в раздел формируемый участниками образовательного процесса, мы
включили пособие по патриотическому воспитанию
(Патриотическое
воспитание детей 6-7 лет : методическое пособие / Н. Г. Комратова, Л. Ф.
Грибова. - Москва : Сфера, 2007. - 207, [1] с.)
- Изучение воспитателями методических источников и педагогической
периодики, организация работы творческой группы педагогов
по патриотическому воспитанию;
-Создание картотеки презентаций по патриотическому воспитанию
- Проведение семинаров-практикумов; педсоветов по этой тематике
- Организация работы по разработке перспективного планирования,
разработке и реализации образовательных проектов, вовлечению родителей в
проведение совместных мероприятий.
- Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового
педагогического опыта.
- Участие в профессиональных конкурсах.
Работа с детьми:
Патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной
взаимосвязи с нравственным, умственным, экологическим, трудовым,
эстетическим и физическим воспитанием.
Нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных и
сложных задач дошкольного учреждения. Сложность решения данной задачи,
связана, прежде всего, с возрастом детей. Ведь в дошкольном возрасте ни
одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно, а
всего лишь заложено. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников
процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной
убежденности и вдохновения. Эта работа должна вестись во всех возрастных
группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.
Задачи педагога:
- отбор объектов, впечатления от которых доступны детям. Эпизоды, должны
привлекать внимание детей. Быть яркими, образными, конкретными,
вызывающими интерес, целесообразными, неповторимыми, характерными для
данной местности (своя природа, свой быт, ремёсла, традиции).
- отбор сведений и понятий, которые способен усвоить
дошкольник (близость расположения, частота посещения, назначение,
удобство)
- расширение диапазона объектов для старших дошкольников – это район и
город в целом, его достопримечательности, исторические места, памятники,
символика города. Старшие дошкольники должны знать: название города, своей
улицы и прилегающей к ней.
- привитие детям важных понятий как «долг перед Родиной», «любовь к
Отчизне», «ненависть к врагу», «фронтовой и трудовой подвиг».
- знакомство с другими городами, столицей, символикой государства.
- показ большого через малое, зависимость между деятельностью одного
человека и жизнью всех людей.
Работа с детьми проводится в нескольких направлениях:
- в детском саду воспитатели с детьми постоянно любовались и
восхищались красивыми природными явлениями, предметами рукотворного
мира, добрыми поступками людей, архитектурой строений и др. ,
- героями, желание быть похожими на людей смелых, таких, которые
рискуют жизнью во имя спасения товарищей,
- создавали условия, чтобы полученные представления, свои чувства по
поводу увиденного и услышанного дети отражали в разнообразных видах
детской деятельности.
- создавали ситуации, чтобы дети могли поделиться своими впечатлениями с
окружающими людьми (дети выступали перед малышами, родителями, гостями,
- старались так организовать деятельность детей, чтобы у них появилась
необходимость лучше узнать окружающих людей и себя,
- приглашали родителей, гостей для беседы с детьми (родителей на занятия с
детьми по знакомству с трудом взрослых; родственников детей, ветеранов
Великой отечественной войны на познавательные занятия)
При знакомстве детей с трудом взрослых старались выбрать объекты,
которые способствуют формированию у детей положительного отношения к
труду и наиболее ярко раскрывают качества людей. Знакомство детей с любой
профессией дает возможность показать детям значение каждого вида труда для
всех людей города.
Рассказы, беседы на тему, чем прославились в детском саду родители детей.
Мамы помогли помыть и заклеить окна, принесли рассаду для цветов и
саженцы, а потом все вместе посадили на территории детского сада. Чья-то
мама помогла сшить костюмы, дедушка привез песок, а все вместе папы
сделали машину, домик. У детей возникает чувство радости, чувство уважения к
родителям, присутствует желание подражать доброму делу родителей. Они
начинают уважать труд своих родителей – стараются беречь то, что сделано
близкими людьми.
Связь воспитателя со специалистами :
- музыкальные руководители проводят фольклорные и патриотические
праздники, знакомят с народной музыкой;
Наши воспитанники под руководством музыкальных руководителей
неоднократно становились призерами различных конкурсов и фестивалей.
В настоящее время определён основной состав праздничных мероприятий,
которые ежегодно проводятся в нашем детском саду.
Это:
народные и фольклорные праздники – Масленица, День Земли;
государственно-гражданские праздники – День защитника Отечества, День
Победы, Новый год, День Космонавтики,
международные праздники – День матери, Международный женский день,
День защиты детей;
православные праздники – Рождество Христово, Пасха;
бытовые и семейные праздники – дни рождения, выпуск в школу, праздники,
театрализованные развлечения.
Праздники всегда сопровождаются хорошей музыкой, новым оформлением,
сопровождаются интересной сюжетной игрой, различными сюрпризами.
Ежегодно принимаем участие в различных городских , региональных и
федеральных конкурсах: Фестиваль «Солнышко в ладошке», «Пасха
красная», «Пасхальный перезвон», «Рождественский вертеп» и др.
Духовно-нравственное воспитание.
У нас заключен договор с Воскресенским благочинием. И договор с
Православной гимназией имени Серафима Саровского. Педагог православной
Гимназии, по желанию родителей, проводит для детей старшего дошкольного
возраста занятия по программе «Культура и творчество в детском саду»,
разработанной по программе А.В. Бородиной «Культура и творчество в детском
саду», которая соответствует ФГОС ДО.
Православные праздники, со всеми, относящимися к ним обрядами – это
источник познания народной мудрости, души, традиции уклада жизни нашего
народа. По мнению русского педагога ХІХ века К. Д. Ушинского «…для
ребёнка светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды,
Троица и зелёные берёзки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и
полное жизни».
Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные
праздники как средство выражения национального характера, яркая форма
отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными
действиями, общим переживанием.
Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду
является проведение сезонных музыкально-игровых праздников:
Осенью - «Золотая осень»;
Зимой - «Новый год», «Рождество», «Колядки», «Защитники
Отечества». «Масленица»;
весной - «Наши любимые мамы», «Праздник птиц», «Пасха Красная», «День
Победы», лето - «Именины березки» (Троица).
Дети вместе с взрослыми исследуют особенности каждого народного
праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными
изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее
время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.
Экскурсионные маршруты: в библиотеку, к школе, к светофору, переходу.
Важно привлечь внимание детей к объектам города, которые расположены на
ближайших улицах. Нам повезло, детский сад находится в центре города.
Существует у нас традиция: накануне великого праздника Дня Победы с
детьми старшей и подготовительной групп ходим к мемориалу «Погибшим
воинам» на старом кладбище, чтобы поклониться и возложить цветы в знак
благодарности погибшим воинам.
Посещаем ветеранов труда. Дети делают для них открытки.
Совсем недавно нашему городу присвоили почетное звание Город трудовой
доблести. Потому что в годы ВО войны, жители нашего города доблестно
трудились на заводах выпускающих оборонную продукцию.
Наша воспитанница стала победителем конкурса рисунков «Дзержинск-
Город трудовой доблести», воспитатель также стала призером в этом конкурсе,
за разработку видео открытки Любимому городу.
Организуя работу по патриотическому воспитанию в современных
условиях, мы должны знакомить не только с историей, но и не должны
забывать о современных событиях. Проведение мероприятий
способствует нравственному формированию личности, в результате которой
возникают коллективные отношения между людьми. В игре моделируются
сложные жизненные ситуации, которые требуют определенной линии
поведения спортсменов, взаимопонимания, товарищеских отношений,
взаимовыручки.
Работа с родителями.
Не менее важным условием патриотического воспитания детей является
создание партнерских взаимоотношений с родителями, семьей. В настоящее
время эта работа актуальна и особенно трудна. Требует большого такта и
терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма,
гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь
недоумение.
Чтобы работа с родителями не ограничивалась рамками педагогического
просвещения (беседы, консультации, мы поставили цель – вовлечь их в
процесс патриотического воспитания с помощью взаимодействия: включение
родителей и детей в общее дело (участие в утренниках, играх, проектах,
конкурсах, спортивных соревнованиях).
Поэтому предметом особого разговора с родителями должно быть
обсуждение возможных путей приобщения дошкольников к труду
(хозяйственно-бытовому, ручному, труду в природе, к активному участию в
подготовке к совместным праздникам и отдыху. Только разделяя заботы
взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для
других, малыши начинают ощущать себя членами семьи.
Родители принимают активное участие в творческих конкурсах: конкурсы
рисунков и поделок, «Нарядим городскую елку вместе», «Палитра
осени», «Чародейка Зима», «Рождественский вертеп» и др. Родители
проявляли активность и заинтересованность к совместной работе. Участие в
проектах «Моя родословная», «Книжки малышки», «Энергия добра»,
«Покормим птиц зимой» - изготовление кормушек, проведение
фотовыставок «Моя семья», «Как я провел лето» и многие другие.
Список литературы:
1 Патриотическое воспитание детей 6-7 лет : методическое пособие / Н. Г.
Комратова, Л. Ф. Грибова. - Москва : Сфера, 2007. - 207, [1] с.)
2.
А.В. Бородина Программа «Культура и творчество в детском саду»