Напоминание

Основы предпринимательства и финансовой грамотности


Автор: Алешина Ирина Ивановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: УПОО "Ульяновский техникум экономики и права Центросоюза РФ"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: методическое пособие
Тема: Основы предпринимательства и финансовой грамотности
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Учреждение – профессиональная образовательная организация

«Ульяновский техникум экономики и права Центросоюза РФ»

АЛЕШИНА ИРИНА ИВАНОВНА

КОМПЛЕКТ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

по учебной дисциплине Основы предпринимательства и финансовой

грамотности

для специальностей: 43.02.14 Гостиничное дело, 38.02.01 Экономика и

бухгалтерский учет (по отраслям), 38.02.07 Банковское дело, 19.02.10

Технология продукции общественного питания, 40.02.01 Право и

организация социального обеспечения, 09.02.07 Информационные системы и

программирование, 40.02.02 Правоохранительная деятельность

методическое пособие

г. Ульяновск

2020

Задания разработаны на основе Федерального

государственного

образовательного

стандарта

(далее – ФГОС)

по специальности

среднего

профессионального образования (далее СПО)

Автор:

Алешина И.И. преподаватель УПОО «Ульяновский техникум экономики и

права Центросоюза РФ»

ВВЕДЕНИЕ

Комплект заданий разработан для проведения практических занятий

по

учебной

дисциплине

Основы

предпринимательства

и

финансовой

грамотности по специальности СПО 43.02.14 Гостиничное дело, 38.02.01

Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), 38.02.07 Банковское дело,

19.02.10 Технология продукции общественного питания, 40.02.01 Право и

организация социального обеспечения, 09.02.07 Информационные системы и

программирование, 40.02.02 Правоохранительная деятельность.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:

ориентироваться

в

рыночной

среде,

факторах

развития

предпринимательства; анализировать успехи и неудачи бизнеса; работать с

предпринимательскими идеями; разбираться

в

финансовых институтах и

финансовых продуктах, а также о способах получения информации об этих

продуктах и институтах из различных источников, использовать полученную

информацию в процессе принятия

решений о

сохранении и накоплении

денежных средств, использовать такие способы повышения благосостояния,

как инвестирование денежных средств, использовать компьютерную технику

в профессиональной деятельности, формировать бизнес-проект.

Обязательная

аудиторная

учебная

нагрузка

(всего)

по

учебной

дисциплине – 36 часов, в том числе практические занятия – 20 часов.

Методы

проведения

практических

занятий:

решение

ситуаций,

деловые и, презентации, тренинги.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

п/п

Наименование темы практического занятия

Количество

часов

1

Анализ бизнес-идей, оценка их

конкурентоспособности

2

2

Анализ ситуации «Успехи и неудачи торговой сети

«Пятерочка»

2

3

Предпринимательский

квест

«Презентация

предпринимательских

идей».

Защита

предпринимательских идей

6

4

Построение семейного бюджета

2

5

Решение кейса «Покупка машины»

2

6

Подготовительный этап при разработке проекта.

Организационный этап. Практическая работа над

проектом.

Организационный этап. Практическая работа над

проектом. Оформление проекта.

6

7

Защита проектов.

2

Всего

22

ТЕМА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 1.

Анализ бизнес-идей, оценка их конкурентоспособности

(2 часа)

Цели занятия:

организация профессиональной пробы предпринимательской деятельности по

поиску, отбору и оценки бизнес-идей, их генерации в источник создания и

развития малого бизнеса и кооперации.

Требования к умениям обучающихся:

Обучающийся должен уметь:

выбирать и обосновывать предпринимательские идеи, выбирать сферу

деятельности;

применять основные технологии коллективной генерации идей;

обладать

стратегическим

видением

в

своем

предметном

поле

деятельности;

Оснащение работы:

сценарий предпринимательской игры, предметы на генерирование бизнес-

идей, шляпы мышления.

Содержание задания.

Пояснения к работе

1. Модератор игры (преподаватель)

- формирует игровые команды;

-

проводит

инструктаж,

определяет

последовательность

событий

и

порядок взаимодействия команд, экспертов и тьюторов;

- устанавливает регламент работы;

- объясняет систему оценивания и форму предоставления результатов.

-

подготавливает

помещение

для

проведения

игры

с

возможностью

выхода

командам

в

Интернет

(помещение

должно

быть

достаточно

просторным,

иметь

необходимое

количество

столов,

стульев,

средств

оргтехники. На столах установлены таблички с названием команд).

2. Команды готовят оформляют свою визитную карточку.

3.

Эксперты

(преподаватели,

работодатели,

студенты-лидеры

предпринимательского образования) знакомятся с критериями оценки игры,

вовлекаются в оценивание.

Здание на 1 этап предпринимательской игры:

1. Тренинг «Метод фокальных объектов». Каждой команде предлагается

некий предмет, для улучшения, модификации которого нужно придумать как

можно больше идей, используя ассоциации.

Выносится чёрный ящик. Капитаны вытаскивают «объекты

улучшений»:

• Сок

• Набор фломастеров

Кисточка для красок

• Пакет для продуктов

Стаканчик одноразовый

Карандаш

Бутылка воды

Брелок для ключей

Командам – даётся время для наработки идей по улучшению «объекта» -

5

мин.

По

истечении

времени

команды

по

5

наиболее

удачных

идей

зачитывают,

возможно

сопровождение

рисунком,

остальные

передают

списком в жюри (инвесторам) для оценки.

2. Генерирование собственных идей.

Студенты демонстрируют объекты улучшений (с помощью презентации):

1.

Природа Ульяновской области: лес (водится дичь, растут целебные

травы,

плоды,

ягоды,

грибы);

есть

заброшенный

лагерь

отдыха;

целебный, по мнению местных жителей, источник; много водоемов

(озера, реки, пруды).

2.

Сельскохозяйственные

угодья:

крестьянско-фермерские

хозяйства,

кооперативы, личные подсобные хозяйства, где выращивают овощи,

фрукты,

производят

и

заготавливают

продукты

животноводства,

обрабатывают землю.

3.

Сфера

обслуживания:

туризм

и

гостиницы,

кафе

и

рестораны,

организация досуга и отдыха, обучения и развития.

Здесь работы всем нам хватит, и земля добром отплатит.

Ну, какие есть идеи? Генерируйте смелее!

Для идей предела нет – вот вам в помощь интернет.

Нужен коуча совет – заплати, вопросов нет!

А болельщики, как в сказке, вам добудут по подсказке.

Уж пора нам приступить и объекты разделять!

Команды

выбирают

объект

для

улучшения.

Модератор

игры

(преподаватель) проговаривает задание: в течении 15 мин. путем мозгового

штурма (можно использовать технологию 6-ти шляп мышления, см. ниже)

команды с помощью Интернета генерируют идеи, отбирают самую удачную,

направленную на решение тех или иных проблем в выбранном объекте,

которая может перерасти в проект. Остальные идеи на карточках сдаются

жюри, где эксперты их оценивают (присваивают цену каждой идеи, исходя из

ее креативности, реалистичности и ценности для общества).

Технология 6-ти шляп мышления: лидер (капитан) – белая - только

факты, информация, без эмоций; генератор

- зелёная

- нетрадиционные,

креативные подходы; охранник (коммерсант) - чёрная - критика, минусы,

опасности;

сборщик

жёлтая

-

плюсы,

оптимистический

взгляд;

пиар-

менеджер – красная - эмоции и чувства без логических обоснования; синяя –

руководитель обсуждения в команде (тьютор). В командах идёт обсуждение

по ролям (по шляпам) под руководством студента-тьютора и модератора.

3.

Команды

называют

свои

лучшие,

крупные

идеи,

которые

они

будут

воплощать на территории – чтобы ознакомить соперников (партнёров) – время

на представление идеи 1,5-2 минуты на каждую команду.

4. Эксперты оценивают преставление предпринимательских идей командами,

добавляют к оценке совокупную стоимость других идей, сформированных по

результатам проведения мозгового штурма.

5. Модератор подводит итоги первого этапа предпринимательской игры,

озвучивает оценки команд.

ТЕМА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 2.

Анализ ситуации «Успехи и неудачи торговой сети «Пятерочка» (2 часа)

Цели занятия:

дидактические

формирование

умений

по

определению

критериев

успешности предпринимателя;

воспитательные – воспитание самостоятельности, творческого отношения к

делу;

развивающие – развитие мыслительных способностей студентов, активности

при обсуждении.

Требования к знаниям, умениям и навыкам студентов:

Студенты

должны

знать:

факторы

успеха

индивидуальной

предпринимательской деятельности.

Студенты должны уметь: ориентироваться в рыночной среде, факторах

развития предпринимательства; анализировать успехи и неудачи бизнеса.

Оснащение работы: практические задания.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Содержание задания:

Методические указания:

Задания следует выполнять только после изучения следующей литературы:

Лапуста М.Г. Предпринимательство: учебное пособие. – М.: ИНФРА –М, 2014

Рубин

Ю.Б.,

Потапова

О.Н.

Основы

бизнеса.

Ч.1

Основы

предпринимательской профессии: Ч2. Бизнес-коммуникации, Ч.3 История

российского

предпринимательства,

Ч.4

Современное

российское

предпринимательство:

учеб.

пособие.

М.:

Московский

финансово-

промышленный университет «Синергия», 2014.

Решение ситуаций осуществляется письменно в тетради.

Задание 1.

Прочитайте внимательно ситуацию «Торговая сеть «Пятерочка» и ответьте на

следующие вопросы:

1.

Каково

главное

конкурентное

преимущество

торговой

сети

«Пятерочка»?

2.

Какова миссия торговой компании?

3.

Кто ее основные потребители?

4.

Кто является главным конкурентом торговой сети?

5.

Какова ее ценовая линейка?

Задание 2.

Проведите сравнительный анализ

торговой сети «Пятерочка» и

другими

известными торговыми предприятиями города Ульяновска по предложенным

критериям.

№п/п

Критерии успешности

Торговые сети

Пятерочка

Магнит

Гулливер

1

Качество

обслуживания

2

Целевая аудитория

3

Уровень цен

4

Широта ассортимента

5

Организационная

культура компании

6

Конкурентное

преимущество

Результаты работы - оформляются письменно и обсуждаются в группе.

ТЕМА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 3-5.

Предпринимательский квест «Презентация предпринимательских идей»

.

Защита предпринимательских идей (6 часов)

Цели занятия:

дидактические – формирование умений работать с предпринимательскими

идеями; использовать компьютерную технику в профессиональной деятельно-

сти; формировать бизнес-проект;

воспитательные – воспитание самостоятельности, творческого отношения к

делу;

развивающие – развитие мыслительных способностей студентов, активности

при обсуждении.

Требования к знаниям, умениям и навыкам студентов:

Студенты

должны

знать:

основы

предпринимательской

деятельности,

связанной с генерированием бизнес-идей.

Студенты должны уметь: формировать бизнес-проект.

Оснащение работы: практические задания.

Методы обучения: частично-поисковый.

Содержание задания:

Методические указания:

Все участники группы делятся на 4 команды.

Цель квеста: найти «банк идей» и принести его командам.

Маршрут №1

1.

«Точка коммуникации»

Найти площадку для коммуникации по следующему описанию:

Это комната, находящаяся на верхнем этаже техникума, в которой есть:

деревянные столы и мягкие стулья;

символика Чемпионата (паруса);

флип-чаты;

шкафы с методической литературой. (методический кабинет)

2.

«Проведение коммуникации»

На площадке коммуникации разбиться на 4 команды, выбрать капитана,

ответить на следующие вопросы:

Название команды

На какие буквы алфавита начинаются ваши имена;

Сколько человек имеют домашних животных и каких;

Сколько человек родились в г. Ульяновске.

Какие у Вас есть увлечения.

Капитан представляет свою команду, отвечая на поставленные вопросы.

Наблюдатель оценивает каждую команду за проведенную коммуникацию (3-

5 баллов).

3.

«Опрос»

Наблюдатель загадывает загадки и вручает конверт с инструкцией, командам,

по мере ответов на вопросы (кто первым правильно ответит на вопрос, тот

первым и уходит).

Загадки:

1)

Что принадлежит мне, а пользуются этим другие? (имя)

2)

Что нельзя съесть на завтрак? (обед и ужин)

3)

Вы сидите в самолете, впереди Вас лошадь, сзади автомобиль. Где Вы

находитесь? (на карусели)

4)

Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (все).

Инструкция:

Наблюдатель оценивает каждую команду за качество проведенного опроса

(3-5 баллов).

4.

«Банк идей»

Наблюдатель отправляет капитанов, чтобы они нашли и принесли в актовый

зал «банк идей».

Задание:

Вы должны найти на верхнем этаже кабинет, в котором есть 1 компьютер,

находится слева по ходу движения. Вы должны обратиться по имени-отчеству

к заведующему кабинетом и ответить на вопрос, который он задаст. При

правильном ответе Вы получаете банк идей и несете ее в актовый зал.

(Как зовут директора техникума?).

Маршрут № 2

1.

«Точка коммуникации»

Найти площадку для коммуникации по следующему описанию:

Это комната, находящаяся на верхнем этаже техникума, в которой есть:

столы ученические;

стулья деревянные;

доска (учебная аудитория).

2.

«Проведение коммуникации»

На площадке коммуникации разбиться на 4 команды, выбрать капитана,

ответить на следующие вопросы:

Название команды

На какие буквы алфавита начинаются ваши имена;

Сколько человек имеют домашних животных и каких;

Сколько человек родились в г. Ульяновске.

Какие у Вас есть увлечения.

Капитан представляет свою команду, отвечая на поставленные вопросы.

Наблюдатель оценивает каждую команду за проведенную коммуникацию (3-

5 баллов).

3.

«Опрос»

Наблюдатель загадывает загадки и вручает конверт с инструкцией, командам,

по мере ответов на вопросы (кто первым правильно ответит на вопрос, тот

первым и уходит).

Загадки:

1)

Что принадлежит мне, а пользуются этим другие? (имя)

2)

Что нельзя съесть на завтрак? (обед и ужин)

3)

Вы сидите в самолете, впереди Вас лошадь, сзади автомобиль. Где Вы

находитесь? (на карусели)

4)

Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (все).

Инструкция:

1.Зайти туда, где много компьютеров, выйти в интернет и найти определение

предпринимательской идеи.

2.Записать определение.

3.Провести опрос среди представителей преподавателей техникума на тему:

Готовы ли они поддерживать и продвигать реализацию предпринимательских

идей в техникуме. Для этого составить опросник, состоящий из 3-5 вопросов.

4.Результаты представить на коммуникативной площадке в 12-00 час.

Наблюдатель оценивает каждую команду за качество проведенного опроса

(3-5 баллов).

4.

«Банк идей»

Наблюдатель отправляет капитанов, чтобы они нашли и принесли в актовый

зал «банк идей».

Задание:

Вы должны найти помещение со стеклянной дверью, в котором находится еще

один кабинет. Вы должны обратиться по имени-отчеству к заведующему

кабинетом и ответить на вопрос, который он задаст. При правильном ответе

Вы получаете банк идей и несете ее в актовый зал.

(Как зовут директора техникума?).

Команды возвращаются в актовый зал с двумя «банками идей».

Происходит розыгрыш идей: каждая команда выбирает для себя идею из

предоставленного банка.

После этого каждой команде дается следующее задание:

1.

Развернуть идею, определив 5 продуктов и сервисов (услуг).

2.

Определить круг потребителей, кому будет интересна идея.

3.

Продумать, как осуществить продажу.

4.

Определить партнеров.

Ответив

на

данные вопросы, сделать презентацию в

виде скрайбинга и

защитить представленные идеи.

Домашнее задание:

1.

Сделать презентацию своей идеи в формате Power Point.

Презентация должна содержать не более 6 слайдов.

Название бизнес-идеи.

Проблема, которую решает идея, для кого предназначена.

Продукты, сервиса и перспективы развития идеи.

Каналы продвижения (продажи) – интернет, магазин, СМИ и т.д.

Примерные затраты и ожидаемые доходы.

Рекламный слоган.

2.

Подготовить наглядную рекламку своей бизнес-идеи любого формата.

3.

Принести фотоаппарат (любой гаджет) на публичную защиту.

Публичная презентация бизнес-идеи (2 часа)

Задание на защиту:

Сфотографировать процесс защиты своего капитана.

Составить краткий комментарий к фотографиям, указав в нем основные

моменты презентации.

Выложить данную информацию на сайте техникума, ВКонтакте и Fb.

(оценка – 0- 3 балла)

Все команды собираются в актовом зале.

Капитан команды представляет Презентацию бизнес-идеи своей команды

(выступление не более 2 мин.)

Другие участники команды представляют наглядно свою идею в любом

формате (предмет, рисунок, фигура и т.д.).

Участники других команд задают по ходу выступления вопросы. Капитан

может при ответе обращаться за помощью к своей команде.

(оценка – 0 – 5 баллов)

Аукцион бизнес-идей

Поразмышляем

над

тем,

какая

идея

Вам

кажется

более

удачной

для

реализации в техникуме.

В разработке у Вас была идея. Поменяли бы Вы свою идею и почему?

Командам дается 5 мин. на обсуждение и обоснование своего решения.

Листы для оценки

Предпринимательский квест

РОЗЫГРЫШ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ИДЕЙ

КОМАНДА_______________________________________

КАПИТАН _______________________________________

КОЛИЧЕСТВО ОЧКОВ от 0 до 10 на каждой площадке

Максимальное время прохождения площадки – 10 минут

Название площадки

Количество баллов

Эксперт

Подпись

1.

Точка коммуникации

2.

Проведение

коммуникации

3.

Опрос

4.

Представление

результатов

5.

Банк идей

Предпринимательский квест

РОЗЫГРЫШ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ИДЕЙ

КОМАНДА_______________________________________

КАПИТАН _______________________________________

КОЛИЧЕСТВО ОЧКОВ от 0 до 10 на каждой площадке

Максимальное время прохождения площадки – 10 минут

Название площадки

Количество баллов

Эксперт

Подпись

1.

Точка коммуникации

2.

Проведение

коммуникации

3.

Опрос

4.

Представление

результатов

5.

Банк идей

ТЕМА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 6.

Построение семейного бюджета (2 часа)

Цели занятия:

дидактические – освоение технологии формирования семейного бюджета;

воспитательные – воспитание самостоятельности, творческого отношения к

делу;

развивающие – развитие мыслительных способностей студентов, активности

при обсуждении.

Требования к знаниям, умениям и навыкам студентов:

Студенты должны знать: роль денег в современном мире и возможные

денежные риски;

Студенты должны уметь: использовать полученную информацию в процессе

принятия решений о сохранении и накоплении денежных средств.

Оснащение работы: практические задания.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Содержание задания:

Методические указания:

Личный бюджет–это ваш персональный план доходов и расходов на определенный

период –месяц, квартал, год. Семейный бюджет–это план доходов и расходов семьи на

определенный временной период (месяц или год).

Формирование семейного бюджета напрямую зависит от ежемесячных денежных

поступлений супругов и предполагаемых трат. Различают несколько видов доходов семьи:

- Постоянные. К данному виду относятся стипендии, пенсии, заработная плата,

пособия, проценты по банковским вкладам, прибыль от сдачи недвижимости в аренду и т.д.

- Временные и одноразовые. В данном случае речь идет о подарках, премиях,

выигрышах и заемных средствах.

Структура расходов не менее разнообразна и переменчива. Можно выделить две

группы издержек:

- Первичные. К ним относят траты, которые при всем желании сложно исключить.

Каждая семья нуждается в продуктах питания, обуви и одежде. Также часть семейного

бюджета уходит на плату за жилье, коммунальные услуги и налоги.

-

Вторичные.

Данная

группа

расходов

связана

с

приобретением

собственной

жилплощади, машины, бытовых электроприборов, предметов роскоши и т.д.

Для составления бюджета необходимы следующие действия:

1)определение статей доходов и расходов;

2)запись доходов и расходов;

3)группировка доходов и расходов;

4)расчет разницы между полученными доходами и произведенными расходами;

5)постоянный учет доходов и расходов;

Структура личного (семейного бюджета)

Доходы

Расходы

Статьи дохода

Сумма в рублях

Статьи расхода

Сумма в рублях

Постоянные:

Постоянные:

Заработная плата

Питание

Стипендии, пенсии

Оплата

коммунальных

услуг

Разовые:

Переменные:

Подарки, выигрыш

Отдых, лечение

Общий доход

Общий расход

При суммировании всех записей о расходах и всех записей о доходах за период вы

получите один из трех результатов

Баланс личного (семейного) бюджета

Соотношение

Вид бюджета

Д < Р (доходы меньше расходов)

Дефицитный

Д = Р (доходы равны расходам)

Сбалансированный

Д > Р (доходы больше расходов)

Профицитный (избыточный)

По

завершении

периода–желательно

сравнить

насколько

смогли

уложиться

в

запланированный бюджет, смогли ли достичь целей по увеличению своего капитала.

Желательно

проанализировать

бюджет

постатейно

и

по

всем

статьям,

где

были

существенные отклонения разобрать причину отклонений

Задание 1.

Составьте текущий личный

(семейный) бюджет (за месяц) и оцените свой

баланс.

Доходы

Расходы

Статьи дохода

Сумма в рублях

Статьи расхода

Сумма в рублях

Общий доход

Общий расход

Определите вид бюджета.

Задание 2. Составьте по аналогии перспективный личный (семейный) бюджет

(за

месяц) и

оцените его баланс. Какие

изменения произошли в

вашем

бюджете?

ТЕМА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 7.

Решение кейса «Покупка машины» (2 часа)

Цели занятия:

дидактические

формирование

умений

правильно

распоряжаться

собственными денежными средствами;

воспитательные – воспитание самостоятельности, творческого отношения к

делу;

развивающие – развитие мыслительных способностей студентов, активности

при обсуждении.

Требования к знаниям, умениям и навыкам студентов:

Студенты должны знать: роль денег в современном мире и возможные

денежные риски;

Студенты должны уметь: использовать полученную информацию в процессе

принятия решений о сохранении и накоплении денежных средств.

Оснащение работы: практические задания.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Содержание задания:

Методические указания: практическая работа проводится после изучения

темы

«Денежная

система»,

«Рациональное

пользование

банковскими

услугами».

Кейс «Покупка автомобиля»

Сашу с Леной пригласили на престижную вечеринку в новую компанию. Дело было летом.

Собирались на даче. Всем приглашенным разослали схемы проезда. Их было две: для тех,

кто на колесах, и для тех, кто поедет на электричке. Машины были практически у всех.

Описание маршрута «метро – электричка – маршрутка» предназначалось для Саши и Лены.

И это было последней каплей, переполнившей чашу терпения. «Все, хочу машину! – решил

Саша. – Это мечта, и я должен ее осуществить!». Лена отнеслась к ситуации спокойнее:

«Денег на машину нет, и разговаривать не о чем. А меч- тать не вредно».

Но разговор о машине все же состоялся. И не просто так. А после того, как Саша нашел

очень заманчивое предложение: новая иномарка Datsun on-DO по акции всего лишь за 350

000

рублей.

Дешевле

не

бывает.

Акция

заканчивается

через

месяц,

и

надо

ей

воспользоваться. Лена резонно возразила, что акции будут еще, и не одна. Это всего

маркетинговый ход. Не стоит думать, что кто-то и впрямь хочет осчастливить тебя дешевым

автомобилем.

В автосалоне предложили кредит на 5 лет со ставкой 12%. Саша решил, что это очень

выгодно. Тем более, что у них с Леной есть 30 000 рублей, которые они откладывали на

поездку в Турцию. Теперь это станет первым вложением в машину. При таком раскладе

будет выплачивать по кредиту 7800 рублей в месяц. При суммарном доходе семьи в 48

тысяч это не такая уж большая сумма. А в Турцию можно будет съездить когда-нибудь

потом.

Лена, конечно, не была в восторге от такой перспективы. Поездку можно отложить на год,

но не на шесть или семь лет! Даже для нее, такой рациональной, это был слишком

долгосрочный план. Кроме того, она не считала, что 7800 рублей в месяц потянет бюджет

их молодой семьи. Каждый месяц из 48 000 рублей примерно 20 тысяч уходило на питание

и обязательные расходы (ЖКХ, телефоны, проезд на городском транспорте). 15 000 рублей

они отдавали за съемную квартиру, 5000 рублей откладывали. На оставшиеся 8000 рублей

покупали одежду, ходили в кино и т. д. В общем, не шиковали. Если же теперь придется

отдавать за машину 7800 рублей, то никаких накоплений не останется. А если вдруг какие-

то непредвиденные расходы? «Это просто смешно, если бы не было так грустно», –

подумала Лена.

На Сашу эти аргументы не действовали. Он считал, что можно отказаться от всего ради

мечты. А если нужны будут дополнительные деньги, то он их как раз на машине и

заработает: будет по вечерам заниматься извозом. Так автомобиль превратится из статьи

расходов в статью доходов. Но Лена и тут быстро охладила пыл любимого. Из опыта своих

родителей она прекрасно знала, что авто требует постоянных затрат. Теперь Саша с Леной

за семейным столом только и говорили о ценах на бензин, стоимости автозапчастей и

техобслуживания.

А

еще

о

пробках,

невозможности

парковаться

там,

где

надо,

и

о

бесконечных разборках со страховыми компаниями. Кстати, любой автокредит выдается

только при покупке КАСКО. А это еще как минимум 10% от стоимости машины. О работе

же Саши нелегальным таксистом она даже слышать не хотела.

Лена всегда была очень разумной девушкой. Она выросла в небедной семье, но деньги

считать умела. Ее никогда не баловали. И теперь она очень старалась так распределить

семейный бюджет, чтобы на все хватило.

Саша вырос в небольшом военном городке. Его отец преподавал в училище, на работу

ходил пешком, а лето двадцать лет подряд проводил у родственников в деревне, куда ездил

на поезде. Машина ему была не нужна. Когда Саша уехал из родного дома и поступил в

университет, горизонты его жизни существенно расширились. Здоровые амбиции помогали

хорошо учиться, но иллюзий по поводу быстрой карьеры он не питал. Саша привык

добиваться всего сам и был уверен, что жить надо сегодняшним днем. Как говорил отец,

если уж что решил, надо выполнять и точка. Холодная логика Лены его просто убивала.

А Лена искренне не понимала, как Саша так наивно может рассуждать. Он твердил про 7800

рублей в месяц и не хотел слышать Ленины доводы о том, что на самом деле машина будет

забирать из семейного бюджета почти в два раза больше. Ведь не будет же стоять под

окнами на приколе пять лет! Значит, все классические расходы автолюбителя лягут на их

плечи. А если быть честнее, на плечи Лены, потому что она зарабатывает больше. И

переплачивать

за

машину

ей

совершенно

не

хочется,

ведь

с

учетом

переплаты

по

автокредиту машина обойдется им не в 350 000, а в 467 000 рублей!

Это был, конечно, сильный аргумент. Но Саша не сдавался. Он считал, что сегодня

автомобиль должен иметь каждый. Это почти как мобильник. Веление времени. И надо как

угодно изловчиться, лезть в долги, но купить машину. Он пробовал убедить Лену новыми

аргументами.

«Машина

это

свобода,

статус,

другое

ощущение

жизни.

Машина

-

это

личное

пространство, где тебя никто не толкнет и не наступит на ногу. Мы сэкономим кучу

времени, когда будем ездить к родственникам и друзьям или в супермаркет за продуктами.

Мы сможем путешествовать!».

Пока Саша и Лена спорили, акция закончилась. Автомобиль они так и не купили. Лена

вздохнула с облегчением. А Саша тайком начал искать новые акции и варианты покупки

машины. Отказываться от своей мечты он не собирался...

Вопросы:

1.

Какие аргументы за и против покупки машины, приведенные в кейсе,

кажутся вам наиболее важными?

2.

Какие аргументы не догадался использовать Саша, чтобы переубедить

Лену?

3.

Какими

аргументами

можно

усилить

позицию

Лены?

Оцените

дополнительные

расходы,

связанные

с

приобретением

и

эксплуатацией

машины, вдобавок к выплатам по автокредиту.

4.

Можно

ли

найти

компромисс

в

этой

ситуации?

Предложите

альтернативные способы решения проблемы. Как бы вы поступили на месте

Саши и Лены?

ТЕМА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 8-11.

Проектная деятельность: подготовительный этап при разработке

проекта, организационный этап. Практическая работа над проектом.

Оформление и защита проекта

(индивидуальная проектная деятельность) (8 часов)

Цели занятия:

дидактические – формирование умений использовать компьютерную технику

в профессиональной деятельности; формировать бизнес-проект;

воспитательные – воспитание самостоятельности, творческого отношения к

делу;

развивающие – развитие мыслительных способностей студентов, активности

при обсуждении.

Оснащение работы: матрицы для формирования проекта.

Методы обучения: проектная деятельность.

Содержание задания:

Методические указания:

Задания следует выполнять только после изучения следующей литературы:

Лапуста М.Г. Предпринимательство: учебное пособие. – М.: ИНФРА –М, 2017

Матрицы для разработки проекта

Проектная деятельность по учебной дисциплине «Введение в предпринимательство»

Цель – формирования навыков бизнес-моделирования на основе заданной предпринимательской идеи.

Задачи: анализ компаний действующих в выбранной сфере; выявление проблем в обществе и проблем целевой аудитории; определение целевой аудитории;

составление характеристики продукта; определение каналов взаимодействия с клиентом; разработка рекламного слогана; определение примерных затрат

и желаемых доходов.

Вид работы – индивидуальная.

Формат проекта – презентация (не более 10 слайдов).

Предпринимательская идея: ФИО, группа:

Шаг 1. Оценка рыночной ситуации в выбранной сфере.

Характеристика сферы деятельности:

Фирмы, компании, действующие на

рынке:

Виды продуктов, услуг:

Отличительная особенность:

1.

2.

3.

Шаг 2. Какие проблемы решают эти компании?

Фирмы, компании,

действующие на рынке

Проблемы:

Для кого?

Шаг 3. Какие проблемы решает ваша идея и для кого?

Проблемы:

Целевая аудитория (чья проблема):

Шаг 4. Охарактеризуйте целевую группу потребителей для своей идеи.

Персона-модель

Любит:

Уверен(а) в том, что….

Боится/не понимает:

Мечтает о:

Шаг 5. Характеристика продукта.

Предпринимательская идея и ее

суть:

Продукты и услуги:

Уникальность, фишка:

Шаг 6. Каналы взаимодействия с клиентом (тем, кто платит).

Где они узнают о Вашем

продукте/услуге?

(Интернет, соц.сети, газеты, магазины, др.) Какой именно

сайт, какая группа в соц.сетях и т.п.

В

какой

форме

будет

представлено

сообщение?

(текст на сайте, инфографика, пост в соц.сети,

реклама, статья или др., указывайте важные характеристики)

Почему клиент выберет именно вас?

Ваш рекламный слоган+ макет листовки (для презентации):

Шаг 7. Определение примерных затрат и желаемых доходов.

1.Потребность в ресурсах.

Виды ресурсов

Описание

Где найти?

Информационные

(знания

о

чем-то,

технологии, коммуникации и т.д.)

Человеческие (люди, компетенции)

Материальные

(оборудование,

материалы, техника, финансы и др.)

2. Примерные затраты и доходы

Затраты (руб.):

Заработная плата:

Оборудование:

Сырье, материалы:

Аренда:

Налоги:

Коммунальные платежи:

На рекламу:

Итого:

Доходы

(средняя стоимость продукта (услуги), средний чек х на среднее число клиентов в день)

Средняя стоимость продукта (услуги) с наценкой:

или

Средний чек (если несколько продуктов):

Количество клиентов в день:

Ожидаемый доход в месяц:



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники