Напоминание

К вопросу об использовании семинара в преподавании философии


Автор: Юлия Владимировна Сластунина
Должность: преподаватель социально-гуманитарных дисциплин
Учебное заведение: ГАПОУ СО "Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панферова"
Населённый пункт: город Вольск
Наименование материала: статья
Тема: К вопросу об использовании семинара в преподавании философии
Раздел: среднее профессиональное





Назад




К вопросу об использовании семинара в преподавании философии.

Один

из

современных

широко

распространенных

подходов

к

преподаванию философии исходит из того, что философии научить нельзя,

можно лишь быть «экскурсоводом» в мир философии. Это связано как с

особенностями самой философии как формы культуры, так и с восприятием

феномена философии в обществе. В постиндустриальную эпоху все больший

акцент

делается

на

точные

науки,

тем

самым

подчеркивается

их

актуальность, а социально-гуманитарные дисциплины, в первую очередь

философия, воспринимаются как менее важные, не приносящие конкретной

видимой пользы. В доказательстве «полезности» состоит первая особенность

изучения

философии.

Преподаватель

философии

должен

разрешить

сомнения студентов и вывести их на понимание того, что философия

представляет не только еще одну форму знания, но и является формой

построения человеком себя, путем собирания и состояния в качестве

личности.

Философия как таковая не представляет собой систему знаний,

которую можно передать другим, тем самым обучить их. Однако специфика

философского знания состоит в его мировоззренческой природе, поэтому

точное механическое запоминание необходимое для других предметов

непригодно для освоения философии. Помимо запоминания имен, дат,

краткого

содержания

философского

учения,

философское

знание

подразумевает усиление рефлективности самосознания, формирование основ

философского мышления, создание информативного и когнитивного поля

самостоятельного мировоззренческого и морального выбора. Поэтому курс

преподавания философии помимо лекций, обязательно должен включать в

себя семинарские занятия.

Семинарское занятие позволяет студенту из

пассивного

слушателя

воспринимающего

монолог

преподавателя,

превратиться в активного участника исследовательского процесса. Каким

должен быть идеальный семинар по философии? Свободным, раскованным

обсуждением

поставленной

проблемы,

хорошо,

если

с

элементами

дискуссии. Роль преподавателя: будировать обсуждение и руководить им.

Можно выделить несколько возможных форм семинарских занятий: А)

стандартный семинар (обсуждение вопросов плана по предложенному

порядку.

Основная

задача

-

углубление

и

закрепление

материала.

Оптимальное число вопросов плана - три); Б) семинар по методу малых

групп (дополнительная задача - приобретение студентами навыков диспута и

искусства задавать вопросы); В) семинар с докладами (цель - вовлечение

студентов-докладчиков

в

углубленную

подготовку,

привитие

навыков

критики и рецензирования. Целесообразное число докладов на семинаре - не

больше двух. Необходимость помощи преподавателя в подготовке доклада и

предварительного контроля его содержательного уровня); Г) семинар-

конференция (рекомендуемое число докладов - четыре-пять. Наиболее

целесообразен как итоговый по курсу в целом или большому разделу курса -

в конце семестра или года); Д) семинар-сочинение (письменная работа по

теме семинара. Не контрольная! Требует последующего обсуждения или

анализа.

Цель

-

привитие

навыков

излагать

мысли

письменно,

концентрироваться на проблеме в целом).

В проведении семинарского занятия основным средством руководства

семинаром для преподавателя выступают вопросы. Правильно поставленный

вопрос: обращен ко всей аудитории; учитывает границы возможного знания

студентов и тем самым создает благоприятное дискуссионное поле.

Таким образом, использование семинаров в преподавании философии

студентам не философской специальности, позволяет значительно расширить

объем

получаемых

знаний,

заинтересовать

студентов

в

изучении

философских текстов, стимулировать развитие навыков философского

мышления.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники