Автор: Аверьянова Елена Алексеевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ"Центр"Радуга"
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Современныеаспекты психолого-медико педагогического сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях социально-педагогического партнерства ПМПК и МБДОУ
Раздел: дошкольное образование
Современные аспекты психолого-медико-педагогического сопровождения
детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях социально-
педагогического партнёрства ПМПК и МДОУ
В настоящее время в обществе остро стоит задача организации эффективной
помощи
детям
с
нарушениями
опорно-двигательного
аппарата,
которые
в
большинстве
случаев
являются
детьми-инвалидами.
Мерилом
эффективности
проведенной работы служит качество организуемой интеграция ребенка с проблемами
в развитии в общество, что чаще всего бывает возможно только при раскрытии
реабилитационного потенциала ребенка, при грамотной организации психолого-
медико-педагогической помощи ребенку и его семье. Именно поэтому крайне важен
вопрос
качества
психолого-медико-педагогического
сопровождения
детей
с
нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях социально-педагогического
партнерства ПМПК и МДОУ .
Исходным положением для формирования практики комплексного сопровождения
детей данной категории стал системный подход, согласно которому сопровождение
понимается
всеми
субъектами
образовательно-коррекционного
процесса
как
комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку, целостная
система взаимодействия ПМПК и МДОУ, обеспечивающая оптимальные условия для
воспитания,
обучения,
медико-педагогической
коррекции,
реабилитации,
педагогической социализации детей с НОДА. В рамках этой идеологии выделяются
следующие направления совместной деятельности ПМПК и МДОУ по выстраиванию
системы сопровождения:
- системное отслеживание психолого-медико-педагогического статуса ребенка и
динамики его развития;
- создание качественных условий, обеспечивающих весь спектр специальных
психолого-педагогических,
медико-социальных
услуг
для
успешного
воспитания, обучения, адаптации, социализации детей данной категории;
- выстраивание качественной системы работы с семьями детей, имеющими
нарушения опорно-двигательного аппарата.
-создание единого банка программ, педагогических систем и технологий,
используемых в работе с данной категорией детей.
Сопровождение детей с нврушениями опорно-двигательного аппарата, как
целостная система деятельности ПМПК и МДОУ опирается на принципы,
позволяющие сегодня говорить о положительной динамике решения данного
вопроса:
- соблюдение интересов ребенка (специалист системы сопровождения призван
решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка);
- мультидисциплинарность (согласованность, тесное взаимодействие в работе
команды специалистов ПМПК и МДОУ, тесное взаимодействие с соц.защитой
учреждениями медицины);
- непрерывность (гарантированность, непрерывность помощи на всех этапах
сопровождения);
- системность сопровождения.
В
целях
осуществления
качественной
системы
психолого-медико-
педагогического сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного
аппарата ПМПК простраивается система взаимодействия с МДОУ по всем
организационно-содержательным, научно-методическим вопросам образования,
коррекции, социализации и интеграции детей с проблемами в развитии).При
организации совместной деятельности по сопровождению детей с НОДА были
выбраны следующие формы взаимодействия:
комплексное диагностическое обследование детей;
совместная деятельность по разработке образовательных и индивидуальных
программ, педагогических технологий для организации обучения и коррекции
детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, включая организацию
обучения в домашних условиях.
совместная деятельность по разработке и внедрению инновационного проекта в
рамках деятельности инновационной площадки.
организация взаимодействия специалистов ПМПК и МДОУ в момент
организации выездных комиссий;
педагогический патронаж;
консультирование всех субъектов образовательного процесса;
совместная работа в психолого-медико-педагогических консилиумах;
проведение совместных мероприятий для педагогов и родителей;
совместное участие в городских и региональных семинарах, конференциях,
круглых столах;
Основные формы работы специалистов направлены на предупреждение, раннее
выявление и преодоление различных нарушений развития, снижающих уровень
социальной адаптированности ребенка и оказывающих существенное влияние на
становление его личности.
Благодаря многообразию форм взаимодействия специалистов ПМПК и МДОУ
появляется возможность качественной организации сопровождения по всем
направлениям и в максимальном объеме. Такой подход к организации психолого-
медико-педагогического
сопровождения
детей
с
нарушением
опорно-
двигательного аппарата позволяет добиться значительного снижения степени
влияния повреждающих факторов на возможность его участия во всех видах
деятельности
здоровых
сверстников,
что
способствует
его
максимальной
интеграции в общество во всех областях его жизни.