Автор: Архипов Игорь Викторович
Должность: учитель трудового обучения
Учебное заведение: ГКОУ ВО "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат о. Муром"
Населённый пункт: с.Малышево, Селивановский район, Владимирская область
Наименование материала: ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Тема: ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВАЯ ПОДГОТОВКА, КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ
Раздел: среднее образование
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВАЯ
ПОДГОТОВКА, КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-
АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
УЧАЩИХСЯ С ОВЗ
ГКОУ ВО «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ» О. МУРОМ
АРХИПОВ ИГОРЬ ВИКТОРОВИЧ (УЧИТЕЛЬ 1-Й
КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
2022-2023
УЧ.ГОД
СИСТЕМА ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ
1
«
»
СТОЛЯРНОЕ ДЕЛО
:
Учитель Архипов Игорь Викторович
:
Урок
I.
:
.
.
Программа автор Воронкова В В
: «
» - 4,5,6,7,8
Учебник
Столярное дело
под редакцией
.
.
Журавлёва Б А
II.
:
Формы и методы проведения уроков
1.
–
Теоретические занятия
основной целью является
формирование у учащихся профессиональных знаний
(
).
технических и технологических
По содержанию
:
данные знания делятся
)
;
а изучение устройства орудий труда
)
;
б свойства материалов
)
;
в усвоение новых технических операций
)
.
г изучение технологических процессов
2.
:
Практические занятия
)
а Подготовительные
–
на данных занятиях учащиеся
должны усвоить предстоящую практическую
,
работу разобрать детальную характеристику
конечного результата труда составить план
;
занятий по данной практической работе
)
б К
–
омплексные практические работы
на занятиях
данного типа формируется комплекс трудовых
,
умений начиная от ориентировки в трудовых
,
заданиях кончая заключительным контролем
,
результатов работы усваиваются новые
трудовые
приёмы и приобретаются навыки выполнения
.
технологических операций Это осуществляется
2
в процессе изготовления изделий или
выполнении
,
серий практических работ которые содержат
(
элементы нового для учащихся новая
,
технология
).
–
новый материал
Организация труда
,
индивидуальная
каждый учащийся изготавливает свое изделие и
.
выполняет комплекс работ до конца Завершаются
,
занятия подведением итогов анализируется ход
,
;
работ даётся оценка результатов каждого ученика
)
в
Практическое повторение
–
это
систематическое
.
повторение освоенных ранее трудовых операций
–
Основная задача данного занятия
формирование
,
и совершенствование трудовых навыков развитие
,
скоростных показателей в труде работе в
.
коллективе
)
г Самостоятельные и контрольные работы
–
на
данных занятиях учащиеся самостоятельно
выполняют
:
,
трудовые задания анализируют составляют план
(
),
,
технологические карты исполняют его
осуществляют
.
контроль выполнения заданий
3 .
:
Дополнительные трудовые занятия
)
.
а Практические работы для нужд школы
На данных
занятиях учащиеся производят ремонт школьной
,
мебели и оборудования изготавливают наглядные
.
.
пособия и т д
)
б Л
етняя трудовая практика учащихся
старшего и
3
.
среднего звена
-
Строительно ремонтные
работы на
,
,
территории и внутри школы благоустройство
.
обработка пришкольного участка
,
УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТАНОВЛЕНИЯ
.
ОПЫТА
,
Работая в школе с детьми с ОВЗ развитие которых не дает им в
-
,
полной
мере
овладеть
профессионально трудовыми
навыкам
вызвало противоречие
между
интеллектом детей и овладением
,
.
знаний умений навыков по трудовому обучению Поэтому я взял тему
«
-
,
-
Профессионально трудовая
подготовка
как средство социально
».
адаптационных
возможностей
учащихся
с
ОВЗ
Ее
буду
реализовывать
через
развитие
интеллектуальных
способностей
.
детей
,
,
Учителю взявшему установку на развитие интеллекта
:
необходимо соблюдать следующие условия
1)
-
Четко представлять
что именно он должен развивать на
.
материале учебного предмета
2)
,
.
:
Знать у кого развивать Для этого
a)
Знать возрастные и индивидуальные особенности
.
воспитуемых
)
.
б Овладеть навыками диагностики
3)
,
,
,
Знать как какими методами приемами средствами можно
.
развивать те или иные качества
4)
Осуществлять контроль этапов теоретической и практической
.
деятельности детей
.
Выполнение этих условий дает хороший результат
.
АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА
4
.
-
Данная тема актуальна и значима Профессионально трудовое
обучение и воспитание приоритетное направление в образовании
.
учащихся
с
ОВЗ
Ему
придается
важная
роль
в
подготовке
.
школьников
к
самостоятельной
жизни
и
труду
Трудовая
деятельность является для детей с нарушением в интеллектуальном
,
развитии основой их успешной социальной адаптации
служит
,
одним
из
методов
коррекции
психофизического
развития
способствует
развитию положительных
личностных
качеств
и
.
накоплению социального опыта
.
ВЕДУЩАЯ ИДЕЯ ОПЫТА
Главным в
своей педагогической идее
считаю формирование
интеллектуальных
компонентов
трудовой
деятельности
через
.
программный
материал
Основная
идея
педагогической
-
,
деятельности апробировать
приемы
и
способы
вести
,
.
коррекционную работу влияющую на интеллектуальное развитие
-
Коррекционная
работа
в
профессионально трудовом обучении
имеет
целью
приблизить
характер
трудовой
деятельности
,
учащихся с ограниченными возможностями здоровья к той норме
.
которая существует в обществе
,
:
Исходя из этой цели были поставлены следующие задачи
1.
,
.
Найти приемы развивающие интеллект учащихся
2.
Развивать способность к переносу полученных мыслительных
.
навыков на незнакомый материал
3.
:
Формировать основы психической культуры стремиться
,
,
самостоятельно добывать знания испытывать потребность в
,
учебной деятельности и труде то есть ребенок начинает
,
осмысливать эти функции разумно относиться к своей
.
психической деятельности
5
.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА
В
своем
педагогическом
опыте
ориентируюсь
на
идеи
:
.
.,
.
.,
ведущих педагогов и психологов Воронковой В В
Коркунова В В
.
.,
.
.,
.
.
.
Ковалевой
Е А
Занкова
Л В
Грабова
А Н
и
других
авторов
Положение
о
единстве
закономерностей
нормального
и
,
.
.
,
аномального
развития
подчеркиваемое
Л С
Выготским
дает
,
,
основание полагать что концепция развития нормального ребенка
в общем может быть использована при трактовке развития детей с
.
,
ОВЗ
Это
позволяет
говорить
об
идентичности
факторов
.
воздействующих на развитие нормального и ребенка с ОВЗ
Мой педагогический опыт опирается на следующие
:
дидактические принципы
1)
Воспитывающая
и
развивающая
направленность
.
обучения
2)
Принцип
комплексного
воздействия
на
интеллект
.
учащегося
3)
.
Связь обучения с жизнью
4)
,
,
Принцип обоснованного аргументированного
.
доказательного ответа школьника
5)
.
Сотрудничество
,
Принцип сотрудничества
делового партнерства учащегося и
.
учителя
Система моего подхода к решению задач по развитию интеллекта
:
предполагает
1)
Систематическое
развитие
на
каждом
этапе
урока
:
,
,
,
познавательных
процессов
памяти
внимания
мышления
.
речи
2)
Использование разных форм и приемов коррекционной
.
работы
3)
,
Осуществление контроля за полученными знаниями
,
.
умениями навыками
6
,
Главной задачей системы является общее развитие учащегося
,
,
,
которое понимается как развитие интеллекта воли чувств школьника
,
,
.
и как основа усвоения им знаний умений навыков
.
ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
При формировании интеллектуальных компонентов трудовой
деятельности
у
учащихся
старших
классов
в
процессе
-
профессионально трудового
обучения
использую
множество
:
специфических методических приемов в их совокупности
1)
Словесная характеристика конечного результата труда с опорой
.
на натуральный образец
2)
,
.
Его описание по плану данному учителем
3)
(
Его описание по опорным словам при большей или меньшей
)
помощи учителя
с выявлением главных и второстепенных его
:
особенностей
)
;
а конструкции изделия
)
;
б формы и точных размеров его частей
)
;
в соединение деталей
)
;
г отделка
)
;
д назначение изделия
)
,
.
е материал из которого оно изготовлено
Такое же множество приемов применяю при обучении умениям
.
планировать предстоящую работу и проводить самоконтроль
Задача воспитания поведенческих умений и соответствующих
черт
характера
решается
в
процессе
коллективного
,
производительного труда
когда учащиеся вступают
в деловые
,
.
контакты обусловленных ходом работы
Учитель имеет возможность влиять на эти контакты и тем самым
,
,
формировать поведенческие и
прежде всего
коммуникативные
.
,
умения
Их
основу
составляют
такие
качества
как
чувство
,
собственного
достоинства
настойчивость
и
в
тоже
время
7
,
.
скромность
сдержанность
Одновременно
преодолеваются
,
,
,
грубость безответственность нетерпеливость и другие неприятные
.
и мешающие в коллективе качества
Уровень развития интеллектуальных компонентов трудовой
деятельности учащихся в конечном итоге проверяется итоговой
,
.
аттестацией через проектную деятельность Для этого учащимися
.
,
выполняются
проектные
работы
Схема
выполнения
их
,
.
разработанная для нашей школы имеет упрощенный вариант Она
включает
в
себя
следующие
пункты по работе
над проектом
(
):
изделием
I.
.
Название изделия
II.
.
Технический рисунок
III.
.
Описание изделия
a.
Назначение
b.
Конструкция
c.
Технология
d.
.
Отделка
IV.
.
Подетальная технологическая карта
V.
.
Сборка готового изделия
.
Согласно данной схеме учащиеся выполняют свои проекты Из
.
года в год повышается сложность и качество готовых изделий
2019
Так к итоговой аттестации
года учащимися были
изготовлены изделия
не
сложной
конструкционной
формы и
:
–
технологии изготовления
подставка для
цветочного горшка
.;
. –
;
. –
Коринов Д
Андреев М
вешалка для полотенец Штефан Ю
;
. –
.
вешалка для одежды Антонов Д
табурет Изделия включали в себя
.
незначительное количество деталей и соединительных узлов
С
(
развитием материальной базы столярной мастерской школой были
-
,
,
)
приобретены
электро лобзик
фуганок
фрезер
у
учащихся
.
появилось желание выполнять более сложные проектные работы
,
2020
Так
к
итоговой
аттестации
года
учащиеся
выполнили
8
:
. –
:
. –
следующие изделия Устюжанин Д
туалетный столик Неумоин О
;
. –
настенный кухонный набор из нескольких предметов Казаков П
-
;
. -
угловая двух ярусная телефонная полка
Антонов С
мебель для
(
).
детского
садика
столик
и
два
стульчика
Данные
изделия
,
выполнены с более серьёзными столярными операциями включая
-
.
декоративно прикладное
творчество
Были
проверены
знания
«
» :
учащихся по основным разделам
предмета
Столярное дело
,
,
,
разметка и раскрой древесных материалов
пиление
строгание
,
,
,
долбление
сверление
токарные
работы
работы
с
,
.
электроинструментов художественная резьба по дереву Проекты
«
»
«
».
были выполнены на оценки
хорошо
и
отлично
Тенденция
-
выполнения сложно конструкционных проектов сохраняется и в
.
дальнейшем
Все
практические
работы охватывают
весь
курс
«
»
предмета
Столярное
дело
и
являются
действительными
,
,
критериями
оценки
знаний
умений
и
навыков
полученных
.
учащимися
Данный опыт оказывает положительное действие не только на
,
.
учебный процесс но и на дополнительные умения учащихся
2019
«
»
Начиная с
года учащиеся предмета
Столярное дело
-
занимают призовые места в областных выставках декоративно
.
2019
- 2-
, 2020
– 2
прикладного творчества
Так
год
е место
год
2
, 2021
- 3
1
.
первых
места и
вторых
год
первых и
третье место
Учащиеся были награждены грамотами Департамента образования
.
Владимирской области
Дважды учащиеся принимали участие в
Региональном
чемпионате
профессионального
мастерства
«
»
«
».
2020
АБИЛИМПИКС
в компетенции
Столярное дело
В
году
.
.
,
,
учащийся
Яшин А
стал
бронзовым призером
Я
как
учитель
награжден
двумя
сертификатами
эксперта
в
компетенции
«
»
2020
2021
Столярное дело
в
и
году на региональном чемпионате
«
»
АБИЛИМПИКС
9
.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Эффективность любого п
роцесса оценивается по достигнутым
.
результатам За период работы по данному опыту были получены
:
следующие результаты
1)
Выросла роль учащихся в организации учебной трудовой
.
деятельности
2)
-
Интерес к урокам профессионально трудового обучения
.
возрос
3)
Приобрела актуальность тема дальнейшей адаптации
,
.
учащихся к современной жизни их роли и миссии в социуме
Оценить результативность учащихся можно по следующим
критериям
:
I .
,
КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ ПОКАЗАННЫХ УЧАЩИМИСЯ
Учебный год
Успеваемость
Качество обучения
2018-2019
2019-2020
2020-2021
100%
100 %
100 %
100%
100 %
100 %
II.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПО ИТОГОВОЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
АТТЕСТАЦИИ
Учебный
год
-
Кол во
учащихся
Оценки знаний
Итогова
я
10
оценка
теория
практика
проект
2018-2019
4
3-4
1-3
4-4
3-4
1-3
3-4
1-3
2019-2020
5
4-4
1-3
4-4
1-3
4-5
1-4
4-4
1-3
2020-2021
5
3-4
2-3
4-4
1-3
4-4
1-3
2-4
3-3
Анализируя деятельность учащихся выпускных классов на разных
:
этапах занятия можно сделать следующие выводы
1)
.
Учащиеся стали лучше ориентироваться в заданиях
2)
.
Повысилась работоспособность детей
3)
.
Улучшилось качество изделий учащихся
4)
,
Появилась большая самостоятельность самоконтроль
.
учащихся в выполнении заданий
.
ВЫВОД
9-
-
(
По окончании
го класса коррекционной школы интерната
труд
)
является профилирующим предметом
мои
учащиеся проходят
,
социальную
адаптацию
продолжают
обучение
в
,
,
профессиональных
училищах
находят
место
работы
то
есть
.
социально востребованы обществом
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И ПРОФОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ ПО ОКОНЧАНИЮ ШКОЛЫ
Год выпуска
Количество
Обучение
Работа
Проценты
11
учащихся
2018-2019
4
-
4
100%
2019-2020
5
4
1
100%
2020-2021
5
2
3
100%
,
-
.
В этом учебном году сдающих итоговую аттестацию нет
Свою педагогическую деятельность и ее результативность
.
считаю положительной
12