Напоминание

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВАЯ ПОДГОТОВКА, КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ


Автор: Архипов Игорь Викторович
Должность: учитель трудового обучения
Учебное заведение: ГКОУ ВО "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат о. Муром"
Населённый пункт: с.Малышево, Селивановский район, Владимирская область
Наименование материала: ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Тема: ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВАЯ ПОДГОТОВКА, КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ
Раздел: среднее образование





Назад




ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВАЯ

ПОДГОТОВКА, КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-

АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

УЧАЩИХСЯ С ОВЗ

ГКОУ ВО «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ» О. МУРОМ

АРХИПОВ ИГОРЬ ВИКТОРОВИЧ (УЧИТЕЛЬ 1-Й

КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

2022-2023

УЧ.ГОД

СИСТЕМА ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ

1

«

»

СТОЛЯРНОЕ ДЕЛО

:

Учитель Архипов Игорь Викторович

:

Урок

I.

:

.

.

Программа автор Воронкова В В

: «

» - 4,5,6,7,8

Учебник

Столярное дело

под редакцией

.

.

Журавлёва Б А

II.

:

Формы и методы проведения уроков

1.

Теоретические занятия

основной целью является

формирование у учащихся профессиональных знаний

(

).

технических и технологических

По содержанию

:

данные знания делятся

)

;

а изучение устройства орудий труда

)

;

б свойства материалов

)

;

в усвоение новых технических операций

)

.

г изучение технологических процессов

2.

:

Практические занятия

)

а Подготовительные

на данных занятиях учащиеся

должны усвоить предстоящую практическую

,

работу разобрать детальную характеристику

конечного результата труда составить план

;

занятий по данной практической работе

)

б К

омплексные практические работы

на занятиях

данного типа формируется комплекс трудовых

,

умений начиная от ориентировки в трудовых

,

заданиях кончая заключительным контролем

,

результатов работы усваиваются новые

трудовые

приёмы и приобретаются навыки выполнения

.

технологических операций Это осуществляется

2

в процессе изготовления изделий или

выполнении

,

серий практических работ которые содержат

(

элементы нового для учащихся новая

,

технология

).

новый материал

Организация труда

,

индивидуальная

каждый учащийся изготавливает свое изделие и

.

выполняет комплекс работ до конца Завершаются

,

занятия подведением итогов анализируется ход

,

;

работ даётся оценка результатов каждого ученика

)

в

Практическое повторение

это

систематическое

.

повторение освоенных ранее трудовых операций

Основная задача данного занятия

формирование

,

и совершенствование трудовых навыков развитие

,

скоростных показателей в труде работе в

.

коллективе

)

г Самостоятельные и контрольные работы

на

данных занятиях учащиеся самостоятельно

выполняют

:

,

трудовые задания анализируют составляют план

(

),

,

технологические карты исполняют его

осуществляют

.

контроль выполнения заданий

3 .

:

Дополнительные трудовые занятия

)

.

а Практические работы для нужд школы

На данных

занятиях учащиеся производят ремонт школьной

,

мебели и оборудования изготавливают наглядные

.

.

пособия и т д

)

б Л

етняя трудовая практика учащихся

старшего и

3

.

среднего звена

-

Строительно ремонтные

работы на

,

,

территории и внутри школы благоустройство

.

обработка пришкольного участка

,

УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТАНОВЛЕНИЯ

.

ОПЫТА

,

Работая в школе с детьми с ОВЗ развитие которых не дает им в

-

,

полной

мере

овладеть

профессионально трудовыми

навыкам

вызвало противоречие

между

интеллектом детей и овладением

,

.

знаний умений навыков по трудовому обучению Поэтому я взял тему

«

-

,

-

Профессионально трудовая

подготовка

как средство социально

».

адаптационных

возможностей

учащихся

с

ОВЗ

Ее

буду

реализовывать

через

развитие

интеллектуальных

способностей

.

детей

,

,

Учителю взявшему установку на развитие интеллекта

:

необходимо соблюдать следующие условия

1)

-

Четко представлять

что именно он должен развивать на

.

материале учебного предмета

2)

,

.

:

Знать у кого развивать Для этого

a)

Знать возрастные и индивидуальные особенности

.

воспитуемых

)

.

б Овладеть навыками диагностики

3)

,

,

,

Знать как какими методами приемами средствами можно

.

развивать те или иные качества

4)

Осуществлять контроль этапов теоретической и практической

.

деятельности детей

.

Выполнение этих условий дает хороший результат

.

АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА

4

.

-

Данная тема актуальна и значима Профессионально трудовое

обучение и воспитание приоритетное направление в образовании

.

учащихся

с

ОВЗ

Ему

придается

важная

роль

в

подготовке

.

школьников

к

самостоятельной

жизни

и

труду

Трудовая

деятельность является для детей с нарушением в интеллектуальном

,

развитии основой их успешной социальной адаптации

служит

,

одним

из

методов

коррекции

психофизического

развития

способствует

развитию положительных

личностных

качеств

и

.

накоплению социального опыта

.

ВЕДУЩАЯ ИДЕЯ ОПЫТА

Главным в

своей педагогической идее

считаю формирование

интеллектуальных

компонентов

трудовой

деятельности

через

.

программный

материал

Основная

идея

педагогической

-

,

деятельности апробировать

приемы

и

способы

вести

,

.

коррекционную работу влияющую на интеллектуальное развитие

-

Коррекционная

работа

в

профессионально трудовом обучении

имеет

целью

приблизить

характер

трудовой

деятельности

,

учащихся с ограниченными возможностями здоровья к той норме

.

которая существует в обществе

,

:

Исходя из этой цели были поставлены следующие задачи

1.

,

.

Найти приемы развивающие интеллект учащихся

2.

Развивать способность к переносу полученных мыслительных

.

навыков на незнакомый материал

3.

:

Формировать основы психической культуры стремиться

,

,

самостоятельно добывать знания испытывать потребность в

,

учебной деятельности и труде то есть ребенок начинает

,

осмысливать эти функции разумно относиться к своей

.

психической деятельности

5

.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА

В

своем

педагогическом

опыте

ориентируюсь

на

идеи

:

.

.,

.

.,

ведущих педагогов и психологов Воронковой В В

Коркунова В В

.

.,

.

.,

.

.

.

Ковалевой

Е А

Занкова

Л В

Грабова

А Н

и

других

авторов

Положение

о

единстве

закономерностей

нормального

и

,

.

.

,

аномального

развития

подчеркиваемое

Л С

Выготским

дает

,

,

основание полагать что концепция развития нормального ребенка

в общем может быть использована при трактовке развития детей с

.

,

ОВЗ

Это

позволяет

говорить

об

идентичности

факторов

.

воздействующих на развитие нормального и ребенка с ОВЗ

Мой педагогический опыт опирается на следующие

:

дидактические принципы

1)

Воспитывающая

и

развивающая

направленность

.

обучения

2)

Принцип

комплексного

воздействия

на

интеллект

.

учащегося

3)

.

Связь обучения с жизнью

4)

,

,

Принцип обоснованного аргументированного

.

доказательного ответа школьника

5)

.

Сотрудничество

,

Принцип сотрудничества

делового партнерства учащегося и

.

учителя

Система моего подхода к решению задач по развитию интеллекта

:

предполагает

1)

Систематическое

развитие

на

каждом

этапе

урока

:

,

,

,

познавательных

процессов

памяти

внимания

мышления

.

речи

2)

Использование разных форм и приемов коррекционной

.

работы

3)

,

Осуществление контроля за полученными знаниями

,

.

умениями навыками

6

,

Главной задачей системы является общее развитие учащегося

,

,

,

которое понимается как развитие интеллекта воли чувств школьника

,

,

.

и как основа усвоения им знаний умений навыков

.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

При формировании интеллектуальных компонентов трудовой

деятельности

у

учащихся

старших

классов

в

процессе

-

профессионально трудового

обучения

использую

множество

:

специфических методических приемов в их совокупности

1)

Словесная характеристика конечного результата труда с опорой

.

на натуральный образец

2)

,

.

Его описание по плану данному учителем

3)

(

Его описание по опорным словам при большей или меньшей

)

помощи учителя

с выявлением главных и второстепенных его

:

особенностей

)

;

а конструкции изделия

)

;

б формы и точных размеров его частей

)

;

в соединение деталей

)

;

г отделка

)

;

д назначение изделия

)

,

.

е материал из которого оно изготовлено

Такое же множество приемов применяю при обучении умениям

.

планировать предстоящую работу и проводить самоконтроль

Задача воспитания поведенческих умений и соответствующих

черт

характера

решается

в

процессе

коллективного

,

производительного труда

когда учащиеся вступают

в деловые

,

.

контакты обусловленных ходом работы

Учитель имеет возможность влиять на эти контакты и тем самым

,

,

формировать поведенческие и

прежде всего

коммуникативные

.

,

умения

Их

основу

составляют

такие

качества

как

чувство

,

собственного

достоинства

настойчивость

и

в

тоже

время

7

,

.

скромность

сдержанность

Одновременно

преодолеваются

,

,

,

грубость безответственность нетерпеливость и другие неприятные

.

и мешающие в коллективе качества

Уровень развития интеллектуальных компонентов трудовой

деятельности учащихся в конечном итоге проверяется итоговой

,

.

аттестацией через проектную деятельность Для этого учащимися

.

,

выполняются

проектные

работы

Схема

выполнения

их

,

.

разработанная для нашей школы имеет упрощенный вариант Она

включает

в

себя

следующие

пункты по работе

над проектом

(

):

изделием

I.

.

Название изделия

II.

.

Технический рисунок

III.

.

Описание изделия

a.

Назначение

b.

Конструкция

c.

Технология

d.

.

Отделка

IV.

.

Подетальная технологическая карта

V.

.

Сборка готового изделия

.

Согласно данной схеме учащиеся выполняют свои проекты Из

.

года в год повышается сложность и качество готовых изделий

2019

Так к итоговой аттестации

года учащимися были

изготовлены изделия

не

сложной

конструкционной

формы и

:

технологии изготовления

подставка для

цветочного горшка

.;

. –

;

. –

Коринов Д

Андреев М

вешалка для полотенец Штефан Ю

;

. –

.

вешалка для одежды Антонов Д

табурет Изделия включали в себя

.

незначительное количество деталей и соединительных узлов

С

(

развитием материальной базы столярной мастерской школой были

-

,

,

)

приобретены

электро лобзик

фуганок

фрезер

у

учащихся

.

появилось желание выполнять более сложные проектные работы

,

2020

Так

к

итоговой

аттестации

года

учащиеся

выполнили

8

:

. –

:

. –

следующие изделия Устюжанин Д

туалетный столик Неумоин О

;

. –

настенный кухонный набор из нескольких предметов Казаков П

-

;

. -

угловая двух ярусная телефонная полка

Антонов С

мебель для

(

).

детского

садика

столик

и

два

стульчика

Данные

изделия

,

выполнены с более серьёзными столярными операциями включая

-

.

декоративно прикладное

творчество

Были

проверены

знания

«

» :

учащихся по основным разделам

предмета

Столярное дело

,

,

,

разметка и раскрой древесных материалов

пиление

строгание

,

,

,

долбление

сверление

токарные

работы

работы

с

,

.

электроинструментов художественная резьба по дереву Проекты

«

»

«

».

были выполнены на оценки

хорошо

и

отлично

Тенденция

-

выполнения сложно конструкционных проектов сохраняется и в

.

дальнейшем

Все

практические

работы охватывают

весь

курс

«

»

предмета

Столярное

дело

и

являются

действительными

,

,

критериями

оценки

знаний

умений

и

навыков

полученных

.

учащимися

Данный опыт оказывает положительное действие не только на

,

.

учебный процесс но и на дополнительные умения учащихся

2019

«

»

Начиная с

года учащиеся предмета

Столярное дело

-

занимают призовые места в областных выставках декоративно

.

2019

- 2-

, 2020

– 2

прикладного творчества

Так

год

е место

год

2

, 2021

- 3

1

.

первых

места и

вторых

год

первых и

третье место

Учащиеся были награждены грамотами Департамента образования

.

Владимирской области

Дважды учащиеся принимали участие в

Региональном

чемпионате

профессионального

мастерства

«

»

«

».

2020

АБИЛИМПИКС

в компетенции

Столярное дело

В

году

.

.

,

,

учащийся

Яшин А

стал

бронзовым призером

Я

как

учитель

награжден

двумя

сертификатами

эксперта

в

компетенции

«

»

2020

2021

Столярное дело

в

и

году на региональном чемпионате

«

»

АБИЛИМПИКС

9

.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Эффективность любого п

роцесса оценивается по достигнутым

.

результатам За период работы по данному опыту были получены

:

следующие результаты

1)

Выросла роль учащихся в организации учебной трудовой

.

деятельности

2)

-

Интерес к урокам профессионально трудового обучения

.

возрос

3)

Приобрела актуальность тема дальнейшей адаптации

,

.

учащихся к современной жизни их роли и миссии в социуме

Оценить результативность учащихся можно по следующим

критериям

:

I .

,

КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ ПОКАЗАННЫХ УЧАЩИМИСЯ

Учебный год

Успеваемость

Качество обучения

2018-2019

2019-2020

2020-2021

100%

100 %

100 %

100%

100 %

100 %

II.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПО ИТОГОВОЙ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ

АТТЕСТАЦИИ

Учебный

год

-

Кол во

учащихся

Оценки знаний

Итогова

я

10

оценка

теория

практика

проект

2018-2019

4

3-4

1-3

4-4

3-4

1-3

3-4

1-3

2019-2020

5

4-4

1-3

4-4

1-3

4-5

1-4

4-4

1-3

2020-2021

5

3-4

2-3

4-4

1-3

4-4

1-3

2-4

3-3

Анализируя деятельность учащихся выпускных классов на разных

:

этапах занятия можно сделать следующие выводы

1)

.

Учащиеся стали лучше ориентироваться в заданиях

2)

.

Повысилась работоспособность детей

3)

.

Улучшилось качество изделий учащихся

4)

,

Появилась большая самостоятельность самоконтроль

.

учащихся в выполнении заданий

.

ВЫВОД

9-

-

(

По окончании

го класса коррекционной школы интерната

труд

)

является профилирующим предметом

мои

учащиеся проходят

,

социальную

адаптацию

продолжают

обучение

в

,

,

профессиональных

училищах

находят

место

работы

то

есть

.

социально востребованы обществом

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И ПРОФОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ ПО ОКОНЧАНИЮ ШКОЛЫ

Год выпуска

Количество

Обучение

Работа

Проценты

11

учащихся

2018-2019

4

-

4

100%

2019-2020

5

4

1

100%

2020-2021

5

2

3

100%

,

-

.

В этом учебном году сдающих итоговую аттестацию нет

Свою педагогическую деятельность и ее результативность

.

считаю положительной

12



В раздел образования