Автор: Инна Николаевна Рылова
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №19
Населённый пункт: города Батайска Ростовской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Использование мячей в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ТНР "Вы знакомы? Это мяч - лучший проводник удач!
Раздел: дошкольное образование
Вы знакомы? Это мяч – лучший проводник удач!
Внедрение игровых технологий в деятельность образовательного
учреждения требует инновационных подходов. Насущная проблема
современной коррекционной педагогики заключается в развитии
физического и психического здоровья детей с нарушениями речи,
нормализации двигательной активности и профилактики гиподинамии,
коррекции недостатков просодической, эмоциональной стороны речи
и успешной социализации детей с нарушениями речи.
Проанализировав и поняв актуальность данного вопроса, учитывая
запросы современной школы, родителей и государства мной была
разработана и внедряется система работы по коррекции речевых нарушений
у детей с ТНР «Мяч и речь».
Для первого знакомства педагога с ребенком нет лучшего
коррекционного инструмента, чем мяч. Особенно если мяч - яркий, мягкий,
да еще звенящий. Педагог дает ребенку мяч - контакт налажен, и
диагностика началась – какой рукой взял ребенок мяч, как он с ним
действует, знает ли он цвета, слышит ли он звук, умеет ли он подбрасывать и
ловить его и т.д.
Любой ребенок имеет возможность играть с мячом. И выбор их достаточно
широк, в продаже имеются мячи различного цвета, размера, качества – на
любой вкус. Как правило, ребенка более всего привлекают мячи яркие,
прыгучие, легкие.
Однако опросы родителей, анкетирование показали, что в семье играм
с мячом уделяется мало времени. Не у всех детей дома имеются мячи, и даже
летом, на отдыхе, мяч остается незаслуженно забытым. Не знают родители и
игр с мячом, соответственно, не могут научить им своих детей.
Практика использования мяча показывает, что мяч может быть
прекрасным коррекционным инструментом:
- игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и
побуждают к общению;
- освобождают детей от утомительной неподвижности;
- помогают разнообразить виды деятельности;
- развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве;
- помогают проводить работу над развитием просодических
компонентов речи;
- регулируют силу и точность движений.
Прогулка - очень удачное место как для индивидуальных игр с мячом,
так и для коллективных: ничто не стесняет движений, отсутствует боязнь
что-то разбить или кого-то толкнуть.
Используя в своей системе работы игровую технологию Т.А. Воробьевой
«Мяч и речь», возник вопрос, в какие же игры будет интересно играть
дошкольникам с нарушениями речи, а так же игры, которые знакомы
современному родителю.
Для этого я попыталась соединить известные игры в мяч с речевыми
играми, например:
1.
«Съедобное – несъедобное» и «Картошка».
Оборудование: резиновый мяч.
Дети стоят в кругу и перебрасывают мяч друг другу (не по кругу) называют
слова (Съедобное – несъедобное), кто ответит неправильно, садится в центр
круга, ребенок, сидящий в кругу имеет возможность уловить мяч и ответить
на вопрос, тогда он выходит из круга.
2.
«Разноцветные мячи» и «Гольф»
Оборудование: панно с лунками от 1 до 5, мячи основных цветов
маленького, среднего и большого размера, карточки с вариантами
заданий.
Взрослый дает инструкцию: положи синий мяч среднего размера в четвертую
лунку, ребенок выполняет задание, обязательно проговаривая инструкцию.
В эту игру могут играть несколько детей (квест-игра).
3.
Мяч и сказка (например, «Репка»)
Оборудование: дети и мячи по количеству персонажей сказки,
карточки с названием героя сказки, его словами и действием.
Перед началом игры дети выбирают карточки с ролью, словами и действиями
с мячом (можно прикрепить к мячу). Взрослый или ребенок рассказывает
сказку, а дети по ходу сказки проговаривают слова и выполняют действия с
мячом. Например: Посадил Дед («Стар я стал» - подбрасывает мяч вверх)
Репку («Я уже созрела» – два удара мячом о пол). Выросла Репка («Я уже
созрела» – два удара мячом о пол) большая-пребольшая. Стал Дед («Стар я
стал» - подбрасывает мяч вверх) тянуть Репку («Я уже созрела» – два удара
мячом о пол)… и т.д.
4.
Игра «Летает-не летает» и «Футбол»
Оборудование: мяч, ворота.
Играют два участника, один называет слово и бросает мяч в ворота, летает –
пропустить мяч в ворота, не летает – не дать забить гол.
Таких игр с мячом можно придумать множество, главное проявлять
инициативу и творчество, соединяя хорошо всем известные игры с мячом,
развивая речь и моторику ребенку.
Игры с мячами, которые я регулярно провожу со своими детьми, уни-
версальны, и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от
фантазии и желания педагога и родителей общаться с детьми весело,
интересно, развивая все компоненты речи, мышление, память, навык
общения, тонкую и общую моторику дошкольников.
Играйте с мячом и вам будет сопутствовать удача!