Напоминание

Использование мячей в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ТНР "Вы знакомы? Это мяч - лучший проводник удач!


Автор: Инна Николаевна Рылова
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №19
Населённый пункт: города Батайска Ростовской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Использование мячей в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ТНР "Вы знакомы? Это мяч - лучший проводник удач!
Раздел: дошкольное образование





Назад




Вы знакомы? Это мяч – лучший проводник удач!

Внедрение игровых технологий в деятельность образовательного

учреждения требует инновационных подходов. Насущная проблема

современной коррекционной педагогики заключается в развитии

физического и психического здоровья детей с нарушениями речи,

нормализации двигательной активности и профилактики гиподинамии,

коррекции недостатков просодической, эмоциональной стороны речи

и успешной социализации детей с нарушениями речи.

Проанализировав и поняв актуальность данного вопроса, учитывая

запросы современной школы, родителей и государства мной была

разработана и внедряется система работы по коррекции речевых нарушений

у детей с ТНР «Мяч и речь».

Для первого знакомства педагога с ребенком нет лучшего

коррекционного инструмента, чем мяч. Особенно если мяч - яркий, мягкий,

да еще звенящий. Педагог дает ребенку мяч - контакт налажен, и

диагностика началась – какой рукой взял ребенок мяч, как он с ним

действует, знает ли он цвета, слышит ли он звук, умеет ли он подбрасывать и

ловить его и т.д.

Любой ребенок имеет возможность играть с мячом. И выбор их достаточно

широк, в продаже имеются мячи различного цвета, размера, качества – на

любой вкус. Как правило, ребенка более всего привлекают мячи яркие,

прыгучие, легкие.

Однако опросы родителей, анкетирование показали, что в семье играм

с мячом уделяется мало времени. Не у всех детей дома имеются мячи, и даже

летом, на отдыхе, мяч остается незаслуженно забытым. Не знают родители и

игр с мячом, соответственно, не могут научить им своих детей.

Практика использования мяча показывает, что мяч может быть

прекрасным коррекционным инструментом:

- игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и

побуждают к общению;

- освобождают детей от утомительной неподвижности;

- помогают разнообразить виды деятельности;

- развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве;

- помогают проводить работу над развитием просодических

компонентов речи;

- регулируют силу и точность движений.

Прогулка - очень удачное место как для индивидуальных игр с мячом,

так и для коллективных: ничто не стесняет движений, отсутствует боязнь

что-то разбить или кого-то толкнуть.

Используя в своей системе работы игровую технологию Т.А. Воробьевой

«Мяч и речь», возник вопрос, в какие же игры будет интересно играть

дошкольникам с нарушениями речи, а так же игры, которые знакомы

современному родителю.

Для этого я попыталась соединить известные игры в мяч с речевыми

играми, например:

1.

«Съедобное – несъедобное» и «Картошка».

Оборудование: резиновый мяч.

Дети стоят в кругу и перебрасывают мяч друг другу (не по кругу) называют

слова (Съедобное – несъедобное), кто ответит неправильно, садится в центр

круга, ребенок, сидящий в кругу имеет возможность уловить мяч и ответить

на вопрос, тогда он выходит из круга.

2.

«Разноцветные мячи» и «Гольф»

Оборудование: панно с лунками от 1 до 5, мячи основных цветов

маленького, среднего и большого размера, карточки с вариантами

заданий.

Взрослый дает инструкцию: положи синий мяч среднего размера в четвертую

лунку, ребенок выполняет задание, обязательно проговаривая инструкцию.

В эту игру могут играть несколько детей (квест-игра).

3.

Мяч и сказка (например, «Репка»)

Оборудование: дети и мячи по количеству персонажей сказки,

карточки с названием героя сказки, его словами и действием.

Перед началом игры дети выбирают карточки с ролью, словами и действиями

с мячом (можно прикрепить к мячу). Взрослый или ребенок рассказывает

сказку, а дети по ходу сказки проговаривают слова и выполняют действия с

мячом. Например: Посадил Дед («Стар я стал» - подбрасывает мяч вверх)

Репку («Я уже созрела» – два удара мячом о пол). Выросла Репка («Я уже

созрела» – два удара мячом о пол) большая-пребольшая. Стал Дед («Стар я

стал» - подбрасывает мяч вверх) тянуть Репку («Я уже созрела» – два удара

мячом о пол)… и т.д.

4.

Игра «Летает-не летает» и «Футбол»

Оборудование: мяч, ворота.

Играют два участника, один называет слово и бросает мяч в ворота, летает –

пропустить мяч в ворота, не летает – не дать забить гол.

Таких игр с мячом можно придумать множество, главное проявлять

инициативу и творчество, соединяя хорошо всем известные игры с мячом,

развивая речь и моторику ребенку.

Игры с мячами, которые я регулярно провожу со своими детьми, уни-

версальны, и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от

фантазии и желания педагога и родителей общаться с детьми весело,

интересно, развивая все компоненты речи, мышление, память, навык

общения, тонкую и общую моторику дошкольников.

Играйте с мячом и вам будет сопутствовать удача!



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники