Напоминание

Мир басен И.А. Крылова. Истоки Басен.


Автор: Битимирова Мария Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №7
Населённый пункт: г. Беслан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Мир басен И.А. Крылова. Истоки Басен.
Раздел: среднее образование





Назад




Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС

Предмет: литература

Дата: 12.10.2020г

Класс: 5 б

Учитель: Битимирова Мария Николаевна.

Количество учащихся в классе: 18 человек.

Присутствовали на уроке: 16 человек.

Образовательное учреждение : МБОУ СОШ №7 г.Беслана, РСО-Алания

Тема урока:

Мир басен И.А. Крылова. Истоки Басен.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Дидактическая задача урока: вырабатывать критерии оценки своей работы; самостоятельно

формулировать тему, проблему и цели урока устанавливать причинно-следственные связи;

осуществлять анализ и синтез; формировать УУД в условиях учебных задач.

Цели урока (образовательная, воспитательная, развивающая):.

Предметные:Знать жанровые особенности басни, знать определение понятий «басня», «мораль»,

«аллегория», «олицетворение», истоки басенного жанра (имена родоначальников басенного

жанра, имена отечественных баснописцев);

уметь определять, к какому роду литературы относятся басни, находить жанровые особенности

басни, объяснять отличие басни от сказки

Познавательные: Понимание ключевых проблем изученных произведений литературы 19 века.

Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных

средств языка, понимании их роли в раскрытии идейно-художественного содержания

произведения.

Регулятивные: Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,

подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные

связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы. Поиск сведений о писателе

с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя)

Коммуникативные: Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения

актёров. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей

коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции

своей деятельности.

Личностные:Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства

любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе.

Выражение личного отношения к прочитанному.

Ведущие аспекты анализа урока

Содержание наблюдения

Дидактическая задача урока (краткий

оценочный анализ)

Дидактическая

задача

урока

полностью

соответствует

отобранному

содержанию.

Все

поставленные цели и дидактические задачи на уроке

выполнены. Содержание урока было оптимальным,

методы обучения – словесный, наглядный. Формы

работы

различные.

Учитель

использовала

прием

активизации

познавательной

деятельности

это

постановка проблемных вопросов, в результате чего дети

сами формулируют тему урока, определяют, о чем идет

речь. На уроке были созданы учебно-материальные,

морально-психологические,

эстетические

условия,

которые благоприятствовали успешной работе учащихся.

Психолого-педагогическая

поддержка

на

уроке

реализована: учащиеся осознали ценность совместной

деятельности.

Содержание урока

Основное содержание урока соответствует содержанию

программы и учебника. Класс работает по программе,

основанной на программно-методических материалах по

литературе Коровиной В.Я., по учебнику-хрестоматии

для общеобразовательных учреждений в 2-х частях,

автором-составителем которого является Коровина в.Я.,

Журавлев В.П., Коровин В.И.

Методы обучения

Соответствие приемов обучения и учения (методов

обучения) решению триединой образовательной цели

Приемы и методы обучения соответствуют решению

триединой образовательной цели -

Образовательная: вооружить учащихся системой

знаний, умений и навыков.

Воспитательная: формировать у учащихся научное

мировоззрение, нравственные качества личности,

взгляды и убеждения. Развивающая: при обучении

развивать у учащихся познавательный интерес,

творческие способности, волю, эмоции, познавательные

способности - речь, память, внимание, воображение,

восприятие. Урок начался с организационного момента и

мотивации. Создание благоприятной рабочей

обстановки, психологический настрой развивает

положительную мотивацию к обучению. Учащиеся

формулируют собственное мнение и позицию. Такое

начало позволяет повысить интерес учащихся к уроку

литературы

На уроке были использованы следующие методы:

словесные методы (слово учителя, беседа);

наглядные методы (мультимедийная презентация,

фрагмент из мультфильма, листы с заданиями, маски

животных);

проблемные методы (проблемные вопросы –

определение морали басни, характеристика героев);

метод стимулирования и мотивации:

а) эмоциональные (поощрение, создание ситуации

успеха);

б) познавательные (постановка проблемных вопросов,

выполнение творческих заданий);

в) социальные (создание ситуации взаимопомощи,

заинтересованность в результатах своей работы).

метод контроля и самоконтроля:

г) устный (работа в группах).

Методы обучения на уроке соответствовали задачам

урока, характеру и содержанию учебного материала;

материально-техническому обеспечению урока;

индивидуальным особенностям, возможностям и

обученности учащихся; бюджету времени.

Данные методы создают оптимальные условия для

активной мыслительной деятельности каждого ученика и

прививают любовь к чтению.

Формы обучения

Форм обучения (фронтальная, групповая,

индивидуальная, коллективная) соответствуют решению

основной дидактической задачи урока.

Целесообразно использованы предложенные задания.

Методические приемы: рассказ учителя, беседа, чтение

и инсценирование басен.

На уроке была создана благоприятная атмосфера

доброжелательности и активного творческого труда.

Ритм и темп урока были оптимальными, действия

учителя и учащихся – завершенными.

В течение урока виды деятельности учащихся менялись,

при этом оптимально сочетались различные методы и

приемы обучения. Были созданы условия для

продуктивной работы и развития самостоятельности

мышления учащихся. Удалось полностью реализовать

все поставленные цели и задачи

Результативность урока

На уроке полностью реализованы все цели и

решены дидактические задачи урока. Урок отвечает

современным требованиям.

На уроке была создана

благоприятная

атмосфера

доброжелательности

и

активного творческого труда. Ритм и темп урока были

оптимальными,

действия

учителя

и

учащихся

завершенными.

Все этапы урока логически связаны между собой..

Практическая направленность урока

Обучающиеся делают сообщение о баснописцах.

Под

руководством

учителя

успешно

осуществляется

практическая деятельность учащихся путем выполнения

ряда задач: чтение текста, высказывание и обоснование

собственной

точки

зрения,

индивидуальная

работа,

работа с текстом после чтения, решение простой типовой

задачи,

решение

нестандартной

задачи,

решение

«сверхзадачи».

Самостоятельная работа школьников

как форма организации учебной

деятельности

Характер самостоятельной учебной деятельности

школьников на уроке был репродуктивным, творческим.

В уроке принимали активное участие все учащиеся,

старались включиться в диалог, ребята высказывали свои

мысли. Учителю удалось решить поставленные задачи,

сохранив продуктивную мотивацию учения. На всех

этапах урока создавалась ситуация успеха и

формирования у учащихся ответственности за свою

деятельность. Обучающиеся были вовлечены в основные

мыслительные операции (восприятие, внимание,

воображение, мышление, речь, самоконтроль,

самооценка), коллективно преодолевали возникшие

трудности, работали самостоятельно. Учащиеся показали

хорошие знания по изучаемой теме, высокую

активность на всех этапах урока.

Формирование универсальных

учебных действий на каждом этапе

урока

На каждом этапе урока формировались универсальные

учебные действии: личностные, познавательные,

коммуникативные, регулятивные.

Все задания урока позволили работать над

формированием метапредметных универсальных

учебных действий (личностных, коммуникативных,

познавательных и регулятивных), что и является залогом

успешности самостоятельной деятельности

обучающихся

Формирование ИКТ-компетентности

Уровень сформированности ИКТ компетентности

учащихся хороший.

Ученики работали с компьютерной презентацией.

Эмоциональная

направленность

этапа

состоит

в

организации, по возможности, для каждого ученика

ситуации успеха, мотивирующей его к включению в

дальнейшую

познавательную

деятельность.

В

необходимой степени используются мультимедийные

возможности, представленные презентации позволяют

более точно осветить тему урока.

Структура урока

Структуры урока соответствует основной

дидактической задаче.

На уроке были реализованы следующие принципы:

- доступности;

- наглядности;

- использование информационных технологий и ТСО;

- связь с реальной жизнью.

Педагогический стиль

Нормы педагогической этики учителем соблюдены.

Характерно, что учитель старается учитывать разные

мнения обучающихся и стремится их координировать в

сотрудничестве.

Использование современных

образовательных технологий в

процессе обучения преподаваемого

предмета

Использовались различные технологии: технология

развивающего обучения, здоровьесберегающие

технологии, игровые технологии и личностно-

ориентированные технологии обучения.

При планировании типа урока и его структуры были

учтены индивидуальные, возрастные и психологические

особенности учащихся, объем учебного материала,

формы работы на уроке. Учитель успешно реализует

разные методы и приемы для достижения целей урока:

наблюдение, поиск информации, сравнение, чтение,

работа в группах, парах, отбор и систематизация

материала. Она создала нестандартную ситуацию на

уроке – каждая группа учащихся представляет

результаты своей работы , делает вывод, оценивает. На

уроке осуществлялся дифференцированный подход : в

группах и парах давались посильные задания разного

характера. На протяжении всего урока чередуется

материал разной степени трудности, наблюдается

разнообразие видов работы.

Применение здоровьесберегающих

технологий

Выбранная структура урока и распределение времени

рациональны. Перегрузки учащихся нет. Обучающиеся

активны на протяжении всего урока, уверены в своих

силах,

проявляют

желание

высказаться.

Проведена

физкультминутка. . Домашнее задание объявлено и

прокомментировано, содержит творческий характер.

Заместитель директора по УВР Немно Е.В.

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС

Предмет: Русский язык

Класс: 8 класс

Ф.И.О. учителя: Битимирова Мария Николаевна

Дата: 24.01.2020 г

Образовательное учреждение : МБОУ СОШ №7 г. Беслана

Тема урока:

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки

препинания при них .

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Дидактическая

задача

урока:

формирование

коммуникативных

УУД,

владеть

монологической речью, использовать речевые средства для решения коммуникативных

задач; слушать и слышать других.

Цели урока (образовательная, воспитательная, развивающая):

Образовательная: создать

условия для актуализации знаний обучающихся об обобщающих словах

при однородных

членах предложения и знаки препинания при них

.

Развивающая: способствовать развитию познавательных процессов;

Воспитательная: содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.

Ведущие аспекты анализа урока

Содержание наблюдения

Дидактическая задача урока (краткий

оценочный анализ)

Дидактическая задача урока полностью соответствует

отобранному содержанию. Все поставленные цели и

дидактические задачи на уроке выполнены. Содержание

урока

было

оптимальным,

методы

обучения

словесный,

наглядный.

Формы

работы

различные.

Учитель

использовала

прием

активизации

познавательной

деятельности

это

постановка

проблемных вопросов, в результате чего дети сами

формулируют тему урока, определяют, о чем идет речь.

На

уроке

были

созданы

учебно-материальные,

морально-психологические,

эстетические

условия,

которые

благоприятствовали

успешной

работе

учащихся.

Психолого-педагогическая

поддержка

на

уроке

реализована:

учащиеся

осознали

ценность

совместной деятельности.

Содержание урока

Основное содержание урока соответствует содержанию

программы и учебника. Класс работает по программе,

основанной на программно-методических материалах по

русскому языку, по учебнику для общеобразовательных

учреждений, автором-составителем которого является Т.

А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.

Методы обучения

Соответствие приемов обучения и (учения методов

обучения) решению триединой образовательной цели

Приемы и методы обучения соответствуют решению

триединой образовательной цели -

Образовательная: вооружить учащихся системой

знаний, умений и навыков.

Воспитательная: формировать у учащихся научное

мировоззрение, нравственные качества личности,

взгляды и убеждения. Развивающая: при обучении

развивать у учащихся познавательный интерес,

творческие способности, волю, эмоции, познавательные

способности - речь, память, внимание, воображение,

восприятие. Урок начался с организационного момента и

мотивации. Создание благоприятной рабочей

обстановки, психологический настрой развивает

положительную мотивацию к обучению. Учащиеся

формулируют собственное мнение и позицию. Такое

начало позволяет повысить интерес учащихся к уроку

русского языка.

Учитель

использует

прием

активизации

познавательной деятельности –постановка проблемных

вопросов,

что

помогает

учащимся

самостоятельно

открывать

для

себя

знания;

формировать

и

конструировать ответы.

Методы обучения на уроке

соответствовали задачам урока, характеру и содержанию

учебного

материала;

материально-техническому

обеспечению урока; индивидуальным особенностям,

возможностям

и

обученности

учащихся;

бюджету

времени.Данные методы создают оптимальные условия

для

активной

мыслительной

деятельности

каждого

ученика и прививают любовь к чтению.

Формы обучения

Форм обучения (фронтальная, групповая,

индивидуальная, коллективная) соответствуют

решению основной дидактической задачи урока.

Целесообразно использованы предложенные задания.

На уроке была создана благоприятная атмосфера

доброжелательности и активного творческого труда.

Ритм и темп урока были оптимальными, действия

учителя и учащихся – завершенными.

В течение урока виды деятельности учащихся менялись,

при этом оптимально сочетались различные методы и

приемы обучения. Были созданы условия для

продуктивной работы и развития самостоятельности

мышления учащихся. Удалось полностью реализовать

все поставленные цели и задачи

Результативность урока

На уроке полностью реализованы все цели и

решены дидактические задачи урока. Урок отвечает

современным требованиям. На уроке была создана

благоприятная атмосфера доброжелательности и

активного творческого труда. Ритм и темп урока были

оптимальными, действия учителя и учащихся

завершенными.

Все этапы урока логически связаны между собой. Тип

урока, его структура, этапы, логическая

последовательность, дозировка времени соответствуют

содержанию и поставленным целям. Деятельность

обучающихся нацелена на формирование у них УУД:

используется взаимопроверка, прослушивание, устное

рецензирование, речевая рефлексия. Обучающиеся

высказывают свои предпочтения на основе наблюдений,

предлагают свои версии причины изменений в языке,

определяют проблему урока, что способствует

активизации знаний и способов деятельности учащихся.

Практическая направленность урока

Практическая

направленность

вопросов,

упражнений и задач, предлагаемых для выполнения

школьникам.

Реализация

индивидуального

задания.

Объем самостоятельной работы учащихся на уроке

соответствует норме: учащиеся делают предположения в

соответствии с заданным, приводят доступные им

аргументы, сравнивают полученную информацию со

своими выводами, совместно с учителем ищут пути

решения проблем, прогнозируют, корректируют свою

деятельность,

извлекают

информацию из

словарей.

Письменная

работа

чередовалась

с

устной,

наблюдениями по учебнику, работой у доски, работой с

презентацией.

Самостоятельная работа школьников

как форма организации учебной

деятельности

Характер самостоятельной учебной деятельности

школьников на уроке был репродуктивным, творческим.

В уроке принимали активное участие все учащиеся.

старались включиться в диалог, ребята высказывали

свои мысли. Учителю удалось решить поставленные

задачи, сохранив продуктивную мотивацию учения. На

всех этапах урока создавалась ситуация успеха и

формирования у учащихся ответственности за свою

деятельность. Обучающиеся были вовлечены в основные

мыслительные операции (восприятие, внимание,

воображение, мышление, речь, самоконтроль,

самооценка), коллективно преодолевали возникшие

трудности, работали самостоятельно. Учащиеся

показали хорошие знания по изучаемой теме, высокую

активность на всех этапах урока.

Формирование универсальных

учебных действий на каждом этапе

урока

На каждом этапе урока формировались универсальные

учебные действии: личностные, познавательные,

коммуникативные, регулятивные. Все задания урока

позволили работать над формированием

метапредметных универсальных учебных действий

(личностных, коммуникативных, познавательных и

регулятивных), что и является залогом успешности

самостоятельной деятельности обучающихся. Учитель

успешно реализует разные методы и приемы для

достижения целей урока: наблюдение, поиск

информации, сравнение, чтение, работа в группах, парах,

отбор и систематизация материала. На протяжении всего

урока чередуется материал разной степени трудности,

наблюдается разнообразие видов работы: изучающее

чтение, работа с текстом, выполнение упражнения,

составление ответа по плану, сравнение информации,

поиск ее в учебнике, выполнение тестовых заданий,

коллективное обсуждение.

Формирование ИКТ-компетентности

Уровень сформированности ИКТ компетентности

учащихся хороший. Эмоциональная направленность

этапа состоит в организации, по возможности, для

каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к

включению в дальнейшую познавательную

деятельность. Используются мультимедийные

возможности, представленные презентации позволяют

более точно осветить тему урока.

Структура урока

Структуры урока соответствует основной

дидактической задаче.

На уроке были реализованы следующие принципы:

- доступности;

- наглядности;

- использование информационных технологий и ТСО;

- связь с реальной жизнью.

Выбранная структура урока, методы и приемы

рациональны. Работоспособность учащихся высокая за

счет чередования видов работы, интересных заданий,

мотивации,

эмоциональной

разгрузки.

Учитель

постоянно создает ситуацию успеха и формирует у

учащихся ответственность за свою деятельность на

уроке, прививает культуру поведения в разговоре и

постоянно

стимулирует

учащихся

к

активному

выражению собственного мнения, умение доказывать

его.

Педагогический стиль

Нормы педагогической этики учителем соблюдены.

Характерно, что учитель старается учитывать разные

мнения обучающихся и стремится их координировать в

сотрудничестве.

Использование современных

образовательных технологий в

процессе обучения преподаваемого

предмета

Использовались различные образовательные технологии

в процессе обучения преподаваемого предмета:

технология развивающего обучения,

здоровьесберегающие технологии, игровые технологии и

личностно-ориентированные технологии обучения. При

планировании типа урока и его структуры были учтены

индивидуальные, возрастные и психологические

особенности учащихся, объем учебного материала,

формы работы на уроке. Учитель успешно реализует

разные методы и приемы для достижения целей урока:

наблюдение, поиск информации, сравнение, чтение,

работа в группах, парах, отбор и систематизация

материала.. На уроке осуществлялся

дифференцированный подход в группах и парах

давались посильные задания разного характера. На

протяжении всего урока чередуется материал разной

степени трудности, наблюдается разнообразие видов

работы.

Применение здоровьесберегающих

технологий

Выбранная структура урока и распределение времени

рациональны.

Перегрузки

учащихся

нет.

Ученики

активно

занимаются

на

протяжении

всего

урока,

уверены в своих силах, проявляют желание высказаться.

Проведена

физкультминутка.

Домашнее

задание

объявлено

и

прокомментировано,

носит

дифференцированный характер, содержит творческий

элемент.

Заместитель директора по УВР

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС

Предмет: Русский язык

Дата:

23.10.2021 год

Класс: 6

Количество учащихся в классе:1 8 человек.

Присутствовали на уроке:1 8 человек.

Ф.И.О. учителя: Битимирова Мария Николаевна

Образовательное учреждение : МБОУ СОШ №7 г. Беслана

Тема урока: Буквы а–о в корне кас – кос (с презентацией).

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Дидактическая задача урока: формирование коммуникативных УУД, владеть монологической

речью, использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; слушать и слышать

других.

Цели урока : Образовательная: создать условия для актуализации знаний обучающихся о

написании букв а и о в корне – кас-/-кос-;

Развивающая: способствовать развитию познавательных процессов;

Воспитательная: содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.

Ведущие аспекты анализа урока

Содержание наблюдения

Дидактическая задача урока

(краткий оценочный анализ)

Дидактическая

задача

урока

полностью

соответствует

отобранному

содержанию.

Все

поставленные

цели

и

дидактические задачи на уроке выполнены. Содержание

урока было оптимальным, методы обучения – словесный,

наглядный.

Формы

работы

различные.

Учитель

использовала

прием

активизации

познавательной

деятельности – это постановка проблемных вопросов, в

результате чего дети сами формулируют тему урока,

определяют, о чем идет речь. На уроке были созданы

учебно-материальные,

морально-психологические,

эстетические

условия,

которые

благоприятствовали

успешной

работе

учащихся.

Психолого-педагогическая

поддержка на уроке реализована: учащиеся осознали

ценность совместной деятельности.

Содержание урока

Основное содержание урока соответствует содержанию

программы и учебника. Класс работает по программе,

основанной на программно-методических материалах по

русскому языку, по учебнику для общеобразовательных

учреждений в 2-х частях, автором-составителем которого

является Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А.

Тростенцова и др.

Методы обучения

Соответствие приемов обучения и (учения методов

обучения) решению триединой образовательной цели

Приемы и методы обучения соответствуют решению

триединой образовательной цели -

Образовательная: вооружить учащихся системой знаний,

умений и навыков. Воспитательная: формировать у

учащихся научное мировоззрение, нравственные качества

личности, взгляды и убеждения. Развивающая: при

обучении развивать у учащихся познавательный интерес,

творческие способности, волю, эмоции, познавательные

способности - речь, память, внимание, воображение,

восприятие. Урок начался с организационного момента и

мотивации. Создание благоприятной рабочей обстановки,

психологический настрой развивает положительную

мотивацию к обучению. Учащиеся формулируют

собственное мнение и позицию. Такое начало позволяет

повысить интерес учащихся к уроку литературы

Учитель

использует

прием

активизации

познавательной

деятельности

–постановка

проблемных

вопросов,

что

помогает

учащимся

самостоятельно

открывать для себя знания; формировать и конструировать

ответы.

Методы

обучения

на

уроке

соответствовали

задачам

урока,

характеру

и

содержанию

учебного

материала; материально-техническому обеспечению урока;

индивидуальным

особенностям,

возможностям

и

обученности

учащихся

Данные

методы

создают

оптимальные

условия

для

активной

мыслительной

деятельности каждого ученика и прививают любовь к

чтению.

Формы обучения

Формы обучения (фронтальная, групповая,

индивидуальная, коллективная) соответствуют решению

основной дидактической задачи урока. Целесообразно

использованы предложенные задания. На уроке была

создана благоприятная атмосфера доброжелательности и

активного творческого труда. В течение урока виды

деятельности учащихся менялись, при этом оптимально

сочетались различные методы и приемы обучения. Были

созданы условия для продуктивной работы и развития

самостоятельности мышления учащихся.

Результативность урока

На уроке полностью реализованы все цели и решены

дидактические задачи урока. Урок отвечает современным

требованиям. На уроке была создана благоприятная

атмосфера доброжелательности и активного творческого

труда. Все этапы урока логически связаны между собой.

Тип урока, его структура, этапы, логическая

последовательность, дозировка времени соответствуют

содержанию и поставленным целям. Деятельность

обучающихся нацелена на формирование у них УУД:

Регулятивные:высказывать предположения на основе

наблюдений, формулировать цель урока , искать пути

решения проблемы.Познавательные:выделять

главное,анализировать, сравнивать, делать выводы,

устанавливать закономерности.Коммуникативные:уметь

полно и точно высказывать свои мысли;Личностные

результаты: осознавать ценность русского языка и

богатство его структурных возможностей для выражения

разных оттенков мысли.

Практическая направленность

урока

Объем самостоятельной работы учащихся на уроке

соответствует норме: учащиеся делают предположения в

соответствии с заданным, приводят доступные им

аргументы, сравнивают полученную информацию со

своими выводами, совместно с учителем ищут пути

решения проблем, прогнозируют, корректируют свою

деятельность, извлекают информацию из словарей.

Письменная работа чередовалась с устной, наблюдениями

по учебнику, работой у доски, работой с презентацией.

Самостоятельная работа

школьников как форма организации

учебной деятельности

Все учащиеся принимали активное участие, старались

включиться в диалог, высказывали свои мысли. Учителю

удалось решить поставленные задачи, сохранив

продуктивную мотивацию учения. На всех этапах урока

создавалась ситуация успеха и формирования у учащихся

ответственности за свою деятельность. Обучающиеся были

вовлечены в основные мыслительные операции

(восприятие, внимание, воображение, мышление, речь,

самоконтроль, самооценка), коллективно преодолевали

возникшие трудности, работали самостоятельно. Учащиеся

показали хорошие знания по изучаемой теме, высокую

активность на всех этапах урока.

Формирование универсальных

учебных действий на каждом этапе

урока

На каждом этапе урока формировались универсальные

учебные действии: личностные, познавательные,

коммуникативные, регулятивные. Все задания урока

позволили работать над формированием метапредметных

универсальных учебных действий (личностных,

коммуникативных, познавательных и регулятивных), что и

является залогом успешности самостоятельной

деятельности обучающихся. Учитель успешно реализует

разные методы и приемы для достижения целей урока:

наблюдение, поиск информации, сравнение, чтение, работа

в группах, парах, отбор и систематизация материала. На

уроке осуществлялся дифференцированный подход : в

группах и парах давались посильные задания разного

характера. На протяжении всего урока чередуется материал

разной степени трудности, наблюдается разнообразие видов

работы: изучающее чтение, работа с текстом, выполнение

упражнения, составление ответа по плану, сравнение

информации, поиск ее в учебнике, коллективное

обсуждение.

Формирование ИКТ-

компетентности

Уровень сформированности ИКТ компетентности учащихся

хороший. В необходимой степени использовался

мультимедийный простор, опорные схемы. Работа с

текстом обеспечила закрепление орфографических навыков,

обусловлено творческое мышление, умение сопоставлять,

анализировать, делать выводы. Ученики работали с

компьютерной презентацией. Эмоциональная

направленность этапа состоит в организации, по

возможности, для каждого ученика ситуации успеха,

мотивирующей его к включению в дальнейшую

познавательную деятельность, представленные презентации

позволяют более точно осветить тему урока.

Структура урока

Структуры урока соответствует основной дидактической

задаче. Работоспособность учащихся высокая за счет

чередования видов работы, интересных заданий,

мотивации, эмоциональной разгрузки. Обучающиеся свое

отношение у уроку и понимание нового материала

выразили в своей работе в творческих группах, в

выполнении письменных заданий, ответах. Учитель

постоянно создает ситуацию успеха и формирует у

учащихся ответственность за свою деятельность на уроке,

прививает культуру поведения в разговоре и постоянно

стимулирует учащихся к активному выражению

собственного мнения, умение доказывать его.

Педагогический стиль

Нормы педагогической этики учителем соблюдены.

Характерно, что учитель старается учитывать разные

мнения обучающихся и стремится их координировать в

сотрудничестве.

Использование современных

образовательных технологий в

процессе обучения преподаваемого

предмета

Использовались различные технологии: технология

развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии,

личностно-ориентированные технологии обучения.

Использованы педагогические технологии:

информационные, технологии сотрудничества.При

планировании типа урока и его структуры были учтены

индивидуальные, возрастные и психологические

особенности учащихся, объем учебного материала, формы

работы на уроке..На протяжении всего урока чередуется

материал разной степени трудности, наблюдается

разнообразие видов работы.

Применение здоровьесберегающих

технологий

Выбранная структура урока и распределение времени

рациональны. Перегрузки учащихся нет. Обучающиеся

активны на протяжении всего урока, уверены в своих силах,

проявляют

желание

высказаться.

Проведена

физкультминутка.

Домашнее

задание

объявлено

и

прокомментировано, содержит творческий характер.

Заместитель директора по УВР Немно Е.В.

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС

Предмет: Русский язык

Дата: 09.11.2020 год

Класс: 5

Количество учащихся в классе: 18 человек.

Присутствовали на уроке:17 человек.

Ф.И.О. учителя: Битимирова Мария Николаевна

Образовательное учреждение : МБОУ СОШ №7 г. Беслана

Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Дидактическая

задача

урока:

формирование

коммуникативных

УУД,

владеть

монологической речью, использовать речевые средства для решения коммуникативных

задач; слушать и слышать других.

Цели урока (образовательная, воспитательная, развивающая): предметные: знать

опознавательные признаки употребления тире как знака деления между главными членами

предложения на письме и паузы между подлежащим и сказуемым в данной конструкции при ее

использовании в устной речи, схему данной конструкции; уметь по опознавательному признаку

находить предложения с данной конструкцией; правильно ставить знак препинания (тире) в

соответствии с изученным правилом; заменять предложения указанных конструкций

предложениями изученной конструкции с опорой на схему.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная

компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая

средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на

электронных носителях. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка;

уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту

русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому

самосовершенствованию.

Ведущие аспекты анализа урока

Содержание наблюдения

Дидактическая задача урока

(краткий оценочный анализ)

Дидактическая

задача

урока

полностью

соответствует

отобранному

содержанию.

Все

поставленные

цели

и

дидактические задачи на уроке выполнены. Содержание

урока было оптимальным, методы обучения – словесный,

наглядный.

Формы

работы

различные.

Учитель

использовала

прием

активизации

познавательной

деятельности – это постановка проблемных вопросов, в

результате чего дети сами формулируют тему урока,

определяют, о чем идет речь. На уроке были созданы

учебно-материальные,

морально-психологические,

эстетические

условия,

которые

благоприятствовали

успешной

работе

учащихся.

Психолого-педагогическая

поддержка на уроке реализована: учащиеся осознали

ценность совместной деятельности.

Содержание урока

Основное содержание урока соответствует содержанию

программы и учебника. Класс работает по программе,

основанной на программно-методических материалах по

русскому языку, по учебнику для общеобразовательных

учреждений в 2-х частях, автором-составителем которого

является Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А.

Тростенцова и др.

Методы обучения

Приемы и методы обучения соответствуют решению

триединой образовательной цели -

Образовательная: вооружить учащихся системой знаний,

умений и навыков. Воспитательная: формировать у

учащихся научное мировоззрение, нравственные качества

личности, взгляды и убеждения. Развивающая: при

обучении развивать у учащихся познавательный интерес,

творческие способности, волю, эмоции, познавательные

способности - речь, память, внимание, воображение,

восприятие. Урок начался с организационного момента и

мотивации. Создание благоприятной рабочей обстановки,

психологический настрой развивает положительную

мотивацию к обучению. Учащиеся формулируют

собственное мнение и позицию. На уроке были

использованы следующие методы:

словесные методы (слово учителя, беседа);

наглядные методы (мультимедийная презентация)

проблемные методы (проблемные вопросы – определение

темы урока

метод стимулирования и мотивации:

а) эмоциональные (поощрение, создание ситуации успеха);

б) познавательные (постановка проблемных вопросов,

выполнение творческих заданий);

в) социальные (создание ситуации взаимопомощи,

заинтересованность в результатах своей работы).

метод контроля и самоконтроля:

г) устный (работа в группах).

Учитель

использует

прием

активизации

познавательной

деятельности

–постановка

проблемных

вопросов,

что

помогает

учащимся

самостоятельно

открывать для себя знания; формировать и конструировать

ответы.

Методы

обучения

на

уроке

соответствовали

задачам

урока,

характеру

и

содержанию

учебного

материала; материально-техническому обеспечению урока;

индивидуальным

особенностям,

возможностям

и

обученности учащихся.

Формы обучения

Форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная,

коллективная) соответствуют решению основной

дидактической задачи урока.Целесообразно использованы

предложенные задания. На уроке была создана

благоприятная атмосфера доброжелательности и активного

творческого труда..В течение урока виды деятельности

учащихся менялись, при этом оптимально сочетались

различные методы и приемы обучения. Были созданы

условия для продуктивной работы и развития

самостоятельности мышления учащихся. Удалось

полностью реализовать все поставленные цели и задачи

Результативность урока

На уроке полностью реализованы все цели и

решены дидактические задачи урока. На уроке была создана

благоприятная атмосфера доброжелательности и активного

творческого труда. Ритм и темп урока были оптимальными,

действия

учителя

и

учащихся

завершенными.

Все этапы урока логически связаны между собой.

Тип

урока,

его

структура,

этапы,

логическая

последовательность,

дозировка

времени

соответствуют

содержанию

и

поставленным

целям.

Деятельность

обучающихся нацелена на формирование у них УУД:

используется

взаимопроверка,

прослушивание,

устное

рецензирование,

речевая

рефлексия.

Обучающиеся

высказывают свои предпочтения на основе наблюдений,

предлагают свои версии причины изменений в языке,

определяют проблему урока, что способствует активизации

знаний и способов деятельности учащихся.

Практическая направленность урока

Практическая

направленность

вопросов,

упражнений

и

задач,

предлагаемых

для

выполнения

школьникам. Реализация индивидуального задания. Объем

самостоятельной работы учащихся на уроке соответствует

норме: учащиеся делают предположения в соответствии с

заданным, приводят доступные им аргументы, сравнивают

полученную информацию со своими выводами, совместно с

учителем ищут пути решения

проблем, прогнозируют,

корректируют свою деятельность, извлекают информацию

из словарей. Письменная работа чередовалась с устной,

наблюдениями по учебнику, работой у доски, работой с

презентацией.

Самостоятельная работа

школьников как форма организации

учебной деятельности

Характер самостоятельной учебной деятельности

школьников на уроке был репродуктивным, творческим. В

уроке принимали активное участие все учащиеся. старались

включиться в диалог, ребята высказывали свои мысли.

Учителю удалось решить поставленные задачи, сохранив

продуктивную мотивацию учения. На всех этапах урока

создавалась ситуация успеха и формирования у учащихся

ответственности за свою деятельность. Обучающиеся были

вовлечены в основные мыслительные операции

(восприятие, внимание, воображение, мышление, речь,

самоконтроль, самооценка), коллективно преодолевали

возникшие трудности, работали самостоятельно. Учащиеся

показали хорошие знания по изучаемой теме, высокую

активность на всех этапах урока.

Формирование универсальных

учебных действий на каждом этапе

урока

На каждом этапе урока формировались универсальные

учебные действии: личностные, познавательные,

коммуникативные, регулятивные.тВсе задания урока

позволили работать над формированием метапредметных

универсальных учебных действий (личностных,

коммуникативных, познавательных и регулятивных), что и

является залогом успешности самостоятельной

деятельности обучающихся. Учитель успешно реализует

разные методы и приемы для достижения целей урока:

наблюдение, поиск информации, сравнение, чтение, работа

в группах, парах, отбор и систематизация материала. Она

создала нестандартную ситуацию на уроке – каждая группа

учащихся представляет результаты своей работы , делает

вывод, оценивает. На уроке осуществлялся

дифференцированный подход : в группах и парах давались

посильные задания разного характера. На протяжении всего

урока чередуется материал разной степени трудности,

наблюдается разнообразие видов работы: изучающее

чтение, работа с текстом, выполнение упражнения,

составление ответа по плану, сравнение информации, поиск

ее в учебнике, коллективное обсуждение.

Формирование ИКТ-

компетентности

Уровень сформированности ИКТ компетентности учащихся

хороший. Ученики работали с компьютерной презентацией.

Эмоциональная направленность этапа состоит в

организации, по возможности, для каждого ученика

ситуации успеха, мотивирующей его к включению в

дальнейшую познавательную деятельность. В необходимой

степени используются мультимедийные возможности,

представленные презентации позволяют более точно

осветить тему урока.

Структура урока

Структуры урока соответствует основной дидактической

задаче.

На уроке были реализованы следующие принципы:

- доступности;

- наглядности;

- использование информационных технологий и ТСО;

- связь с реальной жизнью.

Выбранная структура урока, методы и приемы

рациональны. Работоспособность учащихся высокая за счет

чередования

видов

работы,

интересных

заданий,

мотивации, эмоциональной разгрузки. Обучающиеся свое

отношение

у

уроку

и

понимание

нового

материала

выразили

в

своей

работе

в

творческих

группах,

в

выполнении

письменных

заданий,

ответах.

Учитель

постоянно

создает

ситуацию

успеха

и

формирует

у

учащихся ответственность за свою деятельность на уроке,

прививает культуру поведения в разговоре и постоянно

стимулирует

учащихся

к

активному

выражению

собственного мнения, умение доказывать его.

Педагогический стиль

Нормы педагогической этики учителем соблюдены.

Учитель старается учитывать разные мнения обучающихся

и стремится их координировать в сотрудничестве.

Использование современных

образовательных технологий в

процессе обучения преподаваемого

предмета

Использовались различные образовательные технологии в

процессе обучения преподаваемого предмета: технология

развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии,

игровые технологии и личностно-ориентированные

технологии обучения.

При планировании типа урока и его структуры были учтены

индивидуальные, возрастные и психологические

особенности учащихся, объем учебного материала, формы

работы на уроке. Учитель успешно реализует разные

методы и приемы для достижения целей урока:

наблюдение, поиск информации, сравнение, чтение, работа

в группах, парах, отбор и систематизация материала. Она

создала нестандартную ситуацию на уроке – каждая группа

учащихся представляет результаты своей работы , делает

вывод, оценивает. На уроке осуществлялся

дифференцированный подход : в группах и парах давались

посильные задания разного характера. На протяжении всего

урока чередуется материал разной степени трудности,

наблюдается разнообразие видов работы.

Применение здоровьесберегающих

технологий

Выбранная структура урока и распределение времени

рациональны. Перегрузки учащихся нет. Обучающиеся

активны на протяжении всего урока, уверены в своих силах,

проявляют

желание

высказаться.

Проведена

физкультминутка.

.

Домашнее

задание

объявлено

и

прокомментировано, содержит творческий характер.

Заместитель директора по УВР Немно Е.В.

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС

Предмет: русский язык

Класс: 11 класс

Дата:17 апреля 2021 год

Ф.И.О. Битимирова Мария Николаевна

Образовательное учреждение : МБОУ СОШ №7 г. Беслана

Тема урока: «Технология проблемного обучения при подготовке к написанию

сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ»

Тип урока: урок – практикум с использованием средств современных информационных

технологий.

Дидактическая задача урока: познакомить учащихся с особенностями задания ЕГЭ по

русскому языку: объем сочинения, алгоритм выполнения задания, структура создаваемого

текста, возможные варианты выполнения задания, развитие логического и творческого

мышления,

письменной

речи,

коммуникативной

компетентности;

воспитание

уважительного отношения к чужому мнению, формирование умения

корректно и

доказательно обосновывать свою точку зрения.

Цели урока (образовательная, воспитательная, развивающая): Образовательные:

сформировать представление о структуре сочинения, особенностях определения

проблемы, видах комментария.

Развивающие: развивать умение работать с текстами разных стилей, анализировать

тексты, используя технологии проблемного обучения ;

Воспитательные: воспитывать ценностное отношение к слову, интерес и уважение к

родному языку.

Ведущие аспекты анализа урока

Содержание наблюдения

Дидактическая задача урока

(краткий оценочный анализ)

Дидактическая

задача

урока

полностью

соответствует

отобранному

содержанию.

Все

поставленные цели и дидактические задачи на уроке

выполнены. Содержание урока было оптимальным,

методы обучения – словесный, наглядный. Формы

работы

различные.

Учитель

использовала

прием

активизации

познавательной

деятельности

это

постановка проблемных вопросов, в результате чего

дети сами формулируют тему урока, определяют, о чем

идет

речь.

На

уроке

были

созданы

учебно-

материальные, морально-психологические, эстетические

условия, которые благоприятствовали успешной работе

учащихся.

Психолого-педагогическая

поддержка

на

уроке

реализована:

учащиеся

осознали

ценность

совместной деятельности.

Содержание урока

Основное содержание урока соответствует заявленной

теме. Данный урок проведен в соответствии с планом

семинарских занятий РМО учителей русского языка и

литературы по Правобережному району.

Методы обучения

Приемы и методы обучения соответствуют решению

триединой образовательной цели -

Образовательная: вооружить учащихся системой

знаний, умений и навыков.

Воспитательная: формировать у учащихся научное

мировоззрение, нравственные качества личности,

взгляды и убеждения. Развивающая: при обучении

развивать у учащихся познавательный интерес,

творческие способности, волю, эмоции, познавательные

способности - речь, память, внимание, воображение,

восприятие. Урок начался с организационного момента

и мотивации. Создание благоприятной рабочей

обстановки, психологический настрой развивает

положительную мотивацию к обучению. Учащиеся

демонстрируют хорошие знания для написания

сочинения-рассуждения. Такое начало позволяет

повысить интерес учащихся к уроку русского языка.

На уроке были использованы следующие методы:

словесные методы (слово учителя, беседа);

наглядные методы (мультимедийная презентация)

проблемные методы (проблемные вопросы –

определение темы урока

метод стимулирования и мотивации: эмоциональные

(поощрение, создание ситуации успеха);познавательные

(постановка проблемных вопросов, выполнение

творческих заданий); социальные (создание ситуации

взаимопомощи, заинтересованность в результатах своей

работы).

метод контроля и самоконтроля: устный (работа в

группах).

Учитель

использует

прием

активизации

познавательной деятельности –постановка проблемных

вопросов,

что

помогает

учащимся

самостоятельно

открывать

для

себя

знания;

формировать

и

конструировать ответы.

Методы обучения на уроке соответствовали задачам

урока, характеру и содержанию учебного материала;

материально-техническому обеспечению урока;

индивидуальным особенностям, возможностям и

обученности учащихся; бюджету времени.

Учитель подводит школьников к проблеме и предлагает

им самим найти способ его разрешения;

- побуждает делать сравнения, обобщения, выводы из

ситуации, сопоставлять факты;

- ставит конкретные вопросы (на обобщение,

обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

- определяет проблемные теоретические и

практические задания (например: исследовательские);

Формы обучения

Формы обучения (фронтальная, групповая,

индивидуальная, коллективная) соответствуют

решению основной дидактической задачи урока.

Целесообразно использованы предложенные сведения

для обоснования собственного мнения при написании

сочинения.

На уроке была создана благоприятная атмосфера

доброжелательности и активного творческого труда.

Ритм и темп урока были оптимальными, действия

учителя и учащихся – завершенными.

В течение урока виды деятельности учащихся менялись,

при этом оптимально сочетались различные методы и

приемы обучения. Были созданы условия для

продуктивной работы и развития самостоятельности

мышления учащихся.

Результативность урока

На уроке полностью реализованы все цели и

решены дидактические задачи урока. Урок отвечает

современным требованиям.

На уроке была создана

благоприятная

атмосфера

доброжелательности

и

активного творческого труда. Ритм и темп урока были

оптимальными,

действия

учителя

и

учащихся

завершенными.

Все этапы урока логически связаны между собой. Тип

урока,

его

структура,

этапы,

логическая

последовательность, дозировка времени соответствуют

содержанию

и

поставленным

целям.

Деятельность

обучающихся нацелена на формирование у них УУД:

используется взаимопроверка, прослушивание, устное

рецензирование,

речевая

рефлексия.

Обучающиеся

высказывают свои предпочтения на основе наблюдений,

предлагают

свои

версии

написания

сочинения,

определяют

проблему

урока,

что

способствует

активизации знаний и способов деятельности учащихся.

Практическая направленность урока

Практическая направленность вопросов и задач,

предлагаемых

для

выполнения

школьникам

способствовала реализации индивидуального задания.

Объем самостоятельной работы учащихся на уроке

соответствует норме: учащиеся делают предположения

в соответствии с заданным, приводят доступные им

аргументы, сравнивают полученную информацию со

своими выводами, совместно с учителем ищут пути

решения проблем, прогнозируют, корректируют свою

деятельность, извлекают информацию из интернета.

Письменная

работа

чередовалась

с

устной,

наблюдениями по выполненной работе, работой с

подготовленной презентацией.

Самостоятельная работа

школьников как форма организации

учебной деятельности

Характер самостоятельной учебной деятельности

школьников на уроке был репродуктивным, творческим.

В уроке принимали активное участие все учащиеся.

Старшеклассники старались включиться в диалог,

высказывали свои мысли. Учителю удалось решить

поставленные задачи, сохранив продуктивную

мотивацию учения. На всех этапах урока создавалась

ситуация успеха и формирования у учащихся

ответственности за свою деятельность. Обучающиеся

были вовлечены в основные мыслительные операции

(восприятие, внимание, воображение, мышление, речь,

самоконтроль, самооценка), коллективно преодолевали

возникшие трудности, работали самостоятельно.

Учащиеся показали хорошие знания по изучаемой теме,

высокую активность на всех этапах урока.

Формирование универсальных

учебных действий на каждом этапе

урока

На каждом этапе урока формировались универсальные

учебные действии: личностные, познавательные,

коммуникативные, регулятивные.

Все задания урока позволили работать над

формированием

метапредметных

универсальных

учебных

действий

(личностных,

коммуникативных,

познавательных

и

регулятивных),

что

и

является

залогом

успешности

самостоятельной

деятельности

обучающихся.

Учитель

успешно

реализует

разные

методы

и

приемы

для

достижения

целей

урока:

наблюдение, поиск информации, сравнение, чтение,

работа в группах, парах, отбор и систематизация

материала. Она создала нестандартную ситуацию на

уроке

каждая

группа

учащихся

представляет

результаты своей работы , делает вывод, оценивает. На

протяжении всего урока чередуется материал разной

степени трудности, наблюдается разнообразие видов

работы:

изучающее

чтение,

работа

с

текстом,

составление ответа по плану, сравнение информации,

коллективное обсуждение.

Формирование ИКТ-

компетентности

Уровень сформированности ИКТ компетентности

учащихся хороший. Ученики работали с компьютерной

презентацией. Эмоциональная направленность этапа

состоит в организации, по возможности, для каждого

ученика ситуации успеха, мотивирующей его к

включению в дальнейшую познавательную

деятельность. В необходимой степени используются

мультимедийные возможности, представленные

презентации позволяют более точно осветить тему

урока.

Структура урока

Структуры урока соответствует основной

дидактической задаче.

На уроке были реализованы следующие принципы:

- доступности;

- наглядности;

- использование информационных технологий и ТСО;

- связь с реальной жизнью.

Выбранная структура урока, методы и приемы

рациональны. Работоспособность учащихся высокая за

счет заинтересованности и осознания необходимости

написания сочинения, интересных заданий, мотивации,

эмоциональной

разгрузки.

Обучающиеся

свое

отношение у уроку и понимание нового материала

выразили в своей работе, в выполнении письменных

заданий, ответах. Учитель постоянно создает ситуацию

успеха и формирует у учащихся ответственность за

свою

деятельность

на

уроке,

прививает

культуру

поведения

в

разговоре

и

постоянно

стимулирует

учащихся

к

активному

выражению

собственного

мнения, умение доказывать его.

Педагогический стиль

Нормы педагогической этики учителем соблюдены.

Учитель старается учитывать разные мнения

обучающихся и стремится их координировать в

сотрудничестве.

Использование современных

образовательных технологий в

процессе обучения преподаваемого

предмета

Использовались различные образовательные технологии

в процессе обучения преподаваемого предмета:

технология развивающего обучения,

здоровьесберегающие технологии, игровые технологии

и личностно-ориентированные технологии обучения.

При планировании типа урока и его структуры были

учтены индивидуальные, возрастные и психологические

особенности учащихся, объем учебного материала,

формы работы на уроке. Учитель успешно реализует

разные методы и приемы для достижения целей урока:

наблюдение, поиск информации, сравнение, чтение,

работа в группах, парах, отбор и систематизация

материала. Она создала нестандартную ситуацию на

уроке – каждая группа учащихся представляет

результаты своей работы , делает вывод, оценивает. На

уроке осуществлялся дифференцированный подход : в

группах и парах давались посильные задания разного

характера. На протяжении всего урока чередуется

материал разной степени трудности, наблюдается

разнообразие видов работы.

Применение здоровьесберегающих

технологий

Выбранная структура урока и распределение времени

рациональны. Перегрузки учащихся нет. Обучающиеся

активны на протяжении всего урока, уверены в своих

силах, проявляют желание высказаться.

На уроке полностью реализованы все поставленные

цели и задачи.

Руководитель РМО учителей русского языка

и литературы по Правобережному району Кудзиева А.С.

Дата:11 марта 2022 год

Ф.И.О. Битимирова Мария Николаевна

Образовательное учреждение : МБОУ СОШ №7 г. Беслана

Тема урока: «Сложные предложения с разными видами связи" Подготовка к ЕГЭ

Тип урока: урок – практикум с использованием средств современных информационных

технологий.

Дидактическая задача урока: познакомить учащихся с особенностями задания ЕГЭ по

русскому языку:

структура создаваемого текста, возможные варианты выполнения

задания,

развитие

логического

и

творческого

мышления,

письменной

речи,

коммуникативной компетентности; воспитание уважительного отношения к чужому

мнению, формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку

зрения.

Цели урока (образовательная, воспитательная, развивающая): Образовательные:

сформировать представление о структуре сочинения, особенностях определения

проблемы, видах комментария.

Развивающие: развивать умение работать с текстами разных стилей, анализировать

тексты, используя технологии проблемного обучения ;

Воспитательные: воспитывать ценностное отношение к слову, интерес и уважение к

родному языку.

Ведущие аспекты анализа урока

Содержание наблюдения

Дидактическая задача урока

(краткий оценочный анализ)

Дидактическая

задача

урока

полностью

соответствует

отобранному

содержанию.

Все

поставленные цели и дидактические задачи на уроке

выполнены. Содержание урока было оптимальным,

методы обучения – словесный, наглядный. Формы

работы

различные.

Учитель

использовала

прием

активизации

познавательной

деятельности

это

постановка проблемных вопросов, в результате чего

дети сами формулируют тему урока, определяют, о чем

идет

речь.

На

уроке

были

созданы

учебно-

материальные, морально-психологические, эстетические

условия, которые благоприятствовали успешной работе

учащихся.

Психолого-педагогическая

поддержка

на

уроке

реализована:

учащиеся

осознали

ценность

совместной деятельности.

Содержание урока

Основное содержание урока соответствует заявленной

теме. Данный урок проведен в соответствии с планом

семинарских занятий РМО учителей русского языка и

литературы по Правобережному району.

Методы обучения

Приемы и методы обучения соответствуют решению

триединой образовательной цели -

Образовательная: вооружить учащихся системой

знаний, умений и навыков.

Воспитательная: формировать у учащихся научное

мировоззрение, нравственные качества личности,

взгляды и убеждения. Развивающая: при обучении

развивать у учащихся познавательный интерес,

творческие способности, волю, эмоции, познавательные

способности - речь, память, внимание, воображение,

восприятие. Урок начался с организационного момента

и мотивации. Создание благоприятной рабочей

обстановки, психологический настрой развивает

положительную мотивацию к обучению. Учащиеся

демонстрируют хорошие знания для написания

сочинения-рассуждения. Такое начало позволяет

повысить интерес учащихся к уроку русского языка.

На уроке были использованы следующие методы:

словесные методы (слово учителя, беседа);

наглядные методы (мультимедийная презентация)

проблемные методы (проблемные вопросы –

определение темы урока

метод стимулирования и мотивации: эмоциональные

(поощрение, создание ситуации успеха);познавательные

(постановка проблемных вопросов, выполнение

творческих заданий); социальные (создание ситуации

взаимопомощи, заинтересованность в результатах своей

работы).

метод контроля и самоконтроля: устный (работа в

группах).

Учитель

использует

прием

активизации

познавательной деятельности –постановка проблемных

вопросов,

что

помогает

учащимся

самостоятельно

открывать

для

себя

знания;

формировать

и

конструировать ответы.

Методы обучения на уроке соответствовали задачам

урока, характеру и содержанию учебного материала;

материально-техническому обеспечению урока;

индивидуальным особенностям, возможностям и

обученности учащихся; бюджету времени.

Учитель подводит школьников к проблеме и предлагает

им самим найти способ его разрешения;

- побуждает делать сравнения, обобщения, выводы из

ситуации, сопоставлять факты;

- ставит конкретные вопросы (на обобщение,

обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

- определяет проблемные теоретические и

практические задания (например: исследовательские);

Формы обучения

Формы обучения (фронтальная, групповая,

индивидуальная, коллективная) соответствуют

решению основной дидактической задачи урока.

Целесообразно использованы предложенные сведения

для обоснования собственного мнения при написании

сочинения.

На уроке была создана благоприятная атмосфера

доброжелательности и активного творческого труда.

Ритм и темп урока были оптимальными, действия

учителя и учащихся – завершенными.

В течение урока виды деятельности учащихся менялись,

при этом оптимально сочетались различные методы и

приемы обучения. Были созданы условия для

продуктивной работы и развития самостоятельности

мышления учащихся.

Результативность урока

На уроке полностью реализованы все цели и

решены дидактические задачи урока. Урок отвечает

современным требованиям.

На уроке была создана

благоприятная

атмосфера

доброжелательности

и

активного творческого труда. Ритм и темп урока были

оптимальными,

действия

учителя

и

учащихся

завершенными.

Все этапы урока логически связаны между собой. Тип

урока,

его

структура,

этапы,

логическая

последовательность, дозировка времени соответствуют

содержанию

и

поставленным

целям.

Деятельность

обучающихся нацелена на формирование у них УУД:

используется взаимопроверка, прослушивание, устное

рецензирование,

речевая

рефлексия.

Обучающиеся

высказывают свои предпочтения на основе наблюдений,

предлагают

свои

версии

написания

сочинения,

определяют

проблему

урока,

что

способствует

активизации знаний и способов деятельности учащихся.

Практическая направленность урока

Практическая направленность вопросов и задач,

предлагаемых

для

выполнения

школьникам

способствовала реализации индивидуального задания.

Объем самостоятельной работы учащихся на уроке

соответствует норме: учащиеся делают предположения

в соответствии с заданным, приводят доступные им

аргументы, сравнивают полученную информацию со

своими выводами, совместно с учителем ищут пути

решения проблем, прогнозируют, корректируют свою

деятельность, извлекают информацию из интернета.

Письменная

работа

чередовалась

с

устной,

наблюдениями по выполненной работе, работой с

подготовленной презентацией.

Самостоятельная работа

школьников как форма организации

учебной деятельности

Характер самостоятельной учебной деятельности

школьников на уроке был репродуктивным, творческим.

В уроке принимали активное участие все учащиеся.

Старшеклассники старались включиться в диалог,

высказывали свои мысли. Учителю удалось решить

поставленные задачи, сохранив продуктивную

мотивацию учения. На всех этапах урока создавалась

ситуация успеха и формирования у учащихся

ответственности за свою деятельность. Обучающиеся

были вовлечены в основные мыслительные операции

(восприятие, внимание, воображение, мышление, речь,

самоконтроль, самооценка), коллективно преодолевали

возникшие трудности, работали самостоятельно.

Учащиеся показали хорошие знания по изучаемой теме,

высокую активность на всех этапах урока.

Формирование универсальных

учебных действий на каждом этапе

урока

На каждом этапе урока формировались универсальные

учебные действии: личностные, познавательные,

коммуникативные, регулятивные.

Все задания урока позволили работать над

формированием

метапредметных

универсальных

учебных

действий

(личностных,

коммуникативных,

познавательных

и

регулятивных),

что

и

является

залогом

успешности

самостоятельной

деятельности

обучающихся.

Учитель

успешно

реализует

разные

методы

и

приемы

для

достижения

целей

урока:

наблюдение, поиск информации, сравнение, чтение,

работа в группах, парах, отбор и систематизация

материала. Она создала нестандартную ситуацию на

уроке

каждая

группа

учащихся

представляет

результаты своей работы , делает вывод, оценивает. На

протяжении всего урока чередуется материал разной

степени трудности, наблюдается разнообразие видов

работы:

изучающее

чтение,

работа

с

текстом,

составление ответа по плану, сравнение информации,

коллективное обсуждение.

Формирование ИКТ-

компетентности

Уровень сформированности ИКТ компетентности

учащихся хороший. Ученики работали с компьютерной

презентацией. Эмоциональная направленность этапа

состоит в организации, по возможности, для каждого

ученика ситуации успеха, мотивирующей его к

включению в дальнейшую познавательную

деятельность. В необходимой степени используются

мультимедийные возможности, представленные

презентации позволяют более точно осветить тему

урока.

Структура урока

Структуры урока соответствует основной

дидактической задаче.

На уроке были реализованы следующие принципы:

- доступности;

- наглядности;

- использование информационных технологий и ТСО;

- связь с реальной жизнью.

Выбранная структура урока, методы и приемы

рациональны. Работоспособность учащихся высокая за

счет заинтересованности и осознания необходимости

написания сочинения, интересных заданий, мотивации,

эмоциональной

разгрузки.

Обучающиеся

свое

отношение у уроку и понимание нового материала

выразили в своей работе, в выполнении письменных

заданий, ответах. Учитель постоянно создает ситуацию

успеха и формирует у учащихся ответственность за

свою

деятельность

на

уроке,

прививает

культуру

поведения

в

разговоре

и

постоянно

стимулирует

учащихся

к

активному

выражению

собственного

мнения, умение доказывать его.

Педагогический стиль

Нормы педагогической этики учителем соблюдены.

Учитель старается учитывать разные мнения

обучающихся и стремится их координировать в

сотрудничестве.

Использование современных

образовательных технологий в

процессе обучения преподаваемого

предмета

Использовались различные образовательные технологии

в процессе обучения преподаваемого предмета:

технология развивающего обучения,

здоровьесберегающие технологии, игровые технологии

и личностно-ориентированные технологии обучения.

При планировании типа урока и его структуры были

учтены индивидуальные, возрастные и психологические

особенности учащихся, объем учебного материала,

формы работы на уроке. Учитель успешно реализует

разные методы и приемы для достижения целей урока:

наблюдение, поиск информации, сравнение, чтение,

работа в группах, парах, отбор и систематизация

материала. Она создала нестандартную ситуацию на

уроке – каждая группа учащихся представляет

результаты своей работы , делает вывод, оценивает. На

уроке осуществлялся дифференцированный подход : в

группах и парах давались посильные задания разного

характера. На протяжении всего урока чередуется

материал разной степени трудности, наблюдается

разнообразие видов работы.

Применение здоровьесберегающих

технологий

Выбранная структура урока и распределение времени

рациональны. Перегрузки учащихся нет. Обучающиеся

активны на протяжении всего урока, уверены в своих

силах, проявляют желание высказаться.

На уроке полностью реализованы все поставленные

цели и задачи.

Руководитель РМО учителей русского языка

и литературы по Правобережному району Кудзиева А.С.



В раздел образования