Напоминание

«Предательство или …» (по Л. Андрееву)


Автор: Андреева Наталья Валерьевна
Должность: преподаватель, методист
Учебное заведение: Санкт- Петербургское бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Лицей сервиса и индустриальных технологий»
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: МАСТЕРСКАЯ
Тема: «Предательство или …» (по Л. Андрееву)
Раздел: полное образование





Назад




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МАСТЕРСКОЙ

«Предательство или …» (Л. Андреев)

ЦЕЛЬ: осознание участниками мастерской собственной нравственно-этической позиции

ЗАДАЧИ: создать условия для

а) проживания в активной форме собственной этической позиции;

б) знакомства с нравственной философией Л.Андреева и его пониманием Библейской

истории;

РАЗМЕЩЕНИЕ УЧАСТНИКОВ:

Деление на группы:

Разобрать фигуры

А Б В Г

А) зеркало прямое

Б) зеркало увеличительное

В) зеркало уменьшительное

Г) зеркало замутненное

МАТЕРИАЛЫ, СРЕДСТВА:

а) текстовый материал, изображения, фрагменты (нарезка) фильма А. Богатырева

(см. Приложения).

МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ, СПОСОБЫ:

- размышление над собственной позицией

- работа с текстами

- работа с изображениями

- просмотр фильма

- дискуссия в группе

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ МАСТЕРСКОЙ: 2 часа

АЛГОРИТМ

Задания

участникам

мастерской

на

этапах

алгоритма.

Методические комментарии и

рекомендации

ведущему

мастерскую

Этапы алгоритма.

Толкование

используемых терминов

Шаг 1.

- Посмотреть на изображение.

Какие качества зеркала вам

помогают определить черты

лица?

Составьте характеристику

отражения. Какое отображение

самое правдивое? Почему?

У вас есть 3-4 минуты

- Выскажите в группе свои

характеристики, обсудите.

После

обсуждения

группы

озвучивают свои понятия

Запись на доске под диктовку:

Четкое, ясное, конкретное

Непонятное, расплывчатое

Увеличивает дефекты

Уменьшает черты лица

Шаг 2

Что такое любовь? (записать

Ответ общий от группы (прикрепить

листы со словами на стенд)

Любо

́

вь — чувство,

свойственное человеку, глубокая

слова, характеризующие это

чувство)

Что такое предательство?

(записать слова, характеризующие

это чувство)

По группам: подумать, записать.

Можно сделать ассоциативные

рисунки к ответу.

привязанность и устремлённость к

другому человеку или объекту,

чувство глубокой симпатии.

Любовь рассматривается также

как философская категория, в

виде субъектного отношения,

интимного избирательного

чувства, направленного на

предмет любви. Любовь

выступает важнейшим

субъективным

индикатором счастья.

Противоположность любви

называется ненавистью

.

Преданность- верность и

непоколебимая приверженность,

основанная на любви и

проявляемая даже в трудных

обстоятельствах

.

Предательство -

нарушение верности кому-либо

или неисполнение долга перед

кем-либо.

Предательство сурово осуждается

большинством религий, как

тяжкий грех или

нарушение табу и порицается

морально-нравственными

законами общества.

Предательством называют чаще

всего оставление друга в

беде и государственную измену.

Предательство может как

преследовать какую-либо выгоду,

так и нет.

- Прочитать, обсудить, есть ли

общее понимание слов?

Находим общие понятия

Шаг 3

См. Приложение 1

Что вам известно об Иуде

Искариоте?(библейская история)

- рассказывают обучающиеся

(если знают)

-говорит преподаватель (если

обучающиеся

не

могут

рассказать историю)

- Сокращенный фрагмент из

Библии от Матфея

- Ответы от групп

-все высказались

Главная мысль - Предатель Иисуса

Шаг 4

См. Приложение 2

Работа с изображениями Иуды

1 вариант – распечатанные

2 вариант – на экране

-

Прочитайте

фрагменты

Проговариваем:

Отрицательные

Злость

Отвращение

Целование – часто встречающийся

сюжет в картинах

текста:

Описание

Иуды

Леонидом

Андреевым.

Какие чувства вызывает этот

персонаж?

Соответствуют ли

изображения на картинах и

описание в повести вашему

представлению о нем?

Выскажите

в

группе

свои

предположения, обсудите.

После

обсуждения

группы

озвучивают свои предположения.

Какие

качества

характера

могут быть у такого человека?

Предположите, Иуда –

положительный или

отрицательный персонаж?

- Ответы от групп

- все высказались

Нет ничего общего с текстом

Андреева

Изображения не похожи на того

Иуду, которого описывает

Андреев:

Рыжий, осьминог, лживый,

безобразная бугроватая голова,

худощав, хорошего роста,

достаточно крепок силою, зачем-то

притворялся хилым и болезненным,

голос имел переменчивый: то

мужественный и сильный, то

крикливый, как у старой женщины,

ругающей мужа, досадно-жидкий и

неприятный для слуха, и часто слова

Иуды хотелось вытащить из своих

ушей, как гнилые, шероховатые

занозы, короткие рыжие волосы не

скрывали странной и

необыкновенной формы его черепа:

точно разрубленный с затылка

двойным ударом меча и вновь

составленный, он явственно делился

на четыре части и внушал

недоверие, даже тревогу и т.д.

Шаг 5

Представьте, если бы не было

Иуды, то была бы история про

Иисуса и его учеников? Была бы

библейская история?

Кто-нибудь из учеников смог

бы предать Иисуса? Если да, то

кто?

-

Работа

с

изображениями

учеников

1 вариант – распечатанные

2 вариант – на экране

- Работа с текстом повести

См. Приложение 3

- Ответы от групп

-все высказались

Характеристика учеников с точки

зрения обучающихся.

Ученики боятся, понимают, что

не могут противостоять…

Иисус знает о предательстве,

сдерживает учеников, смиренный…

Иуда «одной рукой предает, другой

пытается расстроить свои планы»,

надеется, что все поймут, что Иисус

невиновен….

и т.д.

Апостол- Апо

́

столы, ед.

ч. апо

́

стол (др.-греч. ἀπόστολος

— посол, посланник — от

«посылать», др.-

греч.

ἀποστέλλω

) — ближайшие

ученики и

последователи Иисуса Христа,

проповедовавшие Евангелие и

устрояющие Церковь

.

Шаг 6

См. Приложение 4

-Кто из учеников смог бы

предать Иисуса?)

Просмотр фильма

- Каким вы теперь видите

Иуду? Учеников? Изменилось

ли ваше отношение к нему? К

ним? Почему?

- На какие черты характера вы

обратили внимание, речь у всех

героев?

- Ответы от групп

-все высказались

Высказываем свои мысли

Шаг 7

- Работа с текстом

Иуда и ученики после смерти

Иисуса

См. Приложение 5

- Как вы понимаете, с какой

целью Иуда предал Иисуса?

- Ответы от групп

-все высказались

Предположения:

- из-за денег

-

доказать,

кто

действительно

любил Иисуса, а кто предатель

-выполнил свое предназначение

Шаг 8

Прочитайте эпизод

«Самоубийство Иуды».

См. Приложение 5

- Почему он так поступил? Что

доказал?

-Проанализируйте ситуацию.

Ответ общий от группы /1-2

человека

Предположения:

Чувствует свою вину

Надеется на прощение

На земле ему нет места

Самоубийство – величайший

грех

Шаг 9

Охарактеризуйте Иуду через этот

поступок и его слова, обращенные

к Иисусу.

(возвращаемся к фрагменту текста)

См. Приложение 5

- Какие чувства вызывает смерть

Иуды?

- Кто действительно любил, а кто

предал Иисуса?

По группам: проанализируйте.

- все высказались

Эпизод смерти героя

По Андрееву:

Ученики /Иуда

Любили/ предали

Шаг 10

Какое

изображение

Иуды

(Библейское или Андреевское)

вам

кажется

наиболее

правдивым? В какое зеркало вы

смотрите

сейчас

после

знакомства с такой позицией в

литературе?

Высказывания:

Смотрим в кривое зеркало

Никто не может нам доказать, как

было на самом деле

(если такое было)

Подводим итог занятия.

Шаг 11

Рефлексия

(на уроке//домашнее задание)

Ответить //письменно на вопрос:

-Если бы не было Иуды, то ….

-Я понял(а), что…

- Кто мог бы взять на себя такой

грех кроме Иуды? Почему?

Если бы не было Иуды, был бы

Иисус вознесен до богочеловека,

искупителя грехов человеческих?

Обречен на предательство самим

Богом.

Истинная любовь или

предательство.

Карточки

Приложение 1

* Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что

вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени

он искал удобного случая предать Его. <……..>

* Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня;

* впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын

Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться.

* При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви

́

? Иисус говорит ему: ты сказал. <……..>

* Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь.

* Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды

отречешься от Меня.

* Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное

говорили и все ученики. <……..>

* Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? вот,

приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников; встаньте, пойдем: вот,

приблизился предающий Меня.

* И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с

мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных.

* Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его.

* И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви

́

! И поцеловал Его.

* Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и

взяли Его.

* И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба

первосвященникова, отсек ему ухо.

* Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом

погибнут;или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более,

нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что тáк должно быть?

* В тот час сказал Иисус народу: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять

Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня.

* Сие же всё было, да сбудутся писания пророков. Тогда все ученики, оставив Его, бежали.

<……..>

* Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом

Галилеянином.

* Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь.

* Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с

Иисусом Назореем.

* И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека.

* Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя

обличает тебя.

* Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух.

* И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды

отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько. <……..>

* Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать

сребреников первосвященникам и старейшинам,говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они

же сказали ему: чтó нам до того? смотри сам.

* И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился. <……..>

Приложение 2

Никто из учеников не заметил, когда впервые оказался около Христа этот рыжий и безобразный

иудей, но уж давно неотступно шёл он по ихнему пути, вмешивался в разговоры, оказывал

маленькие услуги, кланялся, улыбался и заискивал. И то совсем привычен он становился,

обманывая утомлённое зрение, то вдруг бросался в глаза и в уши, раздражая их, как нечто

невиданно-безобразное, лживое и омерзительное. Тогда суровыми словами отгоняли его, и на

короткое время он пропадал где-то у дороги, — а потом снова незаметно появлялся, услужливый,

льстивый и хитрый, как одноглазый бес. И не было сомнения для некоторых из учеников, что в

желании его приблизиться к Иисусу скрывалось какое-то тайное намерение, был злой и коварный

расчёт.

И вот пришёл Иуда.

Пришёл он, низко кланяясь, выгибая спину, осторожно и пугливо вытягивая вперёд свою

безобразную бугроватую голову — как раз такой, каким представляли его знающие. Он был

худощав, хорошего роста, почти такого же, как Иисус, который слегка сутулился от привычки

думать при ходьбе и от этого казался ниже, и достаточно крепок силою был он, по-видимому, но

зачем-то притворялся хилым и болезненным и голос имел переменчивый: то мужественный и

сильный, то крикливый, как у старой женщины, ругающей мужа, досадно-жидкий и неприятный

для слуха, и часто слова Иуды хотелось вытащить из своих ушей, как гнилые, шероховатые

занозы. Короткие рыжие волосы не скрывали странной и необыкновенной формы его черепа:

точно разрубленный с затылка двойным ударом меча и вновь составленный, он явственно делился

на четыре части и внушал недоверие, даже тревогу: за таким черепом не может быть тишины и

согласия, за таким черепом всегда слышится шум кровавых и беспощадных битв. Двоилось так же

и лицо Иуды: одна сторона его, с чёрным, остро высматривающим глазом, была живая,

подвижная, охотно собиравшаяся в многочисленные кривые морщинки. На другой же не было

морщин, и была она мертвенно-гладкая, плоская и застывшая, и хотя по величине она равнялась

первой, но казалась огромною от широко открытого слепого глаза. Покрытый белесой мутью, не

смыкающийся ни ночью, ни днём, он одинаково встречал и свет и тьму, но оттого ли, что рядом с

ним был живой и хитрый товарищ, не верилось в его полную слепоту. Когда в припадке робости

или волнения Иуда закрывал свой живой глаз и качал головой, этот качался вместе с движениями

головы и молчаливо смотрел. Даже люди, совсем лишённые проницательности, ясно понимали,

глядя на Искариота, что такой человек не может принести добра, а Иисус приблизил его и даже

рядом с собою — рядом с собою посадил Иуду.

Приложение 3

И громко захохотал, довольный своею шуткой. Когда Пётр что-нибудь говорил, слова его звучали

так твёрдо, как будто он прибивал их гвоздями. Когда Пётр двигался или что-нибудь делал, он

производил далеко слышный шум и вызывал ответ у самых глухих вещей: каменный пол гудел

под его ногами, двери дрожали и хлопали, и самый воздух пугливо вздрагивал и шумел. В

ущельях гор его голос будил сердитое эхо, а по утрам на озере, когда ловили рыбу, он кругло

перекатывался по сонной и блестящей воде и заставлял улыбаться первые робкие солнечные лучи.

И только Иоанн Зеведеев упорно молчал да Фома, видимо, не решался ничего сказать, обдумывая

происшедшее. Он внимательно разглядывал Христа и Иуду, сидевших рядом, и эта странная

близость божественной красоты и чудовищного безобразия, человека с кротким взором и

осьминога с огромными, неподвижными, тускло-жадными глазами угнетала его ум, как

неразрешимая загадка. Он напряжённо морщил прямой, гладкий лоб, щурил глаза, думая, что так

будет видеть лучше…

Фома внимательно и серьёзно рассматривал его как добросовестный портной, снимающий мерку.

…из тёмного угла холодными и красивыми очами смотрит Иоанн, красивый, чистый, не имеющий

ни одного пятна на снежно-белой совести. И, идя, как и все ходят, но чувствуя так, будто он

волочится по земле, подобно наказанной собаке.

Фома: он не понимал шуток, притворства и лжи, игры словами и мыслями и во всем доискивался

основательного и положительного. И все рассказы Искариота о дурных людях и поступках он

часто перебивал короткими деловыми замечаниями:

— Это нужно доказать. Ты сам это слышал? А кто ещё был при этом, кроме тебя? Как его зовут?

Пётр же, не любивший тихих удовольствий, а с ним Филипп занялись тем, что отрывали от горы

большие камни и пускали их вниз, состязаясь в силе. И, привлечённые их громким смехом,

понемногу собрались вокруг них остальные и приняли участие в игре…

— Ну-ка, ещё один! — кричал Пётр. Белые зубы его сверкали среди чёрной бороды и усов,

мощная грудь и руки обнажились, и старые сердитые камни, тупо удивляясь поднимающей их

силе, один за другим покорно уносились в бездну. Даже хрупкий Иоанн бросал небольшие

камешки и, тихо улыбаясь, смотрел на их забаву Иисус.

Пётр сердито засмеялся. Быстро, с укором взглянул на него Иоанн и, внезапно загоревшись весь,

смешивая слезы с гневом, восторг со слезами, звонко воскликнул:

— И никто не должен считать, сколько денег получил Иуда...

она — молодая, стыдливая, нежная, очарованная жизнью, как сказкою, как сном.

Пётр и Иоанн лениво перекидывались словами, почти лишёнными смысла. Зевая от усталости,

они говорили о том, как холодна ночь, и о том, как дорого мясо в Иерусалиме, рыбы же совсем

нельзя достать. Старались точным числом определить количество паломников, собравшихся к

празднику в город, и Пётр, громкою зевотою растягивая слова, говорил, что двадцать тысяч, а

Иоанн и брат его Иаков уверяли так же лениво, что не более десяти.

Как кучка испуганных ягнят, теснились ученики, ничему не препятствуя, но всем мешая — и даже

самим себе, и только немногие решались ходить и действовать отдельно от других. Толкаемый со

всех сторон, Пётр Симонов с трудом, точно потеряв все свои силы, извлёк из ножен меч и слабо,

косым ударом опустил его на голову одного из служителей, — но никакого вреда не причинил.

Солдаты распихивали учеников, а те вновь собирались и тупо лезли под ноги, и это продолжалось

до тех пор, пока не овладела солдатами презрительная ярость. Вот один из них, насупив брови,

двинулся к кричащему Иоанну, другой грубо столкнул с своего плеча руку Фомы, в чем-то

убеждавшего его, и к самым прямым и прозрачным глазам его поднёс огромный кулак, — и

побежал Иоанн, и побежали Фома и Иаков, и все ученики, сколько ни было их здесь, оставив

Иисуса, бежали. Теряя плащи, ушибаясь о деревья, натыкаясь на камни и падая, они бежали в

горы, гонимые страхом, и в тишине лунной ночи звонко гудела земля под топотом

многочисленных ног. Кто-то неизвестный, по-видимому только что вставший с постели, ибо был

покрыт он только одним одеялом, возбуждённо сновал в толпе воинов и служителей. Но, когда его

хотели задержать и схватили за одеяло, он испуганно вскрикнул и бросился бежать, как и другие,

оставив свою одежду в руках солдат. Так совершенно голый бежал он отчаянными скачками, и

нагое тело его странно мелькало под луною.

Приложение 4

Фильм (диск) Нарезка из фильма А. Богатырева 2013 г. «Иуда»

Приложение 5

В это мгновение, громко хлопнув дверью, вошёл Иуда Искариот. Все испуганно вскочили и вначале даже

не поняли, кто это, а когда разглядели ненавистное лицо и рыжую бугроватую голову, то подняли крик.

Пётр же поднял обе руки и закричал:

— Уходи отсюда! Предатель! Уходи, иначе я убью тебя! Но всмотрелись лучше в лицо и глаза Предателя и

смолкли, испуганно шепча:

— Оставьте! Оставьте его! В него вселился сатана. Выждав тишину, Иуда громко воскликнул:

— Радуйтесь, глаза Иуды из Кариота! Холодных убийц вы видели сейчас — и вот уже трусливые

предатели пред вами! Где Иисус? Я вас спрашиваю: где Иисус?

Было что-то властное в хриплом голосе Искариота, и покорно ответил Фома:

— Ты же сам знаешь. Иуда, что учителя нашего вчера вечером распяли.

— Как же вы позволили это? Где же была ваша любовь? Ты, любимый ученик, ты — камень, где были вы,

когда на дереве распинали вашего друга?

— Что же могли мы сделать, посуди сам, — развёл руками Фома.

— Ты это спрашиваешь, Фома? Так, так! — склонил голову набок Иуда из Кариота и вдруг гневно

обрушился: — Кто любит, тот не спрашивает, что делать! Он идёт и делает все. Он плачет, он кусается, он

душит врага и кости ломает у него! Кто любит! Когда твой сын утопает, разве ты идёшь в город и

спрашиваешь прохожих: «Что мне делать? мой сын утопает!» — а не бросаешься сам в воду и не тонешь

рядом с сыном. Кто любит!

Пётр хмуро ответил на неистовую речь Иуды:

— Я обнажил меч, но он сам сказал — не надо.

— Не надо? И ты послушался? — засмеялся Искариот. — Пётр, Пётр, разве можно его слушать! Разве

понимает он что-нибудь в людях, в борьбе!

— Кто не повинуется ему, тот идёт в геенну огненную.

— Отчего же ты не пошёл? Отчего ты не пошёл, Пётр? Геенна огненная — что такое геенна? Ну и пусть бы

ты пошёл — зачем тебе душа, если ты не смеешь бросить её в огонь, когда захочешь!

— Молчи! — крикнул Иоанн, поднимаясь. — Он сам хотел этой жертвы. И жертва его прекрасна!

— Разве есть прекрасная жертва, что ты говоришь, любимый ученик? Где жертва, там и палач, и предатели

там! Жертва — это страдания для одного и позор для всех. Предатели, предатели, что сделали вы с землёю?

Теперь смотрят на неё сверху и снизу и хохочут и кричат: посмотрите на эту землю, на ней распяли

Иисуса! И плюют на неё — как я! Иуда гневно плюнул на землю.

— Он весь грех людей взял на себя. Его жертва прекрасна! — настаивал Иоанн.

— Нет, вы на себя взяли весь грех. Любимый ученик! Разве не от тебя начнётся род предателей, порода

малодушных и лжецов? Слепцы, что сделали вы с землёю? Вы погубить её захотели, вы скоро будете

целовать крест, на котором вы распяли Иисуса! Так, так — целовать крест обещает вам Иуда!

— Иуда, не оскорбляй! — прорычал Пётр, багровея. — Как могли бы мы убить всех врагов его? Их так

много!

— И ты, Пётр! — с гневом воскликнул Иоанн. — Разве ты не видишь, что в него вселился сатана? Отойди

от нас, искуситель. Ты полон лжи! Учитель не велел убивать.

— Но разве он запретил вам и умирать? Почему же вы живы, когда он мёртв? Почему ваши ноги ходят,

ваш язык болтает дрянное, ваши глаза моргают, когда он мёртв, недвижим, безгласен? Как смеют быть

красными твои щеки, Иоанн, когда его бледны? Как смеешь ты кричать, Пётр, когда он молчит? Что

делать, спрашиваете вы Иуду? И отвечает вам Иуда, прекрасный, смелый Иуда из Кариота:

умереть. Вы должны были пасть на дороге, за мечи, за руки хватать солдат. Утопить их в море своей крови

— умереть, умереть! Пусть бы сам Отец его закричал от ужаса, когда все вы вошли бы туда!

Иуда замолчал, подняв руку, и вдруг заметил на столе остатки трапезы. И с странным изумлением,

любопытно, как будто первый раз в жизни увидел пищу, оглядел её и медленно спросил:

— Что это? Вы ели? Быть может, вы спали также?

— Я спал, — кротко опустив голову, ответил Пётр, уже чувствуя в Иуде кого-то, кто может

приказывать, — Спал и ел.

Фома решительно и твёрдо сказал:

— Это все неверно. Иуда. Подумай: если бы все умерли, то кто бы рассказал об Иисусе? Кто бы понёс

людям его учение, если бы умерли все: и Пётр, и Иоанн, и я?

— А что такое сама правда в устах предателей? Разве не ложью становится она? Фома, Фома, разве ты не

понимаешь, что только сторож ты теперь у гроба мёртвой правды. Засыпает сторож, и приходит вор, и

уносит правду с собою, — скажи, где правда? Будь же ты проклят, Фома! Бесплоден и нищ ты будешь

вовеки, и вы с ним, проклятые!

— Будь сам проклят, сатана! — крикнул Иоанн, и повторили его возглас Иаков, и Матфей, и все другие

ученики. Только Пётр молчал.

Приложение 6

Иуда давно уже, во время своих одиноких прогулок, наметил то место, где он убьёт себя после

смерти Иисуса. Это было на горе, высоко над Иерусалимом, и стояло там только одно дерево,

кривое, измученное ветром, рвущим его со всех сторон, полузасохшее. Одну из своих

обломанных кривых ветвей оно протянуло к Иерусалиму, как бы благословляя его или чем-то

угрожая, и её избрал Иуда для того, чтобы сделать на ней петлю. Но идти до дерева было

далеко и трудно, и очень устал Иуда из Кариота. Все те же маленькие острые камешки

рассыпались у него под ногами и точно тянули его назад, а гора была высока, обвеяна ветром,

угрюма и зла. И уже несколько раз присаживался Иуда отдохнуть, и дышал тяжело, а сзади,

сквозь расселины камней, холодом дышала в его спину гора.

— Ты ещё, проклятая! — говорил Иуда презрительно и дышал тяжело, покачивая тяжёлой

головою, в которой все мысли теперь окаменели. Потом вдруг поднимал её, широко раскрывал

застывшие глаза и гневно бормотал:

— Нет, они слишком плохи для Иуды. Ты слышишь, Иисус? Теперь ты мне поверишь? Я иду к

тебе. Встреть меня ласково, я устал. Я очень устал. Потом мы вместе с тобою, обнявшись, как

братья, вернёмся на землю. Хорошо?

Опять качал каменеющей головою и опять широко раскрывал глаза, бормоча:

— Но, может быть, ты и там будешь сердиться на Иуду из Кариота? И не поверишь? И в ад

меня пошлёшь? Ну что же! Я пойду в ад! И на огне твоего ада я буду ковать железо и разрушу

твоё небо. Хорошо? Тогда ты поверишь мне? Тогда пойдёшь со мною назад на землю, Иисус?

Наконец добрался Иуда до вершины и до кривого дерева, и тут стал мучить его ветер. Но когда

Иуда выбранил его, то начал петь мягко и тихо, — улетал куда-то ветер и прощался.

— Хорошо, хорошо! А они собаки! — ответил ему Иуда, делая петлю. И так как верёвка могла

обмануть его и оборваться, то повесил он её над обрывом, — если оборвётся, то все равно на

камнях найдёт он смерть. И перед тем как оттолкнуться ногою от края и повиснуть, Иуда из

Кариота ещё раз заботливо предупредил Иисуса:

— Так встреть же меня ласково, я очень устал, Иисус.

И прыгнул. Верёвка натянулась, но выдержала: шея Иуды стала тоненькая, а руки и ноги

сложились и обвисли, как мокрые. Умер. Так в два дня, один за другим, оставили землю Иисус

Назарей и Иуда из Кариота, Предатель.

Всю ночь, как какой-то чудовищный плод, качался Иуда над Иерусалимом, и ветер поворачивал

его то к городу лицом, то к пустыне — точно и городу и пустыне хотел он показать Иуду. Но,

куда бы ни поворачивалось обезображенное смертью лицо, красные глаза, налитые кровью и

теперь одинаковые, как братья, неотступно смотрели в небо. А наутро кто-то зоркий увидел над

городом висящего Иуду и закричал в испуге. Пришли люди, и сняли его, и, узнав, кто это,

бросили его в глухой овраг, куда бросали дохлых лошадей, кошек и другую падаль.

И в тот вечер уже все верующие узнали о страшной смерти Предателя, а на другой день узнал о

ней весь Иерусалим. Узнала о ней каменистая Иудея, и зелёная Галилея узнала о ней, и до

одного моря и до другого, которое ещё дальше, долетела весть о смерти Предателя. Ни быстрее,

ни тише, но вместе с временем шла она, и как нет конца у времени, так не будет конца

рассказам о предательстве Иуды и страшной смерти его. И все — добрые и злые — одинаково

предадут проклятию позорную память его, и у всех народов, какие были, какие есть, останется

он одиноким в жестокой участи своей — Иуда из Кариота, Предатель



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники